Индивидуальные задания для студентов




Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента

 

ПРО­ГРАММА И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Для студентов заочной формы обучения

 

Специальность 080507 – Менеджмент организации

 

Крас­но­дар, 2008

 

 

Допущено

Редакционно-издательским отделом КГУФКСТ

в качестве методического издания

 

Составитель

 

канд. экон. наук, профессор Л.Г. Вакалова

 

Рецензент

канд. экон. наук, доцент Е.А. Тереенкова

 

Подготовлено на кафедре экономики и менеджмента

 

 

Одобрено научно-методическим советом факультета

экономики и менеджмента

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Объяснительная записка………………………………………………………….4

2 Содержание практики ………………………………………………………..…..6

2.1 Организационная работа………………………………………………….…....6

2.2 Тематический план преддипломной практики……………………………..…8

2.3 Индивидуальные задания для студентов…………………………………….13

2.3.1 Изучение литературы по теме дипломной работы………………………..13

2.3.2 Сбор и первичная обработка информации, необходимой для

выполнения дипломной работы…………………………………………….13

2.3.3 Выработка предложений для решения исследуемой задачи и их

экономическое обоснование…………………………………………………...14

3 Формы отчетной документации……………………………………………...14

4 Критерии оценки и требования к зачету……………………………………..15

Приложение А……………………………………………………………….…….16

Приложение Б……………………………………………………………………..17

 

1 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преддипломная практика представляет собой заключительный этап подготовки к написанию дипломной работы. Она основывается на полученных теоретических знаниях и накопленного опыта в ходе предыдущих практик. Ее основной целью является сбор информации в соответствие с темой и программой дипломного исследования, а также расчетно-аналитического обобщения полученных результатов.

Задачи преддипломной практики можно разделить на 2 цикла: учебно-методические и научно-практические.

Учебно-методические задачи:

- закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний и практических навыков для решения конкретных проблемы, возникающих в период сбора и обработки материалов;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения изученных методов исследования, а также проведения эксперимента с использованием новых технических средств обучения;

- выявление степени подготовленности и научной зрелости студента к производственной деятельности.

Научно-практические задачи:

- сбор описательно-логической, статической и графической информации на основании программы практики;

- классификация и систематизация накопленных материалов с целью их дальнейшей технической переработки и экспертной оценки научным руководителем;

- аналитическое обобщение полученных результатов с учетом замечаний научного руководителя;

- формулирование заключительных выводов и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности в развитии изучаемых явлений.

При прохождении преддипломной практики студент обязан:

- изучить структуру предприятия, организации и технологию производства, основные функции производственных, экономичес­ких и управленческих подразделений; изучить и проанализировать планирование производства и сбыта продукции (услуг);

- проанализировать научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и техническую подготовку производства;

- изучить материально-техническое и кадровое обеспечение производства;

- оценить номенклатуру и качество выпускаемой продукции (услуг);

- изучить механизм формирования затрат, их эффективность и ценообразование;

- определить финансовые результаты деятельности предприятия;

- оценить социальную эффективность производственной и управленческой деятельности;

- проанализировать информационное обеспечение управления предприятием;

- изучить процесс выработки вариантов, опенки и принятия управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;

- проанализировать организацию выполнения управленческих решений и контроль их исполнения;

- проанализировать управление с позиций эффективности производства.

В ходе практики необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.

На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для подготовки выпускной квалификационной работы, оформить отчет по практике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Организационная работа

Методическое, организационное и учебное руководство преддипломной практикой осуществляется кафедрой экономики и менеджмента.

В период подготовки к проведению практики кафедрой разрабатываются необходимые для ее проведения методические материалы, определяются объекты проведения практики, заключаются договора о проведении практики с руководителями предприятий (организаций) и в соответствии с договорами составляются списки студентов с указанием конкретных мест практики.

За две недели до начала практики студентам выдаются дневники практики и формализованные бланки краткого отчета о результатах прохождения практики. Кафедра назначает руководителя практики из числа ведущих преподавателей, который осуществляет консультации и контроль прохождения практики. Деканатом факультета экономики и менеджмента проводится установочная конференция со студентами - практикантами и руководителями практики, на которой проводится необходимый инструктаж, разъяснение содержания практики и порядка ее прохождения.

Студенты могут проходить практику по индивидуальным договорам в организациях (на предприятиях) по месту жительства, в организациях, направивших их на учебу и других. Для этого организация, являющаяся базой практики, ходатайствует перед деканатом факультета о направлении студента для прохождения практики.

От предприятия (организации) – объекта практики - назначается руководитель практики из числа руководящих работников предприятия. Он обеспечивает в период прохождения практики:

- создание для студентов безопасных условий труда на каждом рабочем месте и проведение под роспись обязательного инструктажа техники безопасности;

- соблюдение согласованных с вузом календарных сроков проведения практики;

- создание студентам-практикантам всех необходимых условий для выполнения программы практики;

- назначение квалифицированных специалистов для руководства практикой студентов;

- предоставление студентам-практикантам и их руководителям от вуза возможности использовать для выполнения программы практики научно-технической, методической, нормативной и иной документации предприятия;

- соблюдение студентами-практикантами трудовой дисциплины и внутреннего распорядка дня;

- проверку практической работы студентов и качество подготовки ими отчета о прохождении практики; по окончании практики дает письменную характеристику (отзыв) каждому студенту-практиканту.

При необходимости предприятие привлекает студента к выполнению конкретных заданий в интересах организации, не связанных с проблемой исследования в дипломной работе.

Если результаты исследовательской работы представляют интерес для практического использования в деятельности организации, то руководитель преддипломной практики от организации ходатайствует перед деканом факультета о передаче их организации для внедрения.

Студент при прохождении практики обязан:

- полностью выполнить задание, предусмотренное программой практики и индивидуальное задание, выдаваемое руководителем практики;

- вести дневник практики, в который записывать необходимые материалы для составления отчета, содержание бесед, схемы и т.д.;

- строго выполнять требования действующего в организации трудового распорядка (регламента);

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- предоставлять руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий;

- в установленные сроки сдать зачет по практике.

Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем должен составлять до 30 страниц рукописного текста (без приложений).

Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из вуза.

 

2.2 Тематический план преддипломной практики

Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:

- цели и задачи предприятия;

- масштаб деятельности предприятия;

- миссию и имидж предприятия;

- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;

- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

- производственную структуру предприятия (технологический аспект);

- стратегию и тактику управления предприятием;

- уровень организационной культуры.

Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделе­ния;

- методы, применяемые на предприятии для совершенствования поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

- структуру и функции аппарата управления предприятия;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, и внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется выпускная квалификационная работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базовой предприятия.

Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:

- производственной функции предприятия;

- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- оперативного планирования выпуска продукции;

- нормирования труда и управления запасами;

- календарного планирования и диспетчеризации производства

- мотивации и стимулирования труда в целях активизации че­ловеческого фактора;

- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

 

Студенту необходимо:

- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, про­гнозов, текущих производственных программ в целом по предпри­ятию или какому-либо базовому производственному подразделе­нию;

- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

- проанализировать методы и приемы, используемые при обо­сновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

- проанализировать систему организации производственных свя­зей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;

- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции па предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);

- дать комплексную оценку организации управления производ­ственно-сбытовой деятельностью предприятия.

Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

- профессиональный состав, квалификационный и образова­тельный уровень кадров (по категориям персонала);

- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

- систему материального и морального стимулирования;

- функции управленческого персонала;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управле­ния, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалифика­ции, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

- методы повышения эффективности управленческого труда, информационную систему управления.

 

По данному разделу сту­денты должны изучить:

- массивы информации;

- коммуникационный процесс;

- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребите­ли, поставщики и др.);

- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- средства передачи и преобразования информации;

- документооборот предприятия и его характеристику;

- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

- совершенствование коммуникаций и организации.

 

Экономические службы и финансовый менеджмент.

Поэтому разделу студенту необходимо:

- изучить структуру и содержание деятельности экономически, служб;

- ознакомиться с системой иен на выпускаемую продукцию; методикой их формирования;

- приобрести навыки составления финансового плана, баланс;

- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оце­нивать показатели финансового состояния предприятия;

- изучить механизм формирования, распределения и использо­вания прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабель­ности;

- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

- внести предложения по выработке соответствующих управ­ленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю выполнения принятых решений.

Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете:

- задачи службы маркетинга;

- систему организации службы маркетинга;

- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых ис­следований рынка и возможностей фирмы;

- анализ маркетинговой среды фирмы;

- планирование продукции и товарную политику;

- управление качеством товара (услуги);

- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

- инновационную политику;

- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;

- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

- требования к торговым посредникам;

- планирование продвижения товара (услуги) на рынке;

- коммуникационную политику фирмы;

- основные методы реализации изделий (услуг);

- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффек­тивность;

- инструменты стимулирования сбыта;

- ценовую политику и конкуренцию;

- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;

- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

По усмотрению руководители практики от университета вместо некоторых разделов тематическою плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой выпускной квалификационной работы.

Индивидуальные задания для студентов

Индивидуальные задания по преддипломной практике должны быть направлены на развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении различных вопросов. Индивидуальные задания связаны прежде всего с подготовкой выпускной квалифик5ационной работы и предлагаются студенту его научным руководителем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: