I: Происхождение гербов.




Основные правила геральдических изображений и блазонирования.

 

Выполнил:

студентка группы 1-ДЗ-41

Орехова Мария Павловна

 

Санкт-Петербург

Оглавление.

Введение………………………………………………………………...…..3

I: Происхождение гербов………………………………………….……….3

II. Структура герба…………………………………………………………7

III. Прочие элементы герба…………………………………………...……9

IV.Формы щитов и их деление…………………………………….…….15

V: Цвета (финифти, металлы и меха), значения цветов в геральдике.………………………………………………………………...18

VI: Блазонирование.……………………………...……………………….21

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………..……...25

Введение.

Геральдика. Название этой вспомогательной исторической дисциплины происходит от латинского слова «Heraldus» — глашатай. Основным предметом геральдического исследования является герб — символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, государств, учреждений и т. д. Гербы имели также различные средневековые ремесленные корпорации — цехи, гильдии и др. Характерной особенностью герба, отличающей его от других символических знаков и изображений, является его наследственность. Различные символические изображения, или эмблемы, существуют с глубокой древности. Они помещались на монетах, печатях и других предметах, но еще не являлись гербами. Эти отличительные знаки превратились в гербы в XI-XII вв. в среде западноевропейского рыцарства.
Основной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов. Геральдика тесно связана с рядом других вспомогательных исторических дисциплин, прежде всего с сфрагистикой и генеалогией.

 

I: Происхождение гербов.

Основной причиной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо рыцаря. Рыцарские турниры - очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания - привели к появлению специальных лиц - герольдов, в задачу которых входило описание гербов, помещавшихся на щитах. Постепенно отличительные знаки рыцарей стали наследственными, родовыми.

В XIV в. в ряде западноевропейских стран возникают специальные учреждения, разрабатывавшие вопросы теоретической и практической геральдики, так называемые герольдии. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялся герб. Результатом деятельности герольдий явились многочисленные различные справочники — гербовники. Со временем вопросами герботворчества и владельческих прав на гербы стали заниматься государственные органы.

В России геральдика как система теоретических и практических знаний появилась в XVIII в. В 1722 г. Петр I создал Герольдмейстерскую контору, в задачу которой входило создание городских и личных гербов. В 1726 г. при Академии наук была создана кафедра геральдики.

Теоретическая геральдика — это совокупность приемов и правил составления гербов, без знания которых невозможно их определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемников, наметов, щитодержателей, девизов, мантий и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие - нет.
Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский - четырехугольной формы с заострением внизу, в середине. Высота такого щита равна 9/8 его ширины; испанский - тех же размеров, что и французский, но с закруглением внизу; варяжский - треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский - овальной формы; германский - щит вычурно вырезанной формы. Кроме них, существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.
Как правило, гербы были рельефными, но могли быть плоскостными, цветными. Они составлялись из металлов, цветных эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные - золото и серебро. Использовались финифти пяти цветов - красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурового и черного.
Основное правило составления герба запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть.
Поскольку гербы часто помещались как владельческие знаки на самых различных бытовых предметах, например на фамильном столовом серебре или на личных печатях, они гравировались по определенным правилам изображения цветов.
По этим же правилам гербы изображались на бумаге. При этом золото передавалось черными точками по белому полю, а серебро белым, незаштрихованным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими красками, а графически следующим образом: красный цвет - вертикальными линиями; голубой - горизонтальными линиями; зеленый — диагональными линиями справа налево; пурпуровый - диагональными линиями слева направо; черный - пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. При этом надо учитывать, что в геральдике правой стороной щита считается левая от зрителя. При изображении на гербе человека могли употреблять телесный цвет.
Из мехов употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде хвостиков по белому полю, второй - голубыми фигурами, по форме напоминающими разделанную и развернутую беличью шкурку по белому полю. В случае перемены красок (поле черное, а знаки белые) мех назывался противогорностаевым или противобеличьим.
Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, назывался рассеченным; пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный по диагонали из углов - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по горизонтали и по вертикали, являлся одновременно и рассеченным и пересеченным. В гербах встречаются самые различные сочетания перечисленных основных делений щита, причем каждая комбинация имеет свое название.

Фигуры, помещавшиеся на гербе, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур:
глава щита - 2/7 его длины сверху даются другим цветом;
конечность, или подножие,- 2/7 длины щита снизу выделяются другим цветом; столб - 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом; пояс - 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; перевязь -1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; стропило - две встречные перевязи, не достигающие верха щита.1

Часто употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса (прямой крест) и пересечения перевязей (андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест).

Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых

 

_____________________________________________________________

1 Санти-Мадзини Д. «Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем»

 

существ (человек, звери и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (вода, огонь). Все живые существа согласно правилам геральдики изображаются в левую от зрителя сторону.

К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предметов, созданных человеком,- лук, меч, стрела и т. п.
К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе,- дракон, двуглавый орел, единорог и др.
Все остальные части герба являются необязательными; Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов - округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону).
Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлем. Различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны.

Нашлемник представлял собой фигуру (как правило, изображение животного), выходящую сверху из шлема или короны.

Мантия и намет - это изображения плащей средневековых рыцарей. Мантия - бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей. Намет — украшение в виде виньетки, выходящее из-за шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета (кроме золотого и серебряного), а нижняя или золотой, или серебряной. Щитодержатели — это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон. Девиз — это краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, убеждения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры. Наконец, сенью называется шатер, помещавшийся над мантией Государственного герба.
Таким образом, теоретическая геральдика рассматривает вопросы составления и описания гербов. Практическая геральдика рассматривает вопросы классификации гербов, их происхождения, истории и принадлежности.

II. Структура герба.

российская практика

Щит – основной и обязательный элемент герба, представляющий собой условное пространство для размещения гербовых полей (фонов) и фигур. Обычно (но не всегда) этому пространству придаются очертания, напоминающие о средневековом боевом или турнирном щите; отсюда и название. Есть несколько наиболее часто употребляемых форм щита, часто именующихся (весьма неточно и нетвердо) по странам Европы. Форма щита не фиксируется, при воспроизведении герба она может свободно меняться от случая к случаю. Есть, однако, особый тип щита – ромбоидальный; он употребляется в родовой геральдике, исключительно в женских гербах, по преимуществу – девицами и вдовами. Овальный и круглый щиты считаются нейтральными: они могут употребляться и как обычные, и как женские, вместо ромба.

Различные участки щита имеют особые названия: верх – это глава, низ – оконечность, середина – сердце и т.д.; есть четыре угла, подразумеваемые и тогда, когда щит изображен круглым. Правой стороной в щите (и вообще в гербе) именуется сторона, расположенная слева от зрителя, и наоборот! Подразумевается, что стороны определяются относительно хозяина герба, находящегося за гербовым щитом.

В гербе чаще всего присутствует один щит, но иногда (в результате соединения нескольких гербов в одном) их бывает два, три и т.д.; в Большом гербе Российской империи их более двадцати. Как правило, если в гербе два щита, один изображается маленьким (т.н. щиток) и помещается на фоне другого (обычно – «в сердце», получая название сердцевого щита). При этом он считается не фигурой в поле большого щита, а отдельным, самостоятельным щитом.

Теоретически щит может быть одноцветным, без изображений, но в России таких гербов не бывало: щит либо был разделен на разноцветные участки, либо украшен фигурами, весьма часто фигуры и деления сочетались.

Основные способы деления щита – по вертикали (щит рассечен), по горизонтали (пересечен), по диагонали (скошен справа, слева – имеется в виду геральдическая сторона). Если щит одновременно рассечен и пересечен, его именуют четверочастным, разделенным начетверо или же расчетверенным; если скошен справа и слева – разделенным накрест или в косвенный крест.

Возможны различные сочетания делений; одинаковые деления могут повторяться многократно. Если иное не оговаривается особо, щит делится на одинаковые по ширине участки. Обычно деление совершается прямой линией, но существует множество допускаемых в геральдике узорных делений в виде различного вида зубцов, волн, дуг.

Из числа гербовых фигур выделяются т.н. геральдические (Ю.В.Арсеньевым был предложен альтернативный термин «гербов н ые фигуры», довольно удачный, но пока не прижившийся.); это абстрактно-геометрические формы, в основном образуемые делениями. Их иное название – почетные фигуры (не потому, что они почетнее прочих, но, поскольку они не обозначают конкретных предметов и существ, весь их смысл сводится к почетности, вообще присущей гербам как предметам гордости их обладателей; Важнейшие геральдические фигуры – столб (вертикальная полоса), пояс (горизонтальная), правая и левая перевязи (диагональные), крест (образованный столбом и поясом), косой («косвенный», андреевский) крест, глава (отделенный верх щита), оконечность (низ щита), кайма (полоса по краю щита), стропило (две полосы, соединенные под углом). Как и деления, такие фигуры могут повторяться в пределах щита, сочетаться с другими фигурами и иметь ровный либо узорный край.

Прочие фигуры именуются негеральдическими и делятся на естественные (лев, дракон, ангел, молния, звезда и т.п.) и искусственные (стена, меч и т.п.) Иногда из числа естественных фигур выделяют «сверхъестественные» или «фантастические», но такая классификация всегда чревата неуместным анахронизмом, т.к. на протяжении геральдической истории представления о естественности и правдоподобии слишком существенно менялись.

Установлен традиционный набор позиций, в которых предстают геральдические животные. Так, четвероногие могут быть восстающими (вставшими на дыбы), идущими (стоящими на трех лапах, одна из передних поднята в шаге), стоящими (на четырех лапах), скачущими, сидящими, лежащими; другие позиции более редки. Твари также могут быть обернувшимися (глядящими назад) или повернувшими морды к зрителю. При этом позиция понимается условно, без графической фиксации деталей; так, восстающий зверь может равно изображаться опирающимся на обе задние лапы или на одну, значительная свобода допускается в расположении хвоста и т.п. Орел, как правило, предстает фронтально (лишь голова его обращена в профиль), распростершим и воздевшим крылья.

Расцветка гербовых животных часто приближена к природной. Так, большинство медведей – черные (не считая «натуральных», которые также обычно изображались черными). Но в принципе расцветка может быть любой; и лазоревый или полосатый серебряно-червленый львы столь же геральдически корректны, как и золотой.

Детали изображений животных можно выделять цветом, отличным от основного. У каждого из важнейших гербовых животных есть традиционный набор частей тела, наиболее часто выделяемых другим цветом, – так называемые вооружения. У льва это – когти и язык, иногда также зубы и глаза; у коня – копыта, иногда также глаза, грива, язык и хвост, у кабана – клыки, копыта, щетина на спине и иногда язык и гениталии; у орла – клюв, язык, лапы (от «локтя»), и т.п. Животное не обязательно вооружено лишь одним цветом: российский государственный орел имел золотые клювы и лапы, но червленые языки.

Правая (геральдическая) сторона считается передней; когда щит с гербом закрывал левый бок рыцаря, так оно и было. Поэтому живые существа и оружие обычно не принято изображать повернутыми влево, как бы отступающими (если только такой поворот не обусловлен т.н. «геральдическим вежеством», т.е. поворотом навстречу другой фигуре). Однако в русской геральдике (до Кёне) обращенные влево фигуры весьма часты и бегства отнюдь не символизируют.

Щит может быть и многопольным, т.е. разделенным на четыре четверти или же на какие-либо иные близкие по размеру части, в которых расположены самостоятельные геральдические композиции. При этом герб, как правило, считается составным, а каждая из частей щита – содержащей отдельный герб. Исторически такие геральдические построения возникли в результате попадания к одному лицу прав на несколько разных гербов. Позднее возникли многопольные гербы, части которых никогда не употреблялись по отдельности и являются различными гербами лишь в теории. Наиболее типично четверочастное деление, если объединяются два герба, то важнейший занимает первую (геральдически правую верхнюю) и четвертую (левую нижнюю), а менее важный – вторую и третью. Но разнообразие вариантов многопольного деления неисчерпаемо.

III. Прочие элементы герба.

Помимо щита, в состав герба могут входить шлем, нашлемник, намет, корона (или аналогичный венчающий элемент – бурлет, шапка), щитодержатели, девиз, мантия, а также особые дополнения – награды, должностные знаки и пр.

Шлем в России является принадлежностью родовых и личных гербов. Единственный городской шлем в официальной истории российских гербов был подтвержден Ревелю (ныне Таллинн) в 1730 г. Чаще всего встречается заимствованный из среднеевропейской традиции «турнирный» дворянский шлем – стальной (что в случае со шлемами изображается натуральным серо-синеватым колером), с золотой решеткой забрала и золотыми украшениями. В жалованных гербах XVIII в. встречается и другой тип дворянского шлема, заимствованный из Франции – «закрытый» или «копьевой». Для титулованной знати был предусмотрен серебряный шлем с золотыми украшениями, но часто его место занимал простой дворянский. Не обходилось без исключений: турнирный шлем в гербе графов Головкиных – стальной, без золотых деталей; баронам Вейсманам фон Вейсенштейнам был пожалован золотой шлем, положенный в принципе только членам владетельных династий. Во второй пол. XIX – нач. XX в. в гербы старых русских родов иногда вносились русские шлемы (ерихонки) – стальные с серебряными украшениями для нетитулованных дворян, стальные с золотом для баронов и графов, серебряные с золотом для князей; в гербы Империи, Императора и членов августейшей фамилии вошел т.н. «шлем св. Александра Невского» – парадная царская ерихонка XVII в. В гербах родов восточного происхождения изредка можно встретить ориентальные типы шлемов (князья Чингисы, князья Чегодаевы и др.).

Шлем располагается над щитом, обычно анфас, иногда – в профиль; если шлемов несколько, они поворачиваются навстречу друг другу (при нечетном их числе средний остается повернутым прямо).

Нашлемник – фигура (или несколько фигур), венчающая шлем; чаще всего это плюмаж. Три серебряных страусовых пера стали настолько стереотипными для русской дворянской геральдики, что в сер. XIX столетия пожалование гербов с такими нашлемниками было на время прекращено, и даже при переутверждении старых гербов серебряные перья стали заменять разноцветными. Иные характерные типы нашлемников – рука с мечом (саблей), пара крыльев (т.н. лёт). Над шлемом может повторяться фигура гербового щита, но столь же обычны и нашлемники с совершенно самостоятельными изображениями.

Намёт – шлемовое покрывало, изорванное в клочья и чаще всего изображавшееся в виде прихотливого орнамента, подобного растительному. В большинстве случаев намет имеет верхнюю сторону расцвеченной главной финифтью герба, а подкладку в цвет главного металла. Очень редки примеры намета, украшающего герб самостоятельно, без шлема (как у баронов Фредериксов).

Короны являются атрибутами достоинства, обозначают дворянство или же титул обладателя герба (от баронского до Императорского), иногда – титул, принадлежавший роду в прошлом. В земельных и городских гербах короны указывают на административный статус или на титул, исторически с регионом связанный. В полном гербе дворянская корона, как правило, венчает шлем, так что нашлемник (если он есть) выходит из нее. Баронская и графская короны обычно располагаются между щитом и шлемом и при этом повторяются на шлеме, но могут и занимать лишь одну из этих позиций.

Если шлемов несколько, корона, указывающая на родовой титул, может венчать лишь один из них; в противном случае имеется в виду, что хозяин герба имеет более одного титула. Это правило, однако, было несколько раз нарушено при пожалованиях начала XIX в., а в Финляндии оно не соблюдалось вовсе.

В отличие от титульных корон, обычная дворянская корона могла повторяться в гербе несколько раз и не имела «счетного» значения, т.к. быть дважды российским дворянином было невозможно.

Разновидностью корон являются княжеские шапки. Они могут венчать как щит, так и шлем, но обычное их место – над мантией (см. ниже). Некоторые княжеские роды пользовались особыми типами шапок и корон, отличавшимися от обычных (Черкасские, Ширинские-Шихматовы). Все члены правящей династии помещали в своих гербах Императорскую корону.

Бурлет – жгут, свитый из разноцветных лент (обычно в цвета намета), венчающий шлем вместо короны и служащий дворянским атрибутом.

Если герб изображается в сокращенном виде, то шлем нередко бывает исключен из композиции, а венчающая его корона или шапка оставлена и помещена над щитом. Отделять подобным образом бурлет от шлема в русской геральдике не принято. Но теоретически бурлет представляет собой такой же отдельный структурный элемент герба, как и корона.

Если же шлем увенчан головным убором, вовсе неспецифичным для традиции гербовых корон (меховой шапкой, воинской каской и пр.), этот убор считается частью нашлемника.

Следует заметить, что в Средней Европе бурлет и «закрытый» шлем считались недворянскими, бюргерскими гербовыми атрибутами, в России они были знаками дворянства.

Щитодержатели, или фигуры в опорах щита – почетные элементы герба, в виде существ (ангелов, людей, животных, чудовищ), поддерживающих щит по сторонам. К XIX столетию право на щитодержателей имели только титулованные особы, представитель старого дворянства (VI часть родословной книги), а также те, кому щитодержатели были Высочайше пожалованы в знак особой милости. За редкими исключениями, щитодержатели включались в герб парами – по одному с каждой стороны щита. Щитодержатели имеют подножие (обычно в виде земли с травой или орнаментального цоколя).


Выше слева: самобытный одиночный щитодержатель (воин-татарин) не был «пропущен» в герб дворян Горемыкиных при его официальном утверждении

Cправа - герб, пожалованный автору музыки государственного гимна Всероссийской Империи А.Ф. Львову.

Ниже слева: лишь на первый взгляд в гербе графов Каменских щитодержатель - один: слева под щит «подоткнута» турецкая чалма, заслуживающая полное право быть распознанной в качестве т.наз. немого (т.е. - неодушевленного) щитодержателя. Герб Каменских – единственный в своем роде: в российской официальной геральдической практике немые щитодержатели необычайны.
Крылытые щитодержатели редко нуждаются в подножии. Справа – экслибрис герцога Максимилиана Лейхтенбергского с российским государственным орлом в роли одиночного щитодержателя его герба: супруг Великой княгини Марии Николаевны имел право на такую геральдическую почесть, т.к. пользовался российским титулом Императорского Высочества, пожалованным ему тестем – Николаем Первым. В структурно-функциональном смысле эта птица полностью отлична от орла российского герба, где двуглавый - эмблема внутри щите, а не внешний по отношению к нему атрибут.

В русских городских гербах щитодержатели были редкостью: их утверждение последовало лишь для Выборга (имевшего их еще со шведских времен) и Екатеринодара. Щитодержатели Риги были по недоразумению «засунуты» в щит при перепожаловании герба, Митава (ныне Елгава) пользовалась фигурами в опорах щита без Высочайшего утверждения.

Девиз – изречение (призыв, нравоучительная формула, исторический афоризм и т.п.), помещаемое в гербе на ленте под щитом (гораздо реже – над щитом или вокруг щита), Надпись – черная на серебряной ленте или же согласована со щитом: литеры по цвету соответствуют главной фигуре, лента – полю щита; первое наиболее характерно для гербов, составленных до сер. XIX в., второе – для более поздних. В некоторых гербах девиз теряет значение самостоятельного структурного элемента и помещается в пределах гербового щита (гербы Копьевых, графов Витгенштейнов, две последних версии герба Суворова и др.; вообще подобный прием в гербоведческой традиции не одобряется) или в пределах иной части герба (в Императорском гербе – на краю купола сени).

Пурпурная («багряная», «малиновая») мантия с горностаевой подкладкой, золотыми бахромой и шнурами, характерным образом задрапированная, увенчанная княжеской шапкой и образующая фон для основной части герба, является атрибутом княжеского достоинства. Тем не менее многие нетитулованные дворяне, как владетельного, так и более скромного происхождения, особенно в XVIII в., неофициально пользовались мантиями (обычно под дворянскими коронами) в своих гербах. В 1797 г. право на мантию с княжеской шапкой было распространено Павлом I на роды, произошедшие от удельных князей Древней Руси, но утратившие княжеские титулы; во второй пол. XIX в. эта привилегия стала распространяться на иные роды, имеющие владетельное происхождение; последовало ее признание за некоторыми потомками татарских, кавказских, древнперусских правителей.

Для гербов Империи, Императора и старших по статусу членов династии была установлена сень (мантия-шатер с куполом, традиционный символ суверенной власти; согласно узаконению 1856 г. – «золотая, коронованная Императорскою короною, усеянная Российскими двуглавыми орлами и подложенная горностаем»). Младшие члены династии получили право лишь на золотую, с орлами, мантию.

Кроме того, в гербах могут появляться дополнительные почетные элементы, иллюстрирующие положение обладателя герба в административной иерархии или системе формальных почестей. Наиболее типичные примеры – орденские знаки в личных гербах кавалеров, фельдмаршальские жезлы, расположенные накрест позади щита, в гербах генерал-фельдмаршалов.

В Большом государственном гербе с 1856 г. позади сени помещалась «государственная хоругвь» как особый атрибут верховной власти. Существовали, хотя на практике употреблялись и нечасто, особые женские атрибуты: венок для девиц, «шнур любви» для замужних дам. Их систематическое употребление было введено лишь для членов Императорского дома.

Иногда такие почетные элементы были не стереотипными, а индивидуальными (как пара знамен в гербах графов Чернышовых).

Развитая система подобных дополнений к гербам была установлена Александром II в территориально-административной геральдике. В 1882 г. в Государственный герб, как логическое завершение этой системы, был внесен лаврово-дубовый венок.

Как уже указывалось, воспроизведение герба в сокращенном виде, без одного или нескольких структурных элементов, – частый и вполне допустимый прием. Чрезвычайно типично изображение на предметах дворянского быта только щита под короной или же щита, шлема, короны и нашлемника с исключением намета. Довольно часто в качестве отдельной эмблемы использовалась геральдическая корона, то в одиночку, то над монограммой (так поступали и дворяне, вовсе не имевшие герба). Гораздо более редким в России является использование отдельно взятого нашлемника, обычно с короной достоинства, которая служит ему основанием.

 


Выше: герб графа Н.П. Румянцева на титульном листе издания «Софийского временника» (1820, гр. А. Флоров) персонифицирован знаками орденов свсв. Андрея Первозванного (на цепи в центре), Анны и Владимира. В композиции опущен (сокращен) шлем, а звери, которые в Высочайше подтвержденной версии держат щит, показаны выступающими из-за него. Помимо допустимых вольностей в этой стилизации есть и серьезная ошибка: пятнистый барс – геральдически левый щитодержатель румянцевского герба – оказался подменен львом.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: