МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@gmail.com
Развитие игры у детей раннего возраста
Екатеринбург
Брошюра адресована родителям и специалистам, работающим с детьми раннего возраста.
В данной брошюре описываются основные виды игр: манипулятивные, исследовательские, двигательные, игры на решение проблем и мышление, игры на социальное взаимодействие, а также игры понарошку. Вы познакомитесь с информацией о том, как развиваются игры в соответствии с тем, как малыш растет. Также вы получите полезные советы, как вовлечь ребенка в игру и сделать для него игру интересной и увлекательной, и как адаптировать игры для детей с особыми потребностями.
Взгляд родителей на игру. |
Алексей (папа Андрея): «Я не осознавал, что игра так важна и что ребенок так многому может научиться через игру. Но теперь я вижу, что с тех пор как я стал помогать моему ребенку больше играть, он многому научился. Теперь он больше интересуется тем, что происходит вокруг него, и даже пытается рассказывать мне об этом сам».
Елена (мама Веры, Ильи и Саши): «Я никогда не учила своих детей играть, они всегда очень легко делали это естественным образом. Но с Верой все по-другому, мне приходится учить ее играть».
Кирилл (папа Ярослава): «Я никогда не забуду мой первый визит в реабилитационный центр. Я надеялся, что здесь нам посоветуют специальные упражнения, а мне лишь показали способы, как я могу играть с Ярославом. В голове стоял вопрос: и я ради этого приехал? Мы с женой приняли решение не продолжать занятия, так как не поняли их смысла. Но через несколько месяцев Ярослав так и не заговорил, и моя жена настояла, чтобы я снова обратился в реабилитационный центр. Я вернулся и получил тот же самый совет. В этот раз в нашей семье было принято решение попробовать. С началом игровых занятий Ярослав стал показывать устойчивый прогресс».
Евгения (мама Александры): «Всегда думала, что для того, чтобы играть с дочкой, мне нужны дорогие игрушки. Но это неправда! Мой ребенок больше всего любит играть с банками из-под смеси, кастрюлями, ложками, камушками и другими материалами, которые находятся прямо рядом с нашим домом или с игрушками, которые я сделала сама».
Мы хотим рассказать вам, почему игра так важна при работе с детьми раннего возраста и как мы можем использовать игру, чтобы развивать ребенка.
Итак, игра – это внутренне мотивированная, добровольная деятельность ребенка. Играя, ребенок знакомится с окружающим, учится новому, делится своим опытом с другими. Удовольствие придумывания и продуктивного делания в игре важнее для ребенка, нежели конечный результат игры. Знания, речевые, социальные, двигательные умения ребенка развиваются, реализуются и разнообразятся с помощью игр.
Что такое игра?
● Игра – это время, когда ребенок может пробовать разные вещи просто для себя, так как ему нравится, в своем собственном темпе.
● Игра – это время удовольствия и наслаждения.
● Игра затевается самим ребенком, он сам выбирает во что и как играть. Он может не вовлекать других людей.
Почему игра важна?
● Игра важна, потому что она лежит в основе будущего обучения в разных областях. Ребенок может использовать старые умения и развивать новые.
● Игра важна, потому что она помогает ребенку понять людей и явления вокруг него, которые являются основой коммуникации.
● Игра позволяет ребенку экспериментировать и учиться без риска неудач.
Как развивается игра?
● Игра начинается во взаимодействии мамы со своим младенцем.
● В дальнейшем ребенок будет взаимодействовать с другими людьми и объектами вокруг себя.
● Существуют разные типы игр (ниже вы о них узнаете). Каждый тип игры проходит несколько стадий в процессе того, как ребенок развивается.
Нуждается ли ребенок в помощи для игры?
● Для того чтобы учиться играть, все дети нуждаются в поддержке от своих родителей, братьев, сестер и других людей.
● Дети с особенностями развития могут нуждаться в специальной помощи и внимании.
● Родителям особых детей необходимо вовлекать детей, чтобы те были активны в игровых ситуациях и родителям необходимо помочь детям учиться.
Человечек говорит (изобразить нарисованного человечка, который произносит следующие слова):
Вы упомянули, что существуют разные типы игр.
Расскажите мне побольше о них!
Существуют следующие типы игры:
1. Манипулятивная
2. Исследование
3. Двигательная
4. Игра на решение проблем и мышление
5. Игра на социальное взаимодействие
6. Игра понарошку
Мы можем представить себе каждую игру как частичку паззла, который необходимо собрать, чтобы получилась игра. Все частички паззла совпадают друг с другом и зависят друг от друга.
Графически изобразить паззл, ориентируясь на английскую версию, приведенную в качестве примера ниже.
|
Человечек говорит (изобразить нарисованного человечка, который произносит следующие слова):
А теперь давайте более детально посмотрим на каждый тип игры, и то, как на способность играть влияют разные особенности у детей.
Игра - исследование |
Что такое игра-исследование?
Игра исследование – это пробы и поиск информации о свойствах предметов, об их предназначении, о способах их использования. Например, ребенок берет шуршащий лист бумаги и исследует, звук, который от него исходит, трогает лист и исследует, какой он ощупь, сминает его и понимает, что лист превратился в маленький комочек и так далее. Почему исследование так важно?
● Исследование – это фундамент развития ребенка
● Она дает возможность ребенку делать новые открытия о мире, в котором он живет
● Она стимулирует ребенка хотеть узнавать новое о мире вокруг него
● Она помогает ребенку развивать его навыки и умения и познавать новые
Нуждаются ли особые дети в исследовании?
Особые дети нуждаются в исследовании точно также как любые другие дети, но они могут нуждаться в большей поддержке, чтобы играть. Если мы дадим ребенку возможность исследовать, то он с большей вероятностью научиться новым навыкам и разовьет их.
Как мы можем поощрить ребенка исследовать?
● Покажите ребенку, что его мир интересен и наполнен разными объектами и событиями, стимулируя его исследовать их.
● Следуйте за ребенком, отмечайте, чем он интересуется и показывайте, что вам это тоже интересно.
● Через свой интерес к вещам и через ваши действия вы можете показать ребенку, как исследовать.
Двигательная игра |
Что такое двигательная игра?
Двигательная игра – это разнообразное передвижение ребенка с использованием всех частей тела в игровых физических активностях. Например, проползание в воротики, заползание на возвышение, бег наперегонки.
Почему двигательная игра так важна?
● Движение – это основа детского развития.
● Она дает возможность ребенку быть активным в его исследовании мира.
● Она дает возможность ребенку узнать о собственном теле и приобрести контроль над ним.
Нуждаются ли особые дети в движении?
Особому ребенку необходимо чувствовать движение, как и любому другому ребенку, но возможно, ему потребуется больше помощи, чтобы его совершить.
Если мы дадим ребенку возможность практиковать движение, тогда он сможет развить осознание собственного тела и понимание, как его контролировать.
Как мы можем поощрить ребенка участвовать в двигательных играх?
Путем создания ситуаций, ребенка можно стимулировать к движению. Например, поместить интересные предметы чуть дальше от зоны досягаемости.
Игра в энергичные физические игры с ребенком поможет ему увидеть, что движение – это весело.
Если ребенок имеет особенности физического развития, например детский церебральный паралич, необходимо оценить и понять, как поощрить движение. |
Манипулятивная игра |
Что такое манипулятивная игра?
Манипулятивная игра – это многократно повторяющееся действие с предметом или предметами с использованием возможности одновременно координировать руку и глаз правильным образом (зрительно - моторная координация). Например, малыш берет в руку камешек и кладет его в ведерко, надевает кольца на пирамидку и так далее.
Почему манипулятивная игра так важна?
Манипулятивная игра – это важный навык для детского развития.
● Она дает ребенку возможность контролировать игрушки и предметы, таким образом он может играть независимо от взрослого.
● Возможность манипулировать означает, что ребенок растет и становится старше, у него развивается самообслуживание, он может застегивать молнию, завязывать шнурки, использовать столовые приборы, писать и рисовать. Это важно, когда человек приобретает чувство собственного достоинства и независимость.
Манипулируя предметами, ребенок больше узнает о них: их размер, вес, форму и т.д.
Нуждаются ли особые дети в том, чтобы манипулировать предметами?
Особый ребенок нуждается в обучении, как манипулировать предметами, как и любой другой ребенок, но, возможно, ему потребуется больше поддержки. Если мы дадим ребенку возможность научиться, как манипулировать предметами, он с большей вероятностью разовьет навыки тонкой моторики, необходимые для будущей жизни, например, приготовление пищи, письмо, шитье, плотничное дело, механика.
Как мы можем поощрить ребенка в манипулятивной игре?
● Когда ребенку интересен предмет, разделите его интерес, и покажите ему, как манипулировать этим предметом.
● Взяв руки ребенка в свои, вы можете физически помочь ему манипулировать предметами.
● Давайте ребенку игрушки и предметы, которые простимулируют его добраться до них, если они находятся поодаль.
Если ребенок имеет определенные трудности со зрительно-моторной координацией, необходимо обратиться за консультацией к специалисту |
Игра на социальное взаимодействие |
Что такое игра на социальное взаимодействие?
Социальное взаимодействие (общение) – это взаимодействие двух или более людей с целью разделения информации, эмоций, получения радости от общения. Оно включает в себя умение давать и брать и это двухсторонний процесс. Ребенок может вступать во взаимодействие с взрослым или с другим ребенком. Самый яркий пример этой игры – это игра в «Ку-Ку», когда малыш прячется под тканью или другим предметом, а взрослый его находит.
Почему социальное взаимодействие важно?
● Общение необходимо для развития коммуникации.
● Оно поощряет детей учиться больше от других людей путем наблюдения и копирования их действий.
● Оно обеспечивает естественные возможности для ребенка практиковать и развивать коммуникативные навыки.
● Умение ждать свою очередь и взаимодействовать с людьми необходимо для развития взаимоотношений в будущей жизни.
Нуждаются ли особые дети в социальном взаимодействии?
Особый ребенок нуждается в социальном взаимодействии, как и любой другой ребенок, но, возможно, ему потребуется больше помощи, чтобы его совершить.
Если мы дадим ребенку возможность общения, он с большей вероятностью научится, что такое взаимодействие и как выстраивать отношения.
Как мы можем поощрить ребенка в социальном взаимодействии?
● Внимательно отслеживайте любую попытку ребенка вступить во взаимодействие с вами и обязательно откликайтесь на нее.
● Помогите ребенку научиться играть с другими детьми и быть уверенным при игре с ними.
● Создавайте возможности для ребенка видеться и играть с другими людьми, и со взрослыми и с детьми.
Игра понарошку |
Что такое игра понарошку?
● Игра понарошку – это когда ребенок использует свое воображение, чтобы превратить объекты в символы, одни предметы в другие. Ребенок также может сам притворяться кем-то, кем он не является. Например, картонная коробка становится машиной, а ребенок становится водителем или банка и палка становятся кастрюлей и ложкой, а ребенок становится поваром.
● Игра понарошку – это одна из наиболее важных типов игры для развития коммуникативных навыков.
Почему игра понарошку важна?
● Игра понарошку необходима для развития мышления и речи, где слова используются как символы объектов, которые они представляют.
● Развитие воображения расширяет опыт ребенка и поощряет его быть креативным.
● Она помогает ребенку видеть смысл в ситуациях, в которых он находится и готовит его к ситуациям в будущей жизни.
Нуждаются ли особые дети в игре понарошку?
Особый ребенок нуждается в том, чтобы учиться притворяться, как и любой другой ребенок, но, возможно, ему потребуется больше помощи, чтобы играть понарошку.
Если мы дадим ребенку возможность притворяться и использовать свое воображение, то мы поможем ему развить речь и мышление.
Как мы можем поощрить ребенка притворяться
● Поощряйте ребенка наблюдать за выполнением домашних обязанностей, например, за тем как родители готовят, подметают, моют посуду и т.д. Разговаривайте с ребенком о том, что происходит.
● Сядьте с ребенком и покажите ему, как играть понарошку, таким образом, чтобы он заинтересовался делать это самостоятельно. Поговорите с ним о том, что он делает.
● Помогайте ребенку в его намерениях играть понарошку и покажите ему, как он может развить игру в будущем.
Игра на решение проблем и мышление |
Что такое игра на решение проблем и мышление?
Игра на решение проблемы это когда ребенку приходится подумать, чтобы разобраться, как сделать что-либо.
Почему игра «решение проблемы» важна?
● Решение проблем развивает навыки мышления, которые в свою очередь помогают ребенку осознавать свои возможности.
● Задача замотивировать себя что-то сделать развивает у ребенка уверенность и любознательность.
● Навыки, необходимые для решения проблем, становятся необходимыми в будущей жизни, когда взрослый сталкивается с ситуацией в которой он должен самостоятельно принять обдуманное решение.
Нуждаются ли особые дети в игре «решение проблемы»?
Особый ребенок нуждается в том, чтобы учиться решать проблемы, как и любой другой ребенок, но, возможно, ему потребуется больше помощи и ободрения, чтобы это сделать. Если мы дадим ребенку возможность развить навыки решения проблем, то мы поможем ему быть мотивированным.
Как мы можем поощрить ребенка в игре на решение проблем и мышление?
● Привлекайте внимание ребенка к объектам и событиям вокруг него так, чтобы ему было любопытно и чтобы ему захотелось узнать больше о них.
● Следуйте за ребенком – отмечайте, чем он интересуется и покажите ему, как узнать больше о том, что его интересует.
● Предлагайте ребёнку активности, в которых он будет успешен так, чтобы он имел желание продолжать.
А теперь давайте посмотрим, как разные типы игр развиваются в соответствии с тем, как ребенок растет |
Человечек говорит (изобразить нарисованного
человечка, который произносит следующие слова):
ВОЗРАСТ | ИГРА ИССЛЕДОВАНИЕ | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИГРА | МАНИПУЛЯТИВНАЯ ИГРА | ИГРА НА СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | ИГРА ПОНАРОШКУ | ИГРА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И МЫШЛЕНИЕ |
0-6 мес. | ● тянет объекты в рот, гремит, трясет и позже исследует руками ● стягивает ткань с лица ● стучит предметами друг об друга | ● сильно пинается, когда лежит на спине ● при купании делает брызги ручками ● ползает на четвереньках | ● захватывает игрушки, протягивает и поднимает маленькие игрушки ● прикасается к лицу матери, тянет волосы | ● смотрит и касается лица ● наслаждается взаимодействием и физическим контактом ● играет в ку-ку ● улыбается и смеется | ● исследует, на что похожи игрушки, стучит, тянет их в рот, исследуя их ● позже, подносит чашку ко рту | ● издает звуки в ответ на голос ● использует звуки и движения, чтобы привлечь внимание взрослого ● осознает, что определенное действие принесет конкретный результат |
ВОЗРАСТ | ИГРА ИССЛЕДОВАНИЕ | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИГРА | МАНИПУЛЯТИВНАЯ ИГРА | ИГРА НА СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | ИГРА ПОНАРОШКУ | ИГРА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И МЫШЛЕНИЕ |
6-12 мес. | ● бросает предметы ● ищет спрятанные предметы, когда видит, что они были спрятаны ● складывает предметы в контейнер | ● встает и делает первые шаги ● дотягивается, удерживает и играет с предметами | ● перекладывает игрушку из одной руки в другую ● стучит палкой по игрушкам ● использует пинцетный захват | ● предлагает игрушку взрослому и отдает, когда просят ● очень чуток к взрослому, ищет взаимодействия ● катает мяч «тебе-мне» | ● машет «пока-пока» ● соотносит ложку с чашкой | ● использует взрослого, чтобы получить предмет ● использует один предмет, чтобы получить другой ● ищет спрятанную игрушку ● тянет игрушку за веревку и наблюдает за ее движением |
12-18 мес. | ● следует за мячом, который укатывается вне поля зрения ● открывает контейнер, чтобы посмотреть что внутри | ● ходит и тянет игрушку на веревке ● неустойчиво бегает ● любит возиться, валяться | ● строит башню из кубиков ● способен доносить пищу до рта руками | ● копирует действия и звуки взрослых ● играет в игры «по очереди» с взрослым ● становиться общительным с другими людьми | ● понарошку кормит себя ● имитирует действия взрослых, например, стирку, приготовление пищи, подметание и т.д. | ● соотносит один предмет с другим подобным предметом ● залазит на стул, чтобы достать желаемый предмет |
1,5- 3 года | ● интересуется и исследует все вокруг себя ● знает дорогу вокруг собственного дома | ● пинает и бросает мяч, не падая ● хорошо бегает ● начинает забираться на/ под предметы | ● отвинчивает крышки от бутылок ● снимает некоторую одежду ● удерживает карандаш | ● начинает взаимодействовать и играть с другими детьми ● начинает делиться предметами | ● наслаждается игрой в кухню ● позже последовательно играет в несколько игр понарошку, например, приготовление пищи, кормление куклы, укладывание куклы спать и т. д. | ● объединяет предметы в группы ● бросает мяч в цель ● пытается починить сломанную игрушку |
3-5 лет | ● осторожно обращается с хрупкими предметами ● играет в прятки ● присоединяется к игре старших детей | ● прыгает на двух ногах ● ловит большой мяч ● хорошо забирается на возвышенности ● полностью активен | ● в состоянии вставить шнурки в отверстия ● умеет рисовать ● может справиться с застегиванием молнии ● держит карандаш, как взрослый | ● начинает хорошо играть в группе детей, например в прятки и игры с мячом ● начинает играть в игры с простыми правилами, может ждать своего хода | ● получает удовольствие от разглядывания картинок и рассказов по картинкам ● слушает рассказы и сказки ● рисует то, что воображает | ● способен объединять предметы в пары ● различает формы и цвета ● собирает простые паззлы |
Человечек говорит (изобразить нарисованного
И, наконец, давайте посмотрим, как эта информация поможет нам в развитии игры у детей |
Мы уже говорили, что через игру создаются все навыки, необходимые для общения. Вот почему мы всегда используем игровые активности в нашей работе с детьми.
Вы знаете, что под игрой мы подразумеваем:
● Манипулятивную игру
● Игру - исследование
● Двигательную игру
● Игру на решение проблем и мышление
● Игру на социальное взаимодействие
● Игру понарошку
Вы должны понимать, что в разных видах игровых активностей используются разные типы игр. Самый яркий пример, игра в ладушки, когда используются движение и манипуляция.
Давайте поиграем! |
Человечек говорит (изобразить нарисованного человечка, который произносит следующие слова): Теперь я понимаю, что такое игра и почему так важно использовать игру в моей работе с детьми. Но есть ли у вас какие-либо советы, как играть с детьми?
Второй человечек отвечает: Это очень хороший вопрос! То, чему научиться ребенок из игры, зависит от того, насколько хорошо мы с ним будем играть. Это целое искусство играть с детьми! Есть несколько идей, как помочь Вам укрепить свои навыки.
Когда вы готовитесь к игре с ребенком, подумайте над следующими вопросами:
● Какие активности вы собираетесь делать и почему?
● У вас есть все игрушки, которые вам потребуются?
● Вы находитесь в тихом, расслабляющем месте, где вас с ребенком ничего не отвлекает?
● Собираетесь ли вы включаться в игровую активность с ребенком и почему?
● Удастся ли вам сделать так, чтобы вас никто не беспокоил на протяжении всего времени, как вы играете с ребенком?