ПЛАН
ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Дисциплина «Введение в инклюзивное образование»
Группа ЗДО-17
Дата 14.04.2020, 18-10
Тема: Организация взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации (лекция -2 часа)
План:
1. Особенности организации ПМПК и ПМПк.
2. Взаимодействие ПМПК и ПМПк.
3. Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
Особенности организации ПМПК и ПМПк
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) являются важными субъектами в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим особенности организации ПМПК и ПМПк. Прежде чем будет решен вопрос о направлении ребенка в ПМПК, ребенка наблюдают специалисты ПМП-консилиума, которые, только с согласия родителей, могут провести соответствующие специальные обследования (психологическое, дефектологическое, логопедическое, медицинское и другие, в зависимости от имеющихся в ПМП-консилиуме образовательного учреждения специалистов).
Вопрос о создании ПМПк стал актуальным в 90-е годы XX века в связи с расширением сети образовательных учреждений, появлением альтернативных школ со своими учебными программами, а также предоставлением родителям (законным представителям) права выбирать учебное заведение для своего ребенка. В это время все больше проблем возникало с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей было несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям, не учитывался уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическое состояние ребенка; в других такой причиной являлась неготовность к школьному обучению (несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др. Все это стало основанием для поиска новых путей помощи детям. Тогда по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образования стали открывать в массовых школах психолого- медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспечение оптимальных условий обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.
Опыт работы ПМПк оправдал себя, и 27.03.2000 (приказ № 27/901-6) Министерство образования Российской Федерации узаконило создание психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа.
ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми; учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп); психолог; учитель- дефектолог; логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра. Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении дигностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ПМПк при их согласованном взаимодействии.
Взаимодействие ПМПК и ПМПк
Взаимодействие ПМПК и ПМПк начинается при отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов. Направление в ПМПК требуется лишь в тех случаях, когда специалисты ПМП-консилиума не находят оптимальных способов разрешения проблемы ребенка и оказания ему адекватной помощи в данном образовательном учреждении и возникает необходимость перевода ребенка в иные условия, как образовательные, так и других учреждений и ведомств. Кроме того, при необходимости перевода ребенка в рамках данного образовательного учреждения в класс, в котором обучение строится по программе, отличающейся от общеобразовательной, направление в ПМПК является обязательным. Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если школьный консилиум не приходит к общему мнению; родители не принимают решение и рекомендации консилиума.
Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) консультацию. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.
В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогических комиссиях ПМПК осуществляет деятельность по следующим направлениям:
1. Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2. Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
3. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
4. Оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида.
5. Осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии.
6. Координация и организационно-методическое обеспечение деятельности Территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (ТПМПК).
7. Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Таким образом, взаимодействие ПМПК и ПМПк осуществляется по следующим направлениям:
· ПМПК направляет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на ПМПК, готовит заключение ПМПк и представления педагога и специалистов. ПМПк: проводит своевременное бесплатное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении детей по направлению ПМПк;
· ПМПК информирует о характере нарушений в развитии детей, получающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь в рамках образовательного учреждения. ПМПк:проводит информационно-просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательного учреждения
· ПМПК предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендаций. ПМПк осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК
· ПМПК создает запрос на оказание методической помощи специалистам. ПМПк оказывает методическую помощь ПМПк
Взаимодействие ПМПК и ПМПк является необходимым для оказания эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении.