География успешных операций, имевших непосредственное отношение к спасению европейского еврейства




Сразу после своего создания, одной из первых стран, где Комиссия начала свою деятельность, стала Турция. Специальным представителем WRB был избран Айру Хиршмана (некоторое время его замещал Герберт Кацки), который вместе с американским послом Лоуренсом Штейнхардтом проводили все переговоры с турецкими властями относительно беженцев из Европы (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34. 1944: 456). Предыдущая система эвакуации беженцев этой страны (а в дальнейшем - до Палестины) была недостаточно эффективной: для эвакуации подавались отборочные списки лиц из Болгарии, Румынии и Венгрии.

Поэтому сразу после своего назначения, А. Хиршман вместе с представителями других международных агентств (JDC, ICRC «Vaad Haatzala») и дипломатическими работниками начали переговоры по организации эвакуации гражданского населения.

Еще в начале деятельности Комиссии специальная лицензия была предоставлена JDC от Департамента Казначейства, которая позволяла контактировать с лицами на вражеской территории, проводить необходимые финансовые транзакции, имевшие отношение к спасению лиц с вражеской территории. Перевод средств на сумму $ 50 тыс. было подтверждено для представителя JDC в Турции и использовано для транспортировки беженцев из Турции в Палестину. Другие переводы (в общем, на $ 641 353) были сделаны JDC в Палестину как возмещение в Иерусалиме за средства, потраченные на эвакуацию беженцев с Балкан в Палестину (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34. № 532.

Отметим, что это были не единичные примеры взаимодействия различных учреждений в плане финансовой помощи еврейскому населению Европы. Эвакуация болгарских и румынских евреев в Палестину забрала много времени через постоянные переговоры дипломатов, представителей международных организаций по транспортировке (закупка судна, которое могло бы как можно больше перевезти евреев в Палестину, др.) (Оfег, 1990: 267-280). В конце концов, эти вопросы были решены более-менее в позитивном, для еврейских беженцев.

В общем, согласно данным по операциям по спасению до и через Турцию (в конце 1944 г.), 6 527 беженцев имели возможность пересечь Турцию на пути в Палестину (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder: 756-758). Большинство из этих беженцев были из Румынии, но также значительное количество польского, словацкого, русинского, венгерского происхождения, которым удалось переехать в Румынию (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 34.25, 1945: 44).

Одним из центров деятельности WRB в Европе стала Швейцария. Выбор этой страны, по мнению лидеров WRB, объяснялся 4 факторами:

- географическим: нейтральная страна в центре вражеской и оккупированных врагом территорий;

- политическим: мощный защита интересов многих воюющих правительств;

- традиционным: Швейцария играла международную гуманитарную роль, продолжая предоставлять убежище многим беженцам (политическим или этническим), поэтому, ожидалось, что она будет поддерживать свой интерес к судьбе жертв нацистских преследований и репрессий;

- финансовым, страна представляла собой наиболее практичный канал для крупных денежных сумм, необходимых для спасательных операций (History of the WRB Selected documents 1944: 43).

Отметим также, что большое значение имело то, что в Швейцарии была расположена штаб-квартира ICRC, которая имела очень точные и полные данные в отношении беженцев по всей Европе, использование которых было залогом получения беженцами помощи от международных организаций (в первую очередь, от WRB).

Учитывая эти моменты, не выглядит странным избрания специальным представителем WRB в Швейцарии Розуелла Макклелланда - человека, который имел значительный опыт работы в качестве волонтера (в частности, в АFSС) и, соответственно, уже имела контакты со многими международными гуманитарными организациями (Ваuег, 1987: 404-408).

Отметим, что существенной проблемой для швейцарских властей было понимание термина «политические беженцы». В феврале 1944 г. от посла Гаррисона в Берне был получен предварительный отчет о ситуации с беженцами в Швейцарии и стремление швейцарской федеральной власти помочь в решении проблемы.

Более 70 тыс. беженцев были уже помещены в Швейцарии, а также было подсчитано, что ежедневно прибывали от 90 до 100 человек (History of the WRB Selected documents 1944: 531-532). Уже 4 марта 1944. посол Гаррисон передал в WRB отчет от швейцарского правительства относительно проблем с беженцами в этой стране, отражавший политику Швейцарии в отношении политических беженцев (точнее, их определенных категорий).

Категории которые могли быть приняты и размещены в этой стране:

- будущие матери;

- пожилые лица вместе с их женами, мужьями;

- младенцы и юноши;

- лица, которые имели близких родственников в Швейцарии;

- женщины, которые потеряли швейцарскую национальность через брак;

- больные.

Однако уже в следующих отчетах категории лиц, которым разрешался въезд в страны уменьшились до трех: старики, женщины с несовершеннолетними детьми, лица, которые имели родственников в Швейцарии (History of the WRB Selected documents 1944: 533-535).

Продолжая решать данную проблему, Л. Гаррисон обратился к МИД Швейцарии с предложением рассматривать в качестве «политических беженцев» следующие категории лиц:

- евреи без гражданства;

- еврейские граждане Германии и ее союзников;

- граждане государств Объединенных Наций, на тот момент оккупированных немцами (History of the WRB Selected documents, 1944: 536-537).

На протяжении дискуссий между Исполнительным директором WRB и швейцарским послом в Вашингтоне, посол США Гаррисон и представитель WRB Маклелланд были приглашены инициировать неформальную дискуссию по проблеме беженцев с МИД Швейцарии; было подчеркнуто вклад Швейцарии (уже сделан и который должен был быть сделан в будущем) в решении проблемы. Было отмечено, что руководители WRB будут очень признательны за получение от правительства Швейцарии, неформально и конфиденциально, любым предложениям будущих совместных действий в решении проблем (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 1944: 643-645).

Многочисленные отчеты, направленные Макклелландом в ноябре 1944 - июне 1945 гг. показывают, какое количество предоставленных WRB средств была использована различными еврейскими и нееврейскими организациями. Эти средства были реализованы на такую помощь: меры временной поддержки; изготовление фальшивых документов; транспортировка; другие средства, которые обеспечивали укрытие и различные операции для пересечения границ (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 2: 72).

 

Примером эффективной работы по спасению еврейского населения Европы швейцарским офисом WRB (при поддержке «Ге-Халуца». Еврейское молодежное движение) была проведена операция в Польше, Венгрии и балканских странах. Так, WRB было выделено финансовые средства на организацию побега 2000 человек в Румынию, 250-в Словакию, 500-в Северную Югославию. Определенные средства помогли в поддержке и защите еврейской молодежи в укрывательстве в Будапеште, Праге, Братиславе и Берлине, а также в побеге небольшой группы из Берлина в Швейцарию в марте 1945 г. (History of the WRB Selected documents 1944: 54-55).

Одной из самых успешных операций стала эвакуация еврейских детей из Франции. Еще в начале 1944 г. WRB получил большое количество отчетов из частных ресурсов по 8-10 тыс. еврейских детей, оставленных родителями через депортацию и другие причины. С целью реализации этой программы WRB тесно сотрудничал с JDC. Усилиями организаций, правительств США и Швейцарии, уже в марте 1944 г. было предоставлено подтверждение на выдачу иммиграционных виз США 4 тыс. лицам в течение первой половины 1944 г. Однако через определенные трудности (оживленное обсуждение вызвал вопрос: были оставлены сиротами дети или все же они имели родственников), процесс эмиграции существенно замедлился. Активное содействие в вопросе эвакуации детей сыграли правительства южноамериканских стран, Канады и других государств, которые уменьшили ограничения на въезд в свои страны (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder; СаbІе № 1215 Аргіl 14,1944:61).

В августе 1944 г., через начало депортаций венгерских евреев в лагеря смерти, американские консулы в Швейцарии получили разрешение на выдачу виз детям, что прибывали из Венгрии (около 5 тыс.). Перед этим швейцарское правительство проинформировало своего посла в Будапеште о том, что Швейцария подготовит временное убежище 8 тыс. лицам, имеющим сертификаты Палестины, но они пока не могут туда въехать.

В это же время были начаты операции по эвакуации евреев из концентрационных лагерей Берген-Бельзен, Терезієнштадт в Швейцарию, а вскоре (благодаря усилиям представителей WRB), - в Палестину (History of the WRB Selected documents 19441945: 604-605).

В начале 1945 г. Макклелланд отчитывался о том, что немецкое правительство сообщилo ICRC о согласии на выезд из Германии определенных категорий задержанных лиц, непригодных для работы (в основном, пожилых людей - старше 65 лет, независимо от пола, а также женщин и детей). Отчет продемонстрировал принципиальное согласие Германии «репатриировать» определенные категории безработного гражданского населения. WRB предложила, чтобы грузовики, доступны для поставок посылок военнопленным, были использованы на своем обратном пути в Швейцарию для эвакуации таких задержанных лиц. В целом, было согласовано об эвакуации задержанных лиц французской и бельгийской национальности, и только путем обмена на подобные немецкие группы, удерживаемые Бельгией и Францией (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 16, 1945: 51-53). Заметим, что в документе не было отмечено, были задержаны лица евреями или не евреями, что затрудняет понимание того, можно ли считать данную операцию собственно «еврейской».

Одним из центров для передачи средств, необходимых для помощи и спасения, местом концентрации эвакуированных человек из Норвегии, Дании, Финляндии, Польши и стран Балтии, стала Швеция. Представителем WRB был назначен Айвера Олсена, который получил $ 200 тыс. на спасательные операции, которые он совершал (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 12, 1944: 6-15).

Одной из наиболее успешных проектов в Швеции была американская программа спасения и помощи в Норвегии. В июне - декабре 1944 г. более 6 тыс. человек из этой страны были эвакуированы в Швецию (History of the WRB Selected documents 1945: 625-629, 632).

С января 1945 г. стало возможным задействовать комфортабельные корабли для организованных эвакуаций, и в течение первых 4 месяцев 1945 г. примерно 4500 беженцев были перевезены из Швеции в Норвегию (History of the WRB Selected documents 1945: 636-637) (как можно догадаться, в это число входили не только норвежские евреи).

В это же время правительством Швеции была инициирована одна из самых успешных программ по оказанию помощи еврейскому населению Венгрии при участии WRB, JDC, а также шведских дипломатов. Для ее реализации был выбран Рауля Валленберга, шведского бизнесмена. Когда ситуация с евреями Венгрии существенно ухудшилась, WRB получил лицензию на отправку $ 100 тыс. к Швеции, и эти деньги были предоставлены представителем WRB А. Олсеном Г. Валленбергу для операций по помощи и спасению в Венгрии. Для этого Валленберг закупал ряд домов в Будапеште, которые обозначались как «безопасные дома» под защитой шведского правительства. Так, согласно документу: «... JDC получил лицензию на отправку $ 100 тыс. к Швеции, и эти средства стали доступными представителем Комиссии Олсеном для Валленберга для осуществления операций по спасению и помощи в Венгрии... Программа выдачи шведских защитных паспортов, укрытия евреев в шведских защитных домах привели к тому, что примерно 20 тыс. евреев были под шведским защитой..."(F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Folder 1933 - 1944. 1: 159). В январе 1945 г. Валленберг исчез.

Шведский офис JDC продолжал свою деятельность и после исчезновения Валленберга. Были проведены спасательные операции по эвакуации евреев из Румынии, Болгарии до Турции; эвакуированы датские и норвежские евреи и перевезены в Швецию; освобожденные женщины (в том числе, еврейки) из концентрационного лагеря Равенсбрюк и организовано их эвакуацию в Швейцарии (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Аргіl 24, 1944: 235).

Еще одной страной, откуда WRB переправил евреев из Европы в безопасные регионы, стала Италия, преимущества которой были предопределены ее географическим расположением и возможностью организовать эвакуацию гражданского населения через средиземноморские порты. Специальным представителем JDC было назначено Леонарда Акермана (сначала он был представителем Комиссии в Северной Африке), который должен отвечать за вопросы с беженцами в Италии, Корсике, Сардинии, Югославии и других прилегающих территорий (в том числе, Северную Африку) (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB Аргіl 13, 1944: 124; 133). Одной из первых операций, проведенных WRB в регионе, стала помощь и эвакуация беженцев из o. Раб (у побережья Хорватии) до территории, контролируемой югославскими партизанами (History of the WRB Selected documents: 99). Интересно, что согласно полученным отчетам ГОС, югославские партизаны также помогали в получении определенных продовольственных пакетов евреям в контролируемой нацистами части Хорватии (Там же). На тот момент значительной проблемой было перенаселение определенных пунктов для беженцев, в частности на юге Италии, куда прибывали беженцы из Югославии. По согласованию с рядом организаций и, прежде всего, с президентом Ф. Рузвельтом, было принято решение, что «въезд беженцев в Италии запрещено ни при каких обстоятельствах» (F.D. Rooseveldt Library Records of the WRB, 1944: 147; 149). Однако окончательно этот вопрос не удалось решить, переговоры продолжались и в дальнейшем.

В связи с завершением Второй мировой войны необходимость в WRB как агентства по предоставлению спасения пострадавшему гражданскому населению исчезает. По приказу президента США Г. Трумэна № 9614 от 14 сентября 1945 г., деятельность Комиссии была приостановлена, «все дела должны быть завершены не позднее 30 июня 1946 г.» (Н. S. Truman Libraru. Ехесиtive Огder by president …Ш=379).

 

Выводы. WRB был первым правительственным агентством, которое оказывало помощь и спасение еврейскому населению в годы Холокоста. Благодаря лицам-учредителям (Д. Пеллу, Г. Моргентау и др.), представителям в других странах (Г. Макклелланду, Г. Валленбергу, А. Олсену, А. Хиршману), Комиссии удалось наладить эффективное взаимодействие с различными организациями (частными и государственными, еврейскими и международными) по всему миру. Основные виды деятельности WRB:

- выдача специальных лицензий Комиссии на гуманитарную деятельность других учреждений;

- передача денежных средств представителям WRB или посредникам - лидерам других агентств, которые получили лицензии (разрешение) оперировать средствами WRB (а соответственно, правительства США);

- предоставление продуктов питания, одежды пострадавшим гражданским лицам (в том числе, евреям);

- выдача виз (прежде всего - американских) для дальнейшего выезда евреев из «транзитного» пункта (Швейцарии, Испании, Португалии, Турции) в США, Канаду, страны Южной Америки, Палестину;

- собственно эмиграция (сопровождение, транспортировка) к безопасным местам.

Учитывая начало деятельности WRB лишь на последнем этапе войны (с 1944 г.),

когда массовое истребление еврейского населения Европы почти было завершено, оценивать степень эффективности WRB (по сравнению с другими организациями, которые начали свою деятельность накануне Холокоста) является неверным и некорректным. Поэтому в данном случае обратимся к финального отчета по деятельности WRB, где указано следующее: «Когда война в Европе наконец завершилась, специфическое задание, возложенное на WRB было выполнено. Достижения Комиссии не могут быть оценены благодаря статистическим данным. Однако, результатом спасения многочисленными международными организациями были сотни тысяч людей, в том числе десятки тысяч спасенных благодаря деятельности именно WRB». Некоторые западные исследователи оперируют данными о спасении «примерно 200 тыс. евреев и минимум 20 тыс. неевреев (^утап, 2007: 11).

Заметим, что в воплощении каждой операции WRB весьма важную роль сыграли личности - лидеры / представители Комиссии в определенных странах Европы. Именно от их способностей зависело большинство организационных моментов в операциях. Такими были: А. Хиршман в Турции, Г. Макклелланд в Швейцарии, И. Олсен и Г. Валленберг в Швеции и тому подобное.

Следует подчеркнуть, что многие вопросы по деятельности WRB остается еще недостаточно изученными. К ним, в частности, относится определение общего количества спасенных лиц (еврейское и нееврейское население), необходимое для понимания роли, которую сыграла Комиссия в спасении гражданского населения Европы. Учитывая то, что «еврейский» аспект фигурировал не всегда в документах WRB, определение количества спасенного именно еврейского населения является практически невозможным. Отдельную проблему составляет привлечение документов из европейских архивов, которые пока недостаточно использованы исследователями при освещении деятельности собственно американских организаций (WRB, JDC и т. п). Важным вопросом остается использование мемуарных источников лидеров WRB, других учреждений, для представления о спасении европейского еврейства, и, в частности, деятельность международных организаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: