В философии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное, одухотворенное. Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае, она окажется, по его словам, "мертвым и ненужным" грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы человека и его бытия в мире.
Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание — это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. В силу своей сложности и многогранности, оно является объектом изучения для комплекса наук — физиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.
В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма ("линия Платона"), сознание ("дух") — это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен — так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм ("линия Демокрита") и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. В этом смысле сознание вторично — так утверждают сторонники "линии Демокрита" и науки.
|
Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д.Бруно, Ф.И. Тютчев и др.). Некоторые мыслители по™ лагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем иэ начально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности Р.Декарт в своем учении о "врожденных идеях" разума.
Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г. В.И.Ле нин высказал мысль о том, что "...в фундаменте самого здания матери можно...предполагать существование способности, сходной с ощущением", и поэтому "логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и развилось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?
Для решения вопроса о сущности сознания ("Что это такое?"), естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем.
|
Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение — это воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влияния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции материального мира сформировался целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям, выполняемым функциям.
Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело активный, а со временем — избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Расположим формы отражения в порядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.
|
Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев в связи с наступлением осени и т.п.
Раздражимость, как форма отражения, возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрического разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражи-гель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему можно сказать, что раздражимость —это подходтг переход к психике как Качественно иной форме отражения материального мира.
Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появ-^нием центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных — форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств, — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения — восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.
В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение — способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события — наступление холода, приближение землетрясения. У человека это проявляется в форме гаданий и, прогнозов, фантазий, "вещих" (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то. что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.
Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова, "первая сигнальная система". Она является основой так называемого "элементарного мышления" высших животных. Разумеется, слово "элементарный" в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма "продуманные'!) реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отмечал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочно» деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление ("низший разум") и есть генетическая (слово "генезис" означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружающая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир "духа" Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как "мыслящей вещи" (Р'.Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно-практически, т.е. преобразует его.
Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровень живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти.окружающего мира и обретение свободы действий в нем.