ОПЕРАТИВНОЕ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
«Секретарь-референт» №11 2016 / Делопроизводство
Каждый день в любой организации появляются новые документы, и за много лет накапливаются тома и папки, набитые бумагами. Пока в шкафах есть место для них, мы не особенно беспокоимся. А вот когда стратегические запасы площадей начинают приближаться к критической отметке, работник, ведущий делопроизводство организации, поневоле задается вопросами: куда это все девать и как это все хранить? Часто за ними следует здравая мысль: а не сдать ли это все в архив? Мысль довольно разумная. Но, как оказывается, не все так просто, как нам бы хотелось! Если ваша организация не является источником комплектования государственных и муниципальных архивов, то надежда только на архив (архивохранилище) вашей организации.
СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Минимальные сроки хранения документов приведены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558; в ред. от 16.02.2016).
При определении сроков хранения документов до передачи их в архив нам поможет Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2016).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПЕРАТИВНОМУ ХРАНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
Начнем с определения термина «оперативное хранение». Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» оперативное хранение документов – хранение документов в структурном подразделении до их передачи в архив организации или уничтожения.
■ На оперативном хранении находятся:
• исполненные документы до помещения их в архив;
• документы в процессе исполнения (они должны находиться на особом контроле).
Документы (рабочие копии), находящиеся в процессе исполнения, хранятся у исполнителей в соответствующих временных папках, подписанных так, как удобно исполнителю: «На контроле», «В работе», «На отправку» и т.д. Оригиналы документов находятся в службе делопроизводства (канцелярии) также во временных подписанных папках (например, «Контроль», «В работе», «На исполнении»).
■ При хранении документов необходимо обеспечить:
• сохранность документов;
• удобство пользования документами.
Под сохранностью документов подразумевается не только физическая защита их от пожара, затопления, повреждения грызунами и т.д., но и защита содержащихся в них сведений от незаконного доступа к ним посторонних лиц. За сохранность документов работники несут персональную ответственность.
ПРАВИЛА ОПЕРАТИВНОГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
1. В течение рабочего дня папки могут находиться на рабочем столе исполнителя. По окончании рабочего дня папки должны быть убраны в шкафы или сейфы (в зависимости от содержания документов и уровня секретности организации).
2. Исполненные документы подшиваются сначала в папки, имеющие наименования и индексацию в соответствии с номенклатурой дел и служащие впоследствии основой для формирования дел.
3. Папки, в которые подшиваются документы, должны содержать на корешках индекс в соответствии с утвержденной в организации номенклатурой дел, а на обложках – название организации, наименование структурного подразделения, индекс дела, количество листов в деле, даты первого и последнего документов, содержащихся в деле (Пример 1).
Пример 1
4. Сформированные дела помещают на оперативное хранение в специальные запирающиеся шкафы или сейфы.
5. Для обеспечения оперативного поиска документов в шкафу дела располагаются в вертикальном положении корешками наружу в соответствии с номенклатурой дел.
6. На дверце шкафа внутренней стороны необходимо прикрепить перечень хранящихся в нем дел.
7. В шкафах хранятся обычные дела, в сейфах – дела, имеющие гриф секретности.
8. Поскольку оперативное хранение – это все же не архивное, нет необходимости строго соблюдать условия и требования, предъявляемые к хранению документов в полноценном архивохранилище. Помещение, где стоят шкафы с делами, должно быть сухим, прохладным, по возможности затененным, чтобы солнечные лучи не превратили наши документы в труху еще до того момента, как мы передадим их в архив.
9. Если отдельные документы, уже включенные в дело, находящееся на текущем хранении в структурном подразделении, временно требуются работнику, они могут быть выданы из дела ответственным за формирование и хранение дел, а на их место вкладывается лист-заместитель. В листе-заместителе указывается, когда, кому и на какой срок выдан документ.
Изъятие документов из дел постоянного хранения (например, приказов по основной деятельности, штатных расписаний, отчетов по основной деятельности и т.п.) допускается в исключительных случаях и производится с разрешения руководителя организации с оставлением в деле заверенной копии документа и акта о причинах выдачи подлинника (Пример 2).
Пример 2
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЛИСТА-ЗАМЕНИТЕЛЯ
ЛИСТ-ЗАМЕСТИТЕЛЬ
1. Наименование и краткое содержание документа ____________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Автор документа ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Входящий или исходящий номер документа _________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Количество листов ______________________________________________________
5. Кому выдано ____________________________________________________________
___________________________________________ тел.: _________________________
Управление, отдел _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Подпись получившего документ ______________________________________________
Подпись выдавшего документ ________________________________________________
"_______" ________________ 20__ г.
Отметка о возврате ________________________________________________________
10. Документы, находясь на оперативном хранении, могут выдаваться на срок до одного месяца работникам как вашей организации, так и сторонних организаций, но строго по письменному запросу или служебной записке, на которой будет присутствовать разрешительная виза руководителя вашей организации. Не пренебрегайте этим правилом! Письма и служебные записки с разрешительными визами храните как зеницу ока.
Получатель дела обязательно должен расписаться в карте – заместителе дела (Пример 3).
Пример 3
(наименование организации)
КАРТА-ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДЕЛА
Дело
(№ и название)
Опись
(№ и название)
Фонд
(№ и название)
Выдано во временное пользование (читальный зал):
№ п/п | Ф.И.О. пользователя | Дата выдачи | Дата возврата |
В ЧЕМ ХРАНИМ ДОКУМЕНТЫ?
Наша промышленность выпускает великое множество различных скоросшивателей, архивных папок и коробов.
До помещения на архивное хранение документы длительных и постоянных сроков хранения удобно хранить сразу сформированными в дела, подшитыми и прошнурованными в прямой хронологической последовательности (поздние в конце) в картонных папках.
В таких папках дела прошиваются бечевками с помощью дырокола или сверлильного станка, и вынуть или вставить туда документ уже невозможно без переформирования всего дела.
Дела сроков хранения до 10 лет на оперативном хранении можно держать в файлах-регистраторах или иных скоросшивателях, которые удобно размещать в шкафах вертикально и куда удобно подшивать документы, не расшивая всего дела.
В таких папках документы обычно подшиваются в обратной хронологической последовательности (последние сверху).