Творческое задание (эссе или развернутый ответ, 15 баллов)




Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по истории

Учебный год

Класс

ФИО____________________________ __________________________ КЛАСС________________________

Задание № 1. Перед Вами описания войн России со Швецией. Ваша задача – назвать даты каждой из них и указать название перемирия (мира), завершившее каждый из конфликтов. Ответ оформите в виде таблицы [8 баллов].

1. «… Густав IV испытывал огромную неприязнь к наполеоновской Франции, категорически отказавшись участвовать в континентальной блокаде Великобритании. В этой ситуации Александр Первый мог не опасаться противодействия своим намерениям со стороны Наполеона… Российские войска в ходе первой весенне-летней кампании заняли большую часть финской территории, однако в Стокгольме считали необходимым продолжать войну. Тогда, после неудачных переговоров, по льду Ботнического залива на собственно шведскую территорию начали вторжение три корпуса…»

 

2. «… в этой войне Швеция стремилась спустя два десятилетия вернуть потерянные прибалтийские земли. Однако немногочисленные шведские войска были достаточно быстро остановлены армией Петра Ласси. Хотя в Санкт-Петербурге произошло сразу два дворцовых переворота, в результате второго из которых у власти утвердилась Елизавета Петровна, это никак не сказалось на ходе боевых действий…»

 

3. «… Густав III, не получив согласия риксдага, неожиданно перешел границу и начала наступление на Санкт-Петербург, однако, натиск шведов был отражён… После этого боевые действия переместились на море: сражения двух флотов у Роченсальма и Ревеля, Краногорска… Россия не могла вести масштабного наземного наступления на Швецию, ибо главные силы российской армии были сосредоточены на турецком театре военных действий и в восточных областях Речи Посполитой по распоряжению императрицы Екатерины II…»

 

4. «…одержав решительную победу на шведским королём, бежавшим в Турцию, и его воинством, частью уничтоженным, частью пленённым, войска царя стремительно двинулись в Прибалтику. Если Ингерманландия и Эстляндия были присоединены ещё в 1702-1704 гг., то теперь главные усилия российских войск были направлены на занятие Лифляндии, а также финских земель. Параллельно усиленными темпами продолжал строиться Балтийский флот…»

Номер описания Даты войны (годы) Название мира
       
       
       
       

 

Задание № 2. Заполните пропуски в тексте [8 баллов].

«По восшествии императора Александра I им был создан «________________________»(1)

[название органа государственной власти] для рассмотрения общего плана государственных преобразований. В его состав вошли П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский и граф В.П. Кочубей. Одной из первой стала реформа органов центрального управления. На смену _____________________(2) [название органов центральной власти], учреждённых Петром I в годы Северной войны, пришли __________

___________________(3) [название органов центральной власти], имевшие более чёткие полномочия. Всего из было учреждено восемь.

20 февраля 1803 г. был издан знаменитый «________________________________»(4) [название указа], в соответствии с которым помещики по их желанию могли отпускать своих крестьян на волю поодиночке или целыми деревнями с обязательным наделением землей на правах собственности на выкуп. Это было не первой попыткой ослабить крепостное право – 5 апреля 1797 г. отец Александра I, император Павел I, издал «____________

________________________________» (5) [название указа], в соответствии с которым крестьяне должны были работать на помещика строго ограниченное число дней в неделю. Однако оба эти указы не привели к заметным улучшениям.

Уже с начала 1800-х гг. при императоре укрепился М.М. Сперанский, подготовивший к осени 1809 г. обширный документ под названием «____________________________

___________________________________» (6) [название документа]. В нём было прописано намерение упорядочить законы Российской империи. Последний раз общегосударственный свод законов, известный как «______________________________» (7) [название документа], был принят в 1649 г. при царе Алексее Михайловиче. М.М. Сперанский, модифицируя государственную систему, стремился предупредить распространение «революционной заразы». Его проект был реализован лишь частично: 1 января 1810 г. был учреждён _________________________________________(8) [название органа], а сам М.М. Сперанский стал государственным секретарём.

 

Задание № 3. Изучив фрагмент исторического источника, ответьте на вопросы [9 баллов].

«В год 6477. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а …[князь] был тогда в Переяславце, и заперлась … [княгиня] со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силой великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, – сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?». Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но ничего не смогли ему сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему на ладье, взяли его в ладью и привезли к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра на ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если не сделаем этого, то погубит нас …». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришёл сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла … [княгиня] с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?». А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?». Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мной идёт войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть <…> И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к … [князь] со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?». Услышав это, … [князь] с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей своих и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир…»

1. Назовите имя князя, пропущенное в тексте? ________________________________________________(1 балл)

2. Назовите имя княгини – матери этого князя.

_____________________________________________________________________________________(1 балл)

3. В чем обвинили киевляне своего князя?________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

4. Почему печенегам не удалось взять город? Как управлялся город в отсутствие князя?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла)

5. Что заставило князя вернуться в Киев и устранить угрозу городу? ___________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл)

6. Какие из названных в тексте внуков княгини Ольги впоследствии стали великими князьями киевскими? Укажите даты их правления _____________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________ (3 балла)

 

Задание № 4. Верно или неверно? Номера верных суждений занесите в левый столбик, неверных – в правый [10 баллов].

1. Одно из прозвищ Ивана III – Грозный

2. Матерью Ивана IV являлась Соломония Сабурова, жена Василия Третьего

3. Иван IV – первый русский правитель, венчавшийся на царство.

4. Вслед за присоединением Казанского ханства Ивану IV удалось присоединить Астраханское ханство

5. Ермак Тимофеевич первым из казачьих атаманов достиг побережья Тихого океана

6. В первые годы Ливонской войны войскам Московского царства не удалось овладеть ни одним портом на побережье Балтийского моря

7. Единственным противником России на завершающих этапах Ливонской войны выступало Шведское королевство

8. В ходе Ливонской войны столица Московского царства по указу Ивана Грозного была на несколько лет перемещена в Новгород Великий

9. В правление сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Россия вела со Швецией войну за возвращение потерянных в Ливонскую войну территорий

10. Борис Годунов был первым избранным русским царем

Верно Неверно
   

Творческое задание (эссе или развернутый ответ, 15 баллов)

Исторические эссе

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе

1. «В своём культурном и политическом развитии Древняя Русь стояла как минимум на ступеньку выше, чем государства Западной и Центральной Европы». С.В. Бушуев

2. «Восстание в Новгороде 1136 г. было революцией умов, приведшей к установлению республиканских порядков». Б.Д. Греков

3. «[Про Дмитрия Донского] Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч». Н.М. Карамзин

4. «Главное стремление Ивана Грозного на протяжении всего его длительного и спорного правления – централизация управления в России». С.О. Шмидт

5. «Никакое лихолетье [смена власти в ходе дворцовых переворотов] не могло уже остановить «державного бега», который получила Россия при Петре». О. Михайлов

6. «В стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой всё-таки больше, чем французской».

Е.В. Тарле

7. «Консерватизм – вот главная черта развития Российской империи и особенно состояния умов её верхушки в правление Николая Первого». Н.П. Еропкин

8. «Брусиловский прорыв временно привёл к отказу от позиционной борьбы, но его потенциал странам Антанты, в том числе России, в полной мере реализовать его не удалось...» А.А. Свечин

9. «Исход Второй мировой войны решил Советский Союз. Он, а отнюдь не западные демократии, вынес на себе основной груз тяжести с нацистской Германией». О. Ржешевский

10. «Реформа Косыгина дала мощный импульс советской экономике, дойдя до пределов рамок, установленных административной системой, и здесь прекратившись». А. Гвишиани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: