ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СУБЪЕКТА ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ




 

2.1. Общая характеристика права на землю

 

Конституция РФ провозглашает право собственности на землю и включает его в основные права и свободы человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 9, 17, 18, 64 Конституции РФ). [1]

Право собственности на землю - это право собственника земельного участка по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящих ущерба окружающей среде. По своей природе право собственности является одним из основных вещных прав - это субъективное гражданское право, объектом которого является вещь.

Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особые правовые черты: она становится имуществом, т.е. предметом земельного права, где различают особые юридические признаки.

Выделяют право собственности в объективном и субъективном смысле. Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих развитие земельных волевых отношения собственности, которые закреплены в ст.ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативно-правовых актах.

Право собственности на землю в субъективном смысле - закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами.

Право владения дает возможность обладать землей на основании закона. У юридических лиц она будет числиться на балансе.

Также собственник на основании этого права может требовать возврат земли из любого незаконного владения.

Право пользования земельным участком означает возможность извлечения полезных свойств участка и осуществляется путем использования его в хозяйственной деятельности, выращивания сельскохозяйственной продукции, для размещения на нем зданий, сооружений т т.п. В соответствии с ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для своих нужд не только поверхность земельного участка - почвенный покров, но и имеющиеся на этом участке полезные общераспространенные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

Право распоряжения означает возможность определения судьбы земельного участка и осуществляется путем отчуждения земельного участка иным лицам либо отказом от права на земельный участок (продать, подарить, сдать в аренду, завещать).

Собственник обязан эффективно использовать свою землю в соответствии с ее целевым назначением способами, которые не должны наносить ей ущерба как природному объекту и природному ресурсу; своевременно платить земельный налог или вносить арендную плату и плату за временное пользование землей; повышать плодородие почв, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования другими природными объектами, а также не допускать причинения ущерба окружающей среде и т.п. (ст. 40-43 ЗК РФ).

 

2.2. Основания возникновения данного права на землю. Правоустанавливающий документ на землю данного субъекта

 

В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию (далее - МО).

По общему правилу п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, имущество унитарного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Иными словами, один из способов передачи земельного участка в распоряжение муниципального унитарного предприятия - это передача его в хозяйственное ведение или оперативное управление МУП.

Следует заметить, что на праве оперативного управления имуществом могут владеть только так называемые казенные предприятия. При этом в силу п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Соответственно, если МУП не обладает статусом казенного предприятия, оно может владеть имуществом только на праве хозяйственного ведения.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (абз. 2 п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ).

При этом передача имущества от имени МО должна осуществляться его органами в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, передача имущества МО в хозяйственное ведение МУП должна осуществляться уполномоченным органом МО. Вместе с тем ни в ГК РФ, ни в Законе N 161-ФЗ не установлен порядок передачи имущества в хозяйственное ведение. Это означает, что в такой ситуации передача имущества может быть оформлена соответствующим распорядительным актом или договором, если иной порядок не предусмотрен актами МО.

 

2.3. Права и обязанности субъекта земельных отношений при использовании земли

 

Права и обязанности указаны в ст. 20, Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Права собственника имущества унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

2. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: