Нарушение апостольских правил священнослужителями




Примером откровенного игнорирования официальной позиции и документов РПЦ и Патриарха, выхода за пределы полномочий являлись действия архиепископа Орехово-Зуевского (ныне — Костромского и Галичского) Алексия. Он, видимо, не зная официальной позиции РПЦ, в своем обра­щении 2006 года призывал к применению серьезных дисциплинарных санкций и гоне­ниям на священнослужителей и мирян, не принимающих по религиозным убеждениям "ИНН, паспорта": "Монашеские общины, не принимающие ИНН и отвергающие паспорта, должны быть закрыты как нару­шающие церковную иерархию". По его мнению, необходимо "извергать таких монашествующих из Церкви". Так в искаженном и упрощенном виде архиепископ Алексий преподносил позицию миллионов православных верующих, отказывающихся от использования документов и систем уче­та с применением цифровых технологий, предполагающих присвоение человеку иде­нтификационного номера, создание баз данных, одновременно содержащих инфор­мацию о самых разных сторонах жизни человека.

Много лет являясь председателем Комиссии по делам монастырей Русской Православной Церкви, архиепископ Алексий своими ошибочными действиями фактически способствовал расколу внутри паствы и священнослужителей. Православные искусственно превращались в противостоящие друг другу лагеря, одни — со старыми, другие — с новыми документами. В результате в ряде монастырей местное священноначалие до настоящего времени преследует священнослужителей, монашествующих и мирян, не поменявших паспорта образца 1974 года на паспорт гражданина РФ из-за наличия в нем антихристианской символики и графы "личный код". В этом же положении находятся верующие, отказывающиеся от социальных карт, медицинских полисов и других документов, в которых используются электронные технологии. По распоряжениям местного священноначалия священники отстраняются от служения, выводятся "на покой", монахи изгоняются, мирян не допускают к исповеди, пока не получат новый паспорт или социальную карту.

Происходящие внутри Церкви гонения на священников, монашествующих и мирян, отказывающихся от замены паспорта и получения электронных документов, противоречат официальным документам и позиции Патриарха.

Однако во многих монастырях такая политика проводится со ссылкой на Патриарха, порождая у мирян недоверие к священноначалию.

СМИ в силу незнания или по заказу зачастую подменяют официальную позицию РПЦ мнением отдельных священнослужителей, выступающих в СМИ, на ТВ, по радио.

Большинство выступлений не только не базируются на официальных документах, но находятся в прямом противоречии с ними. В публичных выступлениях священнослужителей практически невозможно услышать ссылку на решения Архиерейских Соборов, Священного Синода или на официальное мнение Святейшего Патриарха. Озвучиваются частные мнения. При этом священнослужители понимают, что для людей далеких от Православия мнение конкретного священника сразу же отождествляется с мнением РПЦ. Также думают и православные верующие, т.к. они не допускают мысли о том, что священник, выступая в теле- или радиопрограмме, говорит мнение, противоречащее официальной позиции Церкви. Так или иначе, часто некомпетентные, легковесные суждения отдельных священников, не знающих и не желающих знать официальные документы, формируют общественное мнение по сложнейшей в духовном и социальном значении проблеме.

Не случайно в Докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г.(https://www.patriarchia. ru/db/print/969773.html) говорится об ответственности священников при взаимодействии с журналистами и СМИ.

"Хотел бы сказать и еще об одном важном аспекте, касающемся информационного взаимодействия Церкви и общества. Внимание к Православию со стороны светских кругов и, в первую очередь журналистов, неуклонно возрастает. Этому вызову времени необходимо соответствовать. Важно помнить, что по каждому священнику судят обо всей Церкви, а благодаря средствам массовой информации любой неприятный инцидент вызывает широчайший резонанс. Важно также помнить, что есть вопросы пастырские, а есть вопросы, связанные с церковно- общественными или церковно-государственными отношениями. Говорить от имени всей Полноты Церкви могут лишь специально уполномоченные лица, это нужно помнить самим и стараться напоминать об этом всем, в том числе и журналистам. Мнение даже известного священника или мирянина-активиста не должно выдаваться за общецерковную позицию..."

К большому сожалению, священники не знают официальных документов РПЦ по проблемам новых технологий, однако комментируют их публично. Нередко священнослужители, вместо того, чтобы поднять проблему на более высокий — духовный уровень, озвучить церковные документы, желая угодить аудитории, сами опускаются до обывательских, житейских рассуждений и выводов.

Отсутствие у священнослужителей знания официальных документов Церкви, нежелание изучать "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" привели к тому, что и в храмах, на проповедях миряне слышат лишь толкование священного писания применительно к узким житейским ситуациям, а концептуальные духовные проблемы современной жизни замалчиваются. Результатом является то, что паства, ищущая ответы на насущные вопросы о новых технологиях, получает суррогат, охотно поставляемый околоцерковными духовными авторитетами, специалистами и консультантами. Молчание священников воспринимается мирянами как "компромисс Церкви с государством", при котором духовные ориентиры и ценности приспосабливаются к "новым условиям". Причем такая позиция приписывается Священному Синоду и Патриарху.

Наше конституционное право на свободу совести и вероисповедания, право иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними нуждается в защите.

Сегодня, как и в самые трудные и трагические годы для Православия, нам необходимо единение, активные грамотные действия, предпринимаемые в соответствии с Конституцией РФ, законодательством и "Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

В Разъяснениях от 6 июля 2010 г. говорится об этом: "Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога".

Завершая Разъяснения, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин обращается к каждому православному христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов нашего Первосвятителя: "Обращаюсь к каждому православному христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов нашего Первосвятителя. Господь да помогает всем чадам Русской Православной Церкви в добрых делах, совершаемых во славу Божию в духе христианского трезвения и богомудрого рассуждения".

О.А.ЯКОВЛЕВА,

член Московской областной коллегии адвокатов, почетный адвокат России,

председатель Союза православных юристов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: