ОНЛАЙН-КВЕСТ ПО МОТИВАМ РОМАНА Ж. ВЕРНА «ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ»
Курсовая работа (за IV курс)
Руководитель
Доцент каф. МиИТ
Вахрушева Л. Р.
Ижевск, 2018
Оглавление
Введение. 3
I. Чтение подростков на современном этапе: разработка программы исследования 6
1. 1 Программа исследования. 6
1. 2. Описание базы исследования. 9
II. Подросток как читатель. 12
2.1. Результаты исследования. 12
2. 2. Рекомендации. 20
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 27
Приложение 1. 31
Приложение 2. 33
Введение
Актуальность темы заключается в том, что интерес современного подростка к чтению неуклонно снижается под давлением культурного пласта масс-медийных источников сети Интернет, и библиотекам приходится искать новые методы привлечения к чтению подростков. На рубеже веков чтение детей и взрослых стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. В течение последних 10–15 лет чтение подростков переживает явный кризис, и многим группам, пока что читающих детей, угрожает опасность отторжения от книжной культуры.
В содержании и качестве подросткового чтения сегодня отразились все проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемся информационном обществе. О «катастрофе чтения» подростков в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации.
Дети – одна из самых больших групп посетителей библиотек. Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки. Сложившуюся проблему необходимо внимательно исследовать. Роль библиотеки в продвижении книги и чтения может возрасти за счет расширения функций, не только как книжных хранилищ, но и как конкурентоспособных информационных центров, использующих современные методы привлечения к чтению.
Что сегодня читают подростки, каковы их мотивы обращения к библиотеке, что их интересует, как можно привлечь подростков к чтению – частые вопросы с которыми сталкиваются библиотечные специалисты. Данная работа посвящена этим проблемам.
Целью работы является выявление отношений подростков к чтению и к библиотеке, предпочтений подростков к онлайн-квестам.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по чтению подростков;
• провести исследование;
• выявить литературные предпочтения подростков;
• изучить подростка как читателя;
• выявить новые формы привлечения подростков к чтению.
Предмет изучения – формы привлечения подростков к чтению.
Объект изучения – чтение подростков.
Методы исследования: анкетирование и контент-анализ.
Методологической основой для исследования послужили научные труды Н. А. Стефановской «Социологические исследования чтения: теория, практика, методика», Т. А. Пичугиной «Детское чтение: социологический анализ», В. П. Чудиновой «Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска», «Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции»,
Г. А. Ивановой «Читательское развитие детей и юношества: поиск современных подходов», М. М. Самохиной «Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог», Лесли Фармер, Натальи Гендиной, Юрико Накамура «Библиотечное обслуживание в Японии, России и США» известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении определяется тема и актуальность данной курсовой работы, оговаривается список научных трудов, на которые опирались в написании курсовой работы.
В первой главе «Чтение подростков на современном этапе: разработка программы исследования» рассматривается программа исследования.
Во второй главе «Подросток как читатель» рассматриваются результаты проведенного исследования, рекомендации.
В заключении подводятся итоги работы.
Список использованной литературы состоит из 32 источников.
I. Чтение подростков на современном этапе: разработка программы исследования
Программа исследования
Привлечение подростков в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач библиотекаря. В наше время молодое поколение трудно удивить и чем-то заинтересовать. Библиотекари находятся в постоянном поиске новых форм привлечения подростков к чтению. Одна из таких форм – онлайн-квесты по мотивам литературных произведений.
Мы решили создать онлайн-квест по мотивам литературного произведения, полагая, что подростки, получая новые захватывающие задания в квесте, проявят интерес к прочтению книги. Для создания ресурса нам необходимо выявить знания читателей о наличии литературных квестов, их участие в них и их предпочтения к литературе.
Квест (от англ. quest – «поиск, предмет поиска») – это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша – смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз.
Онлайн-квест – это игра, где нужно применяя свои знания и интеллект решать интересные задания. Это как раз тот вид содержательных развлечений, где подростки могут с помощью своей эрудиции, умения нестандартно мыслить, находить изящные решения, справляться с завлекательными и необычными заданиями.
Цель – выявить отношение подростков к чтению и к библиотеке, предпочтений подростков к онлайн-квестам.
Предмет исследования – формы привлечения подростков к чтению.
Объект исследования – чтение подростков.
Что такое квест? Вообще, «Quest» в переводе с буржуйского означает поиск. Сейчас же этим словом принято называть жанр компьютерных игр, в которых главную роль играют сложный сюжет и замысловатые загадки. Кстати, как подсказывает Википедия, термин «Квест» прижился только у нас. Повсеместно это направление величают Adventure.
Хочу знать еще
Отцом квестов принято считать программиста Уильяма Кроутера, который в далеких семидесятых создал игру «Колоссальное приключение в пещере». Современному человеку этот квест больше напомнит культовые зеленые буковки из Матрицы нежели компьютерную игру, но именно таким и было начало жанра, получившее название «Текстовый квест». Позже развитие компьютерных технологий дало точек к появлению более совершенных игр и таких столпов жанра как «Full Throttle». Это был золотой век жанра. Однако с появлением первых 3d-акселераторов игрок стал требовать зрелищ и квест постепенно ушел в тень.
Сейчас этот жанр не так популяряен как, например, экшн-игры, бюджеты которых порой сопоставимы с бюджетами голливудских фильмов, однако квест жив и имеет свою верную аудиторию.
В сети существует множество проектов, которые раскрывают об играх, публикуют новости и различные материалы, связанные с миром жанра квест. Вместе с тем для творческой части фанатов было написано несколько программ, которые позволяют самостоятельно создавать интерактивные истории и квесты. Сейчас игровая индустрия активно осваивает просторы интернета, и вопрос появления подобного он-лайн конструктора оставался лишь вопросом времени.
«Квестер» - это своего рода попытка возродить жанр в новом для него формате. Проект ставит перед собой задачу превратить в игру не столько сами квесты, сколько процесс их создания. Любой пользователь может зарегистрироваться и написать собственную интерактивную историю, используя удобный графический конструктор.
Вместе с тем проект объединяет в себе не только средства по созданию квестов, но и сервисы для общения, оценки авторов и игроков. Проект регулярно обновляется и совершенствуется. Сейчас создать свой собственный квест или интерактивный рассказ можно, потратив на это всего несколько увлекательных часов.
Для любителей более сложных игр в конструкторе присутствуют элементы программирования, используя которые можно создать интерактивный квест с разветвленным сюжетом и кучей возможностей.
Проект существует только год и многие сервисы еще только в разработке, но основной квестов всегда являлась фантазия авторов, а этого у творческих людей хоть отбавляй.
Сейчас квест, созданный с помощью нашего проекта не может конкурировать современными играми-блокбастерами, но хочется верить, что развитие Интернета приведет и это начинание к его золотой эпохе. Создавайте истории вместе с нами!(https://www.kvester.ru/)
· Жанровая направленность: тектографические 2D игры, квесты;
· Платформа: Web-браузеры;
· Лицензия: бесплатная;
· Языки программирования: без программирования, Drag'n'drop;
· Открытый исходный код: не предоставляется;
· Мультиплеер: не предусмотрен;
· Достоинства: простой, удобный, функциональный сервис;
· Недостатки: только онлайн, ограниченные возможности экспорта игр;
· Разработчики движка: Kvester.ru
Квестер - это отечественный онлайновый конструктор игр в жанре 2D-квест, текстовая или текстографическая адвенчура. Он очень прост в использовании и не требует от разработчика никаких знаний в программировании, т.е. чтобы создать свою игру абсолютно не требуется знать никаких языков программирования, даже скриптовых. При этом, в нём можно реализовать весьма сложный сюжет и замысловатые загадки, разветвленные схемы диалогов и системы параметров (здоровье, магия, количество предметов) и инвентарь (предметы для использования по ходу игры).
После регистрации вы получаете онлайновый сервис, в котором вы можете нажать на ссылку "Создать свой квест", и сразу же приступить к разработке своей игры. После завершения создания игры вы её можете сохранить на сайте сервиса за своим профилем и любой желающий сможет перейти на страницу с вашей игрой, чтобы в ней поиграть.
Вообще конструктор предназначен для создание текстовых квестов, но ничто не мешает вам создать на нем, скажем, пошаговую RPG или стратегию. Очень легок в освоении, но чтобы создать хорошую игру вам потребуется много времени. После создания игра отправляется на модерацию, где один из двух модераторов рассматривают ваш квест и либо публикуют его, либо отправляют назад на доработку.
Вы можете создавать ролевые игры, интерактивные рассказы, обучающие кейсы, виртуальные диалоги, задачки, тесты и многое другое.
Конструктор бесплатен и активно развивается. Планируется ввести еще много функций. Народ общительный и дружелюбный. Модераторы адекватно отвечают на вопросы. Они же устраивают стримы по конструктору. На стримах модераторы рассматривают игры, находящиеся на модерации и отвечают на вопросы пользователей. На сайте так же можно посмотреть рейтинг авторов и игроков.
Конечно же есть и минусы. Например, у конструктора пока что нету собственного форума. Чтобы можно было общаться на свободную тему модераторы создали отдельную игру специально для того, чтобы можно было общаться в комментариях к ней. Также конструктор работает только в режиме онлайн и доступен только тем, кто зарегистрирован на сайте. В созданные квесты можно играть только с сайта. Для создания игры используется нечто вроде "Drag'n'drop".
На официальном сайте данного конструктора имеется большая база игр, созданных с его помощью. Во все эти игры вы можете свободно поиграть.
Проект создавался энтузиастами, любителями компьютерных игр, хитросплетенных фантастических сюжетов и прочих головоломок: Идеолог, дизайнер и пинатель остальных участников: Сергей “Zuver” Завертяев; Создание конструктора (Flash): Никита “Lomberts” Евграфов; Программисты: Алексей “alBoo” Казинский и Данил “firt” Мухаметзянов; Верстка: Мария “Maya” Кудрина; Сочувствующие: Александр Козориз, Елена Абрамова.
Официальный сайт: https://kvester.ru Обсудить Квестер на нашем форуме»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Категория: Актуальные | Добавил: TLT |
Просмотров: 42743 | Загрузок: 8851 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 4.4/9 | |
Теги: Отечественная разработка, if, квесты, Текстографические квесты, без программирования, Квестер, Текстовые квесты, Текстовые адвенчуры, Адвенчуры, Текстовые игры |
Дополнительные опции: |
Если вас заинтересовал материал «Квестер», и вы бы хотели прочесть что-то на эту же тему, то вы можете воспользоваться списком схожих материалов ниже. Данный список сформирован автоматически по тематическим меткам раздела. Предлагаются такие схожие материалы:
- Кавая
- Аперо
- Milena
- INSTEAD
- Alaska Engine
- DzQ
- AppSalute Creator
- Quest Soft Player
- 3D Мастер
- Справка к 3D Мастер
- RTADS
- ADRIFT
- Adventure Builder
- URQ
- EMG Studio
- Inform
- Rus Quests Maker Dvade
- Yozz
- eDizzy
- Project Canvas
Если вы ведёте свой блог, микроблог, либо участвуете в какой-то популярной социальной сети, то вы можете быстро поделиться данной заметкой со своими друзьями и посетителями. (https://gcup.ru/load/constructors/kvester/2-1-0-1599)
Kvester - отечественный онлайн сервис, который позволяет прямо в окне браузера разрабатывать текстовые и текстографические квесты. Работать с сервисом достаточно просто, все устроено на Drag&Drop системе, поэтому разобраться сможет даже новичок. Для создания более сложных проектов присутствуют элементы программирования, которые расщиряют стандартную функциональность.
Конечно только квестами сервис не ограничивается, при желании и должном умении можно создать пошаговую РПГ, стратегию и любой другой жанр, где уместно использовать пошаговую систему. Созданные игры после модерации попадают в общий каталог игр, к которому имеют доступ все пользователи сервиса. К сожалению возможность портировать проекты под конкретные платформы отсутствует. В созданные игры можно играть только онлайн через web браузер. Сервис имеет достаточно большой каталог игр, среди которых попадаются стоящие экземпляры, в которые интересно поиграть в свободное время.
Пространство: 2D.
Жанр: текстовые квесты, при желании можно создать пошаговую РПГ, стратегию и любой другой жанр, где уместно использовать пошаговую технологию.
Программирование: для создания сложных квестов присутствуют элементы программирования.
Платформа: любая, ОС которой поддерживает web браузер.
ОС: любая с поддержкой web браузера.
Официальный сайт: kvester.ru
Скачать: онлайн сервис.
Стоимость: бесплатен.
Лицензия: найдены только правила использования сервиса. (https://make-games.ru/load/sozdanie_igr/konstruktory_i_sistemy_dlja_razrabotki_igr/kvester/134-1-0-857)
Описание базы исследования
Заключение
Подводя итоги исследования проблем развития читательского интереса у детей, можно сделать вывод, что подростки по-прежнему читают, причем при выборе книг ориентируются на собственные интересы и вкусы.
В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Наиболее популярными авторами являются: Дж. К. Роулинг, Ж. Верн, Н. Щерба, К. Булычёв, А. К. Дойл. Большой интерес у подростов вызывают такие жанры как: приключения, фэнтези, детективы.
Существуют и негативные моменты. Значимость чтения в современном мире снижается. Чтение ассоциируется с удовольствием, оно стало досуговым. Именно это тревожит больше всего: ведь в российском обществе художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.
Мы рассмотрели наиболее интересные и новые формы привлечения детей к чтению и к библиотеке.
Получив результаты исследования, мы приняли решение, что такая форма привлечения подростков к чтению как онлайн-квест актуальна и будет интересна для подрастающего поколения. В следующей работе мы рассмотрим виды квестов, методы создания квестов, выберем литературное произведение, по мотиву которого будет онлайн-квест и т. д.
Мы надеемся, что разработанный нами онлайн-квест по литературному произведению привлечёт подростков к чтению.
Список использованной литературы
1. Васильев И. Г., Илле М. Е., Равинский Д. К. Социологические исследования в библиотеках: практическое пособие / Васильев И. Г., Илле М. Е., Равинский Д. К. – Санкт-Петербург: «Профессия», 2003. – 176 с.
2.. Веденяпина, М. А. Лекарство от ничегонеделания / М. А. Веденяпина, О. А. Никитин // Современная библиотека. – 2018. – № 1. – С. 59-61. – Электрон. версия печ. публикации: https://sb.litera-ml.ru/assets/files/Fulltext/1-2018/V..
3. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационное обслуживание: учебник / под. ред. М. Я. Дворкиной. — Санкт-Петербург: Профессия, 2016. — 238 с.
4. Дроздова, О. Онлайн-романы, родительский контроль и виртуальное рукопожатие: использование интерактивных возможностей в стимулированию к чтению // Библиополе. – 2018. – № 3. – С. 15-19: фот. –Библиогр.: с. 19 (5 назв.)
5. Иванова Г. А., В. П. Чудинова. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учебное пособие / Г. А. Иванова, В. П. Чудинова. – Москва: РШБА, 2012. – 376 с.
6. Иванова, Г. А. Читательское развитие детей и юношества: поиск современных подходов / Г. А. Иванова // Скворцовские чтения. Библиотечное дело – 2016: библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве: материалы Двадцать первой международной научной конференции (Москва, 27-28 апреля 2016 года). –Москва: Московский гос. ин-т культуры, 2016. – С. 233-237.
7. Кашкаров А. П. Новации в читальном зале: развивающие игры, мотивационные конкурсы / А. П. Кашкаров. – Москва: Либерия-Бинформ, 2014. – 112 с.
8. Кашкаров А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарий библиотекаря / А. П. Кашкаров. – Москва: Либерия-Бинформ, 2012. – 96 с.
9. Кашкаров А. П., Овсянкина З. Н. Чтение подростка: пособие для отцов / А. П. Кашкаров, З. Н. Овсянкина. – Москва: Либерия-Бинформ, 2010. – 192 с.
10. Крейденко В. С. Библиотечные исследования / В. С. Крейденко – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 352 с.
11. Мезенцева, О. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: обзор, анализ, перспективы / О. Мезенцева, Е. Колосова // Независимый библиотечный адвокат. –2017. – № 6. – С. 6-9.
12. Накамура Ю. Обзор библиотечного обслуживания детей и юношества в Японии / ред. Лесли Фармер; пом. ред. Н. Гендина, Ю. Накамура. // Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США – Москва: РШБА, 2013. – 392 с.: ил.
13. Обзор библиотечного обслуживания детей и юношества в России / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина, В. П. Чудинова // Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США. – Москва: РШБА, 2013. – 392 с.: ил.
14. Опарина Н. П. Литературные игры в детской библиотеке: учебно-методическое пособие / Опарина Н. П. – Москва: Либерия-Бинформ, 2007. – 96 с.
15. Пичугина Т. А. Детское чтение: социологический анализ (результаты исследований БУК УР Республиканская библиотека для детей и юношества): монография / Т. А. Пичугина, Ю. А. Козловская; «Республиканская библиотека для детей и юношества». – Ижевск, 2015. – 368 с.
16. Плохотник Т. М. Детский библиотекарь. Практическое пособие: сценарии, игры, мастер-классы и др. / Плохотник Т. М. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2014. – 128 с.
17. Самохина М. М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог / М. М. Самохина. – Москва: Рос. гос. юнош. б-ка, 2008. – 194 с.
18. Серебряная М. Я., Швецова-Водка Г. Н. Типология чтения и читателей художественной литературы: науч.-практ. пособие / М. Я. Серебряная, Г. Н. Швецова-Водка. – Москва: Литера, 2014. – 304 с.
19. Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, практика, методика: науч.-практ. пособие / Н.А. Стефановская. – Москва: Литера, 2013. – 144 с.
20. Сычева, Н. Вместо скучной экскурсии - увлекательный квест // Независимый библиотечный адвокат. – 2017. – № 6. – С. 45-49.
21. Фармер Л. Обзор библиотечного обслуживания детей и юношества в США / Лесли Фармер // Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США / ред. Лесли Фармер; пом. ред. Н. Гендина, Ю. Накамура. – Москва: РШБА, 2013. – 392 с.: ил.
22. Чудинова, В. П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции / В. П. Чудинова // Чтение. XXI век. – Челябинск: Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2014. – C. 108-123.
23. Чудинова, В. П. Чтение, любимые книги и "литературные герои" московских подростков / В. П. Чудинова // Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Москва: МГУКИ, 2013. – С. 67-83.
24. https://lib-avt.ru/kollegam/kreativnye-formy-rabotysovremennoy-biblioteki
25. https://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/2545-prodvizhenie-knigi-i-chteniya-v-elektronnoj-srede
26. https://www.udmrbdu.ru/
27. https://agidellib.jimdo.com/новые-формы-массовой-работы-в-библиотеке
28. https://lektsii.org/14-23949.html
29. https://lj.libraryjournal.com/2012/10/buildings/lbd/how-to-design-library-space-with-kids-in-mind-library-by-design-fall-2012/
30. https://psyfactor.org/lib/content-analysis3.htm
31. https://studfiles.net/preview/6339308/page:27/
32. https://studopedia.ru/6_157230_anketirovanie.html
Приложение 1
Рис. 1. Анкета
Рис. 2. Анкета
Приложение 2
Таблица 1
Как часто Вы ходите в библиотеку?
Иногда | Очень часто | Крайне редко |
58 % | 32 % | 10 % |
Таблица 2
Ваши мотивы обращения к библиотеке?
Заставляют родители | Нужна информация для подготовки домашнего задания | Проводите свободное время в библиотеке | Берете литературу для себя |
7 % | 30 % | 23 % | 40 % |
Таблица 3
Что Вы обычно берёте в библиотеке?
Книги по школьной программе | Периодические издания (журналы, газеты) | Книги для проведения досуга |
21 % | 3 % | 76 % |
Таблица 4
Какие жанры художественной литературы Вы предпочитаете читать?
Детективы | Фэнтези | Приключения | Научная фантастика | Ужасы |
20 % | 30 % | 35 % | 9 % | 6 % |
Таблица 5
Знаете ли Вы, что у Республиканской библиотеки для детей и юношества есть сайт, с какой целью Вы его посещаете?
Да | Нет |
52 % | 48 % |
Таблица 6
С какой целью Вы заходите на сайт библиотеки?
Продлить книгу | Узнать о мероприятиях, выставках, конкурсах и т.д. | Узнать о наличии книги | Узнать о новинках | Поиграть в игры | Узнать режим работы библиотеки |
44 % | 24 % | 10 % | 10 % | 0 % | 12 % |
Таблица 7
Вы когда-либо принимали участие в онлайн-квесте?
Да | Нет |
10 % | 90 % |
Таблица 8
Хотели бы Вы поучаствовать в онлайн-квесте?
Да | Нет |
49 % | 51 % |
Таблица 9
Хотели бы Вы, чтобы на сайте Республиканской библиотеки для детей и юношества появились онлайн-квесты?
Да | Нет |
76 % | 24 % |