Методические рекомендации по прохождению учебной практики и выполнению выданных заданий.




Подготовка студента к практике начинается с разработки индивидуального плана практиканта. В соответствии с общими целями и задачами практики студент должен разработать понятную ему стратегию решения поставленных задач и выразить ее в виде календарного плана. В качестве ориентира может служить предлагаемый выше примерный календарный план прохождения практики. Однако индивидуальный план практиканта должен быть дополнен предполагаемыми способами решения поставленных задач. По итогам разработки индивидуального плана, выходящий на практику студент должен уметь четко ответить на вопрос: «Какую задачу, когда и как он намерен решать?» и обосновать оптимальность избранной им последовательности решения задач и сроков решения каждой задачи.

На подготовительном этапе в задачи студента входит также знакомство с перечнем основных организаций, специализирующихся на данном виде деятельности, их организационно-правовыми формами и базовыми экономическими характеристиками. К моменту выхода в организацию для прохождения практики студент должен иметь общие представления о организационно-правовой форме данной организации, ее месте в системе реализации данного вида профессиональной деятельности в Курской области, отношениях с другими организациями, входящими в данную систему.

Выход в организацию для прохождения практики начинается с адаптации к новой организационной среде. В первый день практики студент при помощи руководителей практики от кафедры и организации должен познакомиться с руководством организации и того подразделения, в котором он будет проходить практику, коллегами по работе, руководителями других основных подразделений предприятия, с которыми ему, возможно, придется взаимодействовать для решения задач практики. В процессе знакомства студент должен изложить цели и задачи практики, познакомить руководителя практики от организации и согласовать с ним и (если это необходимо) с руководством организации свой индивидуальный план, корректируя его по мере необходимости.

На основном этапе достигаются цели и решаются задачи учебно-ознакомительной практики.

Анализ нормативно-правовой базы работы организации включает в себя знакомство с уставом организации (либо положением о ее деятельности), общими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность организации (налоговый кодекс, кодекс законов о труде и т.п.), и специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности. По итогам знакомства с нормативно-правовой базой работы организации студент должен иметь (и кратко изложить в дневнике и отчете) представления о:

- формально обозначенных целях деятельности организации;

- структуре и порядке формирования руководящих органов организации;

- порядке принятия решений внутри организации;

- организационно-правовой форме организации и последствиях, которые вытекают из данного правового статуса для организации (в вопросах налогообложения, специфического законодательного регулирования и т.д.)

- особенностях налогообложения данной организации (какие налоги и обязательные платежи платит организация, имеет ли налоговые льготы и на каком основании и т.п.)

- особенностях режима труда в данной организации, вытекающих из проанализированной нормативно-правовой базы.

Для более полного понимания перечисленных выше вопросов рекомендуется дополнить самостоятельное изучение нормативно-правовой базы беседой с юристом организации.

Анализ целей организации и функций ее подразделений начинается с знакомства с уставом организации и иными внутренними документами, регламентирующими данные вопросы. Анализ документов в этой части обязательно должен быть дополнен беседами с куратором, руководителями и сотрудниками всех основных подразделений организации и при необходимости руководством организации. Основные моменты содержания бесед фиксируются в дневнике практики. По итогам решения данной задачи студентом составляется графическая модель структуры организации, прилагаемая к отчету. В графической модели помимо названий подразделений должны быть зафиксированы основные функции и численность сотрудников каждого подразделения.

Анализ взаимодействия организации с потребителями целесообразно осуществлять в режиме включенного наблюдения за работой сотрудников, непосредственно осуществляющих данное взаимодействие. Наблюдение должно быть дополнено беседой с указанными сотрудниками, в ходе которой студент должен выяснить для себя:

- перечень и особенности форм работы, которые использует данная организация;

- преимущества и недостатки форм работы с точки зрения организации;

- основной алгоритм взаимодействия с потребителем;

- механизмы обратной связи между организацией и потребителем.

В рамках решения этой задачи также целесообразно провести беседу с сотрудниками отдела маркетинга (если такой имеется) или иного подразделения, ответственного за продвижение на рынок услуг и продуктов организации. В этой беседы могут быть затронуты темы структуры рынка услуг (товаров), производимых данной организацией, маркетинговой стратегии организации, особенностей ее потребителя, основных методов анализа рынка и продвижения услуг (товаров), производимых организацией. В процессе анализа важно отметить является ли функция (функции) взаимодействия с потребителем структурно-специализированными, кто в организации отвечает за реализацию этой функции (функций), имеются ли и каким образом функционируют механизмы обратной связи между потребителем и организацией.

Для изучения форм и способов взаимодействия организации с населением, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации целесообразно провести беседу со специалистами по связям с общественностью, рекламе и (или) пресс-секретарем организации (если таковые имеются). В процессе анализа важно отметить, является ли функция взаимодействия со СМИ и органами государственной власти и местного самоуправления специализированной, кто в организации отвечает за ее осуществление, какие используются формы взаимодействия со СМИ, органами государственной власти и местного самоуправления, партнерами, населением, в чем заключается рекламная стратегия организации, какие у организации есть стратегические партнеры среди СМИ, деятельность каких органов государственной власти и местного самоуправления имеет для организации наибольшее значение.

Анализ стиля руководства и системы межличностных отношений в организации осуществляется студентом на основе включенного наблюдения. В результате делается вывод о стиле руководства (либеральный, демократический, авторитарный), наблюдаемых позитивных и негативных эффектах этого стиля руководства, степени социально-психологической интеграции коллектива организации, социально-психологической атмосфере в коллективе. При анализе корпоративной культуры необходимо дополнить личные наблюдения данными интервью с рядовыми сотрудниками организации. При описании корпоративной культуры необходимо сделать акцент на следующих ее характеристиках: превалировании формальных или неформальных норм и отношений внутри организации, превалирующем стиле межличностного общения (деловой, неформальный и т.д.), социально-психологической идентификации сотрудников с организацией (наличии гордости за работу в данной организации), открытости информации в организации, межпоколенческих отношениях внутри организации, механизмах горизонтальной и вертикальной мобильности внутри организации и других явных особенностях поведения сотрудников данной организации. На основании личных наблюдений и беседы с сотрудниками отдела кадров необходимо составить перечень требований, предъявляемых в данной организации к сотруднику (формально и неформально). По итогам анализа подготовить резюме для приема на работу в организацию данного профиля, прилагаемое к отчету.

Матрица SWOT-анализа заполняется по итогам прохождения практики. В ней обобщается вся информация, собранная и проанализированная студентом в течение практики. Выводы SWOT-анализа фиксируются в отчете.

10. Перечень и содержание заданий.

Задание 1. Оформить дневник практики (приложение 3), включающий в себя

- индивидуальный план прохождения практики;

- цели и задачи практики;

- ежедневные описания собственной деятельности в процессе прохождения практики;

- описания результатов собственной деятельности;

- описание проблем, возникших в процессе прохождения практики;

- анализ результатов практики с точки зрения формирования самого себя как специалиста.

 

Задание 2. Дать систематическое описание принимающей организации, включающее в себя:

- общую характеристику организации, юридический адрес; местоположение; организационно - правовую форму,

- историю создания и развития организации: время образования, основные этапы развития);

- вид деятельности организации (отраслевая принадлежность, производимая или реализуемая продукция, оказываемые услуги);

- законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность организации (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.);

- структуру управления организации;

- описание основных поставщиков и потребителей; собственников организации;

- описание основных конкурентов;

- краткий обзор целей, задач, факторов внешней, внутренней среды и особенностей работы организации и ее основных структурных подразделений;

- функционально-должностные обязанности менеджеров различных уровней в организации;

- описание корпоративной культуры и стиля руководства в организации;

- анализ выявленных проблем организации и возможных путей их решения.

Систематическое описание организации изложить в отчете по практике.

Задание 3. Провести SWOT-анализ организации. Матрицу (приложение 5) и выводы SWOT-анализа приложить к отчету по практике.

 

Задание 4. Сделать графическую модель структуры организации. Приложить ее к отчету по практике.

 

Задание 5. Построить дерево целей организации. Приложить ее к отчету по практике.

Задание 6. Подготовить резюме для поступления на работу в организацию данного профиля, приложить его к отчету.


Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: