Экологический кризис и пути его преодоления.




 

В конце ХХ века человечество вступило в такой период своего разви-

тия, когда обретает черты реальности предсказание великого русского

естествоиспытателя В.И.Вернадского о том, что хозяйственная деятель –

ность человека становится геологической силой, способной изменить мир,

поставив на грань глобальной экологической катастрофы.

Именно это и определяет исключительную актуальность проблем гло –

бальной экологии и выдвижение политической концепции приоритета об –

щечеловеческих ценностей.

Современная эпоха характеризуется тем, что экономическое и социаль –

ное развитие общества пришло в явное противоречие с ограниченными

ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями био-

сферы. Истощаются естественные ресурсы суши и океана, уничтожаются

различные виды растений и животных, отмечаются техногенное нарушение

биогеохимических круговоротов вещества и загрязнение всех составляющих

природной среды, а также упрощение и деградация экосистем.

Все виды природопользования - промышленное, сельскохозяйственное,

лесохозяйственное, рекреационное и другие – сопровождаются не только по-

лучением желаемых частных результатов, но и экологическими и эколого –

социальными последствиями, возникновение которых предопределило кри-

зисную для развития общества экологическую ситуацию во многих регионах

мира и на земном шаре в целом.

Одна из трагедий современного человека состоит в том, что он не мо-

жет жить без постоянного прогрессирующего воздействия на природу. Это

воздействие преследует совершенно конкретные насущные цели: получение

пищи, природного сырья, даже просто работы – оплачиваемой работы,обес –

печивающей приобретение пищи. Нельзя забывать,что сейчас многомилли-

онное население огромных территорий хронически голодает. Для многих

стран неотложной задачей сегодняшнего дня является необходимость на –

кормить, одеть, обеспечить работой, дать образование миллионам людей.

С этими задачами нельзя не считаться, но отсюда – варварская эксплуа –

тация природных ресурсов. Отсюда - нарушение экологических законов,

определяющих устойчивое функционирование всех элементов биосферы,

отсюда – перевод проблем сохранения биосферы в категорию второстепен-

ных задач, не дающих непосредственного экономического эффекта.Отсю –

да же и разрушительные воздействия на природу в результате подсечного

земледелия, истребления древесной растительности на топливо, несбалан-

сированного экспорта ценной древесины и другого природного сырья.

И как неизбежный финал - исчезновение важнейшей экологической форма-

ции, способной при правильной эксплуатации бесконечно долго кормить

всё увеличивающееся население планеты и уничтоженной для удовлетво –

рения требований сегодняшнего дня. Но ведь сегодняшним днём не кон-

чается жизнь человека на Земле, а на завтрашний у него уже не будет и

того, что есть сейчас. Более того, трагедия отдельных коллективов

обернётся трагедией и гибелью всей человеческой общности, ибо биосфе

ра едина, она не может существовать в виде независимых территориаль

ных комплексов, и разрушение любого из этих комплексов приводит к

неизбежности разрушения самой биосферы в целом. А ведь человек -тоже

компонент биосферы. Но тем не менее леса уничтожаются, реки мелеют и

загрязняются, количество диких животных уменьшается, особенно сокра-

щаются запасы рыбы, промысловых зверей и птиц.

Россия, имея в области добычи и переработки сырья и в военной про-

мышленности структуру, близкую к структурам развитых стран Запада,

вносит в загрязнение окружающей среды вклад, подобный вкладу разви-

тых стран: большие выбросы парниковых и токсичных газов, накопление

загрязнений в водоёмах, почве, растительности, постоянные утечки радио- активных веществ. В то же время в России сильная деформация идёт по типу развивающихся стран: происходит быстрая деградация земель, со –

кращается площадь лесов, истощаются минеральные природные ископаемые.

В результате природа России несёт как бы двойную нагрузку - и как раз-

витой, и как развивающейся страны.

Серьёзный вклад в углубление экологической катастрофы вносил

продолжавшийся рост экономики в 80 –е годы на 70% за счёт экстенсив-

ных факторов. Особенно это касается ресурсных и военных отраслей,опи-

рающихся в своём развитии на собственную топливно-энергетическую и

сырьевую базу и огромные территориальные ресурсы.

Такие области как энергетика, добыча сырья, производство искусст-

венных материалов, военная оказываются наиболее экологически опасны –

ми, а их сосредоточение в одном месте создаёт опасное территориально –

отраслевое сочетание. Большой вклад в ухудшение и без того напряжён –

ной экологической культуры. Всё более становится ясно, что природа –

это не капитал человечества, а его естественное окружение, без которого

он не может жить. Биосфера поддерживает стабильные условия окружаю-

щей среды, благоприятные для жизни в целом и для жизни человека в

частности. Отсюда следует, что пределы развития человечества определя –

ются степенью экологических нарушений, а не простым потреблением ре –

сурсов. Стало очевидным, что вмешательство человека в естественные при-

родные процессы зашло уже так далеко, что связанные с этим изменения

среды могут оказаться необратимыми.

За короткое время пребывания на Земле мы успели натворить

многое, о чём приходится сожалеть. В оправдание можно сказать, что

мы привыкли считать ресурсы своей планеты безграничными и лишь

сейчас приходит осознание того, как мало у нас осталось.

Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки экологической проблемы, более глубокого и всестороннего её осмысления и выработки оптимальной экологической стратегии.

Поле философских проблем экологии расширялось постепенно. Вначале это были постановки вопросов о необходимости регуляции преобразующей деятельности человека, о пределах роста производства, основанного на все расширяющемся потреблении природы. Уже в 70-х годах в работах Римс-кого клуба были довольно четко обозначены сценарии возможно экологичес-кой катастрофы, к которой постепенно и неуклонно приближается современ-ная цивилизация. Выход виделся на пути ограничения вещественного потреб-ления природы и минимизации вредных выбросов, критически нарушающих динамическое равновесие биосферы (24).

Всё более интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью колос-сально возрастающих по своей мощи технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия развития свей цивилизации и своего роста, как биологического вида. Однако, " завоевывая " природу, чело-вечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности.

Многие исследователи считают, что сам факт возникновения Homo Sapiens

и его дальнейшее развитие стали возможными только благодаря постоянному нарушению естественного равновесия в окружающей среде и поэтому хрони-чески сопровождались разного рода локальными, а может даже и региональ-ными экологическими кризисами (1).

Проблема взаимодействия общества с природной средой в настоящее вре-мя превратилась в одну из актуальных. Это связано с тем, что ускоренный индустриальный прогресс, обеспечивающий материальные блага и комфорт человеку, сопровождается нарастающим загрязнением окружающей среды, разрушением природных комплексов биосферы, истощением природных ресурсов. Меняется химизм планеты, её климатические характеристики, место-обитание растений и животных, видовой состав, меняется биосфера в целом. Загрязнение воды, воздуха, уничтожение лесов и плодородных земель дос-тигли таких масштабов, что грозят здоровью нынешних и будущих поколе-ний, самому существованию человечества. Экологическая проблемы из национальной (региональной) превратилась в проблему глобальную. Все эти изменения экологической обстановки не могут не коснуться и самого чело-века. Растет количество генетических заболеваний, слабоумии, психических расстройств. Появляются новые болезни, неведомые ранее. И среди них глав-ная беда современности - СПИД.

Все это свидетельствует о том, что угроза экологического кризиса стала в наше время суровой реальностью.

В настоящее время заметно снизилась самоочищающая способность био-сферы, которая уже не справлялась с инородным грузом, выбрасываемым в неё человеком (накопление углекислоты в атмосфере, запыленность возросли во многих городах в десятки раз и глобально – на 20% по сравнению с сос-тоянием в начале ХХ века). В результате образования вокруг Земли слоя углекислого газа, покрывающего ее подобно стеклянному колпаку, появи-лась угроза неблагоприятного изменения климата, при котором наша пла-нета уже в течении ближайших десятилетий может превратится в огромную теплицу с возможным катастрофическим эффектом: изменением энергетичес-кого баланса и постепенным повышением температуры, что приведёт к превращению плодородных до сих пор районов в засушливые, к поднятию уровня воды в океанах (из-за таяния полярных и дрейфующих льдов) и затоплению множества прибрежных земель и городов. Возникла опасность нарушения баланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стратосфере при полетах сверхзвуковых самолётов, а также вследствие широ-кого использования на производстве и в быту фреона. Увеличилось загря-знение Мирового океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным (17).

Как избежать глобального парникового эффекта на планете? Решение этой проблемы лежит в осуществлении широкого комплекса мер, охватыва-ющих промышленность, науку, да и сам образ (стиль) жизни людей. Среди таких мер следует указать, прежде всего, введение энергосберегающих технологий; форсирование научных и опытно-конструкторских работ по альтернативным источникам энергии; создание термоядерных энергических установок; строительство безопасных атомных электростанций. Что касается образа жизни людей (особенно в развитых странах), то, по-видимому, осознание надвигающейся экологической катастрофы должно привести каждого человека к разумному самоограничению расходования природных

ресурсов.

Если говорить о наших национальных экологических проблемах и проти-воречиях, то следует признать, что административно-бюрократические мето-ды управления народным хозяйством, десятилетия господствовавшие в нашей стране, нанесли ощутимый вред природной среде. Возникли проблемы Ладоги. Байкала, Арала, Каспийского моря, Волги, Кара-Богаз-Гола, проблема ухуд-шения состояния водных ресурсов страны, в также атмосферы целого ряда индустриальных центров, проблема охраны и рационального использова-ния земельного фонда и лесных ресурсов. Поэтому общество требует сроч-ных государственных программ по оздоровлению экологической ситуации.

На любом этапе человеческой истории возможность воздействовать на природу определяется объективным фактором - уровнем развития производи-тельных сил общества. Так, решение энергетической проблемы потребовало строительства атомных станций. Но вместе с ними появилась возможность загрязнять окружающую среду радиоактивными отходами. Яркий пример - Чернобыльская АЭС.

Сегодня перспектива гармонии человека с природой реализуется в ряде нормативных требований: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, имея при этом в виду интересы не только нынешнего, но и последующих поколений людей: проявлять заботливость, бережливость по отношению ко всем природным ресурсам; сводить к минимуму вред, наносимый человеком живым творением природы: дать новую направлен-ность производственной деятельности, согласовать её с законами сохранения биосферы.

Уже можно говорить, что ускоренное движение сферы политики и сферы охраны природы навстречу друг другу служит предпосылкой создания новой отрасли знания - политэкологии (24).

Современная экологическая проблема обусловила более глубокое и много-плановое понимание гуманизма, человечности, общечеловеческих ценностей. Она требует не только перестройки общества, производства, но и экологи-ческого образования, воспитания как новой морали, нравственности, форми-рования экологического сознания как совокупности взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему '' общество – природа '' и направленных на разумное отношение к ней.

 

Заключение.

Движение вперёд, изменение мира и человека - его производственной, трудовой деятельности, образа жизни, сознания (в том числе экологическо-го) - вот перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей перед человечеством. Современный человек должен развивать гармонические отно-шения с природой, понимать процессы её развития и разумно их использо-вать, способствуя обогащению, очеловечению, гуманизации природы.

На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прош-лого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно – практических ориентаций человека в его отноше-ниях с природой, разобщенности мнений.

В период своего становления научное познание в отношении к природе исходило главным образом из представления о необходимости '' завоевания '' её, '' покорения '' сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответ- ственным образом должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя в отношении к природе в положении " заво-евателя ", не заботящегося о последствиях своей деятельности.

Прежде всего, следует понять, что природа требует от человека такого отношения, как будто она - " другой человек ". Она требует к себе любви, доброты, доверия, сострадания, помощи… Человек должен отдать природе всё свое духовное богатство, ибо оно " вложено " в него в ходе эволюци-онного развития природы. Иными словами, современный человек должен пропускать проблемы природы " через себя ", через призму " человечес-кого". Он не может властвовать над нею " так, как завоеватель властвует над чужим народом '' (15).

Время беспечности миновало. Наступила эра экологической этики.Надо

чётко осознать, что Homo sapiens должен сменить роль покорителя природы

на роль её рядового члена и гражданина.Борьба с пагубными тенденциями

будет укреплять экологическую этику, надо перестать думать лишь о том,

сколько можно выжать из земли. Тот или иной поступок будет считаться

правильным, если он не нарушает порядок и красоту биотического сооб –

щества, и неправильным, если происходит обратное.

Тот, кто ощущает моральную ответственность за судьбу природы, может

внести личный вклад в её сохранение.Ведь все великие дела начинались

с усилий отдельных личностей, к которым затем присоединялись многие.

Настала пора перестать кичиться собственной исключительностью, считать,

что законы природы нам не указ и мы вправе распоряжаться лесами, мо –

рями и даже воздухом, которым дышим, как нам заблагорассудится.

Если Homo sapiens не осознает себя простым существом, делящим планету со множеством других, можно считать,что он уже купил себе билет на поезд, безвозвратно увозящий его на станцию «вымирание»

Ещё Конфуций говорил: «Тот, кто не глядит вдаль, - не заметит беды рядом с собой ».

Хочется надеяться, что мысль, отличающая человека от других су -ществ, позволит ему найти способ достойной жизни бок о бок с собрать- ями - вне зависимости от того, приносят они сейчас пользу или нет.

 

Литература.

1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. 416 с.

2. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология. т.1. М., 1989, 668 с.

3. Бэкон Ф. О достоинстве и преумножении наук // Соч.: т. 1, М., 1971.

4. Бэкон Ф. Книга вторая афоризмов об истолковании природы или о царстве человека // Соч.: т.2, М., 1972.

5. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. II. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, 191 с.

6. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994, 672 с.

7. Гарковенко Р. С. Общая теория отношения общества с природой и глобальная экология // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983, с.59-79.

8. Гирусов Э. В., Марков Ю. Г. Интеграция научного знания в социаль-ной экологии // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М., 1987, с.117-128.

9. Горелов А. А. Философские основания решения экологической проблемы // Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1989, с.216-227.

10. Декарт Р. Рассуждения о методе // Соч.: т.1, М., 1989.

11. Киселёв Н. Н. Мировоззрение и экология. Киев, 1990, 216 с.

12. Киселёв Н. Н. Объект экологии и его эволюция. Философско-методоло-гический аспект. Киев, 1979, 136 с.

13. Комаров В. Д. Социальная экология. Философские аспекты. Л., 1990, 216 с.

14. Комаров В. Д. Интегративная наука об окружающей среде // Вопросы экологии и охраны природы. в. 4. СПб., 1994, с.28-37.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23.

17. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы Философии, №5, М., 1989, с.3-25.

18. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975, 740 с.

19. Одум Ю. Экология. т.1, М., 1986, 328 с.

20. Пакальнис Р. Роль экологии в формировании взаимоотношений общес-тва и природы // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987, с.9-22.

21. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985, 312 с.

22. Фёдоров В. Д., Гильманов Т. Г. Экология. М., 1980, 464 с.

23. Фёдоров В. М. Учение о биосфере и интеграция наук // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М., 1987, с.117-128.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: