Роль слуха для развития музыкальных способностей крайне велика. О необходимости работы по его формированию высказывались многие композиторы. В частности, Р. Шуман, в своей книге «Жизненные правила для музыкантов» писал: «Следует настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами».
Музыкальный слух - это способность человека воспринимать, представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков. Он зависит от врожденных задатков человека, его общей музыкальности, а также - является результатом развития и обучения. При этом активному воспитанию музыкального слуха способствуют не только занятия сольфеджио, но и любой вид музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, игра на инструментах. Н.А. Римский- Корсаков, который много внимания уделял вопросам музыкальной педагогики, называл сольфеджио «гимнастикой слуха».
Музыкальный слух - явление многосоставное. Он имеет такие разновидности: звуковысотный (абсолютный и относительный), мелодический, гармонический, полифонический, внутренний.
Звуковысотный слух – способность определять звуки, их высоту относительно абсолютной звуковысотной шкалы.
Мелодический слух - обеспечивает целостность восприятия и воспроизведения мелодической линии. Он основывается на ориентировании в интервалах между двумя соседними звуками, чувстве лада (ощущении устоев и неустоев) и чувстве метроритма. Основными формами по развитию мелодического слуха являются: пение вокально–интонационных упражнений, сольфеджирование, слуховой анализ.
Гармонический слух опирается на способность воспринимать многоголосную музыку, слышать каждый голос ансамбля, различать аккорды как отдельно, так и в их последовательности. Развить эту область музыкального слуха можно с помощью слухового анализа и многоголосного пения.
|
Полифонический слух – умение слышать в музыкальной ткани одновременное звучание двух и более самостоятельных голосов.
Особенности абсолютного и относительного слуха.
Абсолютный слух - это способность быстро узнавать, запоминать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая с каким-нибудь другим. Человек с пассивным абсолютным слухом определяет звуки определенного тембра, но не умеет это звучание повторить. Обладатель активного абсолютного слуха может не только услышать, но и воспроизвести любую высоту звука.
Относительный слух - это способность воспроизводить и воспринимать звуки в тональности и интервальные отношения, сравнивая их с заданным тоном. В основе методики сольфеджио лежит развитие относительного слуха.
Попытки выработать абсолютный слух пока не дали положительных результатов.
Абсолютный и относительный слух как способности развились в соответствии с двумя сторонами звуковысотных связей в музыке: абсолютная высота звука (его точное место в музыкальном строе) и относительная высота звука (его местонахождение в тональности). Различают так называемый цветной слух (синопсия), основанный на цветовых представлениях. Он имеет субъективный характер и встречается нечасто (Скрябин, Римский-Корсаков).
Таким образом, явление музыкального слуха чрезвычайно многогранно. Например, у одних учащихся при хорошем слухе слабо развито чувство метроритма, у других – лучше развит гармонический слух, но менее -мелодический и т.д. Иногда учащийся, хорошо ориентирующийся в одноголосной музыке, теряется при восприятии многоголосной ткани. Причиной тому часто служит отсутствие слуховых навыков многоголосной фактуры и плохое знание гармонии. Качество музыкального слуха зависит от уровня развития всех его сторон. Планируя и проводя уроки сольфеджио, педагогу необходимо сочетать работу по развитию всех сторон слуха с изучением теоретических основ музыки. Музыканты, обладающие абсолютным слухом, легко узнают тональность произведения и легко различают модуляции, что важно, например, для профессии дирижера. В условиях обычного урока сольфеджио выработать абсолютный слух практически невозможно. То, что иногда принимается за абсолютный слух, на самом деле это способность человека запоминать какой-то определенный тон в качестве исходного (например, у струнников – тон «ля») по отношению к другим музыкальным тонам. Абсолютный слух может проявляться не сразу, но это природный дар. Однако, известно, что некоторые великие композиторы (Р. Вагнер, А. Н. Скрябин и др.) его не имели.
|
Что касается «внутреннего слуха», то это способность мысленно представить музыку не слыша ее в данный момент. Базой для развития внутреннего слуха является музыкальная память. Особое значение внутренний слух приобретает при работе над мелодическим диктантом и чтении с листа.
Внутренний слух имеет значение для композитора. Известны случаи, когда некоторые музыканты сочиняли, опираясь только на внутренний слух (Бетховен, Сметана в последний период их творчества). Их трагедия заключалась не в том, что глухота мешала им творить, а в том, что она осложняла им общение с окружающими и слышать исполнение своих сочинений. Об этом писал Ромэн Роллан в книге «Гете и Бетховен».
|
К проблеме изучения и теоретического обоснования музыкального слуха стали обращаться со второй половины ХIХ века. В числе первых в России Н. А. Римский-Корсаков и С.М. Майкапар изучали музыкальный слух с педагогических позиций - как основу для музыкальной деятельности. Понятие
«внутренний слух» ввёл Римский-Корсаков, в впоследствии этой темой занимался Б. В. Асафьев. С точки зрения физической акустики, много внимания изучению проблеме слуха уделял А. Гарбузов, который разработал концепцию зонной природы слуха. В конце 40-х гг. прошлого века появился важный обобщающий труд Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», где впервые было дано представление о слухе с позиций психологии. Среди работ 70-х гг. в области слуха «О психологии музыкального восприятия» Е. В. Назайкинского. Много внимания уделил этой теме и Ю. Н. Рагс. Работы в области методики воспитания музыкального слуха имеются у А. Л. Островского и Е. В. Давыдовой.