Муниципальное учреждение
«Городской оздоровительный центр для детей и молодежи
«Орлёнок»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ ОЦ «Орленок»
____________ О. В. Казакова
«___» ______________ 2020 г.
Программа мастер-класса
«Организация работы общелагерного пресс-центра
в летнем оздоровительном лагере»
автор:
Заместитель директора
Шалунова В. В.
Волгоград 2020
Мастер – класс «Организация работы общелагерного пресс-центра в летнем оздоровительном лагере» предназначен для вожатых педагогов-организаторов профильных и оздоровительных смен загородных лагерей и центров.
Цель мастер-класса – познакомить вожатых с организацией работы пресс-центра, с видами деятельности, актуальностью работы, с формами и видами работы.
Мастер-класс состоит из двух блоков:
- теоретический блок;
- практический блок.
I. Теоретический блок:
«Пресс-центр» – это временный детский коллектив – объединение корреспондентов - детей представителей каждого отряда смены МУ ОЦ «Орленок». Основной целью пресс-центра является освещение деятельности лагеря. Участие в работе Пресс-центра позволяет детям свободно высказывать свое мнение, утверждать свои взгляды, интересы, свое мнение. А взрослым дает возможность мониторить общеотрядное настроение, получать обратную связь о деятельности оздоровительного центра.
В зависимости от оснащенности лагеря и финансовых возможностей газеты и информационные листки могут быть:
- отпечатанные в типографии;
- рукописные стен-газеты
- смешанные – тексты набраны на компьютере, фон и рисунки нарисованы детьми.
Пресс-центр создается из представителей отрядов. Руководит центром старший вожатый МУ ОЦ «Орленок».
Направления деятельности центра:
· выпуск газеты «Орлятские вести», освещающей наиболее важные события из жизни лагеря, отрядов;
· выпуск оперативных информационных листов («Молний», «Боевых листков»), выпускаемых каждые три дня и освещающие горячие новости отряда.
· оформление музея МУ ОЦ «Орленок» и организация его деятельности;
· проведение тематических радиопередач;
· создание видео сюжетов и фильма о деятельности лагеря и смены;
Для чего необходим пресс-центр в лагере?
- через газету дети получают информацию о смене, ее участниках, о службах лагеря, деятельности мастерских, кружков, клубов и др.
- отряды не живут обособленно в лагере: на страницах газеты участники смены могут рассказать о жизни отряда, интересных делах, внести свои предложения в работу лагеря;
- через газету дети могут выдвигать предложения, предлагать новые направления работы, которые можно внедрить в деятельность лагеря в следующие смены.
- ребята, участвуя в деятельности пресс – центра, реализуют свой творческий потенциал, совершенствуют журналистские умения;
- газета – своеобразная хроника смены, тот памятный «сувенир», который дети увезут с собой, напомнит ребятам о мероприятиях, проводимых в МУ ОЦ «Орленок», будет способствовать рождению новых идей.
Цели и задачи деятельности центра.
Цель: создание условия для самореализации и развития творческого потенциала участников через их участие в деятельности по подготовке и выпуску газеты.
Воспитательные задачи:
· поднять у детей интерес к жизни своего лагеря;
· привить желание ребят высказывать свои мнения по тому или иному вопросу, размышлять на заданную темы;
· поддерживать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Организационные задачи:
· разработать систему поручений, которая будет способствовать сбору материала;
· освещать в газете жизнедеятельность лагеря;
· продумать задания, выполнение которых будет требовать от ребят личностной оценки происходящего;
· публиковать материалы, в которых отражается индивидуальное мнение авторов по вопросу;
· выпуск газеты общественного мнения;
· придумать и предложить ребятам различные виды заданий, из которых каждый может выбрать себе по душе;
· публиковать в газете различные виды творческих работ;
· продумать систему стимулирования юных журналистов;
· показать детям новые виды работ по оформительству;
· проводить практикумы и заседания в интересной форме.
Образовательные задачи:
· сформировать у детей представление о детской газете, ее особенностях, требованиях к публикуемым материалам;
· дать общее представление о «журналисткой этике», культуре поведения журналистов;
· дать детям информацию об основных жанрах и их особенностях (интервью, репортаж, статья, заметка);
· умение писать информационные листы в газете;
· формировать и совершенствовать организаторские умения.
Подготовка деятельности Центра.
На подготовительном этапе работы центра, редактор детской газеты должен придумать следующие моменты деятельности:
- цели и задачи деятельности;
- каким образом дети узнают о существовании газеты в лагере;
- как осуществляется включение детей в деятельность по созданию газеты;
- содержание практикумов по журналистике;
- каким образом будет стимулироваться участие ребят в деятельности Центра;
- структура газеты: названия рубрик, тематика материалов помещенных в номере;
- имидж газеты (элементы формы, значки, символика);
- содержание материалов оперативного стенда в лагере;
- работа по организации оперативного стенда в лагере.
Содержание деятельности.
Организационное оформление Центра.
Реклама газеты проводится в организационный период смены. Информацию о существовании газеты в лагере дети узнают:
- от редактора газеты в период заезда в лагерь;
- из первого номера газеты, где напечатана информация о Центре наряду со сведениями о других службах лагеря;
- из выступления редактора газеты, которые проводятся в отрядах в первый или второй день смены.
Запись детей, желающих участвовать в деятельности Центра, проводится в первый или второй день смены.
Первый сбор редакции происходит во второй день смены. На первом сборе журналисты уделяют внимание следующим вопросам:
· Специфика детской газеты;
· Обсуждение специфики детской газеты: рубрики и помещаемые в них материалы;
· Подготовка первого номера газеты «Орлята говорят». Ребята выбирают задания: собрать десять высказываний на тему «Мне запомнилось в первый день…», подготовить материал о мероприятиях в отрядах, написать статью об общелагерном деле, записать 4-5 смешных реплики и др.
Вечером второго проходит первый сбор журналистов. На ней могут обсуждаться следующие вопросы:
- принятия кодекса журналиста;
- распределение поручений на следующий день. Имеется в виду те мероприятия лагеря или отдельного отряда, которые должны посетить члены редакции, чтобы в последствии написать об этом в газете;
- утверждение обязанностей дежурного журналиста. На обсуждение ребят предлагаются следующие обязанности дежурного журналиста:
* составление информационного листа за день;
* обеспечение работы на местах (вместе с редактором);
* проведение сбора следующего дня (вместе с редактором);
* выбор дежурного журналиста;
* выдача визитных карточек.
В течение смены журналистские сборы будут проводиться по следующему плану:
- отчет дежурного журналиста за день;
- распределение поручений на следующий день;
- анализ и оценка конкурсных работ.
Кроме того, что в деятельности Центра участвуют члены редакции – талантливые и творческие ребята, увлекающиеся журналистикой, планируется заинтересовать этой работой остальных ребят в лагере. Включение детей в деятельность по созданию газеты осуществляется через конкурсы и информационные листы.
КОНКУРСЫ
В течение смены через газету проводятся следующие конкурсы:
- Конкурс стихотворений о лагере;
- Конкурс на лучшую услышанную шутку «Перлы дня»;
- На самую интересную статью об отряде;
- На лучшее название газеты;
Информацию о конкурсах дети узнают из выступлений членов детской редакции в отрядах, из информационных листов газеты, на совете стилистов, из выступлений редактора газеты.
Конкурсные работы анализируются на «летучках». Итоги конкурса на название газеты, подводятся в 3-й, 4-й день смены. Лучшие из конкурсных работ печатаются в газете.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ
Информационные листы выпускаются дежурными журналистами раз в три дня. Они представляют собой своеобразный отчет о деятельности членов детской редакции за день. также, в информационных листах могут быть отражены услышанные шутки, интересные мнения и др. т.е. те материалы, которые отражают прошедший день и не всегда имеют возможность быть опубликованными в газете. Из информационных листов отряды узнают о конкурсах, их результатах. Основная цель выпуска информационных листов – заинтересовать деятельностью Центра ребят.
Выпуск газеты «Орлята говорят…»
В смене должно выйти 3 номеров газеты. Работа по созданию газеты организуется следующим образом:
- обсуждение на сборе журналистов плана работы и выбор ребятами заданий;
- индивидуальные консультации и правка материала в течение дня;
- обработка редактором материалов по мере их накоплений.
По указанной схеме проходят каждые два, три дня перед выпуском газеты. Следующий день посвящается работе с верстальщиком и выпуску номера.