Контрольная работа
1)Духовная жизнь в первой половине ХХ в.
-в среде творческой элиты усиливались настроения пессимизма, озабоченности будущим, росло стремление к переосмыслению прошлого философского и историко-культурного наследия. Эти настроения отразили перемены, которые затронули разные сферы жизни общества.
-появление скептицизма в будущем европейской цивилизации: философ О.Шенглер предрекал закат европейской цивилизации, а русский философ Н.А.Бердяев писал о наступлении «нового Средневековья».
-обращение европейской интеллигенции к культуре Востока, африканских народов, американских индейцев и т.д.
-сомнения в идее, что общество развивается поступательно, постоянно совершенствуясь.
-английский историк Арнолд Джозеф Тойнби рассматривал мировое развитие как процесс смены локальных цивилизаций, каждая из который проходит цикл(от рождения до надлома,упадка и умирания).
-возникновение культурологии, психологии и социологии.
-в философии выделились два основных направления: иррационалистическое и рационалистически-прагматическое.
-иррационализм опирался на исследования австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Фрейд доказал, что психика человека имеет сложную структуру из нескольких уровней.
-основоположник рационалистически-прагматического подхода к культурной жизни принято считать Джона Дьюи. Он полагал, что познание и творчество не более чем средства решения жизненных задач, позволяющие рационально организовать свое поведение.
2)Изобразительное искусство и архитектура.
-импрессионисты – Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега стремились с помощью игры красок отразить красоту мира в явлениях и предметах.
-постимпрессионисты- Поль Сезан, Винсент Ван Гог, Поль Гоген выработали новые живописные методы, которые как бы «раздвигали» горизонты пространства.
-появление стиля модерн. Для этого стиля характерна подчеркнутая индивидуалистичность, плавные взаимоперетекающие поверхности,орнаментность, использование цветной керамики. Представители- Антонио Гауди и Хенри ванн де Велде.
-появление привитивизма, в котором художники пытались увидеть мир «детскими глазами», выразив общие, всем понятные черты. Представители- Анри Руссо, Анри Матисс.
-Появление кубизма. Родоначальниками кубизма была группа французских художников- Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Гийом Аполлинер и другие. Они стремились передать не облик, а конструкцию предмета в виде геометрических фигур.
-появление футуризма, зародившегося в Италии. Он идеализировал то новое, что принесла человечеству индустриальная эпоха и претендовал на культуру будущего. Представители- Умберто Боччини, Карло Карр, Луиджи Руссоло.
-появление абстракционизма. Абстракционисты- В.В.Кандинский, Пит Мондриан, К.С.Малевич стремились полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника.
-появление экспрессионизма, зародившимся в Германии. Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью. Представители- Оскар Кокошка и Эдвард Мунк.
-появление сюрреализма, согласно которому, художник, писатель, поэт- бог-творец созидающий свой мир- сверхреальность. Представители- Сальвадор Дали, Пабло Пикассо.
-появление конструктивизма. Конструктивисты считали. Что подлинную красоту способе создать только строительный гений человека. Представители- Ле Корбюзье. И.И. Леонидов
3)Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.
Литература
-новое направление- критический реализм. Он обращался к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей. Представители- Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Стефан Цвейг, Антуан де Сент-Экзюпери.
-увеличилась популярность детективов(авторы: Артур Конан Дойл, Агата Кристи) и научной фантастики(ее основатель- Жуль Верн)
-появление авангардизма, направление, в котором отказывались от традиционных сюжетных линий, логики повествования. Представители- Марсель Пруст, Андре Жид и др.
-появление экспрессионистской направленности. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистических перспектив, показ незащищенности и одиночества человека. Представитель- Франц Кафка.
-появление экзистенциализма, в его основе лежит идея иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его. Представители- Жан Поль Сартр, Альберт Камю.
-широкое распространение жанра социальной антиутопии, сочитающей элементы авангардизма и реализма. Представители-Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Джек Лондон, Е.И. Замятин.
-в Советском Союзе зародился социалистический реализм, в основе которого лежат социалистические идеи. Представители- Ромен Роллан, Анри Барбюс, Луи Арагон, Бертольт Брехт, Анна Зегерс, Гарсия Лорка, Пабло Неруда.
Музыка и театр.
-формирование национальных музыкальных школ.
-появление экспрессионизма в музыке. Представители- И.Ф. Стравинский, Бел Барток, Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Франсис Пуленк.
-система К.С. Станиславского
Киноискусство.
-1895- изобретение кинематографа.
-появление жанров мелодрамы и комедии, стали известны артисты: Макс Линдер и Чарли Чаплин.
-Голливуд стал центром американской киноиндустрии
-30-е гг- изобретение звукового кино, 1933- снят первый цветной фильм.
- первая половина ХХ в.- появление телевидения.