Направления проектной и исследовательской деятельности
3.1. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:социальное;бизнес-проектирование;исследовательское;инженерное;информационное.
Социально - ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.
Бизнес-проектирование. Целью данного проекта является получение обучающимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанной с созданием и продвижением нового продукта – товара или услуги в самом широком смысле этих слов.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой,описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов,обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
- естественно-научные исследования;
- исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
- экономические исследования;
- социальные исследования;
- научно-технические исследования.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
|
Инженерный проект нацелен на освоение обучающимися общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств. Итогом разработки и реализации инженерного проекта является представление рабочей технической конструкции или модели (новой или усовершенствованной) и вывод, составленный на основе анализа технических характеристик.Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
Поисково-информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта (продуктом) может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
3.2.Проект может быть монопредметным, межпредметным, метапредметным.
3.3.Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- печатная работа (словарь, сборник, публикация в СМИ, справочник, пособие, бизнес-план, отчет о проведенных исследованиях и т.д.);
- мультимедийные продукты (видеоролики, видеофильмы, развивающие программы, обучающие программы и т.д.);
-материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты и т.д.
|
4. Требования к структуре работы
Структура текста и презентации работы: ее основные разделы, их последовательность и взаимосвязь отражает общую логику исследовательской или проектной работы, ход мысли автора, его действий.
Структура проектной работы
· Постановка проблемы. Необходимо раскрыть, почему возникла необходимость создания нового объекта (или в чем польза усовершенствования имеющегося объекта). Объектами могут быть: новое техническое устройство, макет, общественное мнение по какой-то научно-технической проблеме и др. Необходимо провести анализ имеющихся объектов и показать, чем они не удовлетворяют автора. Формулировка темы.
· Определение критериев результативности – по каким главным параметрам реализованного проектного замысла автор планирует оценивать успешность проекта.
· Создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий. Необходимо представить, на основе каких научных или технических средств предполагается получить заявленные свойства объекта; привести результаты исследования возможности и эффективности применения этих средств; провести анализ возможных положительных или отрицательных последствий, которые могут возникнуть для объекта, окружающей среды, людей.
· Определение доступных ресурсов – что необходимо для реализации проекта: материалы, комплектующие и как их получить; сколько времени предполагается потратить на реализацию проекта; финансовые средства (на что и сколько, это средства спонсоров, родителей, школы и др.); какие потребуются консультанты и какова их квалификация и др.
|
· План выполнения проекта. Здесь необходимо представить план выполнения проекта, рассчитав время, методы работы на каждом его этапе.
· Реализация плана, корректировка. Необходимо описать ход выполнения проекта, возникшие трудности и способы их разрешения; какие результаты (возможно, незапланированные) были получены на промежуточных стадиях выполнения проекта, и как на основании них проводилась корректировка первоначального замысла.
· Оценка эффективности и результативности. Общая оценка достигнутого результата, его сравнение с первоначальным замыслом, авторская оценка эффективности проекта и перспективы его дальнейшего развития.
· Литература. Приводится список литературных источников, использованных в работе.
4.2. Индивидуальный проект может быть исследовательским или содержать исследовательскую часть.