Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Экзегеза посланий св. ап. Павла.




Св. Павел часто повторяет здесь слово «неразумие», буквально по-гречески это «глупость». Как бы говорит, «потерпите меня, глупого, по глупости своей начну хвалиться и я, что же делать. Примите меня как неразумного, ведь вы терпите таких людей, которые любят хвалиться и гордиться. Терпите тех, кто берет много денег». Более того, эти люди не стеснялись в своих действиях и пускали в ход кулаки, когда их слова не действовали. На такое поведение у св. Павла сил не было, св. Павел даже если бы хотел драться, не мог этого делать. Чем же будет хвалиться ап. Павел? Не своими какими-то достоинствами, «нет у нас никаких собственных достоинств, у нас все от Бога». Нет, св. Павел хвалится своими слабостями.

Риторически и очень страстно построенная речь, которая начинается с утверждения равенства с теми людьми, которые прибыли из Иерусалима и хвалятся своим происхождением: они говорили, что они евреи, израильтянине, семя Авраамово, христиане, христовы служители. И св. Павел утверждает, они евреи — и я. Семя Авраамово — это не только евреи, а арабы, измаильтяне. Иудеи же существовали в Иудее, то есть в Палестине, жили в Иерусалиме, в Галилее, а кроме того, существовали иудеи рассеяния, которые разделялись на эллинистов и евреев, то есть строгих евреев. Христовы служители — а он еще больше Христов служитель. В чем же выражается его служение Христу? Он в трудах, в ранах, в темницах, при смерти, в гонениях, в скорби — этим он хвастается. Конечно, обычному жителю Римской империи хвастаться тем, что он сидел в тюрьме, тем, что он трудится собственными руками, что он умирает каждый день, что его бьют палками — это как-то не предмет хвастовства. Св. Павел же хвастается именно этим. В 24-м стихе любопытно, почему по 39 ударов. Это бичевание, по Закону, — а это страшное наказание, сам удар оставлял ссадину, кроме того, на конце бича был свинцовый шарик с коготочком, который раздирал плоть. При этом, нельзя было бичевать более 40 ударов. Представьте себе, призывают преступника к позорному столбу, стоит палач, а вокруг стоят люди и отсчитывают с отвратительным злорадством. До 40 считать трудно, можно легко ошибиться, тем более, что наступает азарт. Если же палач превышал эту норму в 40 ударов, его самого привязывали к столбу и давали ему все 40 ударов. Чтобы не ошибиться в счете, было сделано следующее: вместо одного конца бича делали три конца, это такая плетка трех-хвостка, и к каждому хвостику привязывался этот свинцовый шарик. Таким образом один удар получался равен по своему действию трем. Трижды 13 будет 39, то есть без одного 40, и 13 считать легче, чем 40, ошибиться труднее.

Св. Павел упоминает и палки, и побиение камнями, кораблекрушение — ночь и день проплавал над бездной морской, наверное схватившись за какой-нибудь ящик или мачту, доску или плотик. Еще описываются путешествия, опасности. Можете представить себе все эти путешествия по горам, долинам, лесам, по бездорожью, где и тропинки-то нет, в те времена, когда кругом было полно разбойников, и всякий человек, вышедший из одного города и желавший достичь другого города вовсе не был уверен в том, что он достигнет его, ибо защита была только внутри городских стен. Именем Бога Отца Иисуса Христа он уверяет, что он не лжет при этом.

В 32-м стихе св. Павел говорит о спасении из дома в корзинке — вот тебе и великий апостол, ничего себе позиция. Такое состояние в Римской империи отнюдь бы никем не приветствовалось, это считалось весьма позорным, сидеть в корзине и спускаться на веревке со стены.

В первых стихах 12-й главы он ссылается на свои экстатические опыты, внутренние переживания.

В 1 Кор. ап. Павел говорил о том, что в Коринфе были очень популярны так называемые «пневаматика», особые духовные экстатические состояния: экстаз, говорить на непонятных языках, восхищаться и взлетать при этом и взлетать до третьего, а может и выше, небес. У св. Павла тоже бывали такие состояния. Помните в 1 Кор. 14 апостол Павел говорит,что больше всех умеет говорить этими странными языками, но делает это наедине, потому что это разговор его души с Господом, а нам-то это не принесет никакой пользы. Лучше пять слов сказать на понятном языке, чем десять тысяч слов на непонятном. Но у св. Павла бывали такие состояния экстазов — видения и откровения. Апостол о себе пишет сначала иронично отстраненно, как бы не о себе: «вот, знаю человека во Христе, который был в экстазе и был восхищен до третьего неба». Это условность, конечно, космологические представления древних были отличны от наших: кто-то говорил, что небес семь, другие, что три. Небо планет, небо звезд и ангельское небо, за которым уже Бог. Конечно, св. Павел пишет о себе, хотя в 6-м стихе он дает явно понять, кто это. Прибывшие в Коринф лжеапостолы хвастались своей внешностью, своими особыми экстатическими дарами. Св. Павел же говорит, что он хвалится своими немощами. У него ничего, кроме собственных немощей нет, а все, что у него есть подлинно великого — это не он и не от него, это все от Господа, и этим хвалиться безумие. Надо хвалиться Господом. Конечно, есть у него такие дары, как экстазы, но этим он хвастаться не будет, потому что в обычной жизни на людях он такой, какой есть — скромный, с не слишком замысловатой речью. Но ведь Евангелие это не просто слово человеческое, это Дух Божий, сам Бог, действующий через слово человеческое, которое становится таким образом словом и силой Божией.

Св. Павлу для смирения была дана некая болезнь «жало в плоть», сопровождавшаяся острыми болями. «Ангел сатаны » — вестник или посланник зла, но даже он может исполнять волю Божию, чтобы «избивать меня» таким образом, чтобы даже на внешности были видны следы этих избиений. Предположительно, у ап. Павла очень сильно болели глаза. Каждый человек претерпевает в своей жизни страдания, но иногда они воспринимаются как какая-то нелепость, какая-то жуткая несправедливость, как страшная бессмыслица. Но когда мы ощущаем верою благодать Божию, тогда мы свои страдания учимся воспринимать как тот крест, который нам вручен Богом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8:34). Жизнь каждого верующего человека кончается в грядущем Царствии Божием, в воскресении, но для того, чтобы прийти к воскресению, надо пройти через Голгофу. Конечно, не у каждого Голгофа будет подобна страданиям Христа, но маленькая ли, большая ли, страшная или не столько страшная, но Голгофа страданий есть у каждого верующего человека. Страдания для неверующего остаются бессмысленными, для верующего человека они полны смысла, ибо это страдания во Христа, это Голгофа, ведущая к воскресению. Воскресение без Креста было бы слишком дешевым хэппи-эндом, крест или Голгофа без воскресения были бы крушением всякого смысла и всякой надежды. Его болезнь при ощущении великой благодати Божией — это Голгофа, поэтому св. Павел и хвалится немощами, чтобы проявлялась в нем сила Христова. Он уверен, и в хорошем настроении пребывает в любой ситуации, в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа. И завершает 10-й стих св. Павел странным и несколько нелепым, абсурдным заявлением. Немощь — это немощь человеческая, и если в ней действует вера, то действует и благодать Божия, в которой заключается сила Божия. «Когда я немощен по-человечески, но верую, тогда я силен Божию силой». Каждый ли из нас ощущает это в себе, каждый ли из нас имеет силу воспринимать собственные скорби и немощи как Голгофу, как путь к воскресению во Христе?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: