Основные направления внешнеэкономической деятельности России на пространстве СНГ




Внешнеэкономические связи объективно влияют на рынок каждого региона, трансформируют территориально-производственную структуру, способствуют адаптации к требованиям мирового рынка. Меняется система территориального разделения труда на всех ступенях пространственной иерархии. Внешнеэкономическая деятельность России непосредственно связана с обеспечением национальных интересов страны, и, прежде всего, с национальной безопасностью, с укреплением позиций и расширением влияния России в современном мире, с осуществлением эффективных преобразований в экономике, с повышением жизненного уровня населения. Степень интеграции России в мировое хозяйство возрастает. Современная российская экономика приобрела ярко выраженную внешнеторговую ориентацию, где на экспорт приходится порядка трети ВВП, а за счет импорта формируется около половины розничного товарооборота. Для ряда ведущих отраслей национального хозяйства России экспорт является основным и наиболее эффективным направлением сбыта своей продукции. Увеличивающаяся зависимость российской экономики от внешних рынков отражает качественно новое состояние национального хозяйства, глубокую вовлеченность в процессы глобализации, носящую долгосрочный характер. Сегодня несколько по-иному следует оценивать результаты участия менее развитых стран и их внутренних территорий (включая Россию) в субрегиональном сотрудничестве и внешнеэкономических связях. Интерес этих стран к субрегиональному сотрудничеству во многом отражает их реакцию на негативные последствия глобализации. Участники этих группировок, ощущая неблагоприятное воздействие глобализационных процессов и более мощных интеграционных объединений (ЕС, НАФТА), стремятся усилить свои позиции в переговорном процессе с экономически более мощными странами. Одной из ведущих тенденций в развитии международных отношений в последние десятилетия является рост числа региональных торговых блоков. Практически каждая страна входит, по меньшей мере, в одну из таких группировок. Степень и формы объединения сильно различаются в зависимости от уровня развития стран, их географического положения, исторических традиций, взаимодополняемости производственных структур. Регионализация служит базой для международной экономической интеграции, которая означает процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. На характер и направленность внешнеэкономических связей РФ серьезно воздействуют политические процессы и развитие экономики в стране. Россия в настоящее время активно интегрируется в мировое хозяйство и пытается создать жизнеспособные интеграционные группировки из бывших союзных республик. В этой связи особую важность для определения верного азимута российской внешнеэкономической политики приобретает вопрос о том, какую конфигурацию может приобрести мировое экономическое пространство в условиях дальнейшего развития интеграционных процессов и какое геоэкономическое и геополитическое значение будут иметь не только функционирующие и возникающие международные интеграционные объединения, но и экономическая активность субнациональных территорий, являющиеся составной частью процесса глобализации. 1.2. Развитие интеграционных процессов в СНГ Целью создания СНГ было обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. В качестве основных задач Содружества в экономической сфере декларировались координация усилий в решении обще-региональных проблем, развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества; обеспечение устойчивого и поступательного социально-экономического развития, роста благосостояния граждан. Предпосылками успешности такого интеграционного сотрудничества государств считались: сходность путей трансформации общества при построении рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и товарных и финансовых,общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР; сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик; тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах (на пространстве СНГ не существует языкового барьера, так как русский язык является родным или вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов); усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности. Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ должно было стать не самоцелью, а инструментом решения социально-экономических проблем, отвечая при этом коренным интересам государств Содружества. После распада Советского Союза все государства, вошедшие в СНГ, оказались объективно заинтересованными в поддержании устойчивых взаимных экономических связей. Так, по оценкам специалистов, без кооперации с государствами СНГ Россия может выпускать в настоящее время 67% прежних объемов продукции, а другие страны без поставок из России способны производить менее половины: Казахстан - 48%, Украина - около 30%, Беларусь - 16%, Азербайджан - 15%1. Потеря этих связей влечет за собой существенные перекосы в структуре российской экономики, увеличение доли экспорта с минимальной первичной обработкой, снижение доходов от торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ. Дезинтеграционные процессы приводят также к ухудшению торговых позиций России при транспортировке грузов в другие государства через морские порты и инфраструктурные объекты, находящиеся на территориях стран Содружества. За период с 1992 по 2004 гг. во внешней торговле России со странами и СНГ наметилась положительная тенденция. Товарооборот России с СНГ увеличился с 17,7 до 47,1 млрд. долл., т.е. в 2,7 раза. Однако несмотря на некоторое увеличение объемов внешней торговли России со странами Содружества, доля этих стран в общем товарообороте России составила менее 1/5. Этот период сопряжен с формированием правового пространства межгосударственных отношений. Основой формирования соответствующего правового поля можно считать принятие Устава СНГ, подписание Договора о создании Экономического Союза (1993) и соглашений (1994) о создании: зоны свободной торговли, Межгосударственного экономическо­го комитета как постоянно действующего органа Экономического союза, платежного союза. В этот период на ранее едином пространстве СНГ возникли и функционируют такие субрегиональные группировки как ЕврАзЭС, Союзное государство Беларуси и России, ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Центральноазиатское сообщество (ЦАС, включающее Узбекистан, Казахстан, Киргизию, и Таджикистан), а также «кавказская четверка» (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия). Региональные объединения стран внутри СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Самое весомое среди них - ЕврАзЭС. Становление сотрудничества в рамках субрегиональных объединений отражает закономерный поиск государствами-участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия и, в целом, не противоречит их членству в Содружестве. Подобные объединения взаимотранспарентны, а их цели и практическая деятельность направлены на развитие СНГ в целом. Характерной чертой этого этапа стало заключение двусторонних соглашений. Подведение общих итогов развития интеграции приводит к выводу, что пространство СНГ имеет весьма низкий уровень экономической интегрированности. Об этом свидетельствует доля торгового оборота между странами СНГ в общем объеме их внешней торговли. Если в СССР доля межреспубликанского товарообмена в суммарном объеме внешнеторгового оборота Союзных республик составляла 69%, а в ЕС доля оборота между странами в общем внешнеторговом обороте составляет 62%, то в СНГ соответствующий показатель составляет лишь около 30%. Развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ наталкивается на значительные трудности. Важными показателями, с точки зрения интеграции, является доля взаимной торговли стран блока в общем объеме товарооборота со всеми странами мира и процентное отношение объема взаимной торговли (либо взаимного экспорта) стран-партнеров к совокупному объему их ВВП. С момента образования СНГ оба эти показателя демонстрировали неизменно отрицательную динамику. В СНГ доля внутрирегионального экспорта с 1990 г. сократилась почти в 4 раза. Второй показатель характеризует степень экономической открытости стран по отношению друг к другу, иными словами, степень взаимосвязанности иx национальных хозяйств. Расчеты показывают, что такие связи убывают еще быстрее, чем доля взаимной торговли стран Содружества. В целом по СНГ этот показатель за этот период упал более чем в 6 раз, в том числе у России - более чем в 7 раз. Это значит, что национальные хозяйства этих стран все более обособлялись друг от друга. Взаимная торговля в рамках СНГ в относительном выражении сокращается. В общем объеме внешнеторгового оборота России на долю стран СНГ приходилось в 1995 г. 22,6%, 2000 г. 18,6%, в 2006 г. 14,7%. Уровень инвестиционного сотрудничества России со странами СНГ, призванный обеспечивать устойчивое и эффективное развитие интеграционного процесса, также далек от необходимого. На конец 2005 г. накопленные инвестиции хозяйствующих субъектов России в странах СНГ равнялись всего 1075 млн. долл., или 15% общего объема зарубежных вложений нашей страны. Встречные вложения наших партнеров по СНГ примерно втрое меньше российских. Модель формирования Экономического союза двенадцати стран СНГ копировалась с Европейского Союза. Авторы идеи Экономического союза совершенно проигнорировали тот факт, что рыночная среда в странах СНГ только-только начинала складываться; для такого союза явно отсутствовали как тогда, так и в краткосрочной перспективе материальные и политические предпосылки. В итоге к настоящему моменту из 1600 соглашений, принятых в рамках СНГ за его 15-летнюю историю, были реализованы лишь 10%. Страны СНГ не соответствуют необходимому уровню интеграционной зрелости. Для них характерен значительный разброс по степени развитости рыночных структур, по уровню технико-экономического развития, открытости экономик и демократичности политической системы. В результате нынешний уровень развития межфирменной (микроэкономической) кооперации производства стран СНГ крайне низок. Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся объединений (АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР) свидетельствует о том, что основа интеграционных процессов складывается именно на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества отдельных территорий (административно-хозяйственных единиц) стран, конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий. От этого зависит прочность такой группировки и взаимная заинтересованность ее участников. Длительное доминирование ТЭК и первичных стадий обработки оказывает дезинтеграционный эффект из-за обострения конкуренции однотипной продукции как на внутренних рынках, так и на рынках третьих стран. Слабо диверсифицированная экономика и неразвитый сектор услуг выступают серьезным структурным барьером для интеграционных процессов в рамках СНГ. Диспропорции, порождаемые неравномерной модернизацией экономики в странах СНГ, сопровождаются усилением социального, экономического и регионального неравенства, что вызывает глубокие общественные противоречия, сказывается на стабильности и устойчивости этих стран, а также находит преломление в реализации региональных интеграционных процессах, которые трудно наполнить адекватным экономическим содержанием. Видимые неудачи в функционировании СНГ во многом способствовали созданию внутри него целого ряда международных объединений: Союзного государства с Белоруссией, Таможенного Союза, Зоны Свободной Торговли, ЕврАзЭС и др. Глава 2. Оценка внешнеэкономических связей России и стран СНГ на современном этапе 2.1. Торгово-экономические связи России со странами СНГ Для российских товаропроизводителей внутренние рынки стран СНГ представляют собой довольно емкий, хорошо освоенный рынок сбыта товаров, многие из которых пока неконкурентоспособны в странах дальнего зарубежья. Значительную часть в структуре экспорта России в страны СНГ составляют топливно-энергетические ресурсы - нефть, нефтепродукты, газ, уголь, мазут, дизельное топливо. В среднем доля минеральных продуктов составляет половину стоимости экспортных поставок. Крупными статьями российского экспорта в страны Содружества являются машины и оборудование (более 18% стоимости экспорта), продукция химической промышленности (более 10%), металлы и драгоценные камни (10%). В государства СНГ вывозится подавляющая часть российского экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов и других товаров. На государства СНГ приходится практически весь объем российского экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов, других товаров. Из стран СНГ поставляются необходимые для жизнедеятельности экономики России марганцевые, хромовые, титановые и циркониевые руды, хлопковое волокно и другая продукция. В связи с этим потребуется согласовать со странами СНГ ограничения на ввоз из третьих стран тех видов продукции, объемы производства которых в рамках СНГ позволяют удовлетворить в ней собственную потребность. Сдерживающим фактором в развитии межрегиональной торговли, кроме причин общеэкономического характера (неплатежеспособность предприятий и организаций, несовершенство платежно-расчетных отношений, высокий уровень долгов этих стран и др.), являются и сугубо специфические причины. Это: несогласованность проводимой ими таможенной и налоговой политики, высокий уровень бартерных операций, тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, неконвертируемость национальных валют, высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги и т.д. Например, высокие тарифы на перевозку грузов и транспортные услуги приводят к вытеснению третьими странами российских товаров с внутренних рынков стран СНГ, поскольку в настоящее время доля транспортных расходов в цене российской продукции составляет 40-60%. Это явилось одной из причин сокращения внешнеторговых операций между отдельными регионами Дальнего Востока и удаленными территориями Сибири со странами СНГ, в том числе Магаданской области - почти в 6 раз, Сахалинской области – более чем в 2 раза, Республики Тыва – в 1,8 раза. Тарифы, взимаемые в Казахстане за железнодорожный транзит грузов, во многом делают нерентабельной значительную часть товаров, экспортируемых Россией в Узбекистан и Киргизию. Существует ряд проблемных вопросов в осуществлении внешнеторговой деятельности субъектов РФ с Республикой Беларусь. Так, белорусская сторона устанавливает ограничения в отношении российских товаров, ввозимых в Белоруссию (табачные изделия, пиво, химические средства защиты растений, ковры и текстильные напольные покрытия, мыло, маргарин, мука, крупа, хлебобулочные изделия, дрожжи, смеси и продукты для кормления животных, океаническая рыба и морепродукты, жиры и масла животного и растительного происхождения, сахар белый, ячмень пивоваренный), что противоречит двусторонним соглашениям. Анализ динамики и структуры торгово-экономических отношений. В новых условиях хозяйствования за период с 1992 по 2004 г. в динамике отмечались подъемы и снижения объемов внешнеторгового оборота (рис.1). Рост объемов внешней торговли России со странами СНГ с 1992 по 1997 гг. был обусловлен переходом на тарифные методы регулирования, постепенным снижением роли количественных ограничений и выходом на внешний рынок большого количества хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Рост валютной стоимости экспорта и импорта в страны СНГ в 1992-1997 гг. происходил не в материально-вещественном, а в финансовом аспекте. Невысокие значения стоимости внешней торговли со странами СНГ не связаны с физическими объемами товарообмена и представляли собой следствие пересчета в доллары США с помощью валютного курса, который в то время был сильно завышен. Рис.1 Динамика внешней торговли России со странами СНГ Вследствие девальвации российского рубля в 1998 - 1999 гг. наблюдалось значительное понижение объемов внешней торговли России со странами Содружества. Резкое падение курса рубля обусловило сокращение объема импорта, а банкротство ряда ведущих российских коммерческих банков привело к параличу платежной системы, что в свою очередь негативно сказалось на исполнении экспортных обязательств. Финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., в значительной степени повлиял на экономику всех стран Содружества, ухудшив торгово-экономическое и финансовое положение России и СНГ в мировой хозяйственной системе, качественно и количественно изменив эко­номические позиции России и отдельных стран внутри Содружества. По­сле значительного падения курса российского рубля девальвировались практически все национальные валюты стран Содружества, прежде всего это ощутили валютные рынки Украины и Беларуси. Разрушенные кризисом финансовые рынки практически парализовали в конце 1998 г. работу банковской системы и сделали невозможным проведение эффективной денежно-кредитной политики. В результате кризиса августа 1998 г. в России многие страны СНГ утратили возможность платить по своим внешним долгам, увеличились задолженность хозяйствующих субъектов, а также долги по государственным кредитам, прежде всего перед Россией. Инвестиционные риски оставались достаточно высокими. Если в 1992 г. бюджетный дефицит имели пять стран СНГ, то в 1998-1999 гг. бюджеты всех стран стали дефицитными. Такое положение с национальными бюджетами было обусловлено трудностями с развитием реального сектора. Негативные последствия отражаются на экономике стран Содружества до сих пор. Кроме того, к 1998 г. страны СНГ практически исчерпали возможности экстенсивного наращивания физических объемов экспортных поставок. Дальнейшее повышение объемов экспорта влечет за собой дефицит на внутреннем рынке ряда жизненно важных товаров: энергоносителей, минеральных удобрений и др. 1998 г. характеризовался также существенным ухудшением международной хозяйственной конъюнктуры, обвальным падением мировых цен на большинство видов сырья и материалов. Расчеты показывают, что российские экспортеры минерального топлива из-за снижения мировых цен понесли убытки на сумму около 11 млрд. долл., а по всему экспорту валютные потери оцениваются на уровне 15 млрд. долл. Сложное финансово-экономическое положение России и стран СНГ, возникшее в связи с нехваткой денежных средств, проблемы с взаиморасчетами между торговыми контрагентами привели к резкому увеличению бартерной формы торговли (прямой товарообмен). Так, удельный вес бартерных сделок в общем объеме торговых операций России со странами СНГ составляет, по экспертным оценкам, более 25%. Для внешней торговли России и государств Содружества характерна тенденция роста цен на основные экспортируемые товары. Рост экспортных цен во взаимной торговле, их приближение к мировым ценам (в ряде случает и их превышение) являются неизбежным результатом либерализации внешней торговли в условиях низких по сравнению со среднемировыми показателями производительности труда и эффективности национальных производств, а также инфляционных процессов. Наибольший удельный вес в торговле между странами Содружества сохраняется за государствами, обладающими сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами: Россией, Украиной, Беларусью, Казахстаном. В 2000 году Белоруссия из-за роста мировых цен на энергоносители вышла на первое место в списке ведущих торговых партнеров России среди стран СНГ, опередив Украину (более 40% стоимости экспорта России в страны СНГ). На долю Украины, Белоруссии и Казахстана приходится 90% внешнеторгового оборота России со странами Содружества. В 2001 году возрос объем торговли с Арменией - на 77%, Грузией – на 19%, Казахстаном – на 6%, Узбекистаном и Украиной – на 5%, снизился - с Азербайджаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном. Следует отметить, что многие страны СНГ имеют ориентацию на экономику России, ухудшение торговых отношений с которой чревато потерей рынков сбыта и рада источников импортной продукции. Однако после финансового кризиса 1998 г. произошло заметное снижение объема взаимного товарооборота между странами Содружества, которые стали принимать меры, часто не согласованные с соседними государствами и своими партнерами по интеграционным объединениям по защите своих рынков. Снижение экспортно-импортных операций России с государствами Содружества было более глубоким, чем с остальным миром. Внешняя торговля стран СНГ в 1999-2000 гг. развивалась в условиях улучшения мировой общеэкономической ситуации и товарной конъюнкту­ры. Так, прирост совокупного мирового ВВП в 1999 г. составил около 3% против 2,2% в 1998 г. Вместе с тем на формирование товарооборота стран Содружества продолжали оказывать негативное влияние последствия валютно-финансового кризиса 1998 г. В этих противоречивых условиях товарооборот в 1999 г. продолжал сокращаться, составив всего 45,6 млрд. долл., т.е. уменьшился по стоимости против 1998 г. почти на 21%. На стадии выхода из длительного этапа трансформационного кризиса и начала экономического роста в 2000-2001 гг. наблюдалась тенденция оживления как торговых, так и кооперационных связей в СНГ целом и между Россией и ее партнерами. В 2000 г. рост мировых цен на энергоносители продолжился, что обусловило дальнейшее повышение стоимостных объемов и товарооборота в целом. В 2000 г. товарооборот России со стра­нами СНГ составил 25,4 млрд. долл. и вырос по сравнению с предыдущим годом в 1,3 раза, в 2004 г. составил 47,1 млрд. долл. и вырос в 1,4 раза. Росту товарооборота России со странами СНГ с 2000 г. способствовала благоприятная для страны конъюнктура мирового рынка энергоресурсов. Увеличение экспортных поставок в стоимостном выражении в этот период происходило в основном из-за роста контрактных цен. Более чем в два раза выросли цены на сырую нефть, автомобильный бензин и реактивное топливо; в 1,5-1,8 раза - на дизельное топливо, мазут, каменный уголь. Так, если физические объемы поставок нефти в страны СНГ сократились в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 11,1%, то стоимостные объемы поставок выросли на 84,6%.2 За 12 лет значительно изменилась территориальная структура торговли России со странами СНГ. Доля Беларуси в общем товарообороте России со странами СНГ возросла с 13,8 до 37,4%, т.е. в 2,7 раза, в то же время доли товарооборота других стран Содружества значительно уменьшились. Это свидетельствует о том, что Россия поддерживает относительно высокий уровень торгово-экономического сотрудничества в рамках Союзного государства. Несмотря на уменьшение доли во внешнеторговом обороте России таких стран как Украина и Казахстан, они остаются основными внешнеторговыми партнерами России в СНГ. Их доли соответственно составляют 36% и 17,2%. В целом на три крупных страны СНГ - Беларусь, Украину и Казахстан в 2004 г. приходилось 90,6 % внешнеторгового оборота России с новыми независимыми государствами и 15,6 % общего товарооборота России. Еще пять стран Содружества (Кыргызстан, Грузия, Туркменистан, Таджикистан и Армения) имели доли внешнеторгового оборота с Россией менее процента. Их суммарный вклад во внешнюю торговлю стран СНГ с Россией составил 3,2%. Особенностью товарооборота в Содружестве является четко выраженное преобладание России как основного торгового партнера по экспорту и импорту, а также локальное ограничение торговых связей двумя -тремя близлежащими странами. Так, Россия является основным внешнеторговым партнером для всех стран СНГ. В 2003 году в Россию экспортируют от 34,9% стоимостного объема экспорта страны СНГ (Грузия) до 89,8% (Белоруссия). Велико значение российского импорта в страны Со­дружества, который в 2003 году составил от 29,7% в Таджикистане до 94,4% в Белоруссии. Структура российского внешнеторгового оборота остается неизменной со времени создания Содружества независимых государств: более половины экспорта приходится на поставки энергоносителей, а почти четверть импортных поставок из сопредельных государств составляют продовольственные товары. Высокая материало- и энергоемкость промышленности стала главной причиной создания ситуации, когда выгодно вывозить минерально-сырьевые ресурсы и ввозить средне- и высокотехнологичную продукцию. Значительное место в структуре экспорта России в страны СНГ составляют топливно-энергетические ресурсы - нефть, нефтепродукты, газ, уголь, мазут и дизельное топливо. На долю минеральных продуктов приходится 43% экспортных поставок. Крупные статьи российского экспорта в страны Содружества - машины и оборудование (12,1% стоимости), недрагоценные металлы и изделия из них (11,3), продукция химической промышленности (10,5%). Для российских производителей внутрен­ние рынки стран Содружества представляют собой довольно емкие и хорошо освоенные ареалы сбыта товаров, многие из которых пока неконкурентоспособны в странах сне СНГ. В государства СНГ идет практически весь объем российского экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов и других изделий. А из стран Содружества поставляются необходимые России марганцевые, хромовые, титановые и циркониевые руды, хлопковое волокно и другая продукция. В связи с этим требуется согласовывать со странами СНГ ограничения на ввоз из третьих стран тех видов продукции, объемы производства которых в рамках Содружества позволяют удовлетворять соответствующие потребности. Торгово-экономические отношения России со странами СНГ сегодня еще нельзя считать полностью сложившимися; прослеживается ориентация ее внешнеэкономической деятельности на другие внешние рынки. Открытость экономики России пока еще не подкрепляется в полной мере экономическими мерами, стимулирующими совершенствование структуры экспорта и импорта. Не отработана система государственной поддержки экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств. В целом стратегия внешнеэкономической деятельности не подчинена в полной мере интересам структурной перестройки национальной экономики. Преобладание в российском экспорте энергоносителей и сырья делает его крайне зависимым как от колебаний конъюнктуры на внешних рынках, так и от состояния топливно-сырьевой базы стран-экспортеров. Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является создание условий для «перелива» части выручки от внешнеэкономической деятельности топливно-сырьевых отраслей в развитие обрабатывающих отраслей промышленности.


 

 

Заключение

Свободные экономические зоны – это важный инструмент мирового и национального хозяйства, специальная форма международной интеграции. В России же накоплен собственный неоднозначный опыт создания свободных экономических зон. Правовые трудности удалось преодолеть, и Россия встала на верный путь развития свободных экономических зон. Функционирующие в наше время СЭЗ не дают сомневаться в их успехе и полезности. В перспективе Россия имеет все необходимые ресурсы для сохранения достигнутых результатов и дальнейшее развитие

В настоящее время готовится к принятию новый федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Во-вторых, не стоит отказываться от создания зон и в других районах страны. Но прежде все-таки стоит скорректировать цели их создания и предлагаемые зональные механизмы

По нашему мнению, основными целями СЭЗ в России должны быть:

1. Привлечение прямых иностранных инвестиций в наукоемкие отрасли;

2. Содействие коммерциализации интеллектуальной собственности и развитию инновационного бизнеса;

3. Увеличение экспорта готовой продукции (прежде всего наукоемкой).

То есть российские ОЭЗ должны быть ориентированы на разработку, производство и экспорт высокотехнологичных товаров. Мы считаем, что наиболее часто используемый в мире для привлечения иностранных инвесторов тип зон — экспортно-производственная зона (ЭПЗ), основанная на развитии трудоинтенсивных производств с преобладанием женского труда — не имеет перспектив в России как по экономическим, так и по социальным причинам.

Нашей стране не следует вступать в заведомо проигрышное соревнование с «третьим миром», находящимся на стадии индустриализации, в «эскалации» уступок инвесторам в части налогов, зарплаты и снижения стандартов трудового законодательства и защиты прав трудящихся. Будучи страной, находящейся на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, России при создании ОЭЗ следует ориентироваться на использование таких конкурентных преимуществ, как научно-технический потенциал, кадры ученых, инженеров и квалифицированных рабочих, капиталоемкие и наукоемкие производства и т. п.

Таким образом, наиболее перспективным типом ОЭЗ в России могут стать технопарки и технополисы, сочетающие НИОКР и, в некоторых случаях, производство наукоемкой продукции. Они будут представлять собой своеобразные «заводы», «сырьем» для которых служит интеллект, знание, а готовой продукцией — наукоемкие фирмы и высокие технологии.

Технопарки и технополисы важны не только с точки зрения привлечения инвестиций и развития экономики знаний (включая инкубацию отечественных и совместных высокотехнологичных компаний), но могут сыграть существенную роль в деле предотвращения дальнейшей «утечки умов» и стимулирования возвращения в страну ранее покинувших ее высококвалифицированных специалистов.

 

 

Список использованной литературы

1. Постановление № 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства на территории России» от 14.07.1990 г.

2. Постановление №165-1 «О создании зон свободного предпринимательства» от 13.10.1990 г.

3. Федеральный Закон № 116 «О свободных экономических зонах РФ» редакция от 23.06.2014 год

 

Библиографический список

 

4. Григорьев Н.О. Экономические зоны // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. — 2012. —№ 12. —С. 2—4.

5. Дмитров Р.П. Экономическая структура мирового хозяйства Мн.: ПКФ “Экаунт”, — 2013. — С.150.

6. Егоров А.В. Экономика государства российского - Мн.: ПКФ “Экаунт”, — 2013. — С.310.

7. Ерофеев К.А. Экономическое развитие современной России. // Вестник ГНК РБ. – 2012. - №16. – С.5-15.

8. Зверев Ю.М. Эволюция российских свободных зон // Регион сотрудничества.- 2014. -№ 15. - С. 5-50.

9. Кетов А.Х. Cвободные экономических зоны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2012. - № 2.- С. 45-51.

10. Калябина Т.К Государство и жизнь. ГНК РБ. – 2013. - №16. – С.50-55

11. Литвинов А.Б. Эффективность управления государством Вестник ГНК РБ. – 2012. - №6. – С.54-55

12. Маклаков А.Г. Экономика // Вестник ГНК РБ. – 2011. - №1. – С.7-15.

13. Маркосов Н.В. Экономическая теория // ФИНАНСЫ. — 2013. —№ 18 С.4—8

14. Мутко В.Л., Таймазов А.В., Андреев В.В., Цветков Д.С. Механизм функционирования свободных экономических зон // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. - № 1. -С. 210-216.

15. Рожков Г.В. Развитие свободных экономических зон // Транспортное дело России. - 2012. -№ 4.- С. 143-145.

16. Рожков Г.В., Панайотиди Г.В. Трансформация свободных экономических зон // Проблемы экономики. - 2014. - № 2. - С. 65-69.

17. Фам Ань Туан Опыт функционирования свободных экономических зон // Вестник Института экономики РАН.- 2013. -№ 3. - С. 162-169.

18. Федоров А.А. Экономика будущего // Главный бухгалтер. – 2012. - №40. – С.88-90.

19. Щукин В.А. Экономическая сущность управления // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. — 2012. —№ 1. —С. 10—24.

20. Яковлев А.А. Экономика России. // ФИНАНСЫ. — 2012. —№ 8 С.40—42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: