Введение
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).
Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана адаптированная образовательная программа рассчитанная на детей с разными уровнями подготовки.
Актуальность данной программы заключается в воспитании у подрастающего поколения толерантного отношения к национальным традициям разных народов мира и любви и уважения к своим исконным национальным традициям.
Эта программа также реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству.
Пояснительная записка
Программа танцевального объединения включают в себя духовное и нравственное развитие детей путем приобщения к миру танца. Формирует в учениках танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала. Используя разнообразные и доступные движения разных народностей можно создать танцевальный репертуар.
Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно-нравственной, гармонично развитой личности.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
- расширение знаний в области современного хореографического искусства;
- выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
- воспитания толерантного отношения к национальным традициям разных народов мира;
- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
- развития чувства гармонии, чувства ритма;
- совершенствования нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.
В области физической подготовки:
- развитие гибкости, координации движений;
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
- укрепление физического и психологического здоровья.
Объект программы
Программа объединения рассчитана на детей с 6 до 9 лет, посещающих детский клуб. Группы формируются согласно уровню подготовленности детей по 5-8 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, что составляет 72 часа в год. Формы проведения занятий: групповые.
Этапы реализации программы
1 этап – знакомство с педагогом, коллективом, со своими возможностями, планом работы коллектива.
2 этап – приобретение положительного опыта и осознанного отношения к занятиям танцевального искусства.
3 этап – выработка у ребенка активной позиции, применение приобретенных навыков и умений. Подготовка и участие коллектива в сценической деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в детском клубе «Академия танцев». Учебные занятия проводятся в зале, приспособленном для занятий танцевального коллектива, где имеется:
- просторное светлое проветриваемое помещение
- станки и зеркала
- музыкальное оборудование
- технические средства обучения
Методическое обеспечение программы
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997
3. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
4. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
Оценка эффективности программы
Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.
Также экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Важной оценкой также являются отзывы обучающихся и их родителей.
8. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Наименование тем | Количество часов |
Вводное занятие | |||
Танцы народов мира (ознакомление) | 1.Танец как вид искусства. 2.Русские народные танцы. Хоровод. Рисунки хоровода. 3. Белорусский танец. | ||
Репетиционно-постановочная работа | 1.Постановка, изучение танца. 2.Отработка движений танца. 3.Общеразвивающие упражнения. |