СОЗНАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ МИРА




В древней философии под сознанием понимался некий внутрен­ний мир человека ("душа"), играющий особую роль в его жизни, — как орудие познания и самопознания. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание осо­бых — чувствительных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей ("неподлинный" мир) и мир идей ("подлин­ный" мир). По его убеждению, идеи являются источником ("демиур­гом") всех материальных вещей и их разнообразия.

В средние века господствовала религиозная картина мира и бытия человека в нем. Поскольку человек полагался якобы сотворенным Бо­гом (Абсолютной личностью)'по образу и подобию его, то и сознание воспринималось как дар и искра Божья, пылинка вечного божествен­ного пламени. Полагалось, что душа несравненно лучше и значимее тела, ведь она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. Так, Аврелий Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца. Душа, по определению философа, — это "разумная субстанция, приспособленная для управления телом".

Для философии эпохи Возрождения был характерен пантеизм как специфическое мировоззрение, и поэтому одушевленность трактова­лась как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.).

В Новое время сознание человека часто рассматривалось как некое вместилище знаний, инструмент познания природы и власти над ней (Ф.Бэкон и др.). В философии этой эпохи существовало представление о том, что мир природы и мир духа являются двумя совершенно равно­правными и самостоятельно существующими субстанциями мира — вещественной и духовной. Такой взгляд, именуемый дуализмом, развивал, в частности, известный французский философ Р.Декарт.

В отличие от дуализма, французские материалисты XVIII в. исходи­ли из тезиса о том, что сознание — это особого рода функция человечес­кого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг является носителем этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. "Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела, — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время", — так рассуждал об этом П.Гольбах.

В философии Г.Гегеля сознание предстало в ином качестве — как некое вечное первоначало ("абсолютная идея"), которое лежит в ос­нове всего сущего и творит мир из самого себя, из своего содержания. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследова­нии сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной духовной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.

В XIX в. в классическом марксизме получила развитие социоцен-тристская трактовка сознания — как отражение человеком мира об­щественных отношений. Полагалось, что оно вторично и определено влиянием социальной среды, культуры и конкретно-исторического времени.

Во второй половине того же века на волне всплеска естественных наук получил распространение вульгарный (грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер. К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, которые протекают в мозгу человека. Сознание — это, якобы, функционирование "мозгового вещества" как особого рода жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, в вульгарном материализме был выдвинут тезис: "Че­ловек — это то, что он ест".

В XX веке теория сознания была существенно обогащена З.Фрей­дом, который разработал учение о бессознательном. Австрийский уче­ный выделил в структуре психики человека три слоя: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". Бессознательное ("Оно")—это "кипящий котел" инстин­ктов и влечений, самый глубинный пласт психики. Это начало (преж­де всего — в виде полового инстинкта) не поддается разумному само­контролю человека, проявляя себя спонтанно и неосознанно. По Фрей­ду, бессознательное — это "ночная" часть психической жизни челове­ка, которая недоступна для ясного, "дневного" взгляда на нее.

В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в научную теорию сознания и психики внесли такие ученые, как И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев. И.П.Павлов. Они исследовали физиоло­гические основы психической деятельности человека, отмечали осо­бую роль мозга как материального носителя сознания. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе предметной деятельности человека. Пытаясь раскрыть слож­ный духовный мир человека, русская религиозная философия (И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев и др.) обращалась к исследованию фе­номена сердца как некоего глубинного центра духовности человека, таинственному и непостижимому извне. По словам Вышеславцева, "каждое его биение имеет духовное значение", оно — источник и орган творчества, света и свободы, место встречи Бога и человека.

С точки зрения современной науки, сознание — это высшая фор­ма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующего мозга, которое зак­лючается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отра­жении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой единство "мирочувствия" и "мировидения". В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, суще­ствующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся не­обходимым условием его предметно-практической деятельности.

К сказанному выше о сущности и природе сознания добавим, что оно является субъективным образом объективного мира, достоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение чело­века к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им содержания и смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознатель­ное, играющее специфическую роль в жизни человека. Ядром же со­знания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и ненаучные сведения об окружающем мире.

Сознание - это человеческий способ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении, осмыслении и при­менении разнообразных знаний о мире. Источниками сознания явля­ются окружающий человека мир (природные процессы и явления, со-циокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятель­ность мозга. С точки зрения своей структуры сознание представляет собой единство психических способностей, процессов и состояний, в которых представлен окружающий мир. Эта структура включает в себя:

~ ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простей­шую информацию о внешнем мире;

~ субъективные психологические переживания, в которых выра­жено отношение к миру (радость, печаль, восторг и т.п.);

~ понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) дея­тельности, которые обобщают опыт отражения;

~ ценностные определения окружающего мира, т.е. восприятие его с точки зрения значения для человека.

Структура сознания, таким образом, являет собой единство чув­ственно-эмоционального и понятийно-рационального начал. Это единство закреплено дихотомией человеческого мозга — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.

Какими же характеристиками (природой) обладает сознание? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующие моменты.

Первое. Как утверждают наука и естественнонаучная философия, сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней. С появлением человека и его мозга природа посред­ством человека получила возможность мыслить и "узнавать" саму себя. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мыс­ли и т.д.) обусловлено воздействием внешнего мира, "взято" у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, являясь миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку вплетено в поток времени и деятельности человека. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содер­жания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека: дистанция будет огромного размера. Вторичность сознания порождает многооб­разие его типов в различные эпохи истории человечества. В философс­ком сознании это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, пантеизм и др.) как способов теорети­ческого мышления и картин (образов) мира и бытия человека в нем.

Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К.Марк­са, сознание "с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди". Правоту этого тезиса подтверж­дает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д.Дэфо. Чтобы сохранить свой чело­веческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону пона­добился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной обус­ловленности природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-е годы в Мос­ковском госуниверситете под руководством советских ученых А. И. Ме­щерякова. С. И.Соколянского и Э.В.Ильенкова.

Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное по­ложение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особеннос­ти восприятия мира (например, типы темперамента), на соотноше­ние эмоционального и рационального в возникающих образах. Со­знание — это та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений. Ф. М.Достоевский высказал в связи с этим глубокую и интересную мысль о том, что страдание есть единственная причина рождения сознания и духовности человека. Страдание (от конфликтов, от любви, от смерти, от одиночества и т.д.) может пройти, но выстраданное в жизни остает­ся с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.

Четвертое. Сознание — это всегда деятельность, в данном слу­чае — рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только фи­зических, но и духовных сил — работы органов чувств и сердца, разу­ма человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Со­знание, как рефлексия, существует в разных формах— в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.

Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Как известно, человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микро­скоп, пусть даже и совершенный: в нем нет ни грана вещества. Одна­ко сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах дея­тельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объек­тивную, материальную. Опредмечивание — это воплощение челове­ком своего "Я" путем создания нового, предметного мира в ходе прак­тики в различных ее формах. В этом еще "небывшем" мире сознание и "угасает", переходя в иную — вещественную форму. Так происходит создание человеком другого мира— мира культуры. Напротив, в ходе распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы "спрятан" в предметах (например, в книгах), отлился в них.

Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страда­ние человека по нему, переживание его*.(* У Н.А.Заболоцкого сказано об этом языком поэзии: "Зачем, покидая вечерние рощи,/ Ты сердце мое разрываешь на части?/Я болен тобою, а было бы проще / Расстаться с тобою, уйти от напасти".) Оно есть не только инстру­мент познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет че­ловеку выйти из мира, равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает трагизм существования челове­ка в этом мире, его неизбежную смерть. Но ведь без него нет радости познания и любования миром, нет жизненной мудрости. Вот почему можно сказать, что сознание и помогает, и мешает жить человеку.

Что касается проблемы происхождения сознания, то наукой доказан факт его формирования по мере становления социальной формы движе­ния материи (общества). Появление сознания было подготовлено эво­люцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе 77. Тейяра де Шардена "Феномен человека". В ней философ выс­казал мысль о том, что в рамках так называемой "космической магист­рали" возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, "мать духа", а сам дух —это "высшее состояние материи".

Попытки объяснить возникновение сознания действием естествен­ных причин имелись еще в древней философии, например, -у Демокри­та. Он полагал, что это происходило под влиянием прежде всего кол­лективного образа жизни людей, изготовления и применения ими орудий труда и огня. Сознание формировалось в силу социальной нуж­ды т е потребности людей в выживании и дальнейшем совершенство­вании общества.

Упор на понимание сознания как продукта эволюции делали фран­цузские материалисты XVIII в. По их убеждению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накопле­нию знаний человек стал способен к общественной жизни и превра­тился в самое совершенное живое существо.

Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формиро­вания сознания был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе дея­тельности людей путем присвоения ими содержания "абсолютной идеи" как некоего всеобщего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб дела­ет вещи а господин лишь потребляет их. В итоге раб формируется как человек'и обретает власть над вещами и даже... над господином, ведь потребительский образ жизни господина ведет его к духовной деграда­ции. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб при­обретает их, в том числе и развивая свой духовный мир, сознание.

Ф. Энгельс в своей работе "Роль труда в процессе превращения обе­зьяны в человека" развил так называемую трудовую теорию антропо­генеза и происхождения сознания как "высшего цвета" материи. В ка­честве важнейших он выделил следующие моменты этого весьма дли­тельного процесса.

Прежде всего, в ходе естественной эволюции человека сформирова­лись биологические (природные) предпосылки сознания. К числу тако­вых Энгельс отнес прямохождение, высвобождение руки для манипуля­ций предметами, достаточный объем мозга и наличие наглядно-образ­ного ("элементарного") мышления. Под воздействием нужды человек научился трудиться — изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения окружающей природы. В ходе труда чело­век стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек научался трудиться и преобразовывать природную среду. Более того, все органы чувств и психология человека тоже обязаны труду как своему "отцу". По сути дела, труд и создал человека как существо разумное, мыслящее.

По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык. представляющий со­бой сложную совокупность знаков ("вторую сигнальную систему", по определению И. П..Павлова), носитель информации об окружающем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли, ее сохранения и передачи другим людям. Являясь "телом мышления" {Г.Гегель), он так же древен, как и само сознание.

В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллек­тивный труд и членораздельная речь явились основными причинами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других фак­торов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.

Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в общем контексте объяснения возникновения мира и чело­века в нем мировоззренческой с данной позиции.

Социальная сущность и природа сознания, о которых нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях. Как основ­ную, следует выделить познавательную функцию. С ее помощью проис­ходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира, осуществляется самопознание.

Целеполагающая функция предполагает выработку человеком це­лей и идеалов собственной деятельности, прогнозирование будущего, создание его образов и картин, иногда даже иллюзорных, утопичес­ких. Предвосхищая результат деятельности, цель ("то, ради чего", по определению Аристотеля) определяет действия и поступки людей, помогает планировать их.

Регулятивная функция означает, что сознание и его "продукты" (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы втор­гается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, "материальной силой", если они овладева­ют массами людей и выражают их интересы.

Сознание представляет собой также способ трансляции (переда­чи) социального опыта людей в ходе их совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности.

Социальная сущность и природа сознания состоит также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а кол­лективно — как общественное существо. Человек формирует свое созна­ние лишь по мере включения в мир культуры, который является вопло­щением и хранителем совокупного опыта человечества. Вот почему са­моизоляция и одиночество человека — это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир. Сознание многолико: оно всегда обращено к прошлому, настоящему и будущему бытия человека.

Непосредственным носителем сознания является отдельный чело­век (индивид). В своей действительности мышление ведь всегда суще­ствует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида непов­торим, таинственен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. "Челове­ческий череп", — писал в связи в этим К.Маркс, — "есть неприступная крепость". Вот почему нельзя не сказать об особой сложности и соци­альной роли воспитания, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.

И все же сознание отдельных людей благодаря языку становится достоянием всего общества. В таком случае формируется общественное сознание — совместные формы отражательной деятельности, не­кий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Общественное сознание имеет очень слож­ную структуру и является весьма активным фактором исторического и культурного процесса.

Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отра­жения мира, требуется выделить следующее.

Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятий­ного мышления. Оно представляет собой опосредованное и обобщен­ное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторо­нах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием же понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предме­тов и явлений мира, что выражается с помощью слов, например — "стол", "дерево", "человек" и т.д. У человека процесс мышления явля­ется относительно самостоятельным видом деятельности и даже про­фессией (ученые, писатели и др.). Разум человека — это, по словам Э. Фромма, "способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть". Именно благодаря ра­зуму человек "видит", конечно же, дальше даже самого зоркого орла. Он видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюде­ния и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и за­кономерности вещей и т.д. Человек видит далеко еще и потому, что ему помогают в этом совершенные технические устройства, напри­мер, электронный микроскоп и другие приборы и устройства.

Процесс отражения у человека носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности формировать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельнос­ти. Благодаря сознанию человек достигает своих целей "сознательно", т.е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий всле­пую, методом "проб и ошибок". К.Маркс писал об этом следующее:

"Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архи­текторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении чело­века, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и харак­тер его действий и которой он должен подчинять свою волю".

В отличие от животных, у человека меняется сам характер отра­жения. Так, очевидно, что психика животных ориентирована на обес­печение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же извест­но, что характер деятельности определяет и характер отражения. Учи­тывая предметно-практический характер деятельности человека, при­нято считать, что его сознание носит активный и творческий харак­тер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, "сознание че­ловека не только отражает объективный мир, но и творит его".

Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных материальных вещей. Он творит также мир образов и идей, в том числе и таких, которым в действительности ничто не соответствует (напри­мер, идея и образ Бога). Будучи активным и творческим (творящим), сознание иногда может как бы "отлетать" от реальной действительно­сти. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, заблуждения и иллюзии (например, образ русалки, ведьмы и т.п.). Все это есть как бы галлюцинации, искажения отражательного процесса, которые иногда обретают даже массовый характер (например, комму­нистическая идея в XIX — XX вв.). Разумеется, эти формы сознания имеют под собой естественные и разнообразные причины.

Специфичность сознания как особого "мира духа" вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе предметно-практической деятельности чело­века это противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведе­ний искусства замысел мастера воплощается в материале, а материал тем самым как бы одухотворяется), резкие границы между ними отсутству­ют. Эти границы условны и подвижны, не так четко выражены, как это подчеркивалось в философском идеализме {Платон, Г.Гегель и др.).

|| СОЗНАНИЕ И МАТЕРИЯ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ

Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об осо­бой роли мозга в отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, кото­рая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозга — это физиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции челове­ка. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, а правое — за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?

Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей — око­ло 1300 — 1400 граммов. А вот мозг В. И. Ленина имел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 миллиар­дов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объему примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито пра­вое полушарие, и поэтому женщинам в большей степени присуще об­разное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные ре­акции на окружающую действительность.

Но мыслит все же не мозг, а сам человек при помощи мозга. Мозг — это всего лишь орудие для мышления. В истории философии и естествоз­нания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического — от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции "психофи­зического параллелизма", получившей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. (Г.Лейбниц и др.). В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым, И.И.Мечниковым, И.П.Павловым было создано учение о физиологических основах чело­веческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было вы­явлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют собой два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (на­пример, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т.д.).

В XX столетии на волне поразительных достижений научно-тех­нического прогресса были созданы электронно-вычислительные ма­шины (ЭВМ) и компьютеры, которые способны выполнять очень многие сложные умственные функции человека. В связи с этим стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый "ис­кусственный интеллект", "кибермозг". Сможет ли машина мыслить? Не в состоянии ли она заменить со временем самого человека? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.

Конечно, ЭВМ и компьютеры способны выполнять очень многие опе­рации, причем несравненно быстрее человека. (В 1997 г. в Японии была создана ЭВМ, совершающая 300 миллиардов операций в секунду. В том же году робот одержал победу в игре с чемпионом мира по шахматам Г. Кас-паровым). Но все же "умная" машина никогда не сможет заменить челове­ка, и дело здесь вот в чем. Во-первых, машина всегда работает по програм­ме, которая создана и заложена в нее человеком. Машина всегда — это ведь некая "схема-шаблон", и ей не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не присуще чувственно-эмоциональное отношение к окружающему миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет пережи­вать, короче говоря — у нее нет сердца. Машина, пусть даже и очень совер­шенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она находится (и должна находиться) во власти сво­его Создателя. Разумеется, все сказанное не отменяет большого значения проблемы "человек—компьютер". Она имеет не только практическое, но и мировоззренческое значение.

При раскрытии сущности и природы сознания часто употребля­ется понятие "идеальное". В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека.

Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его учении о "мире идей" как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеа­лизме идеальное обычно рассматривается как духовная основа и тво­рец ("демиург") всего сущего.

В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего со­знания и представляющая собой специфический способ существования вещей — в форме их образов. Это понятие раскрывает уникальную твор­ческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отли­чие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иное бытие (другое, новое бытие) материи, ее "превращенная" (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеаль­ное — это "двойник", "заместитель" материи, ее нематериальная копия. По определению К. Маркса, "...идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"*.(* Термин "пересаженное" здесь следует понимать как "отраженное", а "преоб­разованное" — как представленное и существующее в человеческой голове в форме образов, понятий и т.п.)

Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции, воображе­ние и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное яв­ляет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир. Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть. Идеальное включает прежде всего образы того, что нужно человеку. В этом смысле прав В.И.Ленин, говоря, что чело­веческое сознание "...не только отражает объективный мир, но и тво­рит его". Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая при­звана выводить человека за рамки его повседневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.

Идеальное — это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психолотов А. И. Мещерякова и С.И. Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельнос­ти, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспи­танников этих ученых — А.В.Суворов — успешно окончил Московс­кий университет, защитил диссертацию доктора психологических наук). Основным условием его формирования может быть лишь активное при­общение человека к духовно-практической деятельности, к миру куль­туры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого че­ловек останется всего лишь "кандидатом" в люди, т.е. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.

Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением "мира духа" возникли прин­ципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно ста­ла приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца но­вого — искусственного мира.

Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зре­ния результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы — в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия "сознательность", то оно в дан­ном случае характеризует человека с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир со знанием дела. Иначе говоря, сознательность означает разумность дей­ствий человека, наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.). Напро­тив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредска­зуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историчес­ком процессе. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, про­блема превращения сознания человека в реальную и активную силу со­вокупного социально-культурного и исторического процесса.

Итак, обладание сознанием характеризует человека как су­щество, способное действовать в этом мире разумно и творчес­ки. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутвер­ждения человека как существа познающего и деятельного. Со­знание — это единство дара, обретения и бремени человека.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.

2. Дубровский Д. И. Проблема идеального. — М., 1983.

3. Иванов А. В. Сознание и мышление. — М., 1994.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.

5. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. —М., 1983.

6.Кутырев В.А. Осторожно, творчеством/Вопросы философии. 1994. № 7, 8.

7.ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. —М.. 1983.

8. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1979.

9. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. № 10.

10. Симонов П. В., Ершов Л.М., Вяземский Ю.Л. Происхождение духовности. — М., 1989.

11. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. — М., 1989.

12. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.

13. Фрейд Ф. Психология бессознательного. — М., 1989.

14. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

15. Энгельс Ф. Диалектика природы. Статья "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. — Т. 20.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: