М. 29
И опять же, когда благородный последователь понимает, что кармически умело, и исток умелой кармы, что кармически неумело, и исток неумелой кармы, тогда он имеет Правильное Понимание.
А что является кармически неумелым (akusala)?
1. | Причинение вреда живым существам кармически неумело | Действие Телом (kЊya-kamma) | |
2. | Воровство кармически неумело | ||
3. | Незаконные половые связи кармически неумелы | ||
4. | Ложь кармически неумела | Действие Речью (vacґ-kamma) | |
5. | Сплетни и клевета кармически неумелы | ||
6. | Грубая речь кармически неумела | ||
7. | Пустословие кармически неумело | ||
8. | Алчность кармически неумела | Действие Умом (mano-kamma) | |
9. | Недоброжелательность кармически неумела | ||
10. | Ложные взгляды кармически неумелы |
Эти десять называются "Порочным Поведением" (akusala-kammapatha).
Каковы истоки неумелой кармы? Алчность (lobha) является корнем неумелой кармы; Ненависть (dosa) является истоком неумелой кармы; Неведение (moha) является истоком неумелой кармы.
Поэтому, говорю я, заслуживают порицания действия трёх видов: обусловленные либо алчностью, либо ненавистью, либо неведением.
"Кармически неумелым" (a-kusala) считается любой волевой акт тела, речи или ума, происходящий из алчности, ненависти или неведения. Это относится к акусала, то есть к неблагоприятному или неумелому, так как производит вредные и болезненные результаты в этом или каком-либо будущем существовании. Мотивация или волевой акт является на самом деле тем, что считается действием (kamma). Оно может проявлять себя в действии тела или речи; если оно не проявляет себя внешне, оно считается умственным действием.
Состоянию алчности (lobha), так же как и ненависти (dosa), всегда сопутствует невежество (или неведение; moha), последнее же является первичным истоком всего зла. Алчность и ненависть, тем не менее, не могут сосуществовать в одном и том же моменте сознания.
|
Что является "кармически умелым"?
1. | Воздержание от убийства кармически умело | Действие Телом (kЊya-kamma) | |
2. | Воздержание от воровства кармически умело | ||
3. | Воздержание от незаконных половых связей кармически умело | ||
4. | Воздержание от лжи кармически умело | Действие Речью (vacґ-kamma) | |
5. | Воздержание от сплетен и клеветы кармически умело | ||
6. | Воздержание от грубой речи кармически умело | ||
7. | Воздержание от пустословия кармически умело | ||
8. | Отсутствие алчности кармически умело | Действие Умом (mano-kamma) | |
9. | Отсутствие недоброжелательности кармически умело | ||
10. | Правильное понимание кармически умело |
Эти десять называются "Умелый образ действий" (kusala-kamma-patha).
Каковы истоки умелой кармы? Отсутствие алчности (a-lobha — бескорыстие) является истоком умелой кармы; отсутствие ненависти (a-dosa — доброта) является истоком умелой кармы; отсутствие неведения (a-moha — мудрость) является истоком умелой кармы.
Понимание "трёх характеристик"
(ti-lakkhaцa)
С. XXII. 51
И опять же, когда кто-либо понимает, что материальность, чувство, восприятие, умственные конструкции и сознание преходящи (подвержены страданию, и не имеют "Я"), в данном случае он также обладает Правильным Пониманием.
Бесполезные вопросы
М. 63
Если кто-то скажет, что он не желает следовать праведному образу жизни под руководством Благословенного, если Благословенный сначала не скажет ему, является ли мир вечным или преходящим, конечным или бесконечным; является ли жизнь одним и тем же, что и тело, или это нечто иное; продолжает ли Совершенный существовать после смерти и т.д. — так он может умереть до того, как Совершенный сообщит ему об этом.
|
Подобным же образом, когда человек пронзён стрелой, и его друзья, коллеги и родные должны послать за доктором, но он говорит: "Я не позволю извлечь эту стрелу до тех пор, пока не узнаю, кто именно послал её в меня: является ли он благородным человеком, жрецом, торговцем или служащим"; или: "Как его зовут и к какой семье он принадлежит"; или: "Высокий ли он, низкий, или среднего роста". Поистине, такой человек скорее умрёт, чем обо всём этом узнает.
Снп. 592
Поэтому, человек, который ищет своего благополучия, должен вынуть эту стрелу — эту стрелу плача, боли и печали.
М. 63
Ибо, независимо от того, существует ли теория, или ее не существует, что мир вечен или преходящ, конечен или бесконечен, — определенно, в мире существуют рождение, старение, смерть, печаль, плач, боль, скорбь и отчаяние, о возможности прекращения которых даже в этой жизни мною было сказано вам.
Пять уз
(saµyojana)
М. 64
Представьте, например, непросвещённого обывателя, лишённого уважения к праведным людям, не ведающего об учении праведных людей, необученного в благородном учении. И сердце его одержимо и охвачено иллюзией "Я", скептицизмом, привязанностью к обрядам и ритуалам, к чувственной страсти, и к враждебности; и как освободиться ему от этих вещей, он в действительности не знает.
Иллюзия "Я" (sakkЊya-diээhi) может проявлять себя как:
|
1. "Вечность": bhava- или sassata-diээhi, букв. "Вера в Вечность", то есть вера в то, что "Эго", "Я" или Душа существует независимо от материального тела, и продолжает существовать даже после разложения последнего.
2. "Уничтожение": vibhava- или uccheda-diээhi, букв. "Вера в уничтожение", то есть материалистическая вера в то, что данная жизнь образует "Я", и, следовательно, оно уничтожается в момент смерти материального тела.
О десяти "Узах" (saµyojana) смотрите раздел "Десять Уз".