В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека ("душа"), играющий особую роль в его жизни, — как орудие познания и самопознания. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание особых — чувствительных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей ("неподлинный" мир) и мир идей ("подлинный" мир). По его убеждению, идеи являются источником ("демиургом") всех материальных вещей и их разнообразия.
В средние века господствовала религиозная картина мира и бытия человека в нем. Поскольку человек полагался якобы сотворенным Богом (Абсолютной личностью)'по образу и подобию его, то и сознание воспринималось как дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Полагалось, что душа несравненно лучше и значимее тела, ведь она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. Так, Аврелий Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца. Душа, по определению философа, — это "разумная субстанция, приспособленная для управления телом".
Для философии эпохи Возрождения был характерен пантеизм как специфическое мировоззрение, и поэтому одушевленность трактовалась как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.).
В Новое время сознание человека часто рассматривалось как некое вместилище знаний, инструмент познания природы и власти над ней (Ф.Бэкон и др.). В философии этой эпохи существовало представление о том, что мир природы и мир духа являются двумя совершенно равноправными и самостоятельно существующими субстанциями мира — вещественной и духовной. Такой взгляд, именуемый дуализмом, развивал, в частности, известный французский философ Р.Декарт.
|
В отличие от дуализма, французские материалисты XVIII в. исходили из тезиса о том, что сознание — это особого рода функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг является носителем этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. "Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела, — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время", — так рассуждал об этом П.Гольбах.
В философии Г.Гегеля сознание предстало в ином качестве — как некое вечное первоначало ("абсолютная идея"), которое лежит в основе всего сущего и творит мир из самого себя, из своего содержания. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной духовной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.
В XIX в. в классическом марксизме получила развитие социоцен-тристская трактовка сознания — как отражение человеком мира общественных отношений. Полагалось, что оно вторично и определено влиянием социальной среды, культуры и конкретно-исторического времени.
Во второй половине того же века на волне всплеска естественных наук получил распространение вульгарный (грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер. К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, которые протекают в мозгу человека. Сознание — это, якобы, функционирование "мозгового вещества" как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, в вульгарном материализме был выдвинут тезис: "Человек — это то, что он ест".
|
В XX веке теория сознания была существенно обогащена З.Фрейдом, который разработал учение о бессознательном. Австрийский ученый выделил в структуре психики человека три слоя: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". Бессознательное ("Оно")—это "кипящий котел" инстинктов и влечений, самый глубинный пласт психики. Это начало (прежде всего — в виде полового инстинкта) не поддается разумному самоконтролю человека, проявляя себя спонтанно и неосознанно. По Фрейду, бессознательное — это "ночная" часть психической жизни человека, которая недоступна для ясного, "дневного" взгляда на нее.
В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в научную теорию сознания и психики внесли такие ученые, как И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев. И.П.Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности человека, отмечали особую роль мозга как материального носителя сознания. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе предметной деятельности человека. Пытаясь раскрыть сложный духовный мир человека, русская религиозная философия (И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев и др.) обращалась к исследованию феномена сердца как некоего глубинного центра духовности человека, таинственному и непостижимому извне. По словам Вышеславцева, "каждое его биение имеет духовное значение", оно — источник и орган творчества, света и свободы, место встречи Бога и человека.
|
С точки зрения современной науки, сознание — это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующего мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой единство "мирочувствия" и "мировидения". В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практической деятельности.
К сказанному выше о сущности и природе сознания добавим, что оно является субъективным образом объективного мира, достоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им содержания и смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющее специфическую роль в жизни человека. Ядром же сознания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и ненаучные сведения об окружающем мире.
Сознание - это человеческий способ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении, осмыслении и применении разнообразных знаний о мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, со-циокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга. С точки зрения своей структуры сознание представляет собой единство психических способностей, процессов и состояний, в которых представлен окружающий мир. Эта структура включает в себя:
~ ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простейшую информацию о внешнем мире;
~ субъективные психологические переживания, в которых выражено отношение к миру (радость, печаль, восторг и т.п.);
~ понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) деятельности, которые обобщают опыт отражения;
~ ценностные определения окружающего мира, т.е. восприятие его с точки зрения значения для человека.
Структура сознания, таким образом, являет собой единство чувственно-эмоционального и понятийно-рационального начал. Это единство закреплено дихотомией человеческого мозга — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.
Какими же характеристиками (природой) обладает сознание? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующие моменты.
Первое. Как утверждают наука и естественнонаучная философия, сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней. С появлением человека и его мозга природа посредством человека получила возможность мыслить и "узнавать" саму себя. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мысли и т.д.) обусловлено воздействием внешнего мира, "взято" у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, являясь миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку вплетено в поток времени и деятельности человека. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содержания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека: дистанция будет огромного размера. Вторичность сознания порождает многообразие его типов в различные эпохи истории человечества. В философском сознании это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, пантеизм и др.) как способов теоретического мышления и картин (образов) мира и бытия человека в нем.
Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К.Маркса, сознание "с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди". Правоту этого тезиса подтверждает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д.Дэфо. Чтобы сохранить свой человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной обусловленности природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-е годы в Московском госуниверситете под руководством советских ученых А. И. Мещерякова. С. И.Соколянского и Э.В.Ильенкова.
Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание — это та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений. Ф. М.Достоевский высказал в связи с этим глубокую и интересную мысль о том, что страдание есть единственная причина рождения сознания и духовности человека. Страдание (от конфликтов, от любви, от смерти, от одиночества и т.д.) может пройти, но выстраданное в жизни остается с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.
Четвертое. Сознание — это всегда деятельность, в данном случае — рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил — работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Сознание, как рефлексия, существует в разных формах— в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.
Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Как известно, человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микроскоп, пусть даже и совершенный: в нем нет ни грана вещества. Однако сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание — это воплощение человеком своего "Я" путем создания нового, предметного мира в ходе практики в различных ее формах. В этом еще "небывшем" мире сознание и "угасает", переходя в иную — вещественную форму. Так происходит создание человеком другого мира— мира культуры. Напротив, в ходе распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы "спрятан" в предметах (например, в книгах), отлился в них.
Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его*.(* У Н.А.Заболоцкого сказано об этом языком поэзии: "Зачем, покидая вечерние рощи,/ Ты сердце мое разрываешь на части?/Я болен тобою, а было бы проще / Расстаться с тобою, уйти от напасти".) Оно есть не только инструмент познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира, равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть. Но ведь без него нет радости познания и любования миром, нет жизненной мудрости. Вот почему можно сказать, что сознание и помогает, и мешает жить человеку.
Что касается проблемы происхождения сознания, то наукой доказан факт его формирования по мере становления социальной формы движения материи (общества). Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе 77. Тейяра де Шардена "Феномен человека". В ней философ высказал мысль о том, что в рамках так называемой "космической магистрали" возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, "мать духа", а сам дух —это "высшее состояние материи".
Попытки объяснить возникновение сознания действием естественных причин имелись еще в древней философии, например, -у Демокрита. Он полагал, что это происходило под влиянием прежде всего коллективного образа жизни людей, изготовления и применения ими орудий труда и огня. Сознание формировалось в силу социальной нужды т е потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества.
Упор на понимание сознания как продукта эволюции делали французские материалисты XVIII в. По их убеждению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общественной жизни и превратился в самое совершенное живое существо.
Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формирования сознания был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе деятельности людей путем присвоения ими содержания "абсолютной идеи" как некоего всеобщего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб делает вещи а господин лишь потребляет их. В итоге раб формируется как человек'и обретает власть над вещами и даже... над господином, ведь потребительский образ жизни господина ведет его к духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приобретает их, в том числе и развивая свой духовный мир, сознание.
Ф. Энгельс в своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" развил так называемую трудовую теорию антропогенеза и происхождения сознания как "высшего цвета" материи. В качестве важнейших он выделил следующие моменты этого весьма длительного процесса.
Прежде всего, в ходе естественной эволюции человека сформировались биологические (природные) предпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнес прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, достаточный объем мозга и наличие наглядно-образного ("элементарного") мышления. Под воздействием нужды человек научился трудиться — изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения окружающей природы. В ходе труда человек стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек научался трудиться и преобразовывать природную среду. Более того, все органы чувств и психология человека тоже обязаны труду как своему "отцу". По сути дела, труд и создал человека как существо разумное, мыслящее.
По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык. представляющий собой сложную совокупность знаков ("вторую сигнальную систему", по определению И. П..Павлова), носитель информации об окружающем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли, ее сохранения и передачи другим людям. Являясь "телом мышления" {Г.Гегель), он так же древен, как и само сознание.
В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллективный труд и членораздельная речь явились основными причинами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других факторов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.
Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в общем контексте объяснения возникновения мира и человека в нем мировоззренческой с данной позиции.
Социальная сущность и природа сознания, о которых нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях. Как основную, следует выделить познавательную функцию. С ее помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира, осуществляется самопознание.
Целеполагающая функция предполагает выработку человеком целей и идеалов собственной деятельности, прогнозирование будущего, создание его образов и картин, иногда даже иллюзорных, утопических. Предвосхищая результат деятельности, цель ("то, ради чего", по определению Аристотеля) определяет действия и поступки людей, помогает планировать их.
Регулятивная функция означает, что сознание и его "продукты" (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы вторгается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, "материальной силой", если они овладевают массами людей и выражают их интересы.
Сознание представляет собой также способ трансляции (передачи) социального опыта людей в ходе их совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности.
Социальная сущность и природа сознания состоит также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно — как общественное существо. Человек формирует свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества. Вот почему самоизоляция и одиночество человека — это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир. Сознание многолико: оно всегда обращено к прошлому, настоящему и будущему бытия человека.
Непосредственным носителем сознания является отдельный человек (индивид). В своей действительности мышление ведь всегда существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида неповторим, таинственен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. "Человеческий череп", — писал в связи в этим К.Маркс, — "есть неприступная крепость". Вот почему нельзя не сказать об особой сложности и социальной роли воспитания, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.
И все же сознание отдельных людей благодаря языку становится достоянием всего общества. В таком случае формируется общественное сознание — совместные формы отражательной деятельности, некий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Общественное сознание имеет очень сложную структуру и является весьма активным фактором исторического и культурного процесса.
Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отражения мира, требуется выделить следующее.
Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятийного мышления. Оно представляет собой опосредованное и обобщенное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием же понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предметов и явлений мира, что выражается с помощью слов, например — "стол", "дерево", "человек" и т.д. У человека процесс мышления является относительно самостоятельным видом деятельности и даже профессией (ученые, писатели и др.). Разум человека — это, по словам Э. Фромма, "способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть". Именно благодаря разуму человек "видит", конечно же, дальше даже самого зоркого орла. Он видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и закономерности вещей и т.д. Человек видит далеко еще и потому, что ему помогают в этом совершенные технические устройства, например, электронный микроскоп и другие приборы и устройства.
Процесс отражения у человека носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности формировать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельности. Благодаря сознанию человек достигает своих целей "сознательно", т.е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом "проб и ошибок". К.Маркс писал об этом следующее:
"Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю".
В отличие от животных, у человека меняется сам характер отражения. Так, очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же известно, что характер деятельности определяет и характер отражения. Учитывая предметно-практический характер деятельности человека, принято считать, что его сознание носит активный и творческий характер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его".
Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных материальных вещей. Он творит также мир образов и идей, в том числе и таких, которым в действительности ничто не соответствует (например, идея и образ Бога). Будучи активным и творческим (творящим), сознание иногда может как бы "отлетать" от реальной действительности. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, заблуждения и иллюзии (например, образ русалки, ведьмы и т.п.). Все это есть как бы галлюцинации, искажения отражательного процесса, которые иногда обретают даже массовый характер (например, коммунистическая идея в XIX — XX вв.). Разумеется, эти формы сознания имеют под собой естественные и разнообразные причины.
Специфичность сознания как особого "мира духа" вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе предметно-практической деятельности человека это противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведений искусства замысел мастера воплощается в материале, а материал тем самым как бы одухотворяется), резкие границы между ними отсутствуют. Эти границы условны и подвижны, не так четко выражены, как это подчеркивалось в философском идеализме {Платон, Г.Гегель и др.).
|| СОЗНАНИЕ И МАТЕРИЯ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ
Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об особой роли мозга в отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозга — это физиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции человека. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?
Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — около 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В. И. Ленина имел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиардов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объему примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито правое полушарие, и поэтому женщинам в большей степени присуще образное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные реакции на окружающую действительность.
Но мыслит все же не мозг, а сам человек при помощи мозга. Мозг — это всего лишь орудие для мышления. В истории философии и естествознания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции "психофизического параллелизма", получившей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.). В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым, И.П.Павловым было создано учение о физиологических основах человеческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было выявлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют собой два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (например, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т.д.).
В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и компьютеры, которые способны выполнять очень многие сложные умственные функции человека. В связи с этим стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый "искусственный интеллект", "кибермозг". Сможет ли машина мыслить? Не в состоянии ли она заменить со временем самого человека? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.
Конечно, ЭВМ и компьютеры способны выполнять очень многие операции, причем несравненно быстрее человека. (В 1997 г. в Японии была создана ЭВМ, совершающая 300 миллиардов операций в секунду. В том же году робот одержал победу в игре с чемпионом мира по шахматам Г. Кас-паровым). Но все же "умная" машина никогда не сможет заменить человека, и дело здесь вот в чем. Во-первых, машина всегда работает по программе, которая создана и заложена в нее человеком. Машина всегда — это ведь некая "схема-шаблон", и ей не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не присуще чувственно-эмоциональное отношение к окружающему миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать, короче говоря — у нее нет сердца. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она находится (и должна находиться) во власти своего Создателя. Разумеется, все сказанное не отменяет большого значения проблемы "человек—компьютер". Она имеет не только практическое, но и мировоззренческое значение.
При раскрытии сущности и природы сознания часто употребляется понятие "идеальное". В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека.
Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его учении о "мире идей" как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеализме идеальное обычно рассматривается как духовная основа и творец ("демиург") всего сущего.
В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего сознания и представляющая собой специфический способ существования вещей — в форме их образов. Это понятие раскрывает уникальную творческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отличие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иное бытие (другое, новое бытие) материи, ее "превращенная" (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеальное — это "двойник", "заместитель" материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса, "...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"*.(* Термин "пересаженное" здесь следует понимать как "отраженное", а "преобразованное" — как представленное и существующее в человеческой голове в форме образов, понятий и т.п.)
Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное являет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть. Идеальное включает прежде всего образы того, что нужно человеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что человеческое сознание "...не только отражает объективный мир, но и творит его". Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая призвана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.
Идеальное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психолотов А. И. Мещерякова и С.И. Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельности, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспитанников этих ученых — А.В.Суворов — успешно окончил Московский университет, защитил диссертацию доктора психологических наук). Основным условием его формирования может быть лишь активное приобщение человека к духовно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого человек останется всего лишь "кандидатом" в люди, т.е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.
Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением "мира духа" возникли принципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно стала приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца нового — искусственного мира.
Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зрения результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы — в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия "сознательность", то оно в данном случае характеризует человека с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир со знанием дела. Иначе говоря, сознательность означает разумность действий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.). Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредсказуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историческом процессе. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, проблема превращения сознания человека в реальную и активную силу совокупного социально-культурного и исторического процесса.
Итак, обладание сознанием характеризует человека как существо, способное действовать в этом мире разумно и творчески. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутверждения человека как существа познающего и деятельного. Сознание — это единство дара, обретения и бремени человека.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.
2. Дубровский Д. И. Проблема идеального. — М., 1983.
3. Иванов А. В. Сознание и мышление. — М., 1994.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.
5. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. —М., 1983.
6.Кутырев В.А. Осторожно, творчеством/Вопросы философии. 1994. № 7, 8.
7.ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. —М.. 1983.
8. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1979.
9. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. № 10.
10. Симонов П. В., Ершов Л.М., Вяземский Ю.Л. Происхождение духовности. — М., 1989.
11. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. — М., 1989.
12. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
13. Фрейд Ф. Психология бессознательного. — М., 1989.
14. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
15. Энгельс Ф. Диалектика природы. Статья "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. — Т. 20.