Религия использует многочисленные психотехнические приемы: внушение, самовнушение в ходе богослужения, посты и другие способы, вызывающие экстаз.
Одна из психологических потребностей человека — высказать наболевшее, облегчить душу, открывшись другому человеку. Религиозный способ удовлетворения этой потребности — исповедь. Для человека трудно найти того, кто вызывает доверие. Церковь же предлагает готовую форму, профессионального исповедника, гарантирует тайну исповеди. В своей основе это психологический процесс, который может функционировать только при наличии соответствующей потребности, свойственной человеку вне зависимости от его отношения к религии.
Наряду с упомянутыми средствами психологического утешения и преодоления отрицательных эмоций важную роль играет медитация. Цель медитации — достижение глубокой сосредоточенности, состояния отрешенности от внешних обстоятельств и собственных переживаний, повседневных забот. Приемы и способы медитации разработаны в восточных религиях (в индуизме, буддизме) и использовались в качестве составной части культовых действий.
Сегодня они используются в медицине, в педагогической деятельности.
Таким образом, на психологическом уровне религия сводится к функционированию систем, которые сами по себе не являются специфически религиозными (катарсис, исповедь, медитация), но обеспечивают возможность психотерапевтического воздействия и для религии.
Психологические последствия вовлеченности индивида
в религиозную общину
Одним из основных факторов, формирующих религиозность индивида, является религиозная община. Она представляет собой особую социальную группу, в рамках которой люди объединены отправлением религиозного культа и общностью верований. Индивидуальная религиозность питается извне, через механизмы социального влияния (традиции, институты, обычаи, привычки). Религиозность как массовое явление нуждается в социальной опоре, без нее религиозные мотивы поведения ослабевают и затухают. Жизнь же в общине способствует соблюдению определенных норм поведения. Люди чаще посещают церковь, когда находят в этом поддержку со стороны группы общения. При недостатке такой поддержки возникает конфликтная ситуация: люди начинают испытывать чувство одиночества, изоляции.
|
Важнейшим психологическим последствием вовлеченности индивида в религиозную общину является создание и поддержание устойчивой социально-психологической идентичности личности, ее внутреннего равновесия. В значительной мере это обеспечивается свойствами религиозной общины, функционирующей в качестве малой группы. Она может быть довольно различной по численности, но в таких пределах, чтобы обеспечить постоянные и устойчивые контакты между ее членами. Эти контакты предполагают возникновение межличностных отношений, основанных на взаимной заинтересованности, общих интересах и верованиях. Существуют религиозные общины без фиксированного членства, но с постоянным ядром (православные общины) и общины со строго фиксированным членством (секты). Религиозная община любой формы оказывает повседневное и заметное влияние на своих членов, давая им общение, моральную и материальную поддержку, утешение. Социальное значение такой религиозной жизни заключается в том, что в данной группе установлена общность взглядов и достигнута определенная степень сплочения. Это дает человеку чувство душевного комфорта. Это ощущение может ослабевать в общине институциональной религии, поскольку в ее общинах постоянное ядро представляет меньшинство относительно меняющейся части собрания верующих. Именно среди этого большинства, не привязанного личными контактами к ядру общины, могут начаться поиски душевного комфорта, которые приводят человека в новые религиозные движения с коммунитарными формами жизни последователей.
|
Результат поиска религиозной общины (выбор другого прихода в рамках одного верования или смена вероисповедания) во многом определяется организованностью действий религиозной группы, вербующей в свои ряды новых сторонников, деятельностью ее духовного лидера. Существует несколько типов духовных руководителей религиозных общин. Один из важнейших типов — пророк, обладатель личной харизмы, возвещающий религиозное учение или волю Бога. Пророк может возвещать данное ранее откровение, и тогда он вводит старую религию в новое русло, т.е. выступает как религиозный реформатор. Если же пророк приносит в мир совершенно новое откровение, он выступает в качестве основателя религии. Основоположник традиции — фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен. Как правило, основоположник окружает себя группой последователей и учеников, которые затем и распространяют его религиозный опыт. В отличие от пророков священнослужители даруют спасение в силу своей должности, их авторитет основан на традиции, они представляют организацию, проповедуют учение, строго фиксируемое и контролируемое. Миссия мага, колдуна, который общается с потусторонним миром, осуществляется на основе личного дарования, харизмы. Его дело — не учение или заповедь, а толкование предзнаменований. Маги, пророки и некоторые священники могут иногда практиковать предсказания, лечить, давать советы. В этом случае они выступают как провидцы, ясновидящие, чудотворцы. Еще один тип — святой, престиж которого зависит от его личных заслуг в подвигах веры. Мистик — тип созерцателя, который стремится к просветленному состоянию через ритуалы очищения. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик, чаще всего, индивидуалист-одиночка, избегающий общения с другими людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности. Монах — член религиозного ордена, удалившийся от секулярной жизни в особое, уединенное или уже освященное традицией место, поскольку там больше возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться строгих моральных и обрядовых правил. Монах-отшельник, или пустынник, — человек, которому необходимо уединенное проживание в безлюдных местах, чтобы добиться интенсивного религиозного опыта. Стадию отшельничества проходят во многих случаях и представители других вышеназванных типов. Теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Теолог может и не иметь личного религиозного опыта, он черпает его в традиции, усваивает в опосредованной форме из теоретического наследия своей религии. Теолог — это прежде всего интерпретатор и реинтерпретатор.
|
Психотехника вовлечения индивида в религиозную общину
Руководители религиозных организаций заинтересованы в пополнении рядов своей общины, поэтому ведут активную работу по вовлечению новых верующих в число своих сторонников. При этом применяются различные методы и способы, в том числе и психотехнические. Особенно часто психотехника используется теми религиозными деятелями, которые представляют новые религиозные образования, не имеющие исторической культурной традиции и широкой известности. Поэтому им приходится вербовать своих последователей, воздействуя на их сознание и подсознание через психологические особенности восприятия.
Еще в древнерусских землях шаманы и жрецы разработали специфическую психотехнику воздействия на людей в обычном состоянии сознания. Главный секрет такой психотехники заключался в умении "подстроиться" к человеку, незаметно привлекая его внешне и внутренне, а затем, установив контакт, через механизм врожденного бессознательного подражания, который есть у каждого, добиться "управляемого контакта" (раппорта) и необходимого, специфически измененного состояния сознания — чарования, когда человек полностью подчиняется, сам этого не осознавая. За последнюю тысячу лет эту древнерусскую психотехнику стали применять не только посвященные, но и простые люди, которые дошли до нее самостоятельно. Возникло два специфических направления ее дальнейшего развития. Первое — в монастырях, второе — в народе. В русскую монастырскую технику гипноза было внесено много элементов христианской религии и элементов культа Христа и Богоматери, а народная психотехника строилась на старых магических или языческих принципах. Наиболее известными представителями русской монастырской гипнотической школы были митрополит Илларион (ум. 1067 г.), патриарх Никон (ум. 1658 г.), широкую "чудотворную" известность имели Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, святой Тихон (ум. 1925 г.), митрополит Петербугский и Ладожский Иоанн (ум. 1995 г.). Наиболее известными представителями "народного" направления были князь Святослав, Петр Великий, Гоголь, Лермонтов, Аксаков, Распутин, Мессинг.
Революция в методе чарования произошла за последние триста лет благодаря различным авантюристам и мошенникам, которые стали использовать психотехнику для одурачивания и обмана людей. Взяли на вооружение психотехнику и деятели новообразованных религиозных организаций. Для удобства дальнейшего изложения назовем тех людей, которые занимаются активным привлечением в свою общину незнакомых индивидов, "вербовщиками", а людей, которые подвергаются первоначальной психологической обработке, "объектами".
Вербовщик выбирает для работы наиболее многолюдные места — парки, центральные улицы, входы в учебные заведения, пляжи и т. п. В таких местах у обычного человека, который может стать объектом вербовки, уже изначально присутствует некоторый психологический стресс — он занят массой вещей (избегает столкновений, занят поиском знакомых или нужных вещей и т. д.) и поневоле несколько рассеян. Главное в действиях вербовщика — привлечь внимание объекта, хотя бы на секунду задержать или остановить его. Часто это делается простым вопросом о времени, направлении движения и т. п. Как правило, человек задерживает свое внимание и сразу становится объектом вербовщика, который начинает устанавливать контакт.
В науке установление бессознательного доверительного контакта называется "психологическим раппортом" (в отличие от гипнотического раппорта, когда возникает подчинение и управление от гипнотизера к гипнотику). Для того чтобы обычный контакт превратился в психологический раппорт, необходимо в мозгу объекта сформировать устойчивый очаг повышенного возбуждения по одному или нескольким органам чувств. Такой участок, возникающий в мозгу объекта, называется доминантой или зоной раппорта. Исследования русской физиологической школы (Ухтомский, Бернштейн, Павлов и др.) показали, что возникающая доминанта обладает важным свойством — автоматически подавлять, тормозить и подчинять все соседние участки мозга; затем подчинять весь мозг, всю психику, физиологию и поведение человека в строгом соответствии с содержанием доминанты, то есть в соответствии с содержанием и характером психологического контакта, который способствовал возникновению доминанты и зоны раппорта. Обычный человек замирает, сковывается, широко раскрывает глаза и перестает частично или полностью соображать и трезво контролировать свое поведение, если контакт с ним несет следующие виды реакции: неожиданности, внезапности, испуга, непреодолимой (бессознательной) симпатии, бессознательного полового влечения, резкого изменения положения тела в пространстве, резкого звука, света, запаха, психологического сочувствия, сопереживания, подстройки и присоединения к настроению, заботам и мыслям объекта, легкого доверительного и обязательно незаметного копирования дыхания, позы, движений, артикуляции, мимики, скорости речи, силы эмоционального возбуждения объекта. Важные внушаемые фразы вербовщик говорит объекту с учетом его дыхания на выдохе или во время зевка, чихания или кашля, во время смеха, плача или другой ярко проявляющейся эмоции. Считается, что в этот момент сознание объекта сужается, и он без анализа пропускает информацию прямо в подсознание, сам того не замечая. Тестами на проверку перерастания первоначального контакта в психологический раппорт являются зевок вербовщика, замедленное или учащенное дыхание, мигание или закрытие глаз, подъем руки к своему лицу и растирание мочки уха или носа, синхронизация, а затем изменение интонации, поглаживание подбородка и т. д. Если объект реагирует, то это проявляется в его автоматическом сходном движении или сходной реакции (тоже замедляется дыхание или производятся такие же действия руками).
Вербовщик обязательно учитывает суггестивную восприимчивость объекта. В этом отношении все люди разделяются на несколько типов. У 20—30% людей восприятие и мышление проходят под выраженным доминированием левого полушария: эти люди всегда мыслят и поступают трезво и аналитически, почти не поддаваясь эмоциям. При отсутствии сильнейшего интереса таких людей практически невозможно вовлечь в контакт против их воли. Люди с правополушарным доминированием предрасположены к языку чувств, интуиции и образов (большая часть женщин и подростков) — они легче всего поддаются влиянию.
У некоторых людей в восприятии внешнего мира преобладают зрительные образы. Таких людей мало, они встречаются среди художников, артистов, скульпторов, архитекторов, кинооператоров, режиссеров и т. д. У них очень развито зрительное воображение, они способны визуализировать до галлюцинаций. Их называют визуалистами — они самая легкая добыча для вербовщика, но удельный вес их среди всего населения мал (около 5%). Субъективное восприятие некоторых людей отличается преобладанием слухового опыта (их называют аудиалисты) — это музыканты, дирижеры, учителя, звукооператоры и прочие. Среди населения их 10—15%, они также являются внушаемыми. Кинестетики — это люди, чье субъективное восприятие специализировано на ощущениях, особенно на прикосновениях. Это, как правило, молодые девушки и юноши, эротически настроенные женщины и т. д. Таких людей много, до 30%, хотя прикосновения чаруют почти всех людей. Кинестетики — предпочитаемая группа для вербовщиков любого рода.
К группе риска в этом же смысле относятся и люди "с пунктами": это акцентированные личности с какой-то проблемой, на которой они почти помешались и о которой могут говорить 24 часа в сутки с любым встречным слушателем. К таким людям легко "подстроиться", повести их по "сценарию", в котором они все делают почти машинально, не успевая ничего анализировать и понимать. Людей с проблемами во всех странах стало довольно много — от 20 до 40%.
Главный секрет вербовщиков — это прикосновение к правой руке объекта. Правая рука человека представлена в коре головного мозга более чем четвертью его площади. Поэтому, овладев правой кистью, вы овладеваете механизмом воздействия на кору головного мозга, то есть влиянием на сознание и подсознание человека, лишь бы контакт был максимально искренний и сочувствующий, чего вербовщик обыкновенно добивается.
Установив контакт и удерживая внимание объекта, вербовщик предпринимает ряд действий, целью которых является переключение сознания объекта из режима работы с доминированием левого (аналитико-логического) полушария в режим работы с доминированием правого полушария мозга (интуитивно-образного и эмоционального). Для манипулирования сознанием объекта существует несколько психотехнических уловок, "речевых трюков".
"Трюизмы" — это слово обозначает утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью, но в то же время скрывает истинные намерения вербовщика. "Иллюзия выбора" — утверждение, имитирующее право объекта на выбор, но на самом деле предназначенное для обмана. Особенно часто используется в рекламе и торговле. "Команда, скрытая в вопросах" — команда, скрытая под видом просьбы в вопросе, достигает лучшего эффекта. "Моральный тупик" — объекту предлагается не согласиться сразу с каким-либо "сценарием" действия, а попробовать "разобраться", "посмотреть", "ознакомиться", получив, например, в руки книгу соответствующего содержания или придя на ознакомительное собрание общины. Речевой прием "чем... — тем..." связывает то, что происходит, с тем, что нужно вербовщику. Речевой прием, основанный на "эффекте края", присущем человеческой памяти (запоминается та информация, которая получена в начале и конце информационного ряда). Искусство разговора заключается в том, что вербовщик интонацией и четко выраженным невербальным поведением подчеркивает те слова, которые нужны, и ставит их в конец разговора. Прием "как только... то..." заключается в том, что вербовщик логически наращивает доверие к себе и к тому, что он делает. Речевой трюк "три истории" заключается в том, что вербовщик рассказывает некую историю № 1, примерно в середине ее прерывает и начинает рассказывать историю № 2, которую тоже прерывает. Затем вербовщик полностью рассказывает историю № 3, потом заканчивает историю № 2 и, наконец, историю № 1. Истории под номерами 1 и 2 полностью осознаются и запоминаются объектом, а история № 3 быстро забывается и почти не осознается, поэтому именно в нее и включаются инструкции и команды для подсознания объекта. Речевой прием "иносказание" заключается в том, что выгодная для вербовщика мысль высказывается в виде метафоры. Чем ярче и эмоциональнее метафора, тем выше и надежнее внедренный эффект.
Речевой трюк "рассеивание" заключается в том, что команды и пожелания вербовщика рассеиваются в виде отдельных, выделяемых интонацией, паузами, громкостью, прикосновениями, мимикой, жестами слов по всему разговору, но подсознание объекта будет реагировать только на эти слова. Выделяются следующие способы скрытых сообщений: 1) кинестетические способы (самые эффективные) — прикосновение к руке, к голове, любое поглаживание, похлопывание по плечу, пожатие руки, прикосновение к пальцам рук, взятие кистей объекта в свои кисти и др.; 2) эмоциональные способы — повышение или понижение эмоции в нужный момент, восклицания и жесты; 3) вербальные способы — изменение громкости речи, изменение темпа речи, изменение интонации, сопутствующие звуки (постукивания, пощелкивания пальцами), изменение локализации источника звука, изменение тембра голоса; 4) визуальные способы — мимика, расширение глаз, жестикуляция рук, движения пальцев рук, изменение положения тела, головы, характерная последовательность жестов (пантомимика); 5) письменные способы — нужные слова выделяются размером шрифта, другим шрифтом, цветом, абзацным отступом, новой строчкой и др.
Применяется и метод "заговаривания", заключающийся в информационной перегрузке сознания объекта, которая запускает механизм прогрессирующего гипнотического торможения. Внимание объекта может устойчиво удерживаться разными интереснейшими историями, поучительными случаями и прочим. Кроме техники торможения психики чрезмерной по объему информацией, применяется техника чрезмерной скорости подачи информации. Поскольку если определенная скорость подачи информации, оптимальная для данного объекта, превышена, то сознание не успевает обрабатывать слова, и они идут прямо в подсознание.
Измененное состояние объекта наблюдается по нескольким признакам транса. К первоначальным признакам относится легкая фиксация взгляда с расширением зрачков. За этим следует замирание в одной позе и успокоение дыхания. Третьим признаком является заметное покраснение или побледнение лица объекта, в глазах которого появляется специфический блеск. У некоторых восприимчивых сверхгипнабельных людей транс может развиться до такой глубины, что у них возникают сомнамбулические феномены. В состоянии сомнамбулизма могут наблюдаться анальгезия (обезболивание), амнезия (забывание происшедшего после выхода из транса), регрессия возраста (внушаемому кажется, что ему столько лет, сколько ему внушают), "спиритизм" (объекту видятся внушенные духи или призраки умерших), "ясновидение" (объекту видятся изображения и картины происходящего в других, далеких от него местах), "яснослышание" (объекту слышатся чужие и незнакомые голоса, которые ему что-то сообщают), "левитация" (объект перестает ощущать вес тела, ему кажется, что он летает), "астральный выход" (объекту кажется, что что-то бестелесное вышло из его тела, он видит свое тело как бы со стороны), "предсказательство" (объекту кажется, что он видит события прошлого и будущего и может их предсказывать). Существует еще очень много разных странностей в поведении сомнамбул, самыми интересными из которых являются "автоматическая речь", "автоматическое письмо", "разговор на иноземных языках".
Таким образом, психотехника вербовщика строится на нескольких основных моментах:
1. Привлечь внимание и войти в контакт.
2. Зафиксировать и удержать внимание на каком-то внешнем или внутреннем объекте или явлении, переживании.
3. Построить раппорт так, чтобы разделить сознание и подсознание объекта, максимально сузив поле активного внимания.
4. Перевести сознание в режим внутреннего опыта и внутренних ощущений до появления медитативных признаков транса.
5. Зафиксировать и углубить возникающий транс.
6. Кодировать и использовать транс в нужных вербовщику целях.
Зная об использовании подобных психотехнических приемов, нетрудно уберечься от воздействия религиозных вербовщиков, да и от другого рода мошенников и аферистов. Полезно не допускать преднамеренного сближения и прикосновений в разговоре с незнакомым человеком, проявившим инициативу в привлечении вашего внимания. Особенно сильному внушению поддаются люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, ослабленные болезнью, переживающие стрессовую ситуацию. Но главным условием для внушаемости является отсутствие у человека четких мировоззренческих ориентиров. Поэтому основной защитой человека от чужого влияния должна стать выработка собственных твердых убеждений, основанных на широкой образованности.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Религиозная вера как психологический феномен, несвязанность веры с религиозным знанием, целостность, самостоятельность и устойчивость религиозной веры.
2. Религиозный опыт: медитация, экстаз, мистические видения. Психофизиологические факторы предрасположенности к глубоким эмоциональным переживаниям.
3. Влияние религиозности на поведение. Вера в бога и исполнение обрядов, внутренняя и внешняя религиозность. Религия и проблемы психокоррекции. Логотерапия Франкла.
Литература
Джеме У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910 (репринт 1993 г.)
Кошкин В. Инстинкт веры, или Чего жаждут боги // Октябрь. 1995. № 7.
Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.
Франкл В. Психотерапия и религия // Человек в поисках смысла. М., 1990.
Тема 12. Религиозная философия
• Буддийская философия • Православная философия • Католическая философия
• Протестантская философия и теология • Мусульманская теология и философия
• Надконфессиональная синкретическая религиозная философия
Религиозная философия представляет собой совокупность различных школ и течений, которые дают свое решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и иных проблем. Главным в религиозной философии является учение об отношении человека к Богу и бога к человеку. Ее теоретическую базу образуют теология и богословие, ее выводы согласуются с вероучением.
Буддийская философия
Буддийская философия начала вырабатываться в период становления этой религиозной системы. При всем разнообразии буддийских философских школ их можно разделить на два типа, отличающиеся в исходных посылках: хинаянистские и махаянистские.
Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах. Дхармы — некие непознаваемые единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы не рождаются и не исчезают, их число бесконечно, каждая дхарма наделена определенным постоянным набором признаков. Дхармы могут находиться или в абсолютном покое, или в состоянии "волнения". Именно последнее состояние дхарм и образует человека и окружающий его мир. В состоянии "волнения" дхармы постоянно изменяют комбинации сочетания, поэтому мир и люди меняются — рождаются и умирают. Должное бытие дхарм — абсолютный покой, нирвана, когда нет ни человека, ни окружающего его мира. Если цель — нирвана, то путь к ней лежит через "успокоение" дхарм.
Наиболее полно и развернуто учение о дхармах изложено в трактате "Абхидхармакоша" буддийского философа Васубандху (V век). Выход из круга перерождений, т.е. "успокоение дхарм", возможен, по мнению этого философа, при выполнении двух условий. Первое — обретение "высшей мудрости", включающей в себя "знание Закона", устраняющее заблуждения относительно "четырех благородных истин". Второе условие — выполнение обетов и медитация. Цель медитирования заключается в изменении психического состояния человека, так как "высшую мудрость" невозможно обрести на уровне обыденного сознания. Хинаяна выделяет семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается "чистое сосредоточение": объектом медитирования является "успокоенность дхарм", т.е. нирвана.
В результате религиозной практики, которую буддист должен осуществлять в течение многих перерождений, он наконец становится "архатом", святым, полностью освободившимся от всех "заблуждений" и "привязанностей" к миру. Во время жизни архат находится в "нирване с остатком", поскольку не освободился от физического тела. После смерти он утрачивает тело и обретает "нирвану без остатка", не возрождается ни в каком облике.
В махаяне были переосмыслены буддийские положения о спасении и разработаны новые. Во-первых, махаяна предложила концепцию Абсолюта, который рассматривался как безатрибутный и рационально непознаваемый, однако истинно реальный. Дхармы же, как и все единичные сущности, объявлялись не имеющими "собственной природы", т.е. условно реальными.
Во-вторых, махаянисты по-другому трактовали Будду. В хинаяне Будда — человек, который через пятьсот перерождений открыл людям "четыре благородные истины". С точки зрения махаяны, то, что люди воспринимают как Будду Шакьямуни, есть проявление "тела Дхармы", которое нематериально, безгранично во времени и пространстве, всепроникновенно. Сформировалось учение о трех "телах" Будды, отождествившее Абсолют и Будду в "теле Дхармы". Нирвана тоже была отождествлена с Абсолютом. Таким образом, человек уже живет в нирване, но только не осознает этого. Поэтому достичь нирваны можно путем особого состояния психики, когда достигается не прекращение существования, а независимость от "дел и вещей", источника страданий.
Классическая махаяна представлена двумя течениями — мадхьямакой (шуньявадой) и виджнянавадой (йога-чарой). Отправным моментом в построении доктрины мадхьямаки стало переосмысление закона о всеобщей причинности: вещи не рождаются из самих себя, они обязательно ждут массы внутренне присущих и внешних причин, поэтому единичные вещи не имеют своей природы. А поскольку вещи не имеют своей природы, следовательно, они не существуют. Реально существует только Абсолют, который можно познать только путем интуитивного знания, не имеющего ничего общего с логическими конструкциями разума.
Признавая тождественность чувственно воспринимаемого мира (сансары) и нирваны, мадхьямака допускает возможность спасения для всех живых существ, но обретение нирваны считается трудным делом. Для большинства людей невозможно просветлиться в одно мгновение, приходится пройти через несколько перерождений, чтобы получить необходимые для просветления данные.
Философские основания виджнянавады строятся в весьма строгой иерархической последовательности и начинаются с анализа феноменального бытия, которое представляется как поток дхарм, насчитывающих сто разновидностей. Одни дхармы подвержены бытию, другие находятся в абсолютном покое, а некоторые играют роль "семян", которые, находясь в человеке, вызываются к бытию усилиями его разума. Но поскольку цель человека — успокоить поток дхарм, то надо регулировать свой разум, чтобы не извлекать "семена" и не инициировать новый виток "волнения" дхарм.
Путь к просветлению лежит через подавление деятельности своего разума и развитие интуитивного познания. Достижение такого состоянии предполагается через широкое применение медитирования, йогических приемов психофизического тренинга.
Принципиальное различие между мадхьямакой и виджнянавадой проявилось в трактовке последними возможностей достижения спасения. Все живые существа были поделены виджнянавадинами на пять групп, возможность обретения нирваны признавалась только за двумя категориями, чем фактически отрицалась всеобщность спасения.
Подавляющее большинство буддийских школ в основу своих учений положили доктрины мадхьямаки. Представители некоторых из них (китайские буддийские школы Тянь-тай, Чжэньянь) разработали сложнейшие религиозно-философские системы. В других (например, в школах амидаизма и дзэн-буддизма) акцент делался на конкретных методах достижения просветления. Учение виджнянавады за пределами Индии наследовала только одна школа — китайская Фасян (ее японский аналог — Хоссо). Виджнянаваду признавали неполноценным буддизмом, поскольку, по ее доктрине, не все живые существа могли обрести нирвану.