ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Заочное отделение
ТЕМА №1 Диагностика в дошкольном математическом образовании
1. Понятие диагностики и прогнозирования математического развития детей.
2. Методы и формы организации диагностики.
3. Педагогические условия проведения диагностики уровня математического развития детей.
4. Содержание и виды диагностики.
Практическое задание:
Приложить вопросы – задания с текущей диагностики детей в любом возрастной группе, указать автора и выходные данные его книги (откуда выписали).
Литература:
1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.-М.,1981.
2. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению: Методические рекомендации.-М.-1986. –С. -.58.
3. Обучение математике в детском саду//Сост. В.В. Данилова М.,1997. - С. - 254-263.
4. Дуброва В., Милашевич Е. Педагогическая практика в детском саду.-М.,1998. - С. - 132-141.
5. Копытов Н. Задачи на развитие логики.-М.,1998. - Введение.
6. Беженова М. Веселая математика. - Д.,1998. - С. - 309.
7. Сербина Е. Диагностика// Дошкольное воспитание.-1994.-№9.
8. Ильина М., Парамонова Л., Головнева Н. Тесты для детей.-М.,1991.
9. Смоленцева А., Пустовойт Т.О. Некоторые подходы к диагностике математического развития дошкольников.- Нижний Новгород, 1994.
10. Ерофеева Т., Парамонова А. Диагностика готовности детей к обучению в школе.-М.,1994. - С. - 19-23.
11. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики.- М.,2003. – С. 364.
12. Демина
ТЕМА №2 Планирование работы по формированию математических представлений у детей в дошкольном учреждении
1. Сущность, виды, и содержание планирования работы по ФМП в ДОУ.
2. Требование к составлению линейных, концентрических и спиральных планов по ФМП у детей.
3. Анализ планов воспитания в разных возрастных группах.
Практическое задание:
1. Составить подробный план (спиральный) на один день по осуществлению работы с детьми по ФМП.
Литература:
1. Подласый. Педагогика.-М.,1996. - Планирование.
2. Галиева. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание.-1991.-№5.-С.- 36.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А.А. Столяра.-М.,1988. - С. - 287-289.
4. Локоть Н. Обучение будущих воспитателей планированию знаний по развитию ЭМП//Моделирование и обучение. Сб.научных трудов.- Мурманск, 1992.-С. - 74-79.
5. Тарханова Е. К выполнению Программы воспитания и обучения в детском саду по развитию ЭМП// Дошкольное воспитание.- 1987.-№9.
6. Михайленко Н., Короткова Н. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования// Дошкольное воспитание.-1992.-№5-6. - С. - 27-21.
7. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики.- М.,2003. – С. 295 – 321.
ТЕМА №3 Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения школы по обучению детей математике
Вопросы для обсуждения:
1. Требования современной школы к математической подготовке детей в ДОУ и семье. Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.
2. Преемственность в содержании программ по математике, в методах работы с детьми.
3. Формы организации преемственности в работе школы и ДОУ по обучению математике. Основные преемственности в нормативных документах.
Задания студентам:
1. Изучить литературу.
2. Записать содержание программы по математике для первого класса.
Литература:
1. Обучение математике в детском саду//Сост. В.В. Данилова М.,1997. - С. - 230-248.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А.А. Столяра.-М.,1988.-С.-7-9.
3. Ясюкова Л. Готовность к школе//Психологическая газета.-1999.-№ 1.
4. Петерсон Л. Программа по математике для 3-летней и 4-летней начальной школы// Вестник образования.-1997.-№ 4.
5. Преемственность в работе детских садах и начальной школы: Библиотека руководителя ДОУ/ Сост. Г. Миронова, Л. Парамонова, Т.Воробьева.-М.,1998. - С. - 7-15.
6. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования. Письмо МОРФ от 25.03.1994 №35-М// Дошкольное образование России. -М., 2001. - С. - 283-292.
7. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы. Письмо МОРФ от 09.08.2000. №237/23-10.
8. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики.- М.,2003. – С. 19 – 28.
9. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – Ростов-на-Дону, 2005, С. 11 - 30.
ТЕМА №4 Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и семьи по обучению детей математике
1. Значение математического развития детей в семье.
2. Формы совместной работы ДОУ и семьи по ФМП у детей.
3. Требования к осуществлению работы с семьей по вопросам преемственности в математическом образовании детей.
Практическое задание:
1. Изучить источники.
2. Разработать консультацию и приложить план-конспект родительского собрания по вопросам математического развития детей.
3. Приложить годовой план ДОУ по разделу «Работа с семьей».
Литература:
1. Педагогика (любой учебник для ВУЗов) раздел «Работа с семьей».
2. Обучение математике в детском саду// Сост. В.В. Данилова М.,1997. - С. - 249-253.
3. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальной школе.-М.,1965.
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М.,1990.
5. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет/ на материале математики/.-М.,1983.
6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-М.,1996.-С.144.
ТЕМА №5 Методическое руководство развитием математических представлений у детей в дошкольных учреждениях
1. Задачи и основные направления методической работы.
2. Методическое обеспечение математического образования детей в ДОУ и распространение передового педагогического опыта.
3. Формы работы с педагогическими кадрами по вопросам ФМП детей.
4. Роль заведующего и старшего воспитателя в организации работы по ФМП в разных возрастных группах и контроля за ней.
Практическое задание:
1. Изучить литературу.
2. Изучить нормативные инструкции и выписать функции заведующей и старшего воспитателя.
Литература:
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А.А. Столяра.-М.,1988. - С. - 290-295.
2. Дуброва В., Милашевич Е. Организация методической работы в дошкольных учреждениях.-М., 1995. - Введение.
3. Васильева А., Бахтурина А., Кобитина И. Старший воспитатель детского сада.-М.,1990. – С. - 5-24, 26-52, 93-107.
4. Поздняк Л. Основы управления дошкольным учреждением.-М.,1984. – С. - 8-10.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики.- М.,2003. – С. 295-321.
6. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – Ростов-на-Д.,2005.
ТЕМА №6 Нетрадиционные формы работы с воспитателями по математическому развитию дошкольников в детском саду
1. Организация работы педагогического кабинета по ФМП у детей дошкольного возраста.
2. Оборудование педагогического процесса по ФМП.
3. Нетрадиционные формы работы с воспитателями по математическому развитию дошкольников в детском саду.
Практическое задание:
1. Изучить литературу.
2. Изучить документацию и оборудование педагогического кабинета ДОУ. Составить аннотации.
3. Приложить план-конспект консультации для воспитателей по теме «Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста», «Знакомство дошкольников с двузначными числами». тему можно изменить на более интересную.
Литература:
1. Васильева А., Бахтурина Л., Кобитина И. Старший воспитатель детского сада.-М.,1990. – С. - 122-134.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А. Столяра.-М.,1988. - С. - 290-295.
3. Изгоршева В. Игрушки и пособия для детского сада.-М.,1987. - С. - 48-63.
4. Петерсон Л.Г., Е.В.Кочемасова. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. Часть 1.-М.,1995. - С. - 64.
5. Попов Ю.П., Пухначев Ю.М. Математика в образах.-М.,1989. - С. - 208.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики.- М.,2003. –С. 295-321, 130,377.
7. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – Ростов-на-Д.,2005.
8. Юрьева А. Совершенствование профессионального мастерства воспитателей по руководству игровой деятельности//Рук-во играми детей в дошкольном учреждении.-М.,1986. – С. -.95-98.
9. Михайленко Н. О воспитателе детского сада// Дошкольное воспитание.-1993.-№9.-С.-.2-9.
ТЕМА №7 Универсальный дидактический материал для дошкольников: цветные числа Х.Кюизенера
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика материала (внешний вид, назначение).
2. Педагогическое руководство деятельностью дошкольников в разных возрастных группах.
3. Содержание игр и упражнений с изучаемым материалом по освоению детьми программных задач математического развития в ДОУ.
Практическое задание:
1. Изготовить и принести наборы цветных палочек.
2. Выписать программные задачи математического развития из Программы воспитания ребенка-дошкольника, реализуемые с помощью данного материала (по старшей группе).
Литература:
1. Программа воспитания ребенка-дошкольника. Чебоксары, 1995.
2. Носова Е.А., Непомнящая Р.А. Логика и математика для дошкольников., С-пб,1996, С.25-41.
3. Фидлер М. Математика уже в детском саду.М.,1981, С.18,97,101,136-146.
4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Х.Кюизенера? М.,2006.
5. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х.Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду.
ТЕМА №8