Апологетика и патристика (III-V вв.)




Основные черты средневековой философии.

1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчер­пывающим знанием о мире и человеке.

2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писа­ния, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.

3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реально­стью всего сущего была не природа, а Бог.

4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застыв­шим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толко­вания, интерпретации текста.

5. Креационизм — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии.

Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло раз­ными путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае на­ука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно-философских традиций, рожденных античным гением Демокрита — его учением об атомах, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественно-научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.

В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Гос­подствующей формой идеологии была религиозная идеология, кото­рая из философии стремилось сделать служанку богословия.

Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин (354-430), Боэций (480-524), Эриугена (810-877), Аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225-1274), Оккам (1285-1349) и др.

Следует помнить, что мировоззрение и жизненные принципы ран­нехристианских общин первоначально формировались в противосто­янии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к ма­териалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в ра­циональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепле­ния религиозных догматов. Основными формами развития философ­ской мысли в период раннего средневековья были апологетика и пат­ристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африке происходило в упор­ной борьбе с другими религиозными и философскими течениями.

Апологетика и патристика (III-V вв.)

Апологетика (от греч. apologia — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возмож­ность существования философии на основе христианского вероуче­ния. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наи­более известным представителем апологетики был Юстин Мученик.

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater — отец) — философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской филосо фии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется раз­работкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркой фигурой на Запа­де считают Августина Блаженного, на Востоке — Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особен­ность византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

Августин Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневеко­вую философию. Августин пришел к христианству через манихейство (религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III в., считавшее добро и зло равновеликими началами) и неоплато­низм, под воздействием которых он находился в молодости. В своем учении Августин соединил основы неоплатонической философии с христианскими постулатами. Бог, по Августину, — причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатониз­ма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. theos — бог и dike — справедливость) — проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это проявление Бога на земле, учил Августин, зло — это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального существо­вания от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности ис­кажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

В теории познания Августином была провозглашена формула: «Ве­рую, чтобы понимать». Эта формула не означает отказа от рациональ­ного познания вообще, но утверждает безусловный примат веры. Главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу. Авгус­тин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божье­го на земле». Августин рассматривал два противоположных вида че­ловеческой деятельности — «град земной», т. е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу, и «град Божий» — духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. По Августину, Бог есть наивысшее благо, а душа человеческая близка Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения.

Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он счи­тал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он дела­ет, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые по­казал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая без­дна сам человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — это «мысли творца перед актом творения». Августин является родоначальником направ­ления неоплатонизма в христианской философии, которое господ­ствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.

Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истин­ной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице» и др., кото­рые стали теоретической основой идеологии христианства.

Схоластика (V-XV вв.)

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, пла­тоников римской эпохи. Главное произведение Боэция, трактат «Уте­шение философией», является итогом его философских и логических изысканий.

Схоластика (от греч. schole — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая хри­стианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной зада­чей схоластики было обоснование, защита и систематизация религи­озных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее со­мнению и критике. Схоластика создала систему логических аргумен­тов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика про­тивостояла мистике (с греч. mystika — таинство) — учению о возмож­ности познания Бога исключительно путем сверхъестественного со­зерцания — путем откровений, озарений и других иррациональных средств. На протяжении девяти веков схоластика господствовала в об­щественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существен­но затормозила развитие естественных, опытных наук.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета яв­ляется Фома Аквинский (1225-1274), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он сис­тематизировал теологическое учение, создав философскую концеп­цию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит на­звание неотомизма. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма про­тив язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала су­ществование только теоретических наук. Опытное, чувственное (ес­тественно-научное) познание она считала греховным.

По Фоме Аквинскому, только теология есть знание об общих при­чинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каж­дому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основ­ной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквин­ский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна — это Бог.

Фома Аквинский выводит пять положений космологического до­казательства бытия Бога.

Первое доказательство:

Всё, что движется должно иметь источник своего движения, следовательно должен существовать перводвигатель, который сам не движим.

Второе доказательство:

Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего.

Третье доказательство:

Среди сущностей есть случайные и необходимые. Среди необходимых сущностей есть некая сущность, необходимая сама по себе.

Четвёртое доказательство:

По мнению Фомы Аквинского, должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в предельной степени.

Пятое доказательство:

Все предметы бытия существуют ради какой-то цели. При этом "они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей". Поскольку сами предметы "лишены разумения", следовательно, "есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.

По убеждению Фомы Аквинского, все эти доказательства достаточно убедительно свидетельствуют существовании Бога, который представляет собой абсолютно независимую от сотворенного им мира реальность. Сам же мир продукт активного творчества Бога из "ничего".

Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каж­дое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. Ф. Аквин­ский много сделал для обоснования теоретически католического ве­роучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».

В XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Крупней­шей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называе­мый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. universale — об­щее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универ­салиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?

Реализм (от лат. realis — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих поня­тий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) — как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порож­дают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Пла­тона о «мире идей» и «мире вещей».

Номинализм (от лат. потеп ~ имя) признавал, что реально, объек­тивно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования призна­ков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лить единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или уме­ренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм при­знает реальность существования общих понятий, но только в уме по­знающего субъекта.

 

Философы средневековья занимались в основном следующими проблемами: о соотношении бога и мира, религиозной веры и научного знания, теологических и философских истин (теория двойственной истины), о природе общих понятий (универсалий), о соотношении единичного (индивидуального) и общего и др. Различия в подходе к решению этих проблем породили в средневековой философии ряд философских направлений, основными среди которых были номинализм и реализм. Своеобразие средневековой философии обусловлено тем обстоятельством, что ее учения формировались на крайне разнородном материале. У истоков средневековой философии стоит учение Августина Блаженного (кон. 4 – нач. 5 вв.), целью которой было идеологическое обоснование христианства с помощью философского наследия эллинизма (в период упадка рабовладения), в первую очередь неоплатонизма. Неоплатонизм – мистическое философское направление, существовавшее в 3-6 вв. в период упадка римской империи. Ведущие представители – Плотин, Порфирий и Прокл. Исходный пункт учения – учение Платона об идеях как смысловой сущности чувственных вещей. Все многообразие мира неоплатоники выводят из «единого» как высшего бытия, отождествляемого с «благом». Из этой божественной сущности путем эманации (излияния, излучения) выделяются мировой ум, дух (мир идеи), затем мировая душа, распадающаяся на отдельные души (ангелов, людей), наконец, чувственный материальный мир, как нечто иллюзорное, отождествляемое с небытием. Целью человека считается освобождение от своей материальной природы, от всего «греховного» и приближение к высшему бытию, достижение «блага» при помощи экстаза, мистического озарения. Идеи неоплатонизма оказали большое влияние на христианскую теологию, на средневековую европейскую и арабскую философию, нашли свое выражение в философских учениях Возрождения.

 

Литература.

1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2006.

2. Введение в философию / под ред. Фролова И.Т. – М.:1990 – ч.I - с.115 - 135.

3. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. – М., Питер: 2004 – с.70 – 76.

4. История философии в кратком изложении / Пер с чеш. И.И.Богута – М.: Мысль, 1994 – с.127 - 146.

5. Соколов В. В.Средневековая философия. — М., 1979. — С. 115 - 124.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: