ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИГИЕНА





Гигиена(греч. hygiena; от. hygienos — здоровый) — наука о сохранении и улучшении здоровья. Как область эмпирических знаний она зародилась в глу­бокой древности и развивалась вместе с народным врачеванием.

Формирование гигиены как науки связано с успехами естествознания и во многих странах мира происходило в период становления мануфактурного про­изводства и утверждения капиталистических отношений. Самостоятельной на­учной дисциплиной гигиена стала во второй половине XIX столетия.

Становление общественной медицины, учет заболеваемости и смертности и связанный с ними анализ вредных условий труда приводили к необходимо­сти разработки научно обоснованных гигиенических нормативов, в результате чего сформировалась новая наука — экспериментальная гигиена,основополож­ником которой стал немецкий врач Макс Петтенкофер (Max Josef von Pettenkofer, 1818—1901; рис. 235) — профессор Мюнхенского университета (с 1847 г.), основа­тель и руководитель Института гигиены в Мюнхене (с 1879 г.).

Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Он разработал объективные методики гигиенической оценки воздуха, одежды и почвы, занимался гигиеной водоснабжения, вместе с профессором Мюнхен­ского университета Карлом фон Фойтом (1831 — 1908 гг.) установил гигиени­ческие нормы и рационы питания.

Придавая особое значение гигиене почвы, он доказал важность ее осуше­ния и проведения гигиенических мероприятий по удалению нечистот и оздо­ровлению населенных мест. Благодаря его деятельности, в Мюнхене и других городах Германии заболеваемость кишечными инфекциями значительно сни­зилась. Однако М. Петтенкофер несколько переоценивал «почвенный» фактор. Особенно ярко это проявилось в его позиции в отношении причин возникно­вения эпидемий холеры. Придерживаясь «почвенной» теории, он выступил против «бактериологической» теории Р. Коха.

Открытием холерного вибриона (1883 г.) Кох доказал решающую роль мик­робного начала в распространении инфекции; однако, считая вибрион необ­ходимой и достаточной причиной возникновения эпидемии, он не принимал во внимание условий окружающей среды и социальных факторов. «Инфекци­онные болезни, — говорил Р.Кох в 1888 г. в своем докладе «О борьбе с инфек­ционными болезнями», — никогда не возникают... ни вследствие голода, бед­ности, лишений, ни в результате совокупности факторов, охватываемых обычно термином «социальной нищеты», а исключительно вследствие проникновения своих специфических зародышей, их размножения и распространения»1. (Со-

1 Заблудовский П.Е. Пути развития общественной медицины. — М.: ЦОЛИУВ, 1970. — С. 66.


 
 

временная наука показала, что эффек­тивность механизма передачи возбуди­телей инфекционных болезней во мно­гом определяется не только биологи­ческими, природными, климатически­ми, но и социальными факторами.)

Петтенкофер не отрицал существо­вания живого возбудителя, но и не ве­рил в простоту механизма его переда­чи. «Существуют территориальные и временные факторы, благоприятству­ющие возникновению эпидемий», — утверждал он1. Проверить свою точку зрения в эксперименте на животных М. Петтенкофер не мог: холера — бо­лезнь людей. И он решил поставить экс­перимент на себе: будучи уверенным в «здоровой» почве Мюнхена, Петтен­кофер 7 октября 1892 г. выпил культу­ру холерного вибриона. По счастливой случайности он не заболел холерой (возможно, что ему намеренно предо­ставили ослабленную культуру возбу­дителя). Этот эксперимент еще более утвердил его в своем мнении.

Рис. 235. Макс Петтенкофер (1818-1901 гг.)

Сегодня мы знаем, что М. Петтен­кофер формально стоял на неверном пути. Более того, не принимая ника­ких мер предосторожности в эксперименте, он вел привычный образ жизни, подвергая опасности заражения население всего города. Позиция Р. Коха, от­рицавшего значение социальных условий в возникновении инфекционных бо­лезней, в своей категоричности также была односторонней и позднее исполь­зовалась в качестве прикрытия противниками социальных преобразований.

После М. Петтенкофера свойства холерных вибрионов изучали его преем­ник Р.Эммерих, И.М.Мечников, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, В.М.Хав-кин и др. Их эксперименты (в том числе и на себе) явились ценным вкладом в развитие эпидемиологии и экспериментальной гигиены.

В России становление экспериментальной гигиены проходило во второй половине XIX в. Одним из ее основоположников был Алексей Петрович Добро-славин (1842 — 1889 гг.) — первый отечественный профессор гигиены (1876 г.). В 1868 г. он защитил докторскую диссертацию «Материалы для физиологии метаморфоза» (обмена веществ). Затем в течение двух лет работал за границей в лабораториях А. Вюртца, М. Петтенкофера и К. Фойта. По возвращении он впервые в России начал читать курс гигиены (1871 г.) в Петербургской Меди­ко-хирургической академии и основал первую в нашей стране кафедру гигие­ны. По его инициативе была создана экспериментальная гигиеническая лабо-

1 Глязер Г. Драматическая медицина: Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1965. — С. 11.


ратория (1878 г.) для научных иссле­дований и практических занятий со слушателями Академии. Доброславин является автором первых в России учебников по гигиене: «Гигиена. Курс общественного здравоохранения» (1882—1884 гг.) и «Курс военной ги­гиены» (1885 — 1887 гг.). Его научные труды посвящены изучению обмена ве­ществ, гигиене питания и военной ги­гиене.

Рис. 236. Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.)

А. П.Доброславин внес большой вклад в развитие общественной меди­цины в России, принимал участие в благоустройстве Петербурга. Он участво­вал в Русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг., занимаясь борьбой с эпиде­миями в войсках. По его инициативе в 1878 г. было основано «Русское обще­ство охранения народного здравия» и популярный гигиенический журнал «Здоровье», редактором которого он был в течение 10 лет (1874—1884 гг.).

Вторая в России кафедра гигиены была создана в 1882 г. в Московском университете. Ее возглавил Федор Федорович Эрисман (1842—1915 гг., рис. 236) — выдающийся российский гигиенист (швейцарец по происхождению), один из основоположников научной гигиены в России, активный деятель обществен­ной медицины. В 1869 г. приехав в Россию, он «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И.М.Сеченов).

Деятельность Эрисмана носила общественный характер. Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, впервые опубликовал мате­риалы о вопиющем антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлеж­ных домов Петербурга, боролся за усовершенствование канализации и «надле­жащее устройство санитарной части в России». Для повышения уровня своей подготовки в области общественной гигиены и санитарии Ф.Ф. Эрисман в течение ряда лет (с 1872 г.) работал в лабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта. Возвратившись в Россию, он создал первое в нашей стране «Руководство по гигиене» (1872—1877 гг.). В 1877 — 1878 гг. принимал участие в Русско-турецкой войне, а в 1879—1885 гг. осуществил первое в мире комплексное социально-гигиеническое исследование условий жизни промышленного пролетариата Московской губернии (см. с. 475).

В 1881 г. Ф.Ф.Эрисман был избран профессором Московского университе­та, а в 1882 г. возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены. В университете Эрисман занимал «крайне левое крыло». Его лекции и научные труды отличались широким общественным подходом к решению проблем ме­дицины. Он принимал активное участие в сооружении Клинического городка


Московского университета на Девичьем поле (см. с. 403) и, в частности, гиги­енического корпуса, где размещалась его кафедра, руководил работами по проектированию канализации Москвы и участвовал в сооружении Московс­кого (Рублевского) водопровода, был активным участником Пироговского общества и председателем нескольких Пироговских съездов. В 1896 г. за выступ­ление в поддержку передовых студентов профессор Эрисман был уволен из университета — крупнейший гигиенист России был лишен возможности рабо­тать. Его пребывание в России сделалось невозможным, и Ф. Ф. Эрисман был вынужден возвратиться в Швейцарию.

Ф. Ф. Эрисман создал большую школу российских ученых-гигиенистов. Од­ним из его учеников и продолжателей был видный гигиенист Григорий Вита­льевич Хлопин (1863—1929 гг.) — профессор Юрьевского (с 1896 г.) и Ново­российского (с 1903 г.) университетов, Петербургского женского медицинс­кого института (с 1904 г.) и МХА (с 1918 г.). Он создал научную гигиеничес­кую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, об­щей и коммунальной гигиены.

В целом вторая половина XIX столетия отмечена выдающимися достижени­ями отечественной медицины. Становление общественной и прежде всего зем­ской медицины, развитие санитарного направления и санитарной статистики, исследования в области экспериментальной гигиены и успехи практической медицины обусловили значительное улучшение лечебной помощи сельскому и городскому населению нашей страны, определили перспективы совершен­ствования врачебно-санитарного законодательства России1.

Вопросы для самоконтроля

1. Становление общественной медицины.

2. Зарождение демографической статистики.

3. Письмо М.В.Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа».

4. Становление профессиональной патологии.

5. Земская медицина в России.

6. Ф.Ф. Эрисман в истории российской медицины.

7. Становление экспериментальной гигиены. М.Петтенкофер.

8. Развитие экспериментальной гигиены в России. А.П.Доброславин. Ф.Ф.Эрисман.

' Достижения и история развития экспериментальной гигиены и общественной медицины в

России и в других странах мира изучаются на кафедрах гигиены, общественного здоровья и здраво­охранения; см. учебники: 1) Большаков A.M., Новикова И.М. Общая гигиена. — М.: Медицина, 2002; 2) Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: Меди­цина, 2003.


 

 





Читайте также:
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.