Курсовая работа должна характеризоваться самостоятельностью. Не допускается механическое переписывание текста из учебников и других источников, использование устаревших нормативных актов, статистических и фактических данных.
В основной части квалификационной работы (2 главы) излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы и описываются проведенное студентом исследование, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения. В конце каждой главы формулируются краткие итоги и выводы. В тексте следует помещать самый необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы и вынося его по возможности в приложение.
Количество глав, их содержание определяются студентом совместно с научным руководством при обязательном соблюдении определенных требований. Каждая глава раскрывает тот или иной аспект заявленной темы и должна завершаться обобщающими выводами.
Глава 1 посвящена раскрытию теоретических аспектов изучаемой темы. В ней исследуются теория и история вопроса, нормативно-правовая база социальной работы, отрабатывается понятийный аппарат, анализируется деятельность социальных служб. Глава состоит из нескольких параграфов (как правило трех). Каждый параграф заканчивается самостоятельным выводом по его содержанию.
Эта часть квалификационной работы выполняется по материалам, собранным на этапе информационного поиска. При ее написании важно соблюдение определенных положений:
а) принцип дедукции "от общего к частному". Необходимо показать, частью какого общего проблемного поля является исследуемая проблема, в силу каких соображений студент придерживается той или иной модели исследования.
|
б) принцип соразмерности. Если предпринимаются попытки проанализировать несколько подходов в обсуждении предмета теоретического исследования, то эти подходы по объему должны быть соизмеримы.
в) принцип соблюдения авторства. Необходимо четко разграничить концепции авторов и собственные мнения, оценки, выводы, возражения студента. Любой факт собственного понимания студента должен быть специально оговорен ("как мы понимаем", "по нашему мнению" и т.д.).В работе обязательны ссылки на источники
В соответствии со сложившейся практикой в работе должна быть отражена законодательная, нормативно-правовая база проблемы как совокупность правовых документов, отражающая основные уровни субъектов их издания:
· регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);
· внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция РФ, законы РФ, указы, распоряжения Президента, Правительства РФ, приказы Министерства труда и социального развития);
· правовые документа субъектов федерации;
· правовые документы муниципальных органов;
· документы учреждений, организаций и предприятий.
В главе 2 описываются проведение и итоги эмпирического исследования: особенности организации, описание инструментария (методов и методик в соответствии с эмпирическими задачами), анализируются полученные данные, разрабатываются рекомендации технологического характера, направленные на совершенствование практической деятельности конкретной социальной службы (учреждения, организации) или межведомственного взаимодействия по решению социальных проблем целевых групп социальной работы.
|
При описании методики или техники исследования всегда нужно делать ссылки на первоисточники – где и когда была предложена методика или техника, где она изложена достаточно подробно, кем была апробирована или адаптирована. Можно подробно не описывать те вопросники и методики, которые общепризнаны в научном мире.
При этом обязательны следующие составляющие:
1. Стратегия построения исследования и его план.
2. Характеристика выборки (испытуемых, документов): чем был обусловлен выбор именно этих испытуемых: количество испытуемых; базовые данные по выборке (пол, возраст, образование, уровень дохода или какие-то другие, необходимые для вашего исследования, особенности). Если для исследования важно отметить динамику или какие-то другие параметры в контрольной или экспериментальной группе, необходимо отметить различия испытуемых в этих группах.
3. Процедура проведения. В этой части излагается ход исследования, его этапы, техника взаимодействия с испытуемыми, инструкция испытуемому. Желательно указать временные параметры исследования.
4. Обработка и анализ полученных результатов. Предполагает обсуждение полученных результатов, соотнесение их с выдвинутой гипотезой. Все первичные материалы исследования должны быть вынесены в Приложение, в тексте главы представляются обобщенные обработанные данные, для лучшей демонстрации которых рекомендуется использовать таблицы и диаграммы.
Отдельным параграфом этой главы дается модель деятельности социального работника на основании полученных данных, может быть поставлен социальный диагноз, дан социальный прогноз, разработан социальный проект, даны предложения по совершенствованию социальной работы, разработана коррекционно-реабилитационная программа и т.д.
По окончанию каждой главы необходимо сделать выводы (специально озаглавить «Выводы по 1 главе»), которые в нескольких абзацах должны раскрыть основное содержание главы. При этом выводы не должны механически дублировать выводы по параграфам.