Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента
ПРОГРАММА И
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Для студентов заочной формы обучения
Специальность 080507 – Менеджмент организации
Краснодар, 2008
Допущено
Редакционно-издательским отделом КГУФКСТ
в качестве методического издания
Составитель
канд. экон. наук, профессор Л.Г. Вакалова
Рецензент
канд. экон. наук, доцент Е.А. Тереенкова
Подготовлено на кафедре экономики и менеджмента
Одобрено научно-методическим советом факультета
экономики и менеджмента
СОДЕРЖАНИЕ
1 Объяснительная записка………………………………………………………….4
2 Содержание практики ………………………………………………………..…..6
2.1 Организационная работа………………………………………………….…....6
2.2 Тематический план преддипломной практики……………………………..…8
2.3 Индивидуальные задания для студентов…………………………………….13
2.3.1 Изучение литературы по теме дипломной работы………………………..13
2.3.2 Сбор и первичная обработка информации, необходимой для
выполнения дипломной работы…………………………………………….13
2.3.3 Выработка предложений для решения исследуемой задачи и их
экономическое обоснование…………………………………………………...14
3 Формы отчетной документации……………………………………………...14
4 Критерии оценки и требования к зачету……………………………………..15
Приложение А……………………………………………………………….…….16
Приложение Б……………………………………………………………………..17
1 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преддипломная практика представляет собой заключительный этап подготовки к написанию дипломной работы. Она основывается на полученных теоретических знаниях и накопленного опыта в ходе предыдущих практик. Ее основной целью является сбор информации в соответствие с темой и программой дипломного исследования, а также расчетно-аналитического обобщения полученных результатов.
|
Задачи преддипломной практики можно разделить на 2 цикла: учебно-методические и научно-практические.
Учебно-методические задачи:
- закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний и практических навыков для решения конкретных проблемы, возникающих в период сбора и обработки материалов;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения изученных методов исследования, а также проведения эксперимента с использованием новых технических средств обучения;
- выявление степени подготовленности и научной зрелости студента к производственной деятельности.
Научно-практические задачи:
- сбор описательно-логической, статической и графической информации на основании программы практики;
- классификация и систематизация накопленных материалов с целью их дальнейшей технической переработки и экспертной оценки научным руководителем;
- аналитическое обобщение полученных результатов с учетом замечаний научного руководителя;
- формулирование заключительных выводов и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности в развитии изучаемых явлений.
При прохождении преддипломной практики студент обязан:
- изучить структуру предприятия, организации и технологию производства, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений; изучить и проанализировать планирование производства и сбыта продукции (услуг);
|
- проанализировать научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и техническую подготовку производства;
- изучить материально-техническое и кадровое обеспечение производства;
- оценить номенклатуру и качество выпускаемой продукции (услуг);
- изучить механизм формирования затрат, их эффективность и ценообразование;
- определить финансовые результаты деятельности предприятия;
- оценить социальную эффективность производственной и управленческой деятельности;
- проанализировать информационное обеспечение управления предприятием;
- изучить процесс выработки вариантов, опенки и принятия управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;
- проанализировать организацию выполнения управленческих решений и контроль их исполнения;
- проанализировать управление с позиций эффективности производства.
В ходе практики необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для подготовки выпускной квалификационной работы, оформить отчет по практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Организационная работа
Методическое, организационное и учебное руководство преддипломной практикой осуществляется кафедрой экономики и менеджмента.
|
В период подготовки к проведению практики кафедрой разрабатываются необходимые для ее проведения методические материалы, определяются объекты проведения практики, заключаются договора о проведении практики с руководителями предприятий (организаций) и в соответствии с договорами составляются списки студентов с указанием конкретных мест практики.
За две недели до начала практики студентам выдаются дневники практики и формализованные бланки краткого отчета о результатах прохождения практики. Кафедра назначает руководителя практики из числа ведущих преподавателей, который осуществляет консультации и контроль прохождения практики. Деканатом факультета экономики и менеджмента проводится установочная конференция со студентами - практикантами и руководителями практики, на которой проводится необходимый инструктаж, разъяснение содержания практики и порядка ее прохождения.
Студенты могут проходить практику по индивидуальным договорам в организациях (на предприятиях) по месту жительства, в организациях, направивших их на учебу и других. Для этого организация, являющаяся базой практики, ходатайствует перед деканатом факультета о направлении студента для прохождения практики.
От предприятия (организации) – объекта практики - назначается руководитель практики из числа руководящих работников предприятия. Он обеспечивает в период прохождения практики:
- создание для студентов безопасных условий труда на каждом рабочем месте и проведение под роспись обязательного инструктажа техники безопасности;
- соблюдение согласованных с вузом календарных сроков проведения практики;
- создание студентам-практикантам всех необходимых условий для выполнения программы практики;
- назначение квалифицированных специалистов для руководства практикой студентов;
- предоставление студентам-практикантам и их руководителям от вуза возможности использовать для выполнения программы практики научно-технической, методической, нормативной и иной документации предприятия;
- соблюдение студентами-практикантами трудовой дисциплины и внутреннего распорядка дня;
- проверку практической работы студентов и качество подготовки ими отчета о прохождении практики; по окончании практики дает письменную характеристику (отзыв) каждому студенту-практиканту.
При необходимости предприятие привлекает студента к выполнению конкретных заданий в интересах организации, не связанных с проблемой исследования в дипломной работе.
Если результаты исследовательской работы представляют интерес для практического использования в деятельности организации, то руководитель преддипломной практики от организации ходатайствует перед деканом факультета о передаче их организации для внедрения.
Студент при прохождении практики обязан:
- полностью выполнить задание, предусмотренное программой практики и индивидуальное задание, выдаваемое руководителем практики;
- вести дневник практики, в который записывать необходимые материалы для составления отчета, содержание бесед, схемы и т.д.;
- строго выполнять требования действующего в организации трудового распорядка (регламента);
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- предоставлять руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий;
- в установленные сроки сдать зачет по практике.
Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем должен составлять до 30 страниц рукописного текста (без приложений).
Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из вуза.
2.2 Тематический план преддипломной практики
Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:
- цели и задачи предприятия;
- масштаб деятельности предприятия;
- миссию и имидж предприятия;
- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;
- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
- производственную структуру предприятия (технологический аспект);
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
- структуру и функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, и внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется выпускная квалификационная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базовой предприятия.
Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:
- производственной функции предприятия;
- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
- оперативного планирования выпуска продукции;
- нормирования труда и управления запасами;
- календарного планирования и диспетчеризации производства
- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции па предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия.
Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- систему материального и морального стимулирования;
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
- методы повышения эффективности управленческого труда, информационную систему управления.
По данному разделу студенты должны изучить:
- массивы информации;
- коммуникационный процесс;
- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- средства передачи и преобразования информации;
- документооборот предприятия и его характеристику;
- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;
- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;
- совершенствование коммуникаций и организации.
Экономические службы и финансовый менеджмент.
Поэтому разделу студенту необходимо:
- изучить структуру и содержание деятельности экономически, служб;
- ознакомиться с системой иен на выпускаемую продукцию; методикой их формирования;
- приобрести навыки составления финансового плана, баланс;
- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;
- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю выполнения принятых решений.
Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете:
- задачи службы маркетинга;
- систему организации службы маркетинга;
- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;
- анализ маркетинговой среды фирмы;
- планирование продукции и товарную политику;
- управление качеством товара (услуги);
- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;
- инновационную политику;
- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
- требования к торговым посредникам;
- планирование продвижения товара (услуги) на рынке;
- коммуникационную политику фирмы;
- основные методы реализации изделий (услуг);
- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику и конкуренцию;
- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;
- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
По усмотрению руководители практики от университета вместо некоторых разделов тематическою плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой выпускной квалификационной работы.
Индивидуальные задания для студентов
Индивидуальные задания по преддипломной практике должны быть направлены на развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении различных вопросов. Индивидуальные задания связаны прежде всего с подготовкой выпускной квалифик5ационной работы и предлагаются студенту его научным руководителем.