Анализ стихотворения К. Бальмонта «Бог и Дьявол»
Принято считать, что символизм, как литературное течение, возник в России в 1893 году, когда вышла статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях русской литературы. Ранний русский символизм делился на 2 вида: Петербургский кружок и Московский кружок.
Выбранный мною поэт Константин Бальмонт входил в состав Московского кружка, так же в него входят поэты Валерий Брюсов и Юрий Балтрушайтис. Данный кружок был ориентирован на светские, а не религиозные символы, как, например, Петербургский кружок. Поэты считали, что каждое слово может быть символом, слова подбирались знакомые, которые уже были ранее использованы в поэзии, но вместе с ними использовались неожиданные эпитеты (фиолетовая рука, звонкозвучная тишина и др.), таким образом, возникали новые символы. К особенностям Московского кружка можно отнести индивидуализм, эстетизм, символы, понимающиеся в светском значении.
Стихотворение Бальмонта «Бог и Дьявол» входит в сборник стихов «Только любовь» (1903г.) и открывает собой цикл «Мировое кольцо», состоящий из 12 стихотворений.
Кто, смотря, увидал Мировое Кольцо, -
Обвенчался душой с Бесконечностью
К. Бальмонт
Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,
Одному – мои стоны, и другому – мой вздох,
Одному – мои крики, а другому – мечты,
Но вы оба велики, вы восторг Красоты.
Я как туча блуждаю, много красок вокруг,
То на север иду я, то откинусь на юг,
То далеко, с востока, поплыву на закат,
И пылают рубины, и чернеет агат.
О, как радостно жить мне, я лелею поля,
Под дождем моим свежим зеленеет земля,
И змеиностью молний и раскатом громов
Много снов я разрушил, много сжег я домов.
|
В доме тесно и душно, и минутны все сны,
Но свободно-воздушна эта ширь вышины,
После долгих мучений как пленителен вздох.
О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!
В последние циклы книги – «Приближение» и «Мировое кольцо» - врывается риторическая струя. Автор стремится открыть глаза непосвящённым «бледным людям» на истинные ценности жизни. Идеями Ф.М. Достоевского продиктовано воспевание нравственно-очистительной силы боли:
Мы должны бежать от боли,
Мы должны любить её
В этом правда высшей Воли,
В этом счастие моё.
«Радостный завет» князя А.И. Урусова, по Бальмонту, состоит в том, что перед обретает в душе Бога:
Он вдруг воскликнул звучно, как поэт:
Есть Бог, хоть это людям непонятно!
«Поэт-монах» Вл. Соловьев укрепляет веру в тайное единство земного и небесного (стихотворение «Воздушная дорога»). И, наконец, самый великий учитель для поэта — Всевышний:
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него…
«Человекобожеские» устремления героев Достоевского, собственные «демонические» порывы в стихотворении «Бог и Дьявол»
Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,
Одному — мои стоны, и другому — мой вздох,
Одному — мои крики, а другому — мечты,
Но вы оба велики, вы восторг Красоты
совершив «круг» по «мировому кольцу», приводят бальмонтовского лирического героя к символу веры, как это не парадоксально для поэтов Московского кружка.
Опорные слова – символы:
o Бог – добро, положительные стороны
o Дьявол - зло, отрицательные стороны
(и Бог и Дьявол важны в равной степени, существуют в неразрывной связи, видит необходимость существования обеих сил)
|
o Туча – лирический герой
o Сны, дома – поступки лирического героя, жизненный опыт
Своеобразие лирического героя:
Бальмонт пишет о себе, сравнивая с тучей, которая блуждает в просторах. Так и сам поэт представляет себя странником по жизни. Его окружает множество красок, как ярких, так и серых тонов. Это – события, окружение, все, что можно встретить на жизненном пути. И, все это наполняют обе силы, которым и посвящено это стихотворение. Везде есть и добро, и зло. В любом земном проявлении можно увидеть проявление сил и Бога, и Дьявола.
Поэт показывает на примере своего характера, что в каждом человеке есть обе силы. Когда им руководит свет, то он способен созидать. Но, когда в душу закрадываются «дьявольские» помыслы, он готов разрушать. Он сознается: «Много снов я разрушил, много сжег я домов». Конечно, это не нужно воспринимать буквально, как конкретные злодеяния, здесь имеется в виду, возможно, рушение чьей-то мечты.
Звукопись:
ü Аллитерация
О, как радостно ж ить мне, я лелею поля,
Под до ж дем моим све ж им з еленеет з емля,
И з меиностью молний и раскатом громов
Много снов я ра з рушил, много с ж ег я домов.
ü Ассонанс
В д о ме тесн о и душн о, и минутны все сны,
Н о св о б о дн о -в о здушна эта ширь вышины,
П о сле д о лгих мучений как пленителен взд о х.
О, таинственный Дьяв о л, о, единственный Б о г!
(часто повторяющийся звук [о] говорит о том, что поэт говорит о нечто большом и великом)
ü Противопоставление фонетически контрастных звуков:
О, как радостно ж ить мне, я лелею поля,
Под до ж дем моим све ж им з еленеет з емля,
И з меиностью молний и раскатом громов
Много снов я ра з рушил, много с ж ег я домов.
|
В доме те с но и ду ш но, и минутны в с е с ны,
Но с вободно-возду ш на эта ш ирь вы ш ины,
По с ле долгих мучений как пленителен вздох.
О, таин с твенный Дьявол, о, един с твенный Бог!
(звуки [ж] и [з] в одной строфе противопоставляются звукам [ш] и [с] в другой строфе).
Версификационный анализ:
· строфа – 4 катрена;
· рифма – парная: 1 и 2 (Бог – вздох), 3 и 4 (мечты – Красоты), мужская (закАт – агАт);
· стихотворный размер - 4 стопный анапест (Я |люб|л ю |те|бя, |Дь я |вол, |я |люб|л ю |Те|бя, |Б о г).