ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ




Большинство родителей, не имеющих музыкального образования, плохо представляют себе, что ожидает их ребенка в стенах учебного заведения и не знают того, что система работы школы искусств имеет определенные особенности. Некоторые смотрят на школу искусств теми же глазами, что и на общеобразовательную.

Какие особенности, какая разница между общеобразовательной школой и школой искусств, какое это имеет значение в системе организации учебного процесса ребенка? На этом вопросе необходимо остановиться подробнее.

В общеобразовательной школе ведутся групповые занятия, дети находятся в школе ежедневно по 4-5 часов и практически все знания получают в основном в школе. В школе искусств занятия в основном индивидуальные – педагог по специальности встречается с ребенком лишь два раза в неделю по 40 минут. Поэтому основная работа проводится дома, следуя указаниям, полученным от учителя во время урока. Ребенок организованный, внимательный на уроке, работая дома, будет знать, чем и как ему заниматься. Ребенок, чье внимание рассеяно на уроке, дома будет отсиживать время за инструментом, фактически ничего не делая.

Трудолюбие, внимание, умственные способности являются теми качествами, которые необходимы в обучении музыке, и которые проверить при поступлении ребенка в школу невозможно. Развивать эти качества должны родители в дошкольном и младшем школьном возрасте.

На практике мы часто сталкиваемся с фактами, когда ребенок при поступлении в школу получил оценку «отлично», а в работе себя не оправдывает, не успевает. Это объясняется тем, что при наличии музыкальных данных у ребенка не оказывается других нужных компонентов интеллекта. Необходимо наличие волевого характера, терпения, настойчивости, любознательности, а главное, большой увлеченности музыкой. Все эти качества прививаются ребенку с самого раннего детства. Вот почему велика роль родителя – главного воспитателя ребенка.

Необходимо осуществлять контроль занятий ребенка, поступившего в школу искусств, поскольку основная работа проводится дома.

Для домашних занятий надо создать соответствующую обстановку. В комнате, где занимается ребенок, должно быть тихо – ничто не должно отвлекать ребенка от занятий. Инструмент должен быть настроен.

Необходимо помочь ребенку распределить время занятий. Чаще всего дети начинают заниматься в двух школах одновременно и, не имея достаточного опыта, не умеют организовать нужный режим дня.

На занятия музыкой желательно выделить определенные, постоянные часы с учетом того, чтобы ребенок занимался один – два раза в день по 30 минут (на начальном этапе обучения).

Без тренированного внимания, сосредоточенности ребенка хватает лишь на 10-15 минут занятий, поэтому надо развивать его выносливость путем постепенного увеличения времени занятий. Работать до полной утомленности, но не до переутомления.

Надо позаботиться о том, чтобы интеллект ребенка обогащался получением всевозможных впечатлений. Нельзя забывать, что это развивает эмоциональность, которая весьма необходима в музыкальном искусстве, выражающем не мысли, а чувства. Вялая, неинтересная игра ученика – результат плохо развитой эмоциональности.

Необходимо воспитывать в ребенке серьезное отношение к музыкальным занятиям – нельзя к этим занятиям относиться как к развлечениям или забаве. Такой взгляд допустим лишь в детском саду, где музыкальное воспитание строится на музыкальных играх.

В школах искусств, где помимо приобщения к музыке ведутся занятия по приобретению навыков владения инструментом, необходимо выработать на эти занятия взгляд, как на определенный труд, притом труд кропотливый, с затратой сил, воли и энергии.

Не надо думать, что как только ребенок пойдет в школу искусств, так сразу в доме зазвучит «Полонез Огинского». Многие родители ждут этого с первых дней занятий и бывают страшно удивлены, когда их сын или дочь играют что-то весьма непонятное, притом повторяя это многократно.

Надо знать, что прежде, чем что-то сыграть, необходимо приобрести определенные игровые навыки и движения. Вырабатываются они путем многократных повторений определенных приемов с внимательным вслушиванием в интонации извлекаемых звуков и наблюдением в это время за этими движениями, перерастающими дальше в привычку хорошего звукоизвлечения. Все это удается и находится не сразу.

Неприятно бывает слушать многократно повторяющуюся звуковую последовательность, но надо иметь терпение и ученику, и родителям, которые являются постоянными свидетелями занятий музыкой их ребенка. В процесс занятий родители вмешиваться не должны, ибо замечания не по существу могут принести только вред работе.

Так, например, учитель дал задание ученику проработать партию каждой руки, а родитель дома стал заставлять играть двумя руками, мотивируя это тем, что пианисты никогда не играют одной рукой.

Взаимосвязь родителя с преподавателем должна осуществляться постоянно. Помимо этого, аккуратно должны посещаться родительские собрания. Родители должны следить за записями в дневнике учащегося и расписываться каждую неделю в определенной графе дневника.

В дневнике, в конкретной форме отражен учебный процесс, видна главная направленность работы педагога. В дневник выставляются оценки работы ученика. В случае плохой оценки, родитель должен среагировать на этот «тревожный» сигнал и сразу же связаться с педагогом, чтобы своевременно помочь ребенку исправить сделанные ошибки. В дневнике фиксируются приглашения на родительские собрания, филармонические и школьные концерты и делается ряд других замечаний. Дневник – это документ ученика, через который осуществляется контроль за его работой.

Есть дети, которые ленятся и не всегда выполняют требования преподавателя. Так, иногда учитель пишет, что каждую пьеску надо сыграть по десять раз, а вот столько раз играть и не хочется. Здесь родители могут помочь ребенку выполнить задание, не прибегая к принудительным мерам, делая это незаметно. Плохо кушающего ребенка, чтобы насытить его, просят съесть ложечку за маму, за папу, за бабушку. Здесь будет уместно попросить сыграть один раз для мамы, один раз для папы и для всех родственников до десятого колена. В данном случае вы достигните еще одной цели: проявляя внимание к труду ребенка, вы добьетесь большей отдачи и желания заниматься.

Дома надо устраивать небольшие концерты, в которых ребенок исполнит выученные пьески; проводить беседы о музыкантах-исполнителях, заострять внимание на музыкальных передачах на телевидении. В обязательном порядке посещать и филармонические концерты, которые проходят в школе искусств (тем более по новой программе обучения это входит в самостоятельную (внеаудиторную) работу учащихся), и концерты учащихся школы.

Желательно постепенно создать музыкальную библиотеку нотной и справочной литературы.

Все это вместе взятое развивает и приобщает детей к музыке, повышает интерес к занятиям.

Я надеюсь, что мы с вами встретимся через восемь лет в этом прекрасном зале в полном составе, но по другому поводу – на выпускном вечере наших детей. И на это у вас есть десять причин, по которым стоит обучать детей музыке.

 

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки?...

 

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличии от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители!

Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

 

3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!

Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров!

Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки!

 

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка, потом младший – словесная речь; и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков!

Вначале было Слово, но еще раньше был Звук!

 

5. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые, в свою очередь, делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.

Внимание, практичные родители будущих инженеров, системных администраторов и программистов!

Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Майкрософт предпочитает сотрудников с музыкальным образованием!

 

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй!

Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

 

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественными.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости!

Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и поэтому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

 

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители!

Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь!

 

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, сморит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и, одновременно, слушает и передает информацию.

Внимание, перегруженные и усталые родители!

Ребенку-музыканту будет легче, чем вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым!

 

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? Смотри пункты 1 – 9!

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолина Раис, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье; а Билл Клинтон уверен, что без саксафона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались, И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: