Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)




 

В. В. Путин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введенные в строй с 31 декабря 1999 г. по 6 мая 2004 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание [убрать] · 1 Космонавтика и ракетная техника o 1.1 Международная космическая станция o 1.2 Ракета «Тополь-М» шахтного варианта o 1.3 РЛС «Волга» в г. Ганцевичи, Беларусь · 2 Авиация o 2.1 Бе-200 · 3 Крупнейшие корабли и суда o 3.1 Эсминец «Фучжоу» проекта 956-Э «Сарыч» o 3.2 Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии o 3.3 Многоцелевая атомная подводная лодка К-335 «Гепард» проекта 971М «Щука-Б» o 3.4 Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций · 4 Морские порты o 4.1 Порт Приморск · 5 Железные дороги o 5.1 Байкало-Амурская магистраль o 5.2 Ладожский вокзал o 5.3 Электрификация Транссибирской магистрали o 5.4 Электрификация железной дороги Волховстрой-1 — Кошта o 5.5 Спрямление Веребьинского обхода o 5.6 Электрификация линии Сорокская (Беломорск) — Обозерская · 6 Автомобильные дороги o 6.1 Третье транспортное кольцо, г. Москва o 6.2 Развязка Коломенского проезда и Нахимовского проспекта с Варшавским и Каширским шоссе в Москве · 7 Линии метрополитена o 7.1 Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена o 7.2 Строительство Московского метрополитена · 8 Крупнейшие мосты o 8.1 Кинешемский мост o 8.2 Югорский (Сургутский) мост o 8.3 Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь o 8.4 Реконструкция Лужнецкого метромоста o 8.5 Новый Веребьинский мост o 8.6 Гагаринский тоннель o 8.7 Лефортовский тоннель, г. Москва o 8.8 Северомуйский тоннель · 9 Аэропорты и аэродромы o 9.1 Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово, Москва · 10 Нефтяные и газовые месторождения o 10.1 Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение · 11 Нефтепроводы o 11.1 Балтийская трубопроводная система o 11.2 КТК · 12 Гидроэнергетика o 12.1 Загорская ГАЭС o 12.2 Зейская ГЭС o 12.3 Зеленчукская ГЭС — фактический ввод в строй o 12.4 Ирганайская ГЭС — гидроагрегат № 2 o 12.5 Курейская ГЭС o 12.6 Саяно-Шушенская ГЭС · 13 Атомная энергетика o 13.1 АЭС Темелин, Чехия o 13.2 Волгодонская (Ростовская) АЭС o 13.3 2-й энергоблок АЭС Моховице, Словакия · 14 Тепловая энергетика o 14.1 Нижневартовская ГРЭС — энергоблок № 2 o 14.2 Северо-западная ТЭЦ, г. Санкт-Петербург o 14.3 ТЭС «Суйчжун», Китай o 14.4 Харанорская ГРЭС — энергоблок № 2 · 15 Металлургия o 15.1 Волгореченский трубный завод o 15.2 Цех горячебрикетированного железа Лебединского горно-обогатительного комбината o 15.3 Магнитогорский металлургический комбинат — техническое перевооружение o 15.4 Нижнетагильский металлургический комбинат — техническое перевооружение o 15.5 Стан 350 Оскольского электрометаллургического комбината · 16 Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность o 16.1 Комсомольский нефтеперерабатывающий завод — первые очереди коренной реконструкции o 16.2 Модернизация производства «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» · 17 Машиностроение o 17.1 Автомобильный завод Форд (Завод Ford Motor Company), г. Всеволжск, Ленинградская область · 18 Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы o 18.1 Строительство г. Магас · 19 Связь, телекоммуникации и обработка данных o 19.1 Развертывание сетей мобильной связи стандарта GSM · 20 Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа o 20.1 Петербургский автокластер · 21 Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий o 21.1 300-летие Санкт-Петербурга o 21.2 Всероссийская перепись населения 2002 года · 22 Ссылки · 23 Примечания

[править]Космонавтика и ракетная техника

Международная космическая станция

[править]Международная космическая станция

О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль (российско-американский «Заря») запущен в 1998 году, в том же году к нему пристыкован американский «Unity», затем в 2000 г. российский «Звезда», после чего в ноябре 2000 г. на станцию отправилась первая основная экспедиция. Позднее в эти годы были добавлены российский модуль «Пирс» и часть американских модулей. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония. Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов[1].

[править]Ракета «Тополь-М» шахтного варианта

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 г. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Фактически первые шахтные пусковые комплексы были введены в строй в 1998 г., официальное же принятие на вооружение состоялось только в 2000 г. Стоимость проекта 143 млрд рублей в ценах 1992 г. [2]

[править]РЛС «Волга» в г. Ганцевичи, Беларусь

Радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении. Строилась с 1980-х гг. Введена в строй в 2002…2003 гг. Достроена и эксплуатируется российскими Войсками воздушно-космической обороны[3]. На ближайшие десятилетия это, видимо, последняя капитальная РЛС такого размера — принятые впоследствии на вооружение российских войск ВКО быстровозводимые РЛС «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ» не только значительно совершеннее, но и намного дешевле[4].

[править]Авиация

Бе-200

Техническое усложнение современных самолётов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолётов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

[править]Бе-200

Самолёт-амфибия, по ряду характеристик не имеет аналогов в мире. Может применяться для охраны водных поверхностей, экологических миссий, тушения пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Первый полёт состоялся 24 сентября 1998, принят в эксплуатацию в 2003. Самолёт экспортируется, реализуется государственная программа закупки 8 Бе-200 на 14 млрд руб. для задач ВМФ РФ. [5][6]

[править]Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект.

[править]Эсминец «Фучжоу» проекта 956-Э «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (позднее Северной верфи) в Ленинграде (позднее Санкт-Петербурге) с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[7]. Ранее было построено 18 кораблей этого типа. В этот период был введён в строй эсминец «Фучжоу» (ранее «Вдумчивый», «Александр Невский»), заложенный в 1989 году по проекту 956-А и достроенный для ВМС Китая в 2000 году по проекту 956-Э.

Позднее были построены ещё 2 корабля в 2005—2006 гг..

Фрегат ВМС Индии «Тальвар»

[править]Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

Фрегаты этого типа строились для ВМФ Индии на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на основе переработанного проекта пограничных сторожевых кораблей 11351, в свою очередь являвшегося модификацией больших противолодочных (с 1977 года сторожевых) кораблей проекта 1135. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В этот период были введены в строй первые два корабля:

· «Talwar», заложен в 1999 г., вошёл строй в 2002 г.

· «Trishul», заложен в 1999 г., вошёл строй в 2002 г.

Третий фрегат этой серии «Tabar» вошёл в строй в 2004 г.

[править]Многоцелевая атомная подводная лодка К-335 «Гепард» проекта 971М «Щука-Б»

Серия атомных подводных лодок проекта 971М «Щука-Б» строилась в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, ещё несколько не достраивались. После распада СССР вступило в строй 8 подводных лодок этого типа: 6 в 1991—1995 гг., 1 в этот период и 1 в январе 2012 г. (последняя достраивалась специально для сдачи в долгосрочную аренду ВМС Индии). По сообщениям СМИ[8] имеется ещё одна недостроенная подводная лодка этого типа, которая также может быть достроена для сдачи в аренду ВМС Индии. В этот период на заводе «Севмаш» в Северодвинске завершено строительство К-335 «Гепард», которая строилась с 23 сентября 1991 года, была спущена на воду 17 сентября 1999 года и вошла в строй 4 декабря 2001 года.

[править]Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [9] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам ранее. В этот период был введён в строй один корабль этого типа:

· S64 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ для ВМС Индии — заложен на предприятии Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге 12 декабря 1998 года, спущен на воду 14 октября 1999 года, введён в строй 16 мая 2000 года.

Корабли этого типа строились и позднее.

[править]Морские порты

[править]Порт Приморск

Первая очередь нефтеналивного порта с двумя причалами под танкеры построена с нуля в Выборгском районе Ленинградской области на Балтийском море в 2000 — декабре 2001 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. Является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. В дальнейшем порт достраивался и в настоящее время успешно эксплуатируется.

[править]Железные дороги

[править]Байкало-Амурская магистраль

В это время стартовавший ещё в далёком 1938 году проект строительства грандиозной магистрали, введённой в строй в объёме пускового комплекса ещё в 1989 году, был завершён со сдачей в эксплуатацию 5 декабря 2003 года[10] крупнейшего в стране Северомуйского тоннеля, отсутствие которого порождало серьёзные трудности в эксплуатации железной дороги. При этом заметная часть других подлежавших выполнению по первоначальному проекту работ была отменена ещё в 1990-е, однако в целом, строившаяся ещё с довоенного времени дорога была завершена. Длина только основного хода магистрали от Тайшета до Советской Гавани, без учёта ответвлений и соединительных линий, составила 4287 км.

В 2014 году стартовала программа серьёзной комплексной реконструкции магистрали, также известная как проект «БАМ-2».

Ладожский вокзал

[править]Ладожский вокзал

Современный вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге, построен в 2001—2003 гг. Единственный городской транзитный вокзал (со сквозным движением поездов). Построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы. Пригородные поезда прибывают на подземный (нижний) ярус здания, поезда дальнего следования — на верхний ярус. Обеспечена удобная пересадка на станцию метро и городской наземный транспорт. Стоимость проекта — 9 млрд рублей в ценах начала 2000-х гг. [11]

[править]Электрификация Транссибирской магистрали

Проект стартовал в 1927 г., но на 1991 г. неэлектрифицированными оставались порядка 880 км магистрали[12]. Завершение проекта в 2002 г. (через 75 лет после его начала) позволило организовать на Транссибе сквозную проводку поездов весом 6 тыс. тонн и уменьшить простои на станциях при смене локомотивов. Только в пусковой комплекс последнего участка длиной 175 км вложено 2,5 млрд рублей в ценах тех лет[13] (свыше 10 млрд в ценах 2012 г.). Электрификация магистрали проходила в следующем порядке:

· Участок Москва — Сергиев Посад =1,5 кВ — 1929—1933 года, в 1941 году демонтирована, в 1942 году восстановлена, с 1956 года =3 кВ.

· Участок Сергиев Посад — Александров =3 кВ — 1937 год.

· Участок Александров — Всполье (ныне Ярославль-Главный) =3 кВ — 1958 год.

· Участок Войновка — Называевская =3 кВ — 1983—1984 годы.

· Участок Чулымская — Инская — Новосибирск =3 кВ — 1951—1952 годы.

· Участок Новосибирск — Тайга =3 кв — 1958 год.

· Участок Тайга — Мариинск =3 кв — 1959 год.

· Участки Мариинск — Боготол и Боготол — Чернореченская ~25 кВ — 1960 год.

· Участки Чернореченская — Красноярск и Красноярск — Клюквенная ~25 кВ — 1959 год.

· Участки Клюквенная — Иланская, Иланская — Тайшет, Тайшет — Тулун и Тулун — Зима ~25 кВ — 1960 год.

· Участок Зима — Черемхово =3 кВ — 1959 год, с 1995 года переведён на ~25 кВ.

· Участок Черемхово — Иркутск =3 кВ — 1958 год, с 1995 года переведён на ~25 кВ.

· Участок Иркутск — Слюдянка =3 кВ — 1956 год, с 1995 года переведён на ~25 кВ.

· Участок Слюдянка — Петровский Завод ~25 кВ — 1969—1970 годы.

· Участок Петровский Завод — Карымская ~25 кВ — 1972—1974 годы.

· Участок Карымская — Шилка ~25 кВ — 1984 год.

· Участок Шимановская — Белогорск ~25 кВ — 1984 год.

· Участок Хабаровск-2 — Уссурийск ~25 кВ — 1993—2002 годы.

· Участок Уссурийск — Владивосток ~25 кВ — 1962—1963 годы.

[править]Электрификация железной дороги Волховстрой-1 — Кошта

Проект завершил электрификацию направления Санкт-Петербург — Вологда на одном из самых загруженных участков отечественных железных дорог протяжённостью 350 км[14]. Проект осуществлялся с 1998 по 2001 г.[15] Стоимость проекта 7,4 млрд рублей в ценах тех лет[16].

[править]Спрямление Веребьинского обхода

Как известно, Санкт-Петербурго-Московская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была построена в 1851 году практически точно по прямой. Однако на трассе долгое время существовал изгиб, породивший легенду о «пальце Императора», помешавшем прочертить линию дороги совсем ровно по линейке. На самом деле с 1851 по 1881 году дорога была прямой, но из-за резкого перепада высот в районе крупнейшего на трассе и одного из крупнейших на то время в мире Веребьинского моста через долину реки Веребья возникали проблемы с движением грузовых поездов. Поэтому в 1874 году было принято решение не заменять деревянный мост на металлический, как делалось для остальных мостов на трассе, а построить Веребьинский обход, который, вступив в строй в сентябре 1881 г., позволил заметно уменьшить уклон.[17]

Обход функционировал до 2001 г., когда на старом месте был возведён новый мост через реку Веребья и подходы к нему. Получившийся уклон не представляет проблем для современной железнодорожной техники. Спрямление позволило уменьшить путь поездов на 6 километров и увеличить скорость их движения. Стоимость проекта 2,47 млрд рублей в ценах 2001 г.[18], что составляет порядка 15 млрд рублей в ценах 2012 г.

[править]Электрификация линии Сорокская (Беломорск) — Обозерская

Однопутная линия общей протяжённостью 351 км, которую делят между собой Северная и Октябрьская ж.д. была введена в строй в начале Великой Отечественной войны как соединительная между железными дорогами на Архангельск и Мурманск, но в настоящее время именно через неё идёт основной поток грузов в Мурманск, в связи с чем она была электрифицирована. Отдельные участки электрификации линии вводились в строй с 1994 года, полностью же электрификация линии, а вместе с ней и всей магистрали Вологда — Мурманск, была завершена в 2003 году.[19]

[править]Автомобильные дороги

[править]Третье транспортное кольцо, г. Москва

Восьмиполосная магистраль, построенная в 1997…2003 г. Общая протяжённость — 36 км, из них 19 км эстакад и 5 км тоннелей. Стоимость проекта 4,6 млрд долларов.[20] В рамках проекта было построено несколько сооружений, которые по себе являются крупными проектами. В частности, среди них можно отметить:

· Гагаринский тоннель.

· Лефортовский тоннель.

[править]Развязка Коломенского проезда и Нахимовского проспекта с Варшавским и Каширским шоссе в Москве

Представляет собой соединение Коломенского проезда и Нахимовского проспекта восьмиполосным тоннелем, проходящим под Варшавским шоссе, Каширским шоссе и железной дорогой павелецкого направления с соответствующими развязками. В ходе строительства применены уникальные технические решения — впервые в мировой практике проведено строительство тоннеля под действующей железной дорогой без остановки движения, для чего был сооружён специальный защитный экран, а сами железобетонные секции тоннеля продавливались под насыпью[21]. Развязка строилась с 1998 по 2002 г., стоимость 2,3 млрд рублей в ценах тех лет[22] (около 15 млрд рублей в ценах 2012 г.)

[править]Линии метрополитена

Станция Геологическая Екатеринбургского метро

[править]Станция Геологическая Екатеринбургского метрополитена

Станция «Геологическая» построенной ранее первой линии Екатеринбургского метрополитена была фактически открыта в конце декабря 2002 г. (официальное открытие уже обслуживавшей пассажиров станции состоялось в январе 2003 г.). Станция технически сложная — глубокого заложения, пересадочная, имеет дополнительный этаж, на котором расположена станция проектируемой третьей линии[23], поэтому, по-видимому, является достаточно дорогой для крупного проекта.

Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена продолжалась и позднее.

[править]Строительство Московского метрополитена

Станция «Бунинская аллея» Бутовской линии, Москва

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

· Участок Пражская — Бульвар Дмитрия Донского Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 5,5 км, введён в строй в 2000…2002 гг., содержит три новых станции: «Улица академика Янгеля» — открыта 31 августа 2000 года, «Аннино» — открыта 12 декабря 2001 года и «Бульвар Дмитрия Донского» — открыта 26 декабря 2002 года.

· Реконструкция станции Воробьевы горы. Завершена 14 декабря 2002 года, подробнее см. Реконструкция Лужнецкого метромоста.

· Станция Парк Победы. 6 мая 2003 года на Арбатско-Покровской линии, введена в строй самая глубокая и, по некоторым оценкам, самая дорогая станция Московского метрополитена — Парк Победы, имеющая две платформы для организации в последующем пересадочной станции.

· Бутовская линия. Первая линия лёгкого метро в России и двенадцатая линия Московского метрополитена. Введена в строй 27 декабря 2003 года. Длина — 5,6 километра, включает 5 станций, в основном выполнена в виде надземной эстакады. Стоимость строительства составила 6,6 млрд рублей в ценах 2003 года, когда линия была открыта. [24][25]

[править]Крупнейшие мосты

6 из первых 10 или 10 из первых 20 длиннейших мостовых переходов России были открыты в 2000-е и 2010-е годы. [26] См. также фотообзор больших мостов, построенных в России в 21-м веке: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть.

[править]Кинешемский мост

Автодорожный (по первоначальному проекту — совмещённый) мост через Волгу в Ивановской области. Строился с 1982. Открыт в 2003 г. с увеличенным количеством полос для автотранспорта, но без железнодорожного хода. Стоимость проекта 6,4 млрд рублей в ценах 2003 г.[27]

Сургутский мост

[править]Югорский (Сургутский) мост

Мост длиной 2110 м (основной пролёт 408 м) через Обь у г. Сургут. Один из крупнейших мостов Сибири и крупнейших вантовых мостов в мире. Строился около 5 лет, введён в строй в 2000 г. [28] На начало 2013 г. мост полностью загружен, планируется строительство дублёра.

[править]Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь

Самый длинный мост в России (13967 м). Первая очередь строилась с 1992 по 2002 г. Строительство второй очереди долгое время было заморожено, но продолжилось в 2010-е гг. и было завершено в 2016 году. Стоимость первой очереди составила 3,46 млрд рублей в ценах тех лет.[29][30]

[править]Реконструкция Лужнецкого метромоста

Реконструкция совмещённого автомобильного и метромоста через Москву реку велась с 1983 г. по 2002 г. Открытая на нем в 1959 г. первая в мире расположенная на мосту станция метрополитена «Воробьевы горы» реконструировалась вместе с ним. За это время пришлось заменить большую часть конструкций моста, так как при его строительстве для обеспечения укладки бетона в зимнее время была использована поваренная соль, что впоследствии привело к быстрому выходу из строя железобетонных конструкций[31]. При этом для перестройки моста строителям пришлось строить фактически новые временные мосты для линии метро.

[править]Новый Веребьинский мост

См. раздел Железные дороги.

== Крупнейшие тоннели ==RA2 cabin, Gagarin tunnel.jpg

Гагаринский тоннель, 2013

[править]Гагаринский тоннель

Крупный совмещенный тоннель имеющий уникальную конструкцию «подземного моста» над ранее построенной станцией метрополитена[32] общей длиной 1100 м был введен в строй в рамках проекта Третьего транспортного кольца 27 декабря 2001 года. Уже тогда в конструкции тоннеля была фактически построена станция «Площадь Гагарина» тогда ещё только планировавшегося проекта Московского центрального кольца.

Лефортовский туннель, 2007

[править]Лефортовский тоннель, г. Москва

Комплекс из двух разных тоннелей (глубокого и мелкого заложения) для встречных направлений движения в составе Третьего транспортного кольца был введен в строй в 2003 году. Общая длина тоннеля составляет 3246 м. Тоннель глубокого заложения обошёлся в 550 млн долларов, а сооружение в целом — 900 млн долларов. Тоннель стал последним из построенных — замыкающим — участком Третьего транспортного кольца.

Северомуйский тоннель, восточный портал, 2008

[править]Северомуйский тоннель

Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Однопутный железнодорожный тоннель, ставший завершающей частью гигантского проекта Байкало-Амурской магистрали, строился с 1977 года, был ведён в строй 5 декабря 2003 года.[33][34] Общая стоимость тоннеля 16 млрд рублей в ценах 2003 года.[35]

Значительно позднее началось строительство Второго северомуйского тоннеля.

[править]Аэропорты и аэродромы

[править]Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово, Москва

Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово В рамках коренной реконструкции 1999—2003 гг. аэропорт был практически полностью перестроен без прекращения деятельности, что позволило привести его к современному на тот момент техническому уровню и обусловило резкий рост пассажиропотока (годовой рост составлял: в 2001 году — 40 %, в 2002 году — 73 %, в 2003 году — 43 %)[36]. Стоимость проекта оценивалась в 286 млн долларов в ценах тех лет.[37][38] Работы по развитию аэропорта продолжались и позднее.

[править]Нефтяные и газовые месторождения

[править]Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение

Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Инфраструктура строилась с 1994 г. Введено в строй в 2001 г., в 2004 г достигло проектной мощности по сеноманской залежи.[39] Инвестиции только за период 1994…2001 гг. составили 140 млрд рублей. [40] На месторождении с 2001 г. работает самая крупная в мире установка комплексной подготовки газа 1С. [41] На месторождении позднее велось освоение валанжинских (неокомских) залежей.

[править]Нефтепроводы

[править]Балтийская трубопроводная система

Балтийская трубопроводная система (БТС) — нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. Стоимость проекта оценивалась в 2 млрд долларов в ценах тех лет[42].

[править]КТК

Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов[43]. Запущен в 2001 г.[44], хотя полной пропускной способности достиг к середине 2004 г. В настоящее время проводится крупный проект по расширению нефтепровода.

[править]Гидроэнергетика

Водоводы Загорской ГАЭС

[править]Загорская ГАЭС

Гидроаккумулирующая электростанция в Московской области мощностью 1200 МВт в турбинном режиме и 1320 МВт в насосном. Строилась с 1980 г. по 2003 г. В настоящее время строится вторая очередь ГАЭС.

[править]Зейская ГЭС

Фактически вошедшая в строй ещё в 1980 году, крупная Зейская ГЭС, расположенная на реке Зея в Амурской области, ещё более 20 лет медленно достраивалась и была принята в постоянную эксплуатацию только 15 ноября 2002 года.[45]

[править]Зеленчукская ГЭС — фактический ввод в строй

В этот период 2 октября 2002 года на строившейся с сентября 1976 года гидроэлектростанции был введён в строй второй гидроагрегат, и она достигла проектной мощности 160 МВт, тем самым фактически вступив в строй[2]. Полностью же электростанция была достроена позднее.[46]

[править]Ирганайская ГЭС — гидроагрегат № 2

В это время 10 декабря 2001 года на строившейся в Дагестане ГЭС в дополнение к уже введённому в эксплуатацию ранее первому гидроагрегату был введён в строй второй гидроагрегат. В это время на всё ещё недостроенной станции использовался пониженный уровень воды, поэтому фактически два её гидроагрегата общей установленной мощностью 400 МВт выдавали в сеть не более 214 МВт. Полностью электростанция была достроена позднее.

[править]Курейская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 600 МВт, расположенная на реке Курейка у посёлка Светлогорск в Красноярском крае относительно недалеко от Норильска, строилась с 4 июня 1975 года. Хотя фактически ГЭС была введена в строй ранее, официально принятие её в промышленную эксплуатацию состоялось 11 декабря 2002 года.

 

Саяно-Шушенская ГЭС, 2007

[править]Саяно-Шушенская ГЭС

Несмотря на фактический ввод в строй ещё в 1990 году, крупнейшую ГЭС страны продолжали достраивать и устранять недостатки и повреждения, особенной в водобойном колодце ещё десять лет — вплоть до официального её ввода в строй в 13 декабря 2000 года.

В 2002 году Саяно-Шушенской гидроэлектростанции было присвоено имя П. С. Непорожнего. Для повышения надёжности сброса паводковых вод в 2005…2011 гг. на гидроэлектростанции был построен новый Береговой водосброс, а после случившейся на ней в 2009 году серьёзной техногенной аварии на электростанция начался крупный проект её восстановления.

[править]Атомная энергетика

АЭС Темелин, Чехия, 2007

[править]АЭС Темелин, Чехия

Первые два энергоблока строившейся с советских времён АЭС были введены в строй только в это время. Оба энергоблока используют реакторы типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт каждый[47]:

· 1-й энергоблок — строился с 1 февраля 1987 года, введён в строй 10 июня 2002 года.

· 2-й энергоблок — строился с 1 февраля 1987 года, введён в строй 18 апреля 2003 года.

Строительство ещё двух аналогичных энергоблоков было остановлено в 1990 г., дальнейшие планы расширения станции, анонсировавшиеся в 2000-х, были прерваны последующим финансовым кризисом.

Ростовская АЭС

[править]Волгодонская (Ростовская) АЭС

Строилась с 1981 г. в г. Волгодонск Ростовской области. Введена в строй в 2001 г. с одним энергоблоком типа ВВЭР-1000 стоимостью более 100 млрд рублей. Изначально станция называлась Ростовской АЭС, но 2001 по 2010 гг. носила название «Волгодонская АЭС». Станция достраивалась и позднее.

[править]2-й энергоблок АЭС Моховице, Словакия

Второй энергоблок АЭС Моховице в Словакии оснащён советским атомным реактором типа ВВЭР-440 мощностью 470 МВт. Строился с 13 октября 1983 года с перерывом между 1993 и 1996 гг. и был введён в строй 11 апреля 2000 года.[48]

В настоящее время на станции достраиваются ещё два аналогичных энергоблока.

[править]Тепловая энергетика

[править]Нижневартовская ГРЭС — энергоблок № 2

Второй энергоблок ГРЭС, расположенной в Ханты-Мансийском АО, введён в строй в 2003 г. Мощность 800 МВт. Строительство второго энергоблока обошлось в 2000…2003 гг. в 6 млрд рублей в ценах тех лет[49]. Аналогичный первый энергоблок станции был построен ранее в 1993 г. На начало 2013 г. на станции строится третий энергоблок.

Северо-западная ТЭЦ, Петербург

[править]Северо-западная ТЭЦ, г. Санкт-Петербург

Первая в России ТЭЦ с парогазовым циклом. Строительство первой очереди, включающей энергоблок на базе парогазовой установки ПГУ-450Т осуществлялось с 1994 по 2000 г. Позднее в 2006 году был построен второй энергоблок. Электрическая мощность энергоблока составляет 450 МВт, тепловая — 350 Гкал/час. Стоимость строительства двух энергоблоков составляла 750 млн долларов в ценах 2002 года. Планируется строительство ещё двух энергоблоков. [50] [51]

[править]ТЭС «Суйчжун», Китай

Электростанция на каменном угле с двумя энергоблоками мощностью по 800 МВт построена ОАО "ВО «Технопромэкспорт» в 2000 году.[52]

[править]Харанорская ГРЭС — энергоблок № 2

Три примерно одинаковых по мощности энергоблока расположенной в Забайкальском крае ГРЭС вводились в строй в 1995, 2001 и позднее в ноябре 2012 г. Электростанция работает на местном буром угле. Стоимость только третьего (мощностью 225 МВт) — 11 млрд рублей. [53]

[править]Металлургия

[править]Волгореченский трубный завод

Крупный трубный завод в Костромской области. Построен в 1999 г., на рынок вышел в 2000 г. До 2011 г. в завод вложено 10 млрд рублей[54]. На начало 2013 г. проходит крупный проект по дополнительному расширению производства[55] (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).

[править]Цех горячебрикетированного железа Лебединского горно-обогатительного комбината

В это время в 2001 году на Лебединском горно-обогатительном комбинате в Белгородской области был выведен на проектную мощность первый в стране цех по производству горячебрикетированного железа мощностью 1,0 миллион тонн продукции в год. Судя по более поздним аналогам, проект точно является крупным.

Позднее на предприятии был введён в строй второй цех по производству горячебрикетированного железа.

[править]Магнитогорский металлургический комбинат — техническое перевооружение

Крупный металлургический завод, основанный в годы первых пятилеток. С начала 2000-х активно модернизируется. В этот период введены в строй множество относительно мелких объектов общей стоимостью несколько десятков млрд рублей и агрегат непрерывного горячего цинкования производительностью 500 000 тонн оцинкованного проката в год стоимостью 54 млн долларов в ценах тех лет, что составляет порядка 10 млрд рублей в ценах 2012 г. Последний строился с 2000 по 2002 г.[56]

[править]Нижнетагильский металлургический комбинат — техническое перевооружение

На успешно развивавшемся и ранее Нижнетагильском металлургическом комбинате в 2000 году был завершён очень крупный проект технического перевооружения со стоимостью капитальных вложений более 700 млн долларов. В его рамках на предприятии были построены три машины непрерывного литья заготовок, комплекс внепечной обработки стали, новая нагревательная печь с шагающими балками в рельсобалочном цехе, несколько станков для холодной резки непрерывнолитой заготовки, новые линии прессования в огнеупорном производстве и прочие объекты.[57]

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

[править]Стан 350 Оскольского электрометаллургического комбината

Строившийся ещё с 1988 года на Оскольском электрометаллургическом комбинате мелко- и среднесортный стан 350 производительностью 1 млн тонн в год в силу кризиса 1990-х годов выдал первую продукцию только в 2001 году, а полностью введён в строй был в 2002 году. Судя по аналогичным проектам, а также учитывая неизбежное удорожание вследствие затянутости сроков строительства, проект однозначно является крупным.

[править]Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

[править]Комсомольский нефтеперерабатывающий завод — первые очереди коренной реконструкции

В это время на развивавшемся и ранее предприятии в городе Комсомольск-на-Амуре в рамках начавшейся в 1999 году коренной реконструкции завода были введены в эксплуатацию первые крупные установки. В 2001 году был введён в строй комплекс каталитического риформинга производственноймощностью 450 тыс. тонн в год, а в 2002 году — установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-2 производительностью 2 млн тонн в год и блок изомеризации лёгкой нафты.

Завод продолжал активно реконструироваться и позднее.

[править]Модернизация производства «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»

Крупнейший нефтеперерабатывающий завод компании Лукойл. К 2001 г. в первый этап модернизации и расширения производства было вложено более 700 млн долл. С 2011 года планируется новая реконструкция стоимостью 84,5 млрд рублей. [58][59][60][61]

[править]Машиностроение

[править]Автомобильный завод Форд (Завод Ford Motor Company), г. Всеволжск, Ленинградская область

Завод открыт в 2002 г. и стал одним из первых в Петербургском автокластере. Объем инвестиций составил 330 млн долларов[62] (из них первоначальные — 150 млн долларов[63]).

[править]Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Магас, администрация президента Ингушетии

[править]Строительство г. Магас

Решение о строительстве нового административного центра республики Ингушетия принималось на федеральном уровне в 1993…1995 гг. Город основан в 1995 г., в 2000 г. стал столицей республики Ингушетия. Не смотря на то, что вследствие недофина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: