Каждая линия героя в опере рассказывает свою историю.




Опера Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».

Опера «Князь Игорь» написана в 4х действиях с прологом; она является народно-эпической оперой.

Здесь характерна идея народного патриотизма (защита отечества, призыв к единению), которая была близка композитору. В опере это раскрывается в благородном образе Игоря, его бесстрашном решении пойти на врага; а будучи оказываясь в плену, он отказывается от свободы, предложенной ему бесчестным путем. Конечно, он убегает из плена, когда узнаёт, что вся его держава, его отечество подверглось нашествию.

Сюжет оперы взят за основу поэмы «Слово о полку Игореве» 12 века о походе князя Игоря Святославича Новгород Северского в 1185 году против половцев. Было совершенно немало набегов на Русь, они всё сжигали, разоряли, убивали и уводили в плен жителей. Русские князья не раз предпринимали походы против половцев, но борьба с врагами затруднялась отсутствием единства русских князей, их междоусобицей. С Игорем произошла та же оплошность, он не согласовал поход с князьями, и потому претерпел поражение.

Считается, что Бородин вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах, пусть и наиболее ярко это проявилось именно в опере «Князь Игорь».

Он широко использует все жанры фольклора, бытовавшие в XII веке: былину, плясовые и заздравные песни, плачи-причитания и др.

Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Лирика А.П. Бородина воплощает возвышенные и цельные чувства, отличается жизнеутверждающим характером. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический языки А.П. Бородина отличаются исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.

В своей опере Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от М. И. Глинки. Основной конфликт в опере возникает между русским народом и половцами. А.П. Бородин противопоставляет характеристики борющихся сил. Духовному величию и стойкости защитников русской земли противостоит жестокость и хищность захватчиков. Таким образом, можно определить, что «Князь Игорь» - лирико-эпическая русская опера, где сталкиваются две различные национальные сферы - русская и восточная.

Что касается либретто оперы, то надо отметить, что, во-первых, Бородину с сюжетом помог В.В. Стасов (он же подал идею о создании «могучей кучки»), предложив ему за основу памятник древнерусской литературы «Слову о полку Игореве». Во-вторых, либретто на оперу писал сам композитор. При этом он много просвещался, изучал исторические летописи, повести, разные исследования о половцах и т.д. Естественно, Стасов не мало помогал ему, снабжая информацией.

Также отмечу, что опера создавалась в течении 18 лет и что текст с музыкой сочинялись одновременно.

Самое важное, что произошло с оперой, это то, что Бородин не успел её закончить. Завершили и оформили её друзья композитора (Р-К, Лядов и Глазунов). Увертюру он даже в партитуру не успел записать, поэтому по памяти записал и оркестровал её Глазунов.

Каждая линия героя в опере рассказывает свою историю.

Линия Игоря – его поход против половцев

Линия Ярославны – мудрость и скорбь по пропавшему мужу, огромной любви к нему. Преданность супругу.

Линия шурина князя (он же Галицкий) – эгоистичного беззаботного гуляки в отсутствие Игоря.

Линия Владимира Игоревича – любви к Кончаковне.

Каждый из основных действующих героев охарактеризован несколькими самостоятельными музыкальными эпизодами – это арии, ариозо, песни, используя которые, композитор представляет наиболее полный, целостный портрет (ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» (горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле), Плач Ярославны (глубокий портрет любящей женщины, переживающей за своё народ и мужа), Песня Галицкого («Только б мне дождаться чести», в которой ярко очерчены и широкая разгульность, и презрение к народу, и эгоистическое честолюбие князя.) юморных персонажей Скулы и Ерошк «Княжая песня» и др.). Главнейшим из музыкально - выразительных средств в опере является мелодия - напевная, ясная, пластичная, обобщенно выражающая смысл и настроение текста. Речитативы у А.П. Бородина отличаются меткостью передачи индивидуальных особенностей речи героев, носят мелодически закругленный характер, приближаясь к ариозо.

Основные образы, которые в эпической опере считаются собирательными, мы рассмотрим несколько:

Игорь в опере сильно отличается от прообраза - Игоря из «Слова», который известен по летописям как честолюбивый и недальновидный политик. А.П. Бородин придал ему черты благородного положительного героя, действующего только в интересах защиты родной земли. Игорь предстает как значительно более крупная личность, собирательная, воплотившая представление об идеале государственного деятеля, полководца. Лирическая тема в прологе, дуэт с Ярославной из четвертого действия, ария из второго действия выражают тонко чувствующую натуру

Ярославна в опере, как и князь Игорь, образ собирательный, хотя в «Слове» с нею лишь один эпизод - ее Плач. А.П. Бородин в своей героине запечатлел черты многих русских женщин, о которых рассказывается и в «Слове о полку Игореве», и в других летописных источниках. По силе характера Ярославну можно сравнить с Марфой из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина», но в то же время это образ более многогранный и более лиричный, в ней есть черты и Татьяны из «Евгения Онегина», и Лизы из «Пиковой дамы», и других оперных героинь. Любящая, нежная подруга Игоря, Ярославна еще и мужественная княгиня, сохраняющая достоинство при всех обстоятельствах, умеющая быть решительной в нужную минуту.

Антипод Игоря, брат Ярославны князь Галицкий - персонаж, «вычитанный» из «Ипатьевской летописи », реальный предатель и злоумышленник, поселившийся у Игоря за два года до похода. Законченный портрет своевольного гуляки, «князя-босяка». Песня Галицкого - характеристика легкомысленного человека, все интересы которого заключаются в бесшабашной гульбе. Разудалый характер песни подчеркивается резкими акцентами в сопровождении, лихим плясовым ритмом.

 

Народ – массовое действующее лицо. Судьба героя неразрывно связано с судьбой народа. А также хоровые сцены, которые очень влияют на атмосферу в опере

( PS: вы можете найти просто что-то общее у русских хоровых сцен, каждый хор, как я, не описывайте!!)

Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь. Тем не менее, он передаёт настроение народа, дружины и самого князя. Он решителен и могуществен. Он близок к хору Глинки «Славься» ИС. Пусть Бородин сильнее подчёркивает колорит старины. Его могущество и торжественность момента характеризуется маршевостью, умеренным темпом плагальностью в повторных словах «Слава» и акцентами. А также ровным и чётким ритмом. И конечно, мажорной тональностью.

Сцена с девушками Ярославной показывает, как они переживают за свою подругу, которую забрал к себе Галицкий. В первом хоре мелодия очень волнующая и плавная, звучит явный минор, не быстро, но напряжение нарастает с агогическим и динамическим увеличением. Второй хор речитативный. Очень быстро проговариваются слова ровными четвертями, показывая страх девушек. Темп здесь весьма энергичен (Allegro vivo). Минорная тональность выражает тревогу и мольбу, в которой девушки просят унять своего обидчика, потому что заступиться за них больше некому.

Хор бояр тоже показывает, насколько усугубилась ситуация с походом князя и какая беда постигла Русь. Суровость и мрачность музыки особенно слышно в оркестре в поступи восьмыми. Омрачает всю музыку минорные тональности, сама мелодия движется вперёд, когда тревожный характер музыки подчёркнут тональной неустойчивостью. Хроматическими ходами в тенаровой партии. Второй их хор, наоборот, проникнут решительностью, с какой в Прологе выступал хор «Слава».

А в хоре, например, «На безволье» А.П. Бородин тонко передает ритмические особенности восточной музыки: импровизационную свободу, обилие синкоп с дроблением первой доли такта. Воспроизведены и ее ладовые черты: переменность устоев, выделение увеличенной секунды. Не используя народных инструментов, композитор создает блестящую имитацию их звучания.

От русских массовых сцен музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем — грацией и пластичностью. Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем.

Хор поселян, передающий тяжкие страдания народа и являющийся продолжением Плача Ярославны, он напоминает различные народные протяжные песни. В этом моменте он сначала звучит издалека, становясь громче и снова удаляясь. Начинается он одноголосным запевом. В мелодии всё характерно для протяжной песни: полнота чувств, сдержанность, широта дыхания, свобода развёртывания. Показательны и опора на квартовые и квинтовые интонации, диатонизм, переменность лада, несимметричность ритмического строения и членения на фразы и мотивы. Характерны плавные переходы и расширения диапазона. Характерно также возвращение в нижний устой через кварту.

Звучит хор почти всё время акапелла.

Принцип картинности я удалила, ибо не правильно сделала, если сможете найти, напишите в своём конспектеJ

 

Принцип рассказа.

Бояре. Речитативность хора девушек. Ещё рассказ Ярославны о своём сне.

 

Во всех операх примеры того, как действие сокращается или переносится за кулисы.

В опере не показана ни битва, ни то, как дружина с князем попали в плен.

Заключение.

В общем и целом, композитор объединил в своей опере черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы, тем самым открыв новый этап в истории русской эпической оперы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: