2. Что такое искусство?
Искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности.
Искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
Искусство — это форма чувственного познания мира.
Три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции).
Искусство — это проявление творческих способностей человека (проблема художника-творца).
Искусство — это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
Искусство — это “ образ ” — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах.
4. Каковы социокультурные смыслы искусства?
Л.С. Выготский утверждал, что “искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, конечно, допустить и мысли, чтобы его роль сводилась только к коммуникации чувства и чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством.”.[1]
Русский литературный критик В.Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.
Искусство – способ коммуникации:в нем закрепляется связь между человеком и обществом.
Нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я — следователь, я — президент, я — суперполицейский, я — балерина и т.д.). Кроме того, при включенности в мир художественных образов, происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни.
В культуре существует некая сфера “ эстетического ” — проекция эстетических явлений в природе.
Катарсис – очищение через страх и сострадание: в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится облегчение и очищение, связанное с удовольствием (Аристотель).
Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие.
В искусстве происходит накопление художественных ценностей.
Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.
Мы учимся у искусства вечным ценностям — Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, “лепит” нашу нравственность.
Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.
9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры?
Культура — целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга.
Аспекты проблемы взаимодействия искусства и политики:
- политика государства в отношении искусства и его творцов;
- проведение идеологических установок через искусство с определенными целями;
- отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.
Взаимодействие искусстваи философии имеет свои закономерности. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности.
Художественным зеркалом ХХ века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер (а еще раньше — Г. Гегель), охарактеризовав разлад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как “закат” европейской культуры; голландский культуролог Й. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений; испанский культуролог Х. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной культуре тенденцию “дегуманизации искусства”; американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационального или идеалистического, типа культуры... Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А. Шенберга и К. Пендерецкого, в кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер. Существует ли связь этих художественных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, З. Фрейда и М. Хайдеггера? Безусловно. В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако, взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.
Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство ( оно приближает верующего к Богу).
Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства.
Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. Отечественный философ П.П. Гайденко писала: “Как живопись XV — XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода — к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы.”[2]
В ХХ веке – веке техники и интеграции, – актуализируется проблема соотношения искусства и техники.
5. В чем состоят основные различия между наукой и религией?
Различия между наукой и религией:
- наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие;
- религия представляет то, что восходит к смыслу нашего существования;
- религия интересуется смыслами и ценностями человеческого бытия, его этическими, нравственными и эстетическими компонентами;
- религия отвечает на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления;
- наука пытается отвечать на вопрос о том, как устроена реальная действительность;
Таким образом, наука и религия взаимодействуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательных и интуитивно-этических способов освоения мира.
12. Каковы существенные отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры?
Отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры (см. Таблицу № 8).
Как и наука, религия может быть понята как символическая модель мира, обощающая, и по определенным принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и человеческому сообществу.
Как остроумно заметил Н. Бор, “человечество сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе — что Бога нет”.
Таблица № 8
Наука | Религия |
Ищет ответ на вопрос: как устроен мир? Теория пытается открыть общую идеальную структуру мира в космическом мироздании. Изучает причинно-следственные связи. Доминируют рассудочные средства. Основная ценность — информативное содержание науки. Прогрессирует за счет постоянного самообновления. Универсальная. Принципиально незавершена. Доступна немногим. | Пытается ответить на вопрос: почему мир вообще существует? Подвергает осмыслению прежде всего внутренний опыт человека в его предельном выражении: опыт смерти,зла, страданий. Рассматривает проблемы осмысления бытия. Изучает природу, в том числе и природу человека, с позиций эзотеризма и иррациональности. Основная ценность — опыт переживаний человека. Изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило. Пронизана культурной традицией. Претендует на абсолютную истину. Доступна всем. |
[1] Выготский Л.С. Психология искусства. С. 312.
[2] Гайденко П.П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса //Наука и культура. М., 1984. С.263.