V: Цвета (финифти, металлы и меха), значения цветов в геральдике.




 

В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы (золото и серебро) и финифти (червлень, лазурь, зелень и чернь, а также пурпур); кроме того существуют и особые меха (горностаевый и беличий). Для схематического изображения цвета также может использоваться специальная штриховка (в таких случаях говорят, что герб изображен в геральдической штриховке). Для каждого цвета в классической геральдике также существует и свое толкование.

_____________________________________________________________

1 Санти-Мадзини Д. «Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем»

 

 

Точных оттенков того или иного цвета (в RGB, CMYK, пантоны и пр.) в геральдике не существует - оттенки могут варьироваться от герба к гербу. Более того в отношении одного и того же герба, исполненного художественно по-разному, могут также использоваться разные оттенки.

Металлы:

  • Золото (желтый цвет) - графически изображается точками.


  • Серебро (белый цвет) - графически никак не передается (т.е. фигура просто оставляется белой).


Финифти:

  • Червлень (красный цвет) - графически изображается вертикальной штриховкой.
  • Лазурь (голубой, синий цвет) - графически изображается горизонтальной штриховкой (а также иногда горизонтальными пунктирными линиями).
  • Зелень (зеленый цвет) - графически изображается диагональными линиями справа.
  • Пурпур (бордовый цвет) - графически изображается диагональными линиями слева.
  • Чернь (черный цвет) - графически изображается сплошной черной заливкой либо перпендикулярно пересекающмися прямыми линиями.

· Цвет человеческого тела может передаваться с помощью т.наз. телесного цвета.

Меха:

· Горностаевый (а также противогорностаевый) мех - графически изображается в виде усеянных по серебряному полю черных уширенных к низу крестиков.

  • Беличий (а также противобеличий) мех - графически изображается в виде чередующихся лазуревых и серебряных шлемиков. 1

_____________________________________________________________

1 В.В. Похлебкин, Международная символика и эмблематика, М: 1989

VI: Блазонирование.

 

Блазонирование (франц. blason - родовой герб и нем. blasen - трубить, объявлять через герольда) - толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, то есть, с одной стороны, их прочтение, расшифровка их значения, а с другой - их правильное описание, выдержанное в определенной строгой последовательности и с применением международно признанной геральдической терминологии.

Идеальным следует считать, если текст конституции страны содержит блазонное описание ее герба и флага, то есть такое, какое принято в геральдической международной науке.

Однако в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, вместо блазонирования употребляется либо сокращенное, так называемое «общедоступное», описание государственных атрибутов (герба, флага) в тексте Конституции (Основного закона) страны, либо детализованное, подробное описание того же герба и флага в особом, специальном «Положении о гербе и флаге», носящем служебный характер и предназначенном для тех работников, которые отвечают за техническое состояние указанных государственных атрибутов, их цвет, размеры, соотношение сторон и расположение знаков, за правильное их увеличение или уменьшение для тех или иных целей. Оба текста ненаучны. Только блазонное описание верно. Оно кратко и точно сообщает все данные о гербе на международном едином уровне. Вот почему правильное блазонное описание гербов и флагов абсолютно гарантирует их правильное понимание во всем мире - и отсюда вполне адекватное их изображение, даже если блазонный текст передан по телеграфу или по радио, устно. В то же время самое скрупулезное, но не блазонное описание оставляет широкий простор для субъективного суждения и потому может вызвать различную интерпретацию, непонимание, а следовательно, и ошибку в изображении флага и герба при его воспроизведении по описанию. При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру как на флаге, так и на гербе. О флаге и гербовом щите вначале говорят, каков он по форме (прямоугольный, треугольный, квадратный, круглый и т.д.), а затем каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально) или скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали).

При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы у древка, а при горизонтальном их расположении перечисление начинают сверху вниз. После этого следует указание на. изображения, помещенные на флаге: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (герб, эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов. Порядок блазонирования гербов принят следующий.

Для гербов республиканских государств, гербов провинций, областей, городов в немонархических государствах:
1. Щит.
2. Венок или заменяющее его обрамление щита.
3. Навершие щита (или герба).
4. Щитодержатели.
5. Девиз.
6. Особые украшения.

Для государственных гербов монархических государств, для личных и родовых дворянских гербов и территориальных гербов в монархиях:
1. Щит.
2. Корона.
3. Шлем. Нашлемник. Намет. Бурелет.
4. Щитодержатели.
5. Мантия или сень.
6. Девиз.
7. Особые украшения.

Если гербовый щит имеет два поля и более, то описание его идет так, что преимущество отдается правой стороне и верхней части щита, блазонирование начинается с них и идет последовательно - рядами, подобно тому как мы читаем строчки в книге. Если из четырех частей щита две тождественны, то называются порядковые номера каждой части, а описание их дается один раз, чтобы избежать повторений. Если в центре герба поверх трех-четырех или большего числа полей помещен средний щиток, то описание всего щита начинается с него при условии, что в среднем щитке помещены главные эмблемы (герб Панамы и герб Филиппин). Следует иметь в виду, что правую и левую стороны в геральдике принято определять от лица, несущего щит, то есть обратно зрителю. Благодаря точной терминологии и строгому порядку очередности описания блазонирование всегда кратко, лаконично, свободно от разных повторов и постоянных словесных указаний (после, затем, вначале, вверху, внизу и т.п.) и не может содержать никакой двусмысленной трактовки, как это бывает при описании обычными словами, хотя бы и самыми подробными, но не у всех одинаковыми.

Все правила блазонирования следует учитывать не только при чтении и расшифровке гербов, но и при их составлении, а потому надо избегать всяких «экстравагантностей» и «оригинальностей», а придерживаться их общепринятой структуры. Это, однако, не всегда выполняется и главным образом по причине геральдической неграмотности составителей гербов. Чаще всего это проявляется в городских гербах, создаваемых и утверждаемых на местах, в провинции. Иногда же существенные отклонения от правил герботворчества наблюдаются и в государственных гербах, особенно у стран Азии, где существовал и существует свой мир символов и эмблем, зачастую весьма далекий от европейского, и, главное, где сложились свои представления о гербовой структуре. Так, например, государственный герб Непала не имеет щита, обладает смешанным радугоподобным цветом, состоит из таких элементов, которые не поддаются определению как геральдические фигуры, ибо фактически являют собой некие «картинки» (горы, текущая река, сельский храм-часовня под сенью дерева), выдержанные в естественном, а не в условном стиле. Да и сами эмблемы - вроде отпечатков ступней и диковинной птицы с хохолком - не совсем обычны и не имеют эквивалентного европейского геральдического термина. И все же, следуя правилам европейского блазонирования, можно прочитать даже такой необычный герб, выделив в нем главные эмблемы и отнеся остальные к категории «особых украшений», предусмотренной при блазонировании.

Заключение.

Наука об этих символах, гербах и эмблемах называется геральдикой. Наука вовсе не мертвая и не покрытая пылью, а удивительно точная и живая. Она представляет собой свод правил, которые не являются ни запутанными, ни недоступными для понимания, как слишком часто считает большинство смертных. Эти правила, напротив, просты и чрезвычайно логичны. Что же касается знаменитого языка геральдики, специально созданного для описания герба без помощи рисунка, то нет ведь необходимости выучивать его наизусть, но неплохо узнать о нем при случае, хотя бы просто для того, чтобы оценить его сочность, красоту и своеобразие.

Геральдическое искусство зародилось на полях битв раннего Средневековья. Геральдические знаки и эмблемы были принадлежностью первых сюзеренов, которые передали их своим землям и потомству, но не сохранили на них при этом исключительного права. Города, освобождаясь от покровительства сюзеренов, учреждали свои собственные гербы. Также поступали корпорации и большинство буржуазных семей.

Первые гербы были очень простыми, усложнение происходило в связи с объединением семей, присоединением территорий, появлением многочисленных родственных связей. Надо было, чтобы младшие ветви родового древа отличались от старшей, отсюда пошли эти многочисленные деления, которые создают иногда удивительно богатые по символически-смысловым оттенкам фигуры.

На самом деле геральдика - больше, чем наука, - это искусство. Искусство, которое имеет свои правила - простые, как мы уже сказали, но строгие. Скрупулезно их соблюдая, наши предки были уверены, что никогда не составят герба в плохом вкусе. К сожалению, этого нельзя сказать о современных эмблемах, многие их которых представляют весьма прискорбную картину: военные или спортивные знаки, где соревнуются многочисленные восходы солнца, звери с шерстью и перьями, выкрашенные якобы реалистично; немыслимая гамма цветов; и над всем этим фантастические буквы, порожденные отвратительной модой на аббревиатуры.

Список литературы.

 

1. Лакиер А.Б. «Русская геральдика»

2. Мишель Пастуро «Геральдика»

3. Стародубцев Н. Н. «Иллюстрированный словарь по геральдике»

4. Санти-Мадзини Д. «Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем»

5. Арсеньев Ю.В. «Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте (1907-1908 года)»

6. Введенский Г. «Азбука геральдики»

7. Стародубцев Н.Н. «Геральдика сегодня»

8. А. П. Левандовский «В мире геральдики»

9. Стивен Фрайер, Джон Фергюсон «Геральдика. Гербы - Символы – Фигуры».

10. Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие / В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. - М.:Просвещение, 1984.

  1. В.В. Похлебкин, Международная символика и эмблематика, М: 1989


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: