Тема «Понятие жизненного стиля»




 

Понятие стиль жизни в 1926 г. ввел А.Адлер для характеристики присущего индивиду уникального способа жизни. Стиль жизни по Адлеру — это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. В стиле жизни, считает Адлер, проявляется целостность индивидуальности. Все психические процессы (память, внимание, мышление и др.), личностные свойства, сновидения и т. д. подчинены единому целому. Проявляются стили жизни при решении трех основных проблем: профессионального выбора; сотрудничества и дружбы; любви и супружества. В них человек проявляет свое глубинное ощущение сути жизни. Но формируется стиль уже в дошкольном детстве, а в более старшем возрасте происходит только его сохранение и фиксация.

Природа внутреннего постоянства личности заключается в выборе уникальной конечной жизненной цели. Цель — основа формирования жизненного стиля. «Знание цели личности, вместе с некоторыми познаниями о мире, дает нам возможность понять значение способов самовыражения личности, направления, в котором развивается ее жизнь, и механизм их функционирования для достижения цели». И хотя стиль человека неповторим, Адлер предположил, что в его основе всегда лежат две тенденции: стремление к превосходству и социальный интерес. Именно они определяют, какую цель выберет для себя человек.

Под стремлением к превосходству автор подразумевал стремление подняться над собственной слабостью, над прошлыми достижениями, задачами, а также возвыситься над другими людьми. Стремление к превосходству формируется на основании переживания чувства неполноценности. Человек рождается маленьким и слабым, и это чувство непереносимо. Чтобы его преодолеть, человек развивает в себе стремление к превосходству. «Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который можно найти». То есть чувство неполноценности является основой человеческого стремления к успеху, или стремления к превосходству. Чувство неполноценности и стремление к превосходству в норме дополняют друг друга, однако в ситуации неблагоприятного процесса социальной адаптации может развиться преувеличенное чувство неполноценности и стремление к превосходству, которое Адлер обозначил словом «комплекс». Термины «комплекс неполноценности» и «комплекс превосходства» выражают факт уже закрепившейся плохой социальной адаптации. У всех проблемных детей независимо от характера их проблемы в основе ее, по мнению Адлера, лежит комплекс неполноценности. Впоследствии комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства: «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Причина, по которой комплексы есть не у всех людей, считает А. Адлер, «заключается в том, что у части людей чувства неполноценности и превосходства становятся движущей силой общественно-полезной деятельности, так как к ним подключается присущее этим людям чувство общности, смелость и логика здравого смысла». Чувство общности, по Адлеру, — это социальный интерес. Под социальным интересом Адлер подразумевает также тяготение к людям, интерес к ним и участие, но обратной его стороной является стремление к манипуляции и использованию окружающих в собственных целях.

В концепции Адлера именно соотношение социального интереса и стремления к превосходству формируют следующие варианты жизненного стиля.

1. Управляющий тип. Преобладает установка превосходства над внешним миром. Активен, но скорее в асоциальном плане. Основные жизненные задачи решает во враждебной и антисоциальной манере. Поведение человека такого типа не предполагает заботы о благополучии других людей.

2. Берущий тип. Паразитическая установка в отношении к внешнему миру. Удовлетворение своих потребностей за счет других людей. Социальный интерес отсутствует. Низкая степень активности.

3. Избегающий. Нет ни социального интереса, ни активности, необходимой для решения собственных проблем. Для этого типа характерно бегство от решения всех проблем в жизни, уход от всего, что предполагает возможность неудачи.

4. Социально полезный. Воплощение зрелости. Отличается развитым социальным интересом и высоким уровнем активности. Социально ориентирован, проявляет истинную заботу о других, заинтересован в общении.

Однако в индивидуальной психологии разговор о типах, по мнению Адлера, не более чем интеллектуальный прием, чтобы сделать более понятными некоторые сходства в людях. Таким образом, выделенные им 4 типа жизненных стилей — лишь «концептуальное средство» или удобная абстракция для лучшего уяснения понятия, но не более того.

Исследование стилей жизни Адлера определило общую методологию исследований стилей в западной психологии, которая строится на следующих основных положениях:

1) стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности;

2) стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности;

3) стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.

Другие исследователи в качестве критерия выделения стилей жизни используют различные характеристики, например доминирующую направленность личности или способ разрешения жизненных проблем. В этом случае число стилей жизни может быть любым, в зависимости от предпочтений автора. Так, Ф.Торн выделил пять стилей жизни, которые он соотнес с преобладающими способами адаптации и проассоциировал с образами животного мира:

— агрессивный (тигр),

— конформный (хамелеон),

— защитный (черепаха),

— индивидуалистический (яйцо),

— сопротивляющийся (лосось).

Наиболее лаконичная классификация стилей жизни принадлежит Д. Ройсу и Э. Поуэллу (1983), которые определяют стиль жизни как стратегию для достижения индивидуальных ценностей и чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так, чтобы оптимизировать свои личностные смыслы. В соответствии с этим определением они выделяют три стиля жизни:

— альтруистический, смысл которого состоит в служении людям;

— индивидуалистический, направленный на самоактуализацию;

— икаристический (по имени мифологического героя Икара), ориентированный на творчество.

В психотерапевтической практике исследование индивидуальных различий в целостных способах жизненного бытия мы находим и в более поздних концепциях, где понятие жизненного стиля преобразуется в жизненный сценарий. В частности, в концепции транзактного анализа Э. Берна, в гештальт-терапии Ф. Перлза и некоторых друтих.

Жизненный сценарий, по мнению Берна, определяет драматические события, происходящие в жизни человека, и роли, которые он играет. Берн определяет жизненный сценарий как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей или как программу поступательного развития, выработанную в раннем детстве под влиянием родителей и определяющую поведение индивида в важных аспектах его жизни.

Как и А. Адлер в отношении стиля жизни, Берн считает, что сценарии исполняются неосознанно, но могут и осознаваться, и складываются с момента рождения. Сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное развитие;

3) решение в детском возрасте;

4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;

5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

Э. Берн выделяет два личностных типа: победитель и побежденный, которые можно определить по сценарию. В сценарном анализе психотерапевты также называют победителей Принцами и

Принцессами, а неудачников зовут Лягушками. Интересны те определения, которые дает сам автор этим двум типам. Победитель — это человек, преуспевающий (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать. Неудачник — тот, кто не в состоянии осуществить намеченное, человек, страдающий от болезней и неприятностей без всяких на то серьезных причин.

Кроме этих двух, Берн упоминает и третью личностную позицию — непобедителя. Непобедитель — это человек, который не выигрывает и не проигрывает, а ухитряется все свести к нейтральному балансу.

В отечественной психологии направление, исследующее интегральные характеристики своеобразия жизнедеятельности, также получило свое развитие. Одной из основных, опубликованных на данную тему, стала работа К. А. Абульхановой-Славской, посвященная исследованию стратегий жизни (1991). Под стратегией жизни автор подразумевает способ решения жизненных противоречий, уникальный способ жизни, а также принципиальную, реализуемую в различных жизненных условиях, обстоятельствах, способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. В качестве ведущих факторов выявления индивидуальных различий в способе жизни рассматриваются время и активность.

Активность понимается автором как мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как способ самореализации и самовыражения личности в жизни, при котором достигается (или нет) ее качество как целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Основные индивидуальные различия по фактору активности выявляются в соотношении инициативы — ответственности, а также проявляются в отношении к обществу.

Инициатива — это свободное выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта. Для проявления инициативы характерны самовыражение, самоотдача, саморастрата. Инициативность как жизненная стратегия проявляется в том, что человек постоянно идет за новым, направлен на активное изменение всей жизни. Инициативность из качества личности становится жизненной стратегией, когда расширяется круг жизненных занятий, дел, общений. Однако инициативный тип, самовыражаясь, внутренне снимает с себя всякую ответственность за результат.

Ответственность — добровольное, внутренне принятое осуществление необходимости, правил, требований и т.д. Человек рассчитывает на свои силы и действует в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самому себе, независимо от внешнего контроля. Способ самовыражения во многом зависит от его притязаний, направленности. Исполнительный тип характеризуется низкой способностью самовыражения, его индивидуальность выражена не ярко, он не уверен в своих силах, боится перемен, подчиняется внешним силам, нуждается в поддержке. Ответственность подавляет инициативу. Самовыражение происходит через выполнение долга, стратегия жизни такого человека в самопожертвовании. При этом происходит постепенная утрата своего Я, человек приобретает униженную и зависимую позицию, которая часто приводит к жизненному краху. Инициатива расширяет поле деятельности, но ответственность требует четких критериев для саморегуляции. Идеальный вариант автор видит в соотношении инициативы и ответственности, когда сбалансировано стремление к новизне с готовностью к риску, неопределенности с ответственностью за результат.

Рассматривая стратегии жизни в отношении к обществу по параметру активности, К. А. Абульханова-Славская вводит понятия объективация и присвоение. Объективация — это отдача сил обществу. Объективация рассматривается ею как способ самовыражения личности. Присвоение — это потребление того, что общество дает личности в обмен на ее труд. Присвоение указывает на степень активности личности в овладении культурой, опытом, социальными возможностями. Стратегия жизни в отношении к обществу — это то, что отвечает избранному способу объективации, ядром которого является соотношение потребления и отдачи. В юности — это накопление, потом — самоотдача и самореализация, которые сопровождаются теми или иными притязаниями на способ потребления, на социальную оценку, успех, положение, блага, свободное время. Возможные способы самореализации: «отдать, что похуже, получить, что получше»; «ничего не получать, но ничего и не тратить»; «отдавать максимум возможного» и т. д.

Исследуя временные параметры, связанные с активностью — пассивностью, Абульханова-Славская проводит дифференциацию личностных стратегий через способность личности к" регуляции времени. Один из рассматриваемых ею вариантов классификации по способности к регуляции времени— типология В.И.Ковалева (1979, 1995), в основу которой было положено два фактора: активность—пассивность и пролонгированное — ситуативность деятельности личности во времени. Это позволило выделить 4 типа.

1. Стихийно-обыденный тип — в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Не может организовать, предвосхищать события, предотвращать. Ситуативность поведения, отсутствие личной инициативы.

2. Функционально-действенный — активно организует и направляет события, добивается эффекта. Но охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные и субъективные последствия. Краткосрочная активная регуляция времени. Событийное время.

3. Созерцательный — пассивно относится ко времени, отсутствует четкая организация.

4. Созидательно-преобразующий — пролонгированная организация во времени, связывает время со смыслом жизни, с решением общих проблем, творчески овладевает временем.

Первые два типа представляют собой пассивный и активный варианты ситуативной организации времени жизни. Последние два — пассивный и активный вариант пролонгированной организации.

Несколько позже В. Н. Дружинин (2000) вводит в психологию понятие варианты жизни, определяя его как целостную психологическую характеристику индивидуального бытия, которая зависит от типа отношения к жизни. Психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, с точки зрения автора, трудно формализуемы, однако варианты жизни типизируют человеческую личность, превращая эту личность в представителя «жизненного личностного типа».

Таким образом, исследование интегральных характеристик своеобразия жизнедеятельности, несмотря на сложность данного предмета исследования, продолжается как в теоретико-экспериментальной, так и практической сфере деятельности современной психологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: