Стихи Р.Винонена Муз. Ю.А Фалик




Карельская акварель

Юрий Александрович Фалик (1936-2009) – народный артист России, композитор, виолончелист, дирижёр, педагог.

Юрий Александрович Фалик родился в Одессе. Его отец, Александр Фалик, был музыкантом одесского Оперного театра. Одарённый мальчик с детства был погружён в музыку. Но война всё разрушила и Фалик с матерью был эвакуирован в Киргизию. Но в послевоенное время его судьба складывалась благополучно.

Музыкальное образование получил в знаменитой музыкальной школе имени П. Столярского, а затем учился в Ленинградской консерватории по 2-м специальностям: как виолончелист и как композитор.

Фалик был профессором Петербургской консерватории им. Римского-Корсакого по классу сочинения и инструментовки, профессором Нижегородской государственной консерватории. Сочинение и педагогику Фалик успешно сочетал с дирижёрской деятельностью. Среди его учеников класса композиции Фалика - 10 являются членами Союза композиторов Санкт-Петербурга (как и он сам), в числе выпускников его класса инструментовки - известные дирижеры В. Гергиев, А. Чистяков, Е. Цирлин, П. Лилье, И. Кожухаров.

Композиторское творчество и педагогику Фалик успешно сочетает с дирижерской деятельностью в разных городах России и за границей. Помимо выступлений с оркестрами различных российских городов, сезон 1991-1992 гг. он работал в качестве приглашенного профессора в Северо-Западном университете г. Эванстона (шт. Иллинойс, США). В мае 2000 г. он дирижировал Балтиморским симфоническим оркестром в концертах III Всемирного Конгресса виолончелистов (Балтимор, штат Мэриленд). Солистами выступали ведущие мировые исполнители. Среди солистов, выступивших с Фаликом - такие известные музыканты как Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Штаркман, С. Стадлер, Д. Герингас (Германия), М. Алавердян, В. Ворнер, Х. Чанг (США), А. Норас (Финляндия).

Он оставил богатое творческое наследие в сотни произведений практически всех жанров: опера–буффа „Плутни Скапена“ (по Ж-Б. Мольеру), хореографическая трагедия „Орестея“. (по Эсхилу), Легкая симфония для оркестра, Симфония для струнного оркестра и ударных, Первый концерт для оркестра (по мотивам легенд о Тиле Уленшпигеле), Второй концерт для оркестра („Симфонические этюды“.), Камерный концерт для трех флейт и струнного оркестра, Концертино для гобоя и камерного оркестра, Концертино для фагота и струнного оркестра, Концерт для скрипки с оркестром, Concerto della Passione для виолончели и симфонического оркестра. Последние крупные сочинения — Литургические песнопения для солистов и хора а capella на тексты „Молитвослова“ (1992), Симфония №2 („Кадиш“. 1993), Месса для солистов, хора и камерного оркестра (1996), Концерт для солирующего сопрано и хора а capella „Элегии“. (стихи А. Ахматовой и Н. Гумилева, 2001), Восьмой квартет (2001). Falik & GutmanConcerto della Passione (1988) — это парадоксальное сочетанием жанра реквиема и игрового жанра концерта.

Особое место в творчестве Ю. Фалика занимает хоровая музыка. Он — автор хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина», «Литургических песнопений» для солистов и хора а capella на тексты «Молитвослова», Концерта для солирующего сопрано и хора а capella «Элегии», концертов для хора a cappella (стихи М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Пушкина, А. Ахматовой и Н. Гумилева), «Книги канцон» (стихи европейских поэтов XI—XVII вв.), «Молитвы о России» на текст Александра Солженицына, канонов для хора на стихи зарубежных поэтов. Миниатюра «Незнакомка» на стихи Александра Блока стала любимой пьесой многих хоровых коллективов. «Осенние песни», «два сольфеджио», «Кант виват», «Зимние песни», «Эстонские песни».

Произведения Юрия Фалика широко исполняются, издаются и записываются не только в России, но и во многих странах мира.

Умер Юрий Фалик 23 января 2009 года. Похоронен был на старейшем в Петербурге историческом Смоленском кладбище.

Роберт Иванович Винонен - член Союза Писателей России, действительный член Финно-угорской Академии наук, экс-президент Ассоциации финно-угорских писателей России, доцент. Роберт Винонен родился в 1939 году в Ленинградской области. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького в Москве и аспирантуру при нем. Впоследствии работал в московских издательствах, заведовал кафедрой литературного перевода Литинститута. Автор множества поэтических книг, сборников переводов и литературно-критических статей. Кроме того, Роберт Иванович является почетным председателем Объединения русскоязычных литераторов Финляндии, постоянным автором журнала «Иные берега» и многолетним руководителем поэтической студии ОРЛФ.

 

Родился в 1939 году в Ленинградской области. Жил в Кировской области (деревня Шестаково Слободского района до окончания войны), в Эстонии, в Карелии.
Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (1966), аспирантуру (1969). Работал в редакциях издательств, заведовал кафедрой художественного перевода в Литинституте.
Сейчас живет в Финляндии, оставаясь российским гражданином.

Идейно-образное содержание.

Паруса нескладные, чайки белоснежные,
Ласковое Ладожское, нежное Онежское.
И над всех Карелией туча грозовая
Влажной акварелию даль разрисовала.
Громыхающее эхо в голубой безбрежности,
Я хочу к тебе приехать объясниться в нежности.
Услыхать широкий звон лезвий на покосе,
В душу влить глубокий стон падающих сосен.
Ощутить на катере отражений дрожь,
В руки взять, как кантеле, чистый, чистый чистый дождь.
В руки взять, как кантеле, чистый дождь.

Стихотворение рассказывает нам о воспоминаниях главного героя о своей Родине, по которой он очень скучает. Он вспоминает и озера, и корабли на них, и белоснежных чаек, и живописные грозы. Он ужасно тоскует по ней и хочет приехать туда. Композитор очень проникнулся текстом и создал потрясающую картину. Благодаря ему мы можем себе представить, как капля за каплей на холсте появляются акварельные мазки, постепенно превращающиеся в яркую, сочную картину. Главный герой, как художник, рисует в своем воображении, используя воспоминания как акварельную краску.

Стихотворение написано в классическом стиле с прямой рифмовкой. Всё стихотворение построено на эмоционально-выразительных литературных средствах. И это придаёт своеобразную необычность тексту. Олицетворения «Ласковое Ладожское», «нежное Онежское», «Туча грозовая влажной акварелию даль разрисовала», «стон падающих сосен», «отражений дрожь», «В руки взять как кантеле чистый дождь» - здесь природные явления наделяются человеческими чертами. Природа оживает. Это показывает неразрывную связь человека с природой, то, что они – одно целое. Метафоры – «широкий звон», «в душу влить глубокий стон» - не физическим состояниям придаётся форма, свойства, очертания. В классической литературе тема природы является очень актуальной. Во все времена человек приписывал себя е частью, брал из неё вдохновение, вливал и обогащал в ней свою душу.

Фраза поэтического текста полностью совпадает с музыкальной фразировкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: