IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания




Две крайности и Срединный путь

С.LVI. 11

Потворствовать себе в чувственном наслаждении, неблагородном, обыденном, вульгарном, порочном, бесполезном; или предаваться самоумерщвлению, болезненному, неблагородному, бесполезному: обеих этих крайностей избежал Совершенный и постиг Срединный Путь, позволяющий одновременно видеть и знать, ведущий к миру, мудрости, пробуждению, Ниббане.

Восьмеричный Путь

Это Благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания, а именно:

1. Правильное понимание SammЊ-diээhi III. Мудрость PaааЊ
2. Правильное мышление SammЊ-sankappa
3. Правильная речь SammЊ-vЊcЊ I. Нравственность Sґla
4. Правильная деятельность SammЊ-kammanta
5. Правильные средства к существованию SammЊ-Њjiva
6. Правильное усилие SammЊ-vЊyЊma II. Сосредоточение SamЊdhi
7. Правильная осознанность SammЊ-sati
8. Правильное сосредоточение SammЊ-samЊdhi

Это Срединный Путь, который постиг Совершенный, позволяющий одновременно видеть и знать, ведущий к миру, мудрости, пробуждению, Ниббане.

Благородный восьмеричный путь
(ariya-aээhangikamagga)

Метафора "Путь" иногда неверно истолковывается так, как будто отдельные этапы пути нужно практиковать по очереди, в указанном порядке. В таком случае, Правильное Понимание, то есть полное постижение Истины, должно быть достигнуто в первую очередь, ещё до того, как последователь начнёт думать о развитии Правильного Мышления, или практиковать Правильную Речь и т.д. Но в действительности три фактора (3-5), образующих раздел "Нравственность" (sґla), должны быть выполнены в первую очередь; после этого нужно уделить внимание систематической тренировке ума, практикуя три фактора (6-8), образующих раздел "Сосредоточение" (samЊdhi); только после такой подготовки человеческий характер и ум будут способны достичь совершенства в первых двух факторах (1-2), образующих раздел "Мудрость" (paааЊ).

Тем не менее, с самого начала требуется исходный минимум Правильного Понимания, так как определённое представление о факте страдания и т.д. необходимо как некий базис, или стимул для более усердной практики Пути. Определённая степень Правильного Понимания также требуется как помощь в достижении осмысленного и эффективного выполнения отдельных функций других факторов Пути в их общей задаче освобождения. По этой причине, и для того, чтобы подчеркнуть важность этого фактора, Правильное Понимание было помещено на первое место в Благородном Восьмеричном Пути.

Однако начальное осмысление Дхаммы должно постепенно развиваться при помощи остальных факторов, пока оно не достигнет в конечном счёте той высшей ясности Видения-как-есть (vipassanЊ), которая является неотъемлемым условием вхождения в четыре "состояния праведности" (см. раздел "Благородные личности") и достижения НиббЊны.

Таким образом, Правильное Понимание является как началом, так и итогом Благородного восьмеричного пути.

М. 139

Свободен от боли и мучений этот путь, свободен от стенаний и страданий; это совершенный путь.

Дхп. 274-275

Действительно, нет никакого другого пути, подобного этому по чистоте видения. Если вы последуете по нему, вы положите конец страданию.

Дхп. 276 [Перевод с пали В.Н.Топорова - Т.А.Л.]

Вы сами должны сделать усилие. Татхагаты — лишь учителя.

М. 26

Прислушайтесь, потому что найдено Бессмертное. Я открыл, я изложил Истину. Раз я открыл её вам, действуйте! И эту высшую цель праведной жизни, ради которой сыны благородных семей справедливо покидают дома для бездомной жизни: её вы вскоре, в этой жизни, познаете для себя, достигнете, и овладеете ею.

Правильное понимание
(sammЊ-diээhi)

Д. 24

Что же такое Правильное Понимание?

Понимание Четырёх истин

1. Понимать страдание;

2. Понимать происхождение страдания;

3. Понимать прекращение страдания;

4. Понимать путь, ведущий к прекращению страдания.

Это называется Правильным Пониманием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: