Лекция 11. Назначение и производство экспертиз в таможенных целях
Сущность и виды экспертизы в таможенных целях
Процедуры проведения экспертиз
Сущность и виды экспертизы в таможенных целях
Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля (ЭИОТК) – это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела.
Основанием для назначения экспертизы является необходимость в использовании специальных знаний (познаний) для разъяснения возникающих вопросов, при осуществлении таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 378 ТК России).
Экспертизы, обычно, проводятся в целях выявления свойств и характеристик объектов исследования.
Объектами ЭИОТК являются материальные источники информации, такие как: товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу; объекты контрабанды и НТП; товаросопроводительные документы.
Предмет ЭИОТК составляют фактические данные, исследуемые и устанавливаемые при осуществлении операций таможенных процедур.
Согласно действующему законодательству, экспертизы подразделяются на следующие виды:
- первичная экспертиза – это основная экспертиза, в процессе проведения которой эксперты впервые знакомятся с объектом экспертизы;
- дополнительная экспертиза – назначается при недостаточной ясности или полноты ранее выданного заключения, ее проводят, как правило, те же эксперты;
- повторная экспертиза – назначается в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее выданного заключения; осуществляется новым составом экспертов, но объект и предмет экспертизы не изменяются;
|
- комиссионная экспертиза – назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих специальными знаниями в одной области;
- комплексная экспертиза – направлена на достижение комплексной экспертной оценки, охватывающей все или большинство основополагающих характеристик товара и при этом привлекаются эксперты разных специальностей.
Назначение экспертиз производится должностным лицом таможенного органа, осуществляющим таможенный контроль, с согласия начальника этого органа (или его заместителя), при этом выносится Постановление (Определение) о назначении экспертизы (ст. 378 ТК РФ). В этом документе обязательно указываются следующие данные: наименование экспертизы; вид экспертизы; наименование таможенного органа и должность, фамилия и инициалы должностного лица; основание для назначения экспертизы; наименование экспертного учреждения или фамилия, имя и отчество эксперта; вопросы, поставленные на разрешение эксперта; материалы, предоставляемые на экспертизу; срок проведения экспертизы (обычно согласовывается с начальником ЭКС с учетом трудоемкости испытаний); предупреждение эксперта об ответственности о даче заведомо ложного заключения и др.
Процедуры проведения экспертиз
При проведении экспертиз в отношении товаров, транспортных средств и документов, на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением:
- физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России;
|
- среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара (либо аналогичного товара), классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД России;
- идентификации товаров в продуктах переработки;
- возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории;
- принадлежности товара к наркотическим веществам, психотропным веществам и их прекурсорам, подлежащим контролю в РФ, в том числе их наличия в лекарственных средствах;
- принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
- идентификации страны происхождения товаров и страны – производителя товаров и др. вопросов.
Одним из наиболее сложных и тонких этапов, касающихся ЭИОТК, является процедура отбора проб и образцов товаров, как правило, данные действия осуществляет должностное лицо таможенного органа. При этом обязательно составляется Акт (Протокол – по делам об административных правонарушениях) в двух экземплярах, первый – хранится в таможенном органе вместе с первым экземпляром таможенной декларации, а второй экземпляр вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или его представителю. Одним из важнейших моментов является строгое соблюдение методики отбора проб и образцов (из каких мест производить отбор пробы, какие специальные инструменты использовать и т.д.). В сложных случаях, когда используется крайне сложная методика или требуется специфическое оборудование, взятие проб и образцов может проводиться с участием эксперта или специалиста.
|
Должностное лицо таможенного органа может отбирать пробы или образцы товаров в отсутствии декларанта и его представителей, но в этом случае необходимо присутствие двух понятых, такие действия производятся в следующих случаях:
- неявка декларанта и (или) его представителей по истечении 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия;
- существование угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;
- пересылка товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставление на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с этой территории.
Количество пробы или образца товара определяется минимальным количеством, достаточным для проведения исследований:
- товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках от 100 до 1000г предоставляется для проведения исследований в количестве 3-х упаковок;
- товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках свыше 1000г предоставляется для проведения исследований в количестве 3-х проб по 300г и образец упаковки;
- товар, не разрушаемый в процессе экспертных исследований - в одном экземпляре.
Возможно возникновение ситуации, когда объекты исследования не могут быть представлены в лабораторию для проведения испытаний из-за габаритов или по иным причинам, в этом случае, экспертиза может быть проведена на месте нахождения данного товара.
Отобранная проба разделяется на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную. Контрольная и арбитражная пробы возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, если экспертизой не выявлены несоответствия сведений о товаре, в противном случае – пробы хранятся в ЭКС.
Сроки ЭИОТК не должны превышать:
- сроки временного хранения товаров;
- шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
- один год в иных случаях
Срок проведения экспертизы исчисляется со дня поступления материалов в ЭКС, ЦЭКТУ, и истекает при направлении Заключения эксперта или уведомления должностному лицу, назначившему экспертизу. Если экспертиза в процессе таможенного контроля не может быть выполнена в срок, назначенный Постановлением должностного лица таможенного органа, то руководитель ЭКС письменно ходатайствует о его продлении в пределах сроков, установленных ст. 378 ТК РФ. В случае, когда экспертиза по делу об административном правонарушении не может быть выполнена в течение 20 дней, руководитель ЦЭКТУ, ЭКС ставит в известность должностное лицо, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок в соответствии со ст. 28.7 КоАП России. Руководство ЦЭКТУ, ЭКС может также дать указание о сокращении установленного срока экспертизы, учитывая техническую сложность, продолжительность исследований и др. факторы.
В соответствии с действующим законодательством, экспертам предоставляются следующие права:
- знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;
- с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;
- запрашивать дополнительные материалы;
- отказаться от дачи заключения, если материалов окажется недостаточно или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения такой экспертизы (оформляется отказ в письменной форме);
- с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.
По результатам проведенной экспертизы эксперт дает письменное Заключение. Оно должно состоять из трех частей – вводной, исследовательской и выводов.
В вводной части указываются наименование экспертизы, ее номер, сведения об экспертах, сведения о лицах, назначивших экспертизу, дата поступления материалов на экспертизу, способ доставки материалов в лабораторию, место проведения экспертизы, вопросы, поставленные на разрешение эксперта. При этом вопросы должны приводиться в точной формулировке, в порядке, в котором они написаны в Постановлении (Определении) на экспертизу.
В исследовательской части приводится описание процесса исследования и его результаты, а так же дается научное объяснение установленным фактам. Каждому вопросу, поставленному перед экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. В этой части Заключения излагаются: состояние объектов исследования; методы и приемы исследования, которые описываются доступно для понимания лиц, не имеющих специальных знаний; справочно-нормативные материалы, которыми эксперты руководствовались при проведении исследований; ссылки на приложения и пояснения; экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждений.
В третьей части излагаются выводы экспертов в виде конкретных, кратких ответов на поставленные вопросы, строго в той последовательности, в которой вопросы были заданы в вводной части.
Выводы, по которым экспертам не были поставлены вопросы, но они являются существенными для данной экспертизы, излагаются в конце Заключения.
Заключение подписывается экспертом (экспертами) и заверяется печатью организации, к которой относится эксперт. Если к заключению прилагаются графики, таблицы т.д., то каждый лист приложений подписывается составившими их экспертами, заверяется печатью и на них проставляется номер и дата Заключения.
Заключение и приложения к нему составляются в двух экземплярах, один из которых направляется таможенному органу, назначившему экспертизу, а второй остается в ЦЭКТУ, ЭКС. При производстве комиссионной экспертизы Заключение оформляется в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждой службе, принимавшей участие в экспертизе.
В случае невозможности дать Заключение, эксперт оформляет Отказ от дачи заключения, которое также состоит из трех частей – вводной, мотивировочной (указываются причины невозможности дачи заключения) и заключительной (указывается на невозможность дать ответ по каждому поставленному вопросу). Заключение подписывается экспертом и заверяется печатью организации, к которой относится эксперт; один экземпляр направляется таможенному органу, назначившему экспертизу, а второй - остается в ЦЭКТУ, ЭКС.
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту или его представителям копию Заключения эксперта или сообщения о невозможности дать заключение.
После получения Заключения эксперта таможенными органами, в ЦЭКТУ, ЭКС в течение 15 дней направляются Сведения о принятых мерах по результатам проведенной экспертизы.