Фамилия, имя ребенка ____________________________
Дата рождения ребенка ____________________________
Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол ____________________________
Ф.И.О. респондента ___________________________
Дата обследования | Возраст ребенка (год и месяц) | Общий результат развития (средний балл по таблицам 1–9) | Дезадаптивное поведение (суммарный балл) |
«___»______________ 20___г. | |||
«___»______________ 20___г. |
Таблица возрастных нормативов 1. «Поведение»
(Дьяченко, Лаврентьева, 1984; Лисина, 1986; Мухина, 2000; Обухова, 1996)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен тарий |
1-й год | По-разному реагирует на свое и чужое имя | ||||
Протягивает руки к близким людям | |||||
По просьбе выполняет ранее заученные действия — «ладушки», «до свидания» | |||||
Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде подчинения или протеста | |||||
2-й год | Подражает действиям взрослых — «читает» книги | ||||
Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя слова или жесты | |||||
Помогает при уборке игрушек | |||||
Ведет взрослого за собой, чтобы показать что-либо | |||||
3-й год | Не плачет, расставаясь с мамой, когда остается со знакомым человеком | ||||
По просьбе, обычно делится игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми | |||||
На групповых занятиях выполняет синхронные действия с другими детьми. (Например, ходит парами, в общем кругу, топает ногой и одновременно хлопает в ладоши) | |||||
Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их | |||||
4-й год | Слушает со вниманием короткие истории | ||||
Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, руки — в стороны, опускает руки | |||||
Не выходит за установленные родителями границы территории, на детской площадке, во дворе | |||||
Выполняет поручения в незнакомой обстановке, вне дома | |||||
5-й год | По-разному общается с младшими и старшими детьми, детьми и взрослыми | ||||
Умеет организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия | |||||
Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы | |||||
В случае сомнения в правильности выполнения задания обращается за оценкой своих действий к взрослому | |||||
6-й год | Обращается к незнакомым взрослым на «вы», а педагогам — по имени и отчеству | ||||
Сознательно соблюдает принятые правила поведения, с пониманием их значения | |||||
Подчиняется сигналам светофора и знакам «Идите» и «Стойте» | |||||
Выполняет задание до конца, самостоятельно контролирует правильность его выполнения по ходу деятельности | |||||
7-й год | Соподчиняет мотивы своего поведения, заканчивает начатое дело до конца, прежде чем приступить к новому | ||||
Воспринимает фронтальную инструкцию, данную на слух или зрительно; удерживает инструкцию до конца задания | |||||
Бережно относится к оборудованию в группе, к окружающим предметам и напоминает об этом другим детям | |||||
Анализирует образец, сличает результат работы с данным образцом, самостоятельно находит и исправляет ошибки | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 2. «Коммуникация»
(Клюев, 1998; Леонтьев, 1969; Лепская, 1997; Лисина, 1986; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Улыбается при взаимодействии с близким человеком | ||||
Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей | |||||
Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами, и т.д. | |||||
Имитирует слова сразу же после того, как услышит их | |||||
2-й год | Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов | ||||
Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора | |||||
Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками | |||||
Комментирует и описывает текущие события | |||||
3-й год | Отвечает на простые вопросы и задает их | ||||
Поддерживает простой диалог со взрослыми | |||||
Пересказывает знакомую историю по картинкам | |||||
Говорит о своих чувствах | |||||
4-й год | Периодически вступает в диалог с ровесниками | ||||
Вступает в простой диалог по телефону | |||||
Поддерживает диалог с ровесниками | |||||
Использует социальные слова, фразы (например, «Извините») | |||||
5-й год | Адекватно реагирует на чувства других людей | ||||
Начинает понимать язык телодвижений собеседника | |||||
Общается на разнообразные темы | |||||
Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника | |||||
6-й год | Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника | ||||
Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение | |||||
Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников | |||||
Называет по просьбе полный домашний адрес | |||||
7-й год | Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения | ||||
Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым | |||||
Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут | |||||
Вежливо, корректно завершает диалог | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 3. «Восприятие»
(Мухина, 2000; Ньюокиктьен, 2009; Обухова, 1996; Стребелева, 1998)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Рассматривает предмет в руке | ||||
Находит спрятанный на глазах предмет | |||||
Различает предметы по форме. (Например, отличает кирпичик от кубика) | |||||
Рассматривает фотографии, изображение предметов с четкими контурами | |||||
2-й год | Смотрит в сторону называемого человека | ||||
Различает и показывает изображения круга и квадрата | |||||
Складывает разрезную картинку из двух частей | |||||
Соотносит реальные предметы с их изображением | |||||
3-й год | Выбирает из 9 картинок, ту которую ему назвали | ||||
Знает свою одежду | |||||
Подбирает парные картинки (две−четыре пары) предметных картинок | |||||
Показывает шесть названных частей тела | |||||
4-й год | Соотносит, показывает и называет основные цвета | ||||
Соотносит, показывает и называет предметы трех разных длин (короткий, длинный, средний) | |||||
Составляет предметную разрезную картинку из четырех элементов | |||||
Понимает на слух простые правила игры | |||||
5-й год | Соотносит образ одинаковых букв | ||||
Узнает перечеркнутые изображения | |||||
Находит 5−6 отличий между двумя рисунками | |||||
Правильно называет оттенки цветов — оранжевый, фиолетовый, голубой, серый, розовый, коричневый | |||||
6-й год | Узнает фигуры с недостающими деталями | ||||
Определяет на слух, какое слово лишнее | |||||
По силуэту и незначительным деталям определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. | |||||
Складывает 10 полосок разной длины в порядке убывания | |||||
7-й год | Правильно указывает основные различия в геометрических формах | ||||
Последовательно выкладывает серию сюжетных картинок (4−5), логично объясняет | |||||
Складывает сюжетную разрезную картинку из 4−6 частей | |||||
Узнает наложенные изображения (фигуры Поппельрейтера) | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 4. «Познавательная сфера»
(Кипхард, 2009; Забрамная, Боровик, 2002; Зиннхубер, 2010; Стребелева, 1998; Штрасмайер, 2002)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Проявляет желание получить что-либо | ||||
Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут | |||||
Складывает игрушки в корзину | |||||
Дает или показывает игрушку взрослым | |||||
2-й год | Определяет, кому из членов семьи принадлежит данный предмет | ||||
После наблюдения подражает увиденному действию с игрушкой | |||||
Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками | |||||
Сортирует предметы по форме (кубик/шарик) | |||||
3-й год | Раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам | ||||
Собирает матрешку, состоящую из четырех частей | |||||
Соотносит верх и низ (переворачивает и кладет книгу правильно) | |||||
Собирает по порядку пирамидку из пяти колец | |||||
4-й год | Сравнивает предметы или животных, находя в них различия и объясняя их | ||||
Классифицирует предметы по признакам действия: что летает, ездит, плавает | |||||
Находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет | |||||
Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3−4 несоответствия. Объясняет, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть | |||||
5-й год | Сравнивает изображения и находит сходство и различие | ||||
Сортирует предметы по разным группам, используя обобщающие слова (растения, одежда, мебель, транспорт, овощи, фрукты) | |||||
Знает, из какого материала построен дом | |||||
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт | |||||
6-й год | Исключает предмет по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие (4-й лишний) | ||||
Понимает значение понятий: «вчера», «завтра» | |||||
Раскладывает и составляет рассказ по картинкам, ориентируясь на временную последовательность | |||||
Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением. | |||||
7-й год | Знает и называет последовательно дни недели | ||||
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10 | |||||
Определяет и называет последовательность времен года | |||||
Решает задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 5. «Речь»
(Архипова, 2005; Власенко, Чиркина, 1992; Волков, 1993; Филичева, Соболева, 1996)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Произносит гласные (вокализирует), гулит | ||||
Произносит некоторые согласные, лепечет | |||||
Произносит первые слова. Использует речь для комментирования окружающего | |||||
Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами | |||||
2-й год | Выражает просьбы и комментирует действия, используя словосочетания из двух слов | ||||
Привлекает внимание с помощью речи | |||||
Пользуется фразой из 3−4 слов | |||||
Появляются простые предлоги (в, на, у, с) | |||||
3-й год | Произносит слова из трех открытых слогов (машина, сапоги) | ||||
Фонематическое восприятие хорошо развито: не смешивает слова, близкие по звучанию | |||||
Говорит о себе в 1-м лице | |||||
В речи появляются понятия времени и места | |||||
4-й год | Пользуется вопросом «Почему?» | ||||
Сообщает о недавно происшедших событиях | |||||
Использует сложное предложение из 5−8 слов, с простыми предлогами и союзами (и, на, с) | |||||
Любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их | |||||
5-й год | Правильно произносит шипящие и свистящие звуки | ||||
Выделяет гласный звук в начале, в середине и в конце слова | |||||
Использует в речи грамматически согласованную расширенную фразу | |||||
Замечает ошибки в неверно названном слове (фразе) у себя и других | |||||
6-й год | Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры | ||||
В речи нет пропусков и перестановки слогов и звуков | |||||
Выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других | |||||
Подбирает обобщающее слово к произнесенным вслух словам (мебель, обувь, одежда, еда, и т.д.) | |||||
7-й год | Речь максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковой стороны | ||||
Владеет основной системой грамматики: словоизменением, словообразванием, синтаксической структурой предложения | |||||
Правильно произносит слова со сложной слоговой структурой | |||||
Составляет связный устный рассказ (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 6. «Игра»
(Лисина, 1986; Эльконин, 1978; Beyer, Gammeltoft, 2000; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Улыбается при взаимодействии с близким человеком | ||||
Манипулирует одним предметом (вертит, крутит, облизывает, бросает и т.д.) | |||||
Манипулирует двумя и более предметами одновременно, упорядочивает их (например, строит башню из кубиков, складывает формочки друг в друга и т.д.) | |||||
Играет в простые социальные игры с предсказуемыми действиями со взрослым (например, «ладушки», «по ровненькой дороженьке», «ку-ку» т.д.) | |||||
2-й год | Выполняет функциональные действия с различными игрушками и бытовыми предметами | ||||
Играет рядом с другим ребенком с собственным набором игровых материалов (параллельная игра) | |||||
Имитирует игровые действия других детей | |||||
Появляется символическая игра: ребенок использует предметы-заместители (например, использует палочку вместо ложки) | |||||
3-й год | Совершает несколько функциональных и символических действий, не связанных в единый сюжет (например, кормит, возит, моет и т.д.) | ||||
Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики) | |||||
Приписывает кукле собственные желания в символической игре | |||||
Начинает принимать на себя роли взрослых (например, мамы, папы, воспитательницы), но не называет их словесно | |||||
4-й год | Совершает игровые действия, отражающие эпизоды из личной жизни (игры «семья», «детский сад») | ||||
Широко использует предметы-заместители; совершает игровые действия с воображаемыми объектами (например, крутит несуществующий руль) | |||||
Совершает несколько последовательных символических действий, объединенных в единую логическую цепочку (сюжетная игра). | |||||
Называет свою роль и роли партнеров по игре | |||||
5-й год | Соблюдает правила в простых играх | ||||
Делится игрушками по собственной инициативе, играет в игры с переходом ходов без напоминаний | |||||
Проигрывает прочитанные рассказы, показанные картинки, мультфильмы, события общественной жизни | |||||
Принимает на себя разнообразные роли: папы, доктора, водителя, повара и т.д.; называет их | |||||
6-й год | Совершает разнообразные социальные игровые действия, соответствующие принятой роли | ||||
Использует специфическую ролевую речь, обращенную к партнерам по игре | |||||
Берет на себя роль другого ребенка | |||||
Демонстрирует ярко выраженное ролевое поведение, в том числе речь ребенка в игре носит явно ролевой характер | |||||
7-й год | Играет в режиссерские игры | ||||
Четко следует социальным правилам в ролевой игре | |||||
Свободно играет в игры-драматизации | |||||
Свободно играет в игры с правилами | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 7. «Крупная моторика»
(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Переворачивается со спинки на живот | ||||
Сидит в течение 10 минут | |||||
Самостоятельно ползает | |||||
Ходит при поддержке за обе руки | |||||
2-й год | Перешагивает через препятствия переставным шагом, нагибается и приседает, чтобы взять предмет | ||||
Залезает на возвышение, взбирается по лестнице | |||||
Бегает | |||||
Спускается и поднимается по ступеням без поддержки | |||||
3-й год | Прыгает, отрывая обе ноги от пола | ||||
Пытается стоять на одной ноге | |||||
Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие | |||||
Ездит на трехколесном велосипеде | |||||
4-й год | Стоит на одной ноге более двух секунд | ||||
Бьет мяч в цель | |||||
Спускается по ступенькам попеременным шагом | |||||
Кидает мяч в руки | |||||
5-й год | Прыгает на одной ноге | ||||
Ловит мяч двумя руками | |||||
Ездит на велосипеде (3−4-х колесном), совершая плавные повороты | |||||
Стоит на одной ноге более восьми секунд | |||||
6-й год | Попадает мячом в цель с расстояния 1,5 м | ||||
Прыгает с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола | |||||
Прыгает с высоты 30 см, приземляясь на корточки | |||||
Стоит на каждой ноге попеременно, с закрытыми глазами | |||||
7-й год | Проходит по прямой линии с открытыми глазами расстояние 2 м | ||||
Залезает на стул высотой 45 см без помощи рук | |||||
Сидит на корточках с горизонтально вытянутыми руками в течение 10 секунд | |||||
Ездит на двухколесном велосипеде (без дополнительных колес) | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 8. «Мелкая моторика»
(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Сжимает предмет в руке | ||||
Сгибает и выпрямляет руки | |||||
Перекладывает предмет из одной руки в другую | |||||
Использует пинцетный захват | |||||
2-й год | Стучит предметом о предмет | ||||
Указывает при помощи указательного пальца | |||||
Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями или в бутылку | |||||
Строит башню из 3−4 кубиков | |||||
3-й год | Нанизывает крупные бусы | ||||
Переливает воду из сосуда в сосуд | |||||
Переворачивает страницы | |||||
Открывает спичечный коробок | |||||
4-й год | Рисует круги | ||||
Пьет из чашки, держа ее одной рукой | |||||
Проводит линию, соединяющую две точки | |||||
Лепит из пластилина «колобок» и «змейку» | |||||
5-й год | Режет ножницами | ||||
Застегивает и расстегивает пуговицы | |||||
Продевает нитку в иголку | |||||
Вырезает ножницами по контуру | |||||
6-й год | Бросает мяч руками на расстояние 4 метров | ||||
Рисует простые геометрические формы | |||||
Рисует домик, солнце, дерево | |||||
Завязывает узел | |||||
7-й год | Рисует человека из восьми частей (голова, шея, туловище, 2 руки, 2 ноги, пальцы) | ||||
Отбивает мяч от земли 3 раза подряд | |||||
Пишет (срисовывает) 10 букв | |||||
Строит конструкции из кубиков, выкладывает из счетных палочек фигуры по образцу | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 9. «Самообслуживание»
(Кипхард, 2006; Зиннхубер, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Штрасмайер, 2002)
Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
1-й год | Самостоятельно сосет и глотает | ||||
Позволяет одевать себя, не сопротивляясь | |||||
Пережевывает пищу | |||||
Пьет из чашки или стакана с помощью | |||||
2-й год | Имитирует работу по дому | ||||
В течение дня регулярно остается сухим и контролирует свой стул | |||||
Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки (не обязательно аккуратно) | |||||
Самостоятельно снимает незастегнутую одежду | |||||
3-й год | Пьет через соломинку | ||||
Вытирает себе руки (салфеткой или полотенцем) | |||||
Самостоятельно моет руки | |||||
Дает знать, когда хочет сходить в туалет | |||||
4-й год | Ест самостоятельно ложкой и вилкой, почти не пачкаясь | ||||
Надевает на себя куртку, пальто | |||||
Обувает ботинки (шнурки завязывать необязательно) | |||||
Чистит зубы, умывает лицо, под руководством взрослого выполняет все действия в туалете | |||||
5-й год | Раздевается самостоятельно, застегивает крупные пуговицы, различает переднюю и заднюю части одежды | ||||
После игры убирает игрушки без напоминания | |||||
Самостоятельно пользуется туалетом, моет руки и одевается, пытается завязывать шнурки | |||||
Ножом намазывает на хлеб масло | |||||
6-й год | Выполняет простые поручения по дому | ||||
Наливает себе напиток из кувшина | |||||
Полностью самостоятельно одевается на прогулку | |||||
Может самостоятельно принять душ | |||||
7-й год | Правильно пользуется столовыми приборами во время приемов пищи | ||||
Соблюдает правила дорожного движения для пешеходов (смотрит в обе стороны при переходе через дорогу, подчиняется сигналам светофора) | |||||
Завязывает шнурки на бантик | |||||
Самостоятельно застилает постель | |||||
СУММА БАЛЛОВ |
Таблица 10. «Дезадаптивное поведение»
Форма дезадаптивного поведения | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
Аутоагрессиивное поведение | |||
Кусает свою руку | |||
Бьет, стучит себя по голове | |||
Бьется головой о стену | |||
Бьется головой о стол | |||
Агрессивное поведение | |||
Плюет на других людей | |||
Бьет других людей по лицу | |||
Кусает других людей | |||
Щипает окружающих | |||
Тянет, дергает за волосы окружающих | |||
Стереотипное поведение |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд