Две крайности и Срединный путь
С.LVI. 11
Потворствовать себе в чувственном наслаждении, неблагородном, обыденном, вульгарном, порочном, бесполезном; или предаваться самоумерщвлению, болезненному, неблагородному, бесполезному: обеих этих крайностей избежал Совершенный и постиг Срединный Путь, позволяющий одновременно видеть и знать, ведущий к миру, мудрости, пробуждению, Ниббане.
Восьмеричный Путь
Это Благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания, а именно:
1. | Правильное понимание SammЊ-diээhi | III. Мудрость PaааЊ | |
2. | Правильное мышление SammЊ-sankappa | ||
3. | Правильная речь SammЊ-vЊcЊ | I. Нравственность Sґla | |
4. | Правильная деятельность SammЊ-kammanta | ||
5. | Правильные средства к существованию SammЊ-Њjiva | ||
6. | Правильное усилие SammЊ-vЊyЊma | II. Сосредоточение SamЊdhi | |
7. | Правильная осознанность SammЊ-sati | ||
8. | Правильное сосредоточение SammЊ-samЊdhi |
Это Срединный Путь, который постиг Совершенный, позволяющий одновременно видеть и знать, ведущий к миру, мудрости, пробуждению, Ниббане.
Благородный восьмеричный путь
(ariya-aээhangikamagga)
Метафора "Путь" иногда неверно истолковывается так, как будто отдельные этапы пути нужно практиковать по очереди, в указанном порядке. В таком случае, Правильное Понимание, то есть полное постижение Истины, должно быть достигнуто в первую очередь, ещё до того, как последователь начнёт думать о развитии Правильного Мышления, или практиковать Правильную Речь и т.д. Но в действительности три фактора (3-5), образующих раздел "Нравственность" (sґla), должны быть выполнены в первую очередь; после этого нужно уделить внимание систематической тренировке ума, практикуя три фактора (6-8), образующих раздел "Сосредоточение" (samЊdhi); только после такой подготовки человеческий характер и ум будут способны достичь совершенства в первых двух факторах (1-2), образующих раздел "Мудрость" (paааЊ).
|
Тем не менее, с самого начала требуется исходный минимум Правильного Понимания, так как определённое представление о факте страдания и т.д. необходимо как некий базис, или стимул для более усердной практики Пути. Определённая степень Правильного Понимания также требуется как помощь в достижении осмысленного и эффективного выполнения отдельных функций других факторов Пути в их общей задаче освобождения. По этой причине, и для того, чтобы подчеркнуть важность этого фактора, Правильное Понимание было помещено на первое место в Благородном Восьмеричном Пути.
Однако начальное осмысление Дхаммы должно постепенно развиваться при помощи остальных факторов, пока оно не достигнет в конечном счёте той высшей ясности Видения-как-есть (vipassanЊ), которая является неотъемлемым условием вхождения в четыре "состояния праведности" (см. раздел "Благородные личности") и достижения НиббЊны.
Таким образом, Правильное Понимание является как началом, так и итогом Благородного восьмеричного пути.
М. 139
Свободен от боли и мучений этот путь, свободен от стенаний и страданий; это совершенный путь.
Дхп. 274-275
Действительно, нет никакого другого пути, подобного этому по чистоте видения. Если вы последуете по нему, вы положите конец страданию.
Дхп. 276 [Перевод с пали В.Н.Топорова - Т.А.Л.]
Вы сами должны сделать усилие. Татхагаты — лишь учителя.
|
М. 26
Прислушайтесь, потому что найдено Бессмертное. Я открыл, я изложил Истину. Раз я открыл её вам, действуйте! И эту высшую цель праведной жизни, ради которой сыны благородных семей справедливо покидают дома для бездомной жизни: её вы вскоре, в этой жизни, познаете для себя, достигнете, и овладеете ею.
Правильное понимание
(sammЊ-diээhi)
Д. 24
Что же такое Правильное Понимание?
Понимание Четырёх истин
1. Понимать страдание;
2. Понимать происхождение страдания;
3. Понимать прекращение страдания;
4. Понимать путь, ведущий к прекращению страдания.
Это называется Правильным Пониманием.