Сант-Иво алла Сапиенца (1642-60)




Сан Иво Алла Сапиёнца (Сапиэнца) (итал. Sant'Ivo alia Sapienza) - церковь Св. Иво Мудрости (итал. sapienza - «знание, мудрость»). Расположена в центре Рима, к востоку от площади Навона.

С особой силой пространственная динамика выражена в интерьере Сант Иво, где острые треугольные выступы стен переходят в порывисто устремленный вверх звездчатый в плане купол, который снаружи завершается необычайной, как бы ввинчивающейся в небо спиралью, увенчанной ажурной короной. Относительно небольшие по размерам, интерьеры церквей Сант Иво и Сан Карло кажутся наполненными каким-то таинственным и сверхъестественным движением. Залитые светом плафоны, украшенные сложными по форме кессонами и скульптурным декором, не останавливают этого движения, а, напротив, придают ему характер безграничности. Многочисленные скульптуры, поставленные в глубине затененных ниш, усиливают патетическую выразительность архитектуры.

В 1303 г. Папа Римский Бонифаций VIII (1294-1303) основал в Риме университет под названием «Мудрость». В 1497 г. Папа Александр VI распорядился о возведении специального здания. В 1540 г. в Риме был официально утвержден устав ордена иезуитов, которые взяли под опеку университет. В 1565 г. Папа Пий IV пригласил архитектора Пирро Лигорио, который разработал проект по образцу античных философских школ.С 1579 г. строительство вел Джакомо делла Порта, ученик Микеланжело.

В 1642- 1660 гг. возведение зданий университета и церкви осуществлялось по проекту и под наблюдением Франческо Борромини..

Церковь вначале носила имя Св. Евстафия. В 1660 г. по предложению Борромини ее переименовали в честь Св. Иво (патрона ордена иезуитов).

Здание церкви, представляющее собой шедевр стиля, размещается в глубине двора и не видно с улицы, за исключением высокой башни. Его композиция строится на контрасте, чередовании вогнутого фасада, шестилепесткового барабана, фонаря со сдвоенными колонками и спирального пандуса, заменяющего купол.

Столь необычная композиция продиктована желанием совместить барочную динамику с готической триангуляцией.

Оказавшись внутри светлого интеръера (белого с позолотой), мы ощущаем движение пространства; световой столп «ввинчивается», направляемый снаружи мощной спиралью в небо, где ажурная корона возносит яблоко с крестом, а вдоль спирального пандуса, венчающего храм, установлены высеченные из камня факелы с языками пламени - символ Св. Духа.

Интерьер демонстрирует такую же извилистость стен, какая характерна для наружных стен Сан-Карло алле кватро фонтане. Каждый архитектурный мотив, введенный в интерьер, продолжается по всему зданию до самой верхней точки купола. Подкупольное пространство внутри церкви выглядит трилистником, или трифолием, в который вписана шестиконечная Звезда Давида, эмблема средневековых каменщиков - масонов.

Шестиконечная звезда - представляет собой невидимое центральное ядро, на котором основан план Сант-Иво. Шесть точек в местах пересечения двух треугольников использовались Борромини как исходные пункты в его проектах. Вершины идеально точного шестиугольника, образованные ими, он превратил в шесть ниш, которые направляют движение основных элементов архитектурной композиции вверх, в раковину покрытого золотыми звездами купола. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером.

Фантазия Борромини получила здесь яркое воплощение в пространственной концепции стиля Барокко. На главном фасаде можно увидеть эмблемы всех Римских Пап, при которых строилась церковь: дракон Григория XIII из рода Бонкомпаньи, маска льва Сикста V из семьи Перетти, орел и дракон Павла V Боргезе, шесть гор со звездой Александра VII Киджи.

Ансамбль Оратория филиппинцев

В Оратории Филиппе Нери (1637-1643) поверхность фасада слегка вогнута, пилястры поставлены под углом и при одном и том же освещении всегда смотрятся по-разному. Все конструктивные части здания ничего не несут, иногда, напротив, противоречат своей функции, как антаблемент нижнего яруса, разорванный треугольными фронтонами окон.

Внутри церкви впечатляет обилие лепнины <https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%9B%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0/> и позолоты, вспоминаются слова французского писателя Стендаля о том, что в Риме нельзя осматривать в день более одной-двух церквей в стиле Барокко <https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE/>, иначе начнется головная боль. Плафон <https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD/> церкви Филиппинцев украшает роспись <https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/> работы Пьетро да Кортона "Видение Св. Филиппа"

 

Церковь Сант Аньезе

 

Иной тип церковного здания представляет перестроенная Борромини церковь Сант Аньезе (1652-1657). Композиция этой церкви с широким фасадом, двумя колокольнями по углам и монументальной, увенчанной куполом центральной частью обусловлена ее расположением на сильно вытянутой в длину площади Навона, где постройке предназначена роль архитектурной доминанты. Созданный Борромини тип купольной церковной постройки с двумя колокольнями получил широкое распространение в западноевропейской архитектуре 17-18 веков.

 


Заключение

Франческо Борромини принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).

Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники. Исполнительное мастерство Борромини всегда обусловлено практической необходимостью. Традиционные средства Борромини - результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца. Борромини похож на человека, молящего и взывающего к спасению, он знает, о чем молит, поэтому полон горячности, но не знает, обретет ли спасение. Все его творчество подчинено этому тревожному ожиданию, мгновенное уменьшение напряжения может привести к падению.

Не архитектурное преобразование пространства, а здание как творение человеческих рук, попавшее в пространство, не идея универсальности, а живущий своей интенсивной жизнью организм, не город как единый образ, воплощающий высшие божественные и человеческие силы, а город как место жизни, в котором религиозный опыт пересекается с ежедневным трудом. Не удивительно поэтому, что архитектурные и градостроительные идеи Борромини даже вне Италии были хорошо распространены: действительно, если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремления индивидуума и общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: