Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM




 

В кейнсианской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.

Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составим следующую таблицу (табл. 2.1):

 

Таблица 2.1 - Формирование параметров равновесия на товарном рынке

Процентная ставка, r Потребительские расходы, C Инвестиционные расходы, I Государственные расходы, G Совокупные расходы, E Национальный доход, Y Сбережения, S
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

На основании данных табл. 2.1 построим функция IS (рис. 2.1) в координатах:

ось X – национальный доход Y;

ось Y – процентная ставка r.

Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.

 

Рис. 2.1 Функция IS

 

Далее рассмотрим процесса функционирования денежного рынка.

Для этого вначале рассмотрим процесс создания денег банковской системой (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2. - Моделирование денежного мультипликатора (упрощенный вариант)

Банк Дополнительный депозитный счет D Дополнительные обязательные резервы MR Дополнительные избыточные резервы K Накопленная денежная масса M
  10,50 1,16 9,35 10,50
  9,35 1,03 8,32 19,85
  8,32 0,91 7,40 28,16
  7,40 0,81 6,59 35,56
  6,59 0,72 5,86 42,15
  5,86 0,64 5,22 48,02
  5,22 0,57 4,64 53,23
  4,64 0,51 4,13 57,88
  4,13 0,45 3,68 62,01
  3,68 0,40 3,27 65,69

После расчета значений в табл. 2.2 рассчитаем величину денежного мультипликатора (m), показывающего, на сколько увеличится количество денег в стране, если денежная база возрастет на единицу.

 

,

 

где m – денежный мультипликатор;

r - норма обязательных резервов.

Далее от расчета простого денежного мультипликатора рассмотрим воздействие Центрального (Национального) банка, коммерческих банков и населения на процесс формирования денежной массы в стране. Данное воздействие анализируется посредством следующих показателей:

- депозитного мультипликатора, показывающего, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу;

- кредитного мультипликатора, показывающий, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу;

- денежного мультипликатора.

Депозитный мультипликатор рассчитывается по формуле

 

;

 

где mD – депозитный мультипликатор;

γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;

r - норма обязательных резервов;

β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.

Кредитный мультипликатор рассчитывается по формуле

 

;

 

где mк – кредитный мультипликатор;

γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;

r - норма обязательных резервов;

β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.

Денежный мультипликатор рассчитывается по формуле

 

;

 

где m – денежный мультипликатор;

γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;

r - норма обязательных резервов;

β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.

Для расчета данных мультипликаторов составим следующую таблицу (табл.2.3.)

 

Таблица 2.3. - Моделирование кредитного, депозитного и денежного мультипликатора

Банк Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб. Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб. Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб. Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб. Денежная масса MH+D, млрд. руб.
  2,94 7,56 0,83 6,73 0,620 6,11 10,50
  1,71 4,40 0,48 3,91 0,361 3,55 6,11
  1,00 2,56 0,28 2,28 0,210 2,07 3,55
  0,58 1,49 0,16 1,32 0,122 1,20 2,07
  0,34 0,87 0,10 0,77 0,071 0,70 1,20
  0,20 0,50 0,06 0,45 0,041 0,41 0,70
  0,11 0,29 0,03 0,26 0,024 0,24 0,41
  0,07 0,17 0,02 0,15 0,014 0,14 0,24
  0,04 0,10 0,01 0,09 0,008 0,08 0,14
  0,02 0,06 0,01 0,05 0,005 0,05 0,08

 

Рассчитаем значения денежного, депозитного и кредитного мультипликаторов.

= 1,72

= 1,93

= 2,39

Рассмотрим процесс формирования равновесия на денежном рынке. Для этого составим табл. 2.4.

 

Таблица 2.4. - Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)

Процентная ставка r Величина спроса на деньги (M/P)d Величина предложения денег (M/P)S Номинальный доход Y
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 


На основании данных табл. 2.4 построим функция LM (рис.2.2) в координатах:

ось X – национальный доход Y;

ось Y – процентная ставка r.

Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.

 

Рис. 2.2 Функция LM

 

Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого соствим табл. 2.5. Основой для ее составления являются данные табл. 2.1 и 2.4

 

Таблица 2.5. - Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках

Процентная ставка, r Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

На основании данных табл. 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода. Рис. 2.3 (Совмещенный график IS/LM для базового периода) является комбинацией рис. 2.1 и 2.2.

 

Рис. 2.3 Совмещенный график IS/LM для базового периода

 

Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.

Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.

 


Таблица 2.6. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
  10,22           512,3 512,3  
  10,89     187,20     512,3 512,3  
  11,69     224,64     512,3 512,3  
  12,65     269,57     512,3 512,3  
  13,80     323,48     512,3 512,3  

 

Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы увеличиваются на 20% по сравнению с предыдущим периодом, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.

Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства:

 

,

 

где: YIS,YLM – функции IS и LM, приведенные соответственно при описании табл. 2.1 и 2.4.

Равновесная процентная ставка r рассчитывается по формуле

 

 

где r – равновесная процентная ставка;

Р – уровень цен в экономике;

YLM – национальный доход;

e – чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;

Ms – номинальное предложение денег в экономике;

f – чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

На основе данных табл. 4.6 построим график в координатах:

ось X – национальный доход Y;

ось Y – процентная ставка r.

 

Рис. 2.4 Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM

 

Аналогичные действия произведем и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:

1) Построим табл. 2.7 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики), аналогичную по структуре табл. 2.6.

 


Табл. 2.7 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
  9,37           512,3 512,3  
  9,04           512,3 512,3  
  8,65           512,3 512,3  
  8,21           512,3 512,3  
  7,70           512,3 512,3  

 

Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем в предыдущем. При этом государственные расходы и уровень цен остаются на уровне базового периода.

2) Построим рис. 2.5 (Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM).

 

Рис. 2.5 Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM

 

Проведем анализ сдерживающей и стимулирующей фискальной политики. Как видно из расчетов, увеличение государственных расходов, (то есть стимулирующая фискальная политика) приводит к росту национального дохода. Увеличение налогов, напротив снижает национальный доход. Таким образом можно сделать вывод, что стимулирующая фискальная политика более эффективна.

Суть кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному (Национальному) банку.

При анализе кредитно-денежной политики выполним все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:

1) проведение стимулирующей монетарной политики.

Построим табл. 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.

 

Табл. 2.8 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
  8,98           614,8 614,8  
  8,16           737,7 737,7  
  7,17           885,3 885,3  
  5,99           1062,3 1062,3  
  4,57           1274,8 1274,8  
                     

 

Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.

На основании данных табл. 2.8 построим рис.2.6 (Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM) в координатах: ось X – национальный доход Y; ось Y – процентная ставка r.

2) проведение сдерживающей монетарной политики.

 

Рис.2.6 Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM

 

Построим табл. 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.

 

Таблица 2.9 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
  10,35           409,9 409,9  
  10,90           327,9 327,9  
  11,34           262,3 262,3  
  11,69           209,8 209,8  
  11,97           167,9 167,9  

 


Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.

На основании данных табл. 2.9 построим рис.2.7 (Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM).

 

Рис.2.7 Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM

 

Проанализируем сдерживающую и стимулирующую монетарную политику. Как видно из расчетов, увеличение номинального предложения денег MS на 20%, (то есть проведение стимулирующей монетарной политика) приводит к росту национального дохода. Снижение номинального предложения денег MS на 20%, напротив, уменьшает национальный доход. Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирующая монетарная политика более эффективна.

Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.

Для анализа комбинированной политики построим табл. 2.10.

 

Таблица 2.10. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб. Уровень цен Р
  9,61           558,9 558,9   2,23
  9,59     219,7     609,7 609,7   2,46
  9,64     285,6     665,1 665,1   2,70
  9,79     371,3     725,6 725,6   2,97
  10,06     482,7     791,6 791,6   3,27

 

Расчет и анализ произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы и налоги на 30% больше, чем в предыдущем, номинальное предложение денег на 20% больше, чем в предыдущем, а уровень цен на 10% выше, чем в предыдущем.

На основании данных табл. 2.10 построим график «Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM». На рис. 2.8 построены графики функций IS и LM для нулевого и пятого анализируемого периодов.


Рис. 2.8 Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM

 

Можно сделать вывод, что комбинированная экономическая политика эффективна, так как она приводит к увеличению национального дохода.

Если сравнить все три разновидности стабилизационной политики государства, то наиболее эффективна стимулирующая фискальная политика, так как в это случае рост национального дохода достигает максимальной величины.

 


Заключение

 

В заключение данной работы следует повторить, что под кредитом понимают движение ссудного (т. е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Различают два понятия кредитной системы:

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);

2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь центральным банком страны является Национальный банк. Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяются Банковским кодексом Республики Беларусь.

Анализируя тенденции развития кредитной системы в Республике Беларусь, необходимо отметить, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании. Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкоориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе.

 


Список литературы:

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3–е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.

2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: АО ДИС, 1996.

3. Гейгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Исаева. – М.: ИНФРА–М, 1996.

4. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.

5. Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: Учебник / П.И. Гребенников, А.И. Мусский, Л.С. Тарасевич. Общ. ред. Л.С. Тарасевич. – СПб.: Изд–во СПб. УЭФ, 1996.

6. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Г. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996.

7. Долан Э.Дж., Лидсней Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 1994.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М., 1995.

9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, МГИМО. – Киров, 1994.

10. Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица: Учебно–методическое пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1996.

11. Микро–, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. – Спб.: "Лютера плюс", 1994.

12. Новикова И.В. Рынок и государство: проблемы макрорегулирования. – Мн.: Мисанта, 1994.

13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функциональная экономика. – М.: Начала, 1997.

14. Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Л. Ивашутин.- Минск: Амалфея, 2008.- 340 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: