1) Учебно-методическая литература для учителя
1. Бояркина Ю.А. Использование информационных технологий в предметах /
Ю.А.Бояркина - Тюмень, ТОГИРРО, 2009.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.
3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя / Н. А. Горяева. — М., 1991.
4. Детский журнал об искусстве "Эскиз".Изд.дом «Веселые картинки».
5. Ежемесячный познавательный журнал союза художников о культуре и живописи для детей и взрослых "Юный художник".
6. Корнева Г. Бумага: играем, вырезаем, клеим / Г. Корнева. — СПб., 2001
7. Мосин И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей./ И.Г. Мосин - Екатеринбург: У-Фактория, 2000.
8. Пекина О. И. Ребенок с карандашом: ступеньки мастерства / О. И. Пекина. — Тольятти, 2004.
9. Радомская О. И., Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. — М., 2002.
10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник в 4-х ч. Основы композиции./ Н.М.Сокольникова - Обнинск: Титул. 1996.
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник в 4-х ч. Основы живописи./ Н.М. Сокольникова - Обнинск: Титул. 1996.
Интернет- ресурсы:
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов https://schoolcollection.informika.ru;
2. Википедия - свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki;
3. Педсовет.org Живое пространство образования https://pedsovet.org
4. Клуб учителей начальной школы
5. https://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_izo/8932-risovanie-s-naturyosennielistya.html
6. Фестиваль педагогических идей https://festival.1september.ru/
7. Педсовет https://pedsovet.org/
8. Педагогическое сообщество https://www.pedsovet.su/
9. Учебно-методический портал https://www.uchmet.ru/library/material/
|
2) Учебно-методическая литература для ученика
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник в 4-х ч. Основы композиции./ Н.М.Сокольникова - Обнинск: Титул. 1996.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник в 4-х ч. Основы живописи./ Н.М. Сокольникова - Обнинск: Титул. 1996.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник в 4-х ч. Основы рисунка./ Н.М. Сокольникова - Обнинск: Титул. 1996.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник в 4-х ч. Словарь терминов./ Н.М. Сокольникова - Обнинск: Титул. 1996.
Материально-техническое обеспечение просторный оборудованный кабинет;
• предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
• оборудование: ножницы.
• шкаф для хранения изделий, материалов; коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника». 5 класс.
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Живопись | - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; | - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; | |||
Сказочный вечерний лес | Комбинированная | ||||
Покой | Комбинированная | ||||
Веселый солнечный день | Комбинированная | ||||
Аква | Комбинированная | ||||
Путешествие | Комбинированная | ||||
Дерево чудес | Комбинированная | ||||
Ах, уж эти сказки | Комбинированная | ||||
Фантазия на тему «Космос» | Комбинированная | ||||
Композиция на свободную тему | Комбинированная | ||||
Пейзаж | Комбинированная | ||||
Мои школьные друзья | Комбинированная |
|
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Мой любимый герой из мультфильма | Комбинированная | ||||
Графика | - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; | -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; | |||
Тихо в лесу | Комбинированная | ||||
Домашние животные | Комбинированная | ||||
Форма, объем | Комбинированная | ||||
Человек | Комбинированная | ||||
Лес заиндевелый | Комбинированная | ||||
Праздничная открытка | Комбинированная | ||||
Весна | Комбинированная | ||||
В ритме танца | Комбинированная | ||||
Скульптура | - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; | - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; |
|
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Мама, папа, я –спортивная семья | Комбинированная | ||||
Мир животных | Комбинированная | ||||
Сказочный город на острове Буяне | Комбинированная | ||||
Портрет друга | Комбинированная | ||||
Аппликация | - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; | - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; | |||
Композиция из засушенных листьев | Комбинированная | ||||
Композиция из засушенных листьев | Комбинированная | ||||
Композиция из фантиков | Комбинированная | ||||
Композиция из фантиков | Комбинированная | ||||
Бумажная пластика | |||||
Цветы из бумаги | Комбинированная | ||||
Корзинка | Комбинированная | ||||
Сказочный мир бабочки | Комбинированная | ||||
Работа с природным материалом | - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. | - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, | |||
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. | |||||
Морская мозаика | Комбинированная | ||||
Лесные духи | Комбинированная | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | |||||
Выставка детских работ | Комбинированная |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника». 6 класс.
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Живопись | - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; | - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; | |||
Введение | Комбинированная | ||||
Букет цветов в вазе | Комбинированная | ||||
Букет цветов в вазе | Комбинированная | ||||
Кувшин и фрукты | Комбинированная | ||||
День и ночь | Комбинированная | ||||
Изображение фантастического животного | Комбинированная | ||||
Корабли в море | Комбинированная | ||||
Корабли в море | Комбинированная | ||||
Закат солнца на море | Комбинированная | ||||
Закат солнца на море | Комбинированная |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Моё настроение | Комбинированная | ||||
Листопад | Комбинированная | ||||
Листопад | Комбинированная | ||||
Графика | - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; | -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; | |||
Изображение сказочного подземного города | Комбинированная | ||||
Зарисовки карандашом насекомых | Комбинированная | ||||
Создание портрета человека | Комбинированная | ||||
Солнечный день и пасмурное утро | Комбинированная | ||||
Солнечный день и пасмурное утро | Комбинированная | ||||
Всё, что я вижу каждый день по дороге в школу | Комбинированная | ||||
Скульптура | - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ | - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
окружающих; | ||||||
Украшение вазы пластилином | Комбинированная | |||||
Украшение вазы пластилином | Комбинированная | |||||
Мама и ребёнок | Комбинированная | |||||
Мама и ребёнок | Комбинированная | |||||
Лепка фантастического животн подводного мира | ого | Комбинированная | ||||
Аппликация | - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; | - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; | ||||
Аппликация композиции симметрических деталей | из | Комбинированная | ||||
Аппликация композиции симметрических деталей | из | Комбинированная | ||||
Изготовление поздравительной открытки к 8 марта | Комбинированная | |||||
Изготовление поздравительной открытки к 8 марта | Комбинированная | |||||
Бумажная пластика | ||||||
Изготовление цветка из бумаги в | Комбинированная |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
технике квиллинг | ||||||
Изготовление праздничной открытки | Комбинированная | |||||
Изготовление бус из бумаги цветных журналов | Комбинированная | |||||
Работа с природным материалом | - основе характере ошибок. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на оценки и сделанных | - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. | |||
Поделка из скорлупы грецких орехов и другого природного материала на тему «Домики животных в лесу» | Комбинированная | |||||
Поделка из скорлупы грецких орехов и другого природного материала на тему | Комбинированная | |||||
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
«Домики животных в лесу» | ||||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | ||||||
Выставка детских работ | Комбинированная |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника». 7 класс.
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Живопись | - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; | - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; | |||
Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас». | Комбинированная | ||||
Выполнение набросков с натуры. | Комбинированная | ||||
Рисование листьев деревьев. | Комбинированная | ||||
Рисование листьев деревьев. | Комбинированная | ||||
Рисование дерева. | Комбинированная | ||||
Рисование цветов. | Комбинированная | ||||
Рисование цветов. | Комбинированная | ||||
Рисование птиц. | Комбинированная | ||||
Рисование птиц. | Комбинированная | ||||
Сюжетная работа. | Комбинированная |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Графика | - учитывать выделенные ориентиры действий в новых планировать действия; | техниках, свои | -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; | |||
Введение. Типы линий. | Комбинированная | |||||
Введение. Типы линий. | Комбинированная | |||||
Работа цветными карандашами | Комбинированная | |||||
Работа цветными карандашами | Комбинированная | |||||
Работа фломастером | Комбинированная | |||||
Работа фломастером | Комбинированная | |||||
Вид графики. Гравюра | Комбинированная | |||||
Вид графики. Гравюра | Комбинированная | |||||
Скульптура | - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ | - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
окружающих; | |||||
Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином | Комбинированная | ||||
Выполнение творческих работ. Лепка с натуры. | Комбинированная | ||||
Выполнение творческих работ. Лепка по памяти. | Комбинированная | ||||
Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного). | Комбинированная | ||||
Аппликация | - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; | - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; | |||
Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Тех-нология выпол-нения обрывной аппликации. | Комбинированная | ||||
Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация. | Комбинированная | ||||
Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация. | Комбинированная | ||||
Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация. | Комбинированная | ||||
Бумажная пластика | |||||
Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | Комбинированная |
Работа с природным материалом | - основе характере ошибок. | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на оценки и сделанных | - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. | |||
Введение. Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья. | Комбинированная | |||||
Аппликация из листьев. Животные. | Комбинированная | |||||
Аппликация из листьев. Животные. | Комбинированная | |||||
Создание композиции из листьев, цветов. | Комбинированная | |||||
Создание композиции из листьев, цветов. | Комбинированная | |||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | ||||||
Подведение итогов года «Праздник творчества» | Комбинированная |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника». 8 класс.
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Живопись | Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. | - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; | |||
Радуга и праздник красок | Комбинированная |
Мы – строили. Домики (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур) | Комбинированная | ||||
Мы – строили. Домики (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур) | Комбинированная | ||||
Пейзаж. Состояние природы | Комбинированная | ||||
Пейзаж. Состояние природы | Комбинированная | ||||
Графика | Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. | -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Линия – основа языка рисунка освоения выразительности графической неразомкнутой линии, проведение пластичных, свободных линий. | Комбинированная | ||||
Изображение животных, птиц. | Комбинированная | ||||
Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта. | Комбинированная | ||||
Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта. | Комбинированная | ||||
Выполнение упражнений на ритм. | Комбинированная |
Скульптура | Развитие навыка использования основных приёмов работы со скульптурными материалами. Работа с пластикой плоской формы, изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. | - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; | |||
Основные приемы работы со скульптурным материалом – пластилином. Лепка листьев. | Комбинированная | ||||
Основные приемы работы со скульптурным материалом – пластилином. Лепка листьев. | Комбинированная | ||||
Лепка. Глиняные игрушки | Комбинированная | ||||
Лепка. Глиняные игрушки | Комбинированная |
Лепка. Глиняные игрушки | Комбинированная | ||||
Аппликация | Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм. | - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; | |||
Выполнить композицию из цветов. | Комбинированная | ||||
Выполнить композицию из цветов. | Комбинированная | ||||
Мозаика. Техника «Кракле» | Комбинированная | ||||
Мозаика. Техника «Кракле» | Комбинированная | ||||
Мозаика. «Витраж. Батик» | Комбинированная | ||||
Бумажная пластика | |||||
Силуэтное вырезание формы. | Комбинированная | Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. | |||
Силуэтное вырезание формы. | Комбинированная | ||||
Изображение отдельных фигурок. | Комбинированная | ||||
Изображение отдельных фигурок. | Комбинированная | ||||
Бумажная пластика. Техника «Квиллинг» | Комбинированная | ||||
Бумажная пластика. Техника «Квиллинг» | |||||
Бумажная пластика. Техника «Квиллинг» |
Работа с природным материалом | Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д. | - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. | |||
Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» | Комбинированная | ||||
Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» | Комбинированная | ||||
Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» | Комбинированная | ||||
Выполнение проекта «Флористический пейзаж» | Комбинированная | ||||
Выполнение проекта «Флористический пейзаж» | Комбинированная | ||||
Флористика. «Объёмные флористические работы» | Комбинированная | ||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. | ||||
Подведение итогов года | Комбинированная |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника». 9 класс.
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Живопись | Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. | - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; | |||
«Радуга и праздник красок» Искусство вокруг нас. | Комбинированная | ||||
«Радуга и праздник красок» | Комбинированная | ||||
Цветы и бабочки, Подводный мир. Художественный образ. | Комбинированная | ||||
Цветы и бабочки, Подводный мир. | Комбинированная |
№ ур. | Тема урока | Форма занятия | Основные виды внеурочной деятельности | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Законы красоты. Выполнение упражнений с изменением цвета путем насыщения его ахроматической шкалой | Комбинированная | ||||
Мы – строили. Домики (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур) | Комбинированная | ||||
Рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур. Есть ли у красоты законы? | Комбинированная | ||||
Пейзаж. Состояние природы | Комбинированная | ||||
Графика | Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. | -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; |
Линия – основа языка рисунка. | Комбинированная | ||||
Изображение животных, птиц. | Комбинированная | ||||
Мастерство исполнения. Изображение животных, птиц. | Комбинированная | ||||
Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта. | Комбинированная | ||||
Приемы работы цветными карандашами Изображение природы. | Комбинированная |