ПОЗНАНИЕ
Познание мира и его типы
Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
Ттермин "знание" употребляется в трех основных аспектах: а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; б) любая познавательно значимая информация; в) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины — теории познания, гносеологии.
Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса — познавательной деятельности людей.
Познание — процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.
Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, дающее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. п.
Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика состоит в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой картины природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия и т. д.
Внутри мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве.
Древними формами познания являются философское и религиозное познание. Важнейшей формой познания является научное познание. Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон; познающего человека (субъекта познания) и узнаваемого предмета (объекта познания).
Субъект познания — это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект познания — это сфера приложения активности субъекта, то, на что направлено познание.
Какой из источников знаний— разум или чувство— является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в XVII—XVIII вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания. В противоположность этому философы-эмпирики ("эмпирио" в переводе с греч. — опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное познание сводилось к различным комбинациям того, что получается посредством опыта.
Чувственное и рациональное познание зачастую рассматривались как два последовательных этапа формирования познания.
Чувственное познание и его формы
Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно включено в материально-чувственную деятельность людей и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром.
Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
Пять основных чувств — вкус, осязание, зрение, слух и обоняние — были описаны еще древнегреческим философом Аристотелем более двух тысяч лет назад. Но и по сей день продолжается их изучение, анализ механизмов действия.
Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущение, восприятие и представление, каждая из этих форм является субъективным образом объективного мира.
Самой простой формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Какой бы предмет.
человек ни наблюдал, он воспринимает его внешние, доступные органам чувств признаки: запах, форму, цвет, твердость........
Ощущение — это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. О щущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонентов более сложного образа — восприятия.
Любой предмет обладает множеством самых различных свойств, и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств.
Восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений.
Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, совокупность отдельных ощущений. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, постоянство, осмысленность и активность.
Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляется через память. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении существенных свойств, этот образ мы называем обобщенным.
Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих существенных признаков и отбрасыванием несущественных.
Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязанно, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.
Рациональное познание, его уровни и формы
Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия.
Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей, и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека — не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Выявив сущность мышления, надо перейти к рассмотрению его уровней и форм, выяснению их особенностей.
Уже в античной философии были выделены два необходимых, качественно различных уровня мышления—рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, жесткого стандарта, словно по шаблону. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.
Разум — это мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Только на этом своем высшем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы, причины и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии,
всесторонне и конкретно.
Формы мышления — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, проблема, теория, особенности которых будут рассмотрены далее.
Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия,суждения и умозаключения.
Основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). В повседневной жизни человек соотносит конкретные предметы по определенным признакам, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, понятие — это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.
Понятие — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов.
Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними имеются и различия. Представление дает наглядный образ действительности, а содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.
Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Суждение — это такая форма.мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным.
В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов, а не только существенные и общие, как в понятии. В свою очередь, логически связывая суждения, человек приходит к выводам, или умозаключениям.
Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.
Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу. Чувственное познание и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. На уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.
Соотношение познания и понимания
Изучая этот вопрос, следует иметь в виду, что познание — это сложный и многогранный процесс, который, кроме чувственного и рационального, включает в себя многие другие стороны. К их числу, в частности, относятся воображение, фантазия, интуиция и др.
Важным средством постижения действительности (особенно в гуманитарных науках) является понимание.
Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, культур и.т.п. Оно всегда происходит в условиях общения людей и осуществляется в "стихии языка". Таким образом, понимание неотделимо от самопонимания и тесно связано с объяснением, т. е. подведением изучаемого явления под закон и причинность.
Понимание — есть способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-либо.
Проблема интуитивного познания
Интуиция — это способность постижения истины без развернутого логического обоснования, в ее непосредственности, как единства чувственного и рационального.
Интуиция — это своеобразный тип мышления, особый вид связи между функциональными структурами мозга, когда отдельные этапы развертывания мысли отчетливо не осознаются, но предельно ясно усматривается итог мысли — истина.
Под интуицией древние мыслители понимали непосредственное усмотрение (в буквальном смысле слов) реально существующего положения вещей. Такого рода знание получило впоследствии наименование чувственной интуиции. В учениях Платона и Аристотеля была отвергнута чувственная природа интуитивного познания, и интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления.
Поскольку нас интересуют особенности интуитивного познания, рассмотрим характерные черты научной интуиции:
1. Невозможность получения искомого результата посредством рационального познания (прямого логического вывода).
2. Невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.
3. Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).
4. Внезапность и неожиданность полученного результата.
5. Непосредственная очевидность результата.
6. Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.
7. Необычайная легкость, простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.
Проблема места интуиции в научном познании продолжает интересовать просвещенное человечество и до сих пор не утратила своей актуальности.
Природа истины
Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это воспроизведение объекта в человеческом сознании так, как он существует сам по себе, вне зависимости от человека и его сознания.
Целью познавательных усилий является достижение истины. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к взглядам мыслителей древности, в частности к Аристотелю. Платон воспринимал истину как вечно неизменное, абсолютное свойство идеальных объектов. В соответствии с подходом И. Канта истина — это "согласие мышления с самим собой". По Г. Гегелю, истина есть процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.
Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. "Слово — истина — в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету",— писал французский философ Р. Декарт. Философы-эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки — чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль. Для рационалистов критерием истины является разум. За истинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения.
В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы, отрицающие эту возможность, которые получили название агностики (в переводе с греческого агностицизм — недоступный познанию).
В марксистской философии истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности.
Марксистская философия утверждает, что любая истина объективна. Термин "объективность" означает независимость от сознания субъекта. Однако необходимо иметь в виду, что таким свойством обладают лишь вещи, предметы, процессы, но истинными или ложными могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной дейстительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективации во внешнем мире, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию. Таким образом, значение объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которых отражается объективная действительность.
Некоторые философы исходят из того, что любые знания субъективны, т. е. зависят от познающего субъекта. В таком случае ни о какой объективной истине не может быть и речи, и вслед за древнегреческим мыслителем Протагором мы можем сказать: "Что каждому кажется, то и достоверно". Критику такого взгляда дал Аристотель: если прав Протагор, значит, "что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо, и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним кажется прекрасным одно, а другим — противоположное". Но "придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо; ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны".
Развивая в дальнейшем взгляды Аристотеля, многие философы пришли к выводу о существовании объективной истины, независимой от восприятия людей, их пристрастий и интересов.
В любых знаниях, несомненно, присутствует субъективное, связанное с особенностями органов чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.
Может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу целиком, полностью? Иными словами, достижима ли абсолютная истина!
Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Знание предполагает активную работу мысли, а думать — значит сомневаться. Таким образом, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность — необходимой черте научного познания.
Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. С одной стороны, абсолютная истина недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и исчерпывающее знание о мире в целом, которым человек может располагать в какой-то конечный момент времени, то, бесспорно, такая абсолютная истина недостижима. Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. В теории познания, как и во всех областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не считать готовым и неизменным наше знание, а рассматривать конкретно, как из незнания появляется знание, каким образом неистинное, неполное знание становится более полным и более точным.
Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремится наше знание. Но формы знания носят относительный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих формулах, высказываниях, теориях, развитие познания, с этой точки зрения, можно представить как длительный, непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания. Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента. В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими.
Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никогда не может завершиться.
Научное познание и его методы
Наука — это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытые объективна, законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Основная задача науки — выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель и высшая ценность— объективная истина. Прежде всего научное познание отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каким он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитете. Поэтому научному познанию присущи такие признаки, как:
- объективность;
- внутренняя системность;
- постоянная нацеленность на практику как свою непосредственную цель;
- строгая доказательность;
- обоснованность полученных результатов;
- достоверность выводов.
Система научных знаний разделяется на множество отраслей, которые различаются между собой по тому, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естественные, об обществе — общественные (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, философия и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь, каждая группа может быть подвергнута более подробной классификации. Так, в состав естественных наук входят физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин.
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира при отсутствии прямой ориентации на практику, и прикладные — с непосредственным применением результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем с опорой на закономерности, установленные фундаментальными науками.
Каждая наука и научная дисциплина включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:
1. Субъект науки — исследователь, — осуществляющий научную деятельность.
2. Объект науки — предмет, предметная область, т. е. то, на что именно направлена данная наука.
3. Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.
4. Свой своеобразный язык — естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).
Структура и уровни научного познания
Необходимо понимать, что научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Структура научного познания может быть представлена в совокупности своих специфических элементов.
Структура научного познания предстает как единство следующих элементов:
1) фактический материал, почерпнутый из опыта (экспериментальным путем);
2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях;
3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
4) закономерности, принципы и теории;
5) философские установки;
6) методы, идеалы и нормы научного познания;
7) стиль мышления.
Научное познание — развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных тесно взаимосвязанных, но качественно различных уровня — эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне (от латинского "эмпирио" — опыт) преобладает чувственное познание, живое созерцание. Рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Характерными признаками эмпирического познания являются:
- сбор фактов;
- их первичное обобщение;
- описание наблюдаемых и экспериментальных явлений;
- их систематизация и классификация.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм познания — понятий, умозаключений, теорий, законов и других форм "мыслительных действий". Живое созерцание и эксперимент здесь не устраняются, а становятся подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания.
Основные компоненты, в которых выражается структура теоретического познания. проблема, гипотеза и теория.
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание — вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема—это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания — постановку вопроса и решение.
Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяется, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Для проверки гипотез в науке используются разнообразные способы: теоретические построения и расчеты, эксперимент и наблюдения, моделирование, а вспомогательную роль играет логика.
Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании явлений, которые еще неизвестны науке.
На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой утверждений, законов науки, понятий.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.
Методология научного познания
В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и ведущий к нему путь, т. е. метод. Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет, но и свою своеобразную систему методов — методологию.
Методология научного познания — это совокупность определенных правил, приемов, способов познания. Она определяется особенностями объекта, а также целями, задачами познания. Если понятие объекта науки является ответом на вопрос: "Что изучает данная наука?", то понятие метода— ответом на вопрос: "Как она это делает?".
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразие методов, которые могут быть классифицированы по самым различным критериям. Что касается методов научного познания, то основаниями для деления их на группы могут быть содержание изучаемых объектов, роль и место методов в процессе научного познания и т. п.
Методы научного познания степени общности и сфере действия разделяются на следующие основные группы: 1) всеобщие (общефилософские); 2) общие; 3) специальные.
1. Всеобщие методы называют также общефилософскими или универсальными в связи с тем, что они могут применяться во всех сферах человеческого познания. К ним относятся метафизический и диалектический методы познания.
Метафизический метод — метод познания, рассматривающий явления объективной действительности не в их развитии и взаимной связи, а в состоянии покоя, разрозненно. При применении метафизического метода объект изучения рассматривается в статике (постоянно и неизменно), отвлеченно от всех других предметов.
Диалектический метод — метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются не в статике, а в динамике, в развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, в единстве и борьбе противоположностей, отрицании отрицания в общественной жизни, с которыми связано возникновение, развитие и функционирование изучаемых явлений.
Диалектика классифицируется на идеалистическую и материалистическую. Идеалистическая диалектика рассматривает общество, государство и право как такие явления объективной действительности, которые имеют в основе постоянно развивающуюся идею. Идеализм — это направление в философии, признающее, в противоположность материализму, при решении основного вопроса философии об отношении мышления к бытию идею, дух первичными, а бытие, материю — вторичными. Наиболее известные последователи идеалистической диалектики — Гераклит Темный, Платон, Гегель.
Согласно требованиям метода материалистической диалектики, все явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности и развитии.
Государство и право, изучаемые при помощи метода материалистической диалектики, — это важнейшие составные части надстройки над экономическим базисом.
Для сторонников метода материалистической диалектики государство и право — это относительные явления (нет ничего постоянного), а для приверженцев метафизического метода государство и право постоянны.
Нормативно-ценностный метод (или аксиологический метод, от латинского axios — ценный) предполагает познание явлений в их сопоставлении с ценностями — моралью, нравственностью, добром, справедливостью, свободой. Сторонники применения этого метода признают правовым то, что соответствует человеческим ценностям, справедливости. Право неразрывно связано с такими общечеловеческими ценностями, как свобода, справедливость, нравственность.
2. Общие методы заимствованы у логики. Они позволяют делать только частные выводы об изучаемых явлениях, не давая возможности получить целостное представление о явлении. К общим методам относятся: а) анализ; б) синтез; в) индукция; г) дедукция; д) системный подход.
Анализ и синтез представляют собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Анализ как метод познания выявляет структуру того или иного явления, фиксирует составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Разделение целого на составные части позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта.
Синтез — это процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений. Как метод науки синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемого явления. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов явления, мы получаем представление о нем в целом. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.
Метод индукции состоит в логическом умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Применение метода индукции в процессе изучения заключается в изначальном познании отдельных свойств этих явлений, на основе которого затем даются обобщения различного уровня.
В системе методов научного познания индукция неразрывно связана с дедукцией, которая является логическим переходом от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным.
Системный подход —это совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем. Система состоит из отдельных элементов, которые находятся между собой в определенных связях, и совокупность связей всех элементов позволяет говорить о сущности, целостности, свойствах системы. Характер и виды связей множества элементов и порядок отношений между элементами называется структурой системы. С позиции метода системного подхода право рассматривается как система норм, государство — как система организации государственной власти.
3. Специальные (частнонаучные) методы исследования применяются лишь в отдельных науках, поскольку непосредственно связаны со специфическими сторонами исследуемого объекта. К ним
относятся: 1) метод социологического исследования; 2) метод моделирования; 3) формально-юридический метод; 4) сравнительный метод.
Метод социологического исследования (конкретно-социологический метод) используется при изучении различных сфер деятельности государственных институтов. Этот способ познания действительности основан на идее сбора необходимых опытных данных. В арсенале этого метода содержится целый ряд приемов — таких, как наблюдение, анкетирование, опрос населения, эксперимент, анализ правоприменительных документов и т. п., применяемых в целях создания оптимальных вариантов правовых решений.
Метод моделирования как один из приемов исследования состоит в изучении явлений, процессов и институтов на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения, воссоздания исследуемых объектов.
Формально-юридический метод является свойственным юридической науке, поскольку развивает приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства. Данный метод основан на отношении к правовой системе как к замкнутой сфере, где каждая норма имеет свое место. В основе сравнительного метода лежит сравнение, сопоставление, что позволяет выделить общие и отличительные признаки исследуемых явлений. При применении этого метода происходит сопоставление различных систем и отдельных явлений в целях выявления черт сходства или установления различия между ними.
Сравнение может осуществляться на микроуровне (сопоставление, например, норм права, правовых институтов и т. д.) и макроуровне (установление сходства и различий отраслей права, правовых систем разных государств). Различают также синхронное сравнение (сопоставление норм, существующих одновременно) и диахронное сравнение (сопоставление недействующих норм или сравнение действующей и недействующей нормы).
Активное и