Фамилия, имя ребенка ____________________________
Дата рождения ребенка ____________________________
Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол ____________________________
Ф.И.О. респондента ___________________________
| Дата обследования | Возраст ребенка (год и месяц) | Общий результат развития (средний балл по таблицам 1–9) | Дезадаптивное поведение (суммарный балл) |
| «___»______________ 20___г. | |||
| «___»______________ 20___г. |
Таблица возрастных нормативов 1. «Поведение»
(Дьяченко, Лаврентьева, 1984; Лисина, 1986; Мухина, 2000; Обухова, 1996)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен тарий |
| 1-й год | По-разному реагирует на свое и чужое имя | ||||
| Протягивает руки к близким людям | |||||
| По просьбе выполняет ранее заученные действия — «ладушки», «до свидания» | |||||
| Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде подчинения или протеста | |||||
| 2-й год | Подражает действиям взрослых — «читает» книги | ||||
| Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя слова или жесты | |||||
| Помогает при уборке игрушек | |||||
| Ведет взрослого за собой, чтобы показать что-либо | |||||
| 3-й год | Не плачет, расставаясь с мамой, когда остается со знакомым человеком | ||||
| По просьбе, обычно делится игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми | |||||
| На групповых занятиях выполняет синхронные действия с другими детьми. (Например, ходит парами, в общем кругу, топает ногой и одновременно хлопает в ладоши) | |||||
| Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их | |||||
| 4-й год | Слушает со вниманием короткие истории | ||||
| Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, руки — в стороны, опускает руки | |||||
| Не выходит за установленные родителями границы территории, на детской площадке, во дворе | |||||
| Выполняет поручения в незнакомой обстановке, вне дома | |||||
| 5-й год | По-разному общается с младшими и старшими детьми, детьми и взрослыми | ||||
| Умеет организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия | |||||
| Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы | |||||
| В случае сомнения в правильности выполнения задания обращается за оценкой своих действий к взрослому | |||||
| 6-й год | Обращается к незнакомым взрослым на «вы», а педагогам — по имени и отчеству | ||||
| Сознательно соблюдает принятые правила поведения, с пониманием их значения | |||||
| Подчиняется сигналам светофора и знакам «Идите» и «Стойте» | |||||
| Выполняет задание до конца, самостоятельно контролирует правильность его выполнения по ходу деятельности | |||||
| 7-й год | Соподчиняет мотивы своего поведения, заканчивает начатое дело до конца, прежде чем приступить к новому | ||||
| Воспринимает фронтальную инструкцию, данную на слух или зрительно; удерживает инструкцию до конца задания | |||||
| Бережно относится к оборудованию в группе, к окружающим предметам и напоминает об этом другим детям | |||||
| Анализирует образец, сличает результат работы с данным образцом, самостоятельно находит и исправляет ошибки | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 2. «Коммуникация»
(Клюев, 1998; Леонтьев, 1969; Лепская, 1997; Лисина, 1986; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Улыбается при взаимодействии с близким человеком | ||||
| Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей | |||||
| Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами, и т.д. | |||||
| Имитирует слова сразу же после того, как услышит их | |||||
| 2-й год | Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов | ||||
| Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора | |||||
| Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками | |||||
| Комментирует и описывает текущие события | |||||
| 3-й год | Отвечает на простые вопросы и задает их | ||||
| Поддерживает простой диалог со взрослыми | |||||
| Пересказывает знакомую историю по картинкам | |||||
| Говорит о своих чувствах | |||||
| 4-й год | Периодически вступает в диалог с ровесниками | ||||
| Вступает в простой диалог по телефону | |||||
| Поддерживает диалог с ровесниками | |||||
| Использует социальные слова, фразы (например, «Извините») | |||||
| 5-й год | Адекватно реагирует на чувства других людей | ||||
| Начинает понимать язык телодвижений собеседника | |||||
| Общается на разнообразные темы | |||||
| Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника | |||||
| 6-й год | Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника | ||||
| Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение | |||||
| Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников | |||||
| Называет по просьбе полный домашний адрес | |||||
| 7-й год | Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения | ||||
| Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым | |||||
| Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут | |||||
| Вежливо, корректно завершает диалог | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 3. «Восприятие»
(Мухина, 2000; Ньюокиктьен, 2009; Обухова, 1996; Стребелева, 1998)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Рассматривает предмет в руке | ||||
| Находит спрятанный на глазах предмет | |||||
| Различает предметы по форме. (Например, отличает кирпичик от кубика) | |||||
| Рассматривает фотографии, изображение предметов с четкими контурами | |||||
| 2-й год | Смотрит в сторону называемого человека | ||||
| Различает и показывает изображения круга и квадрата | |||||
| Складывает разрезную картинку из двух частей | |||||
| Соотносит реальные предметы с их изображением | |||||
| 3-й год | Выбирает из 9 картинок, ту которую ему назвали | ||||
| Знает свою одежду | |||||
| Подбирает парные картинки (две−четыре пары) предметных картинок | |||||
| Показывает шесть названных частей тела | |||||
| 4-й год | Соотносит, показывает и называет основные цвета | ||||
| Соотносит, показывает и называет предметы трех разных длин (короткий, длинный, средний) | |||||
| Составляет предметную разрезную картинку из четырех элементов | |||||
| Понимает на слух простые правила игры | |||||
| 5-й год | Соотносит образ одинаковых букв | ||||
| Узнает перечеркнутые изображения | |||||
| Находит 5−6 отличий между двумя рисунками | |||||
| Правильно называет оттенки цветов — оранжевый, фиолетовый, голубой, серый, розовый, коричневый | |||||
| 6-й год | Узнает фигуры с недостающими деталями | ||||
| Определяет на слух, какое слово лишнее | |||||
| По силуэту и незначительным деталям определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. | |||||
| Складывает 10 полосок разной длины в порядке убывания | |||||
| 7-й год | Правильно указывает основные различия в геометрических формах | ||||
| Последовательно выкладывает серию сюжетных картинок (4−5), логично объясняет | |||||
| Складывает сюжетную разрезную картинку из 4−6 частей | |||||
| Узнает наложенные изображения (фигуры Поппельрейтера) | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 4. «Познавательная сфера»
(Кипхард, 2009; Забрамная, Боровик, 2002; Зиннхубер, 2010; Стребелева, 1998; Штрасмайер, 2002)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Проявляет желание получить что-либо | ||||
| Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут | |||||
| Складывает игрушки в корзину | |||||
| Дает или показывает игрушку взрослым | |||||
| 2-й год | Определяет, кому из членов семьи принадлежит данный предмет | ||||
| После наблюдения подражает увиденному действию с игрушкой | |||||
| Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками | |||||
| Сортирует предметы по форме (кубик/шарик) | |||||
| 3-й год | Раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам | ||||
| Собирает матрешку, состоящую из четырех частей | |||||
| Соотносит верх и низ (переворачивает и кладет книгу правильно) | |||||
| Собирает по порядку пирамидку из пяти колец | |||||
| 4-й год | Сравнивает предметы или животных, находя в них различия и объясняя их | ||||
| Классифицирует предметы по признакам действия: что летает, ездит, плавает | |||||
| Находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет | |||||
| Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3−4 несоответствия. Объясняет, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть | |||||
| 5-й год | Сравнивает изображения и находит сходство и различие | ||||
| Сортирует предметы по разным группам, используя обобщающие слова (растения, одежда, мебель, транспорт, овощи, фрукты) | |||||
| Знает, из какого материала построен дом | |||||
| Отгадывает загадки, используя накопленный опыт | |||||
| 6-й год | Исключает предмет по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие (4-й лишний) | ||||
| Понимает значение понятий: «вчера», «завтра» | |||||
| Раскладывает и составляет рассказ по картинкам, ориентируясь на временную последовательность | |||||
| Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением. | |||||
| 7-й год | Знает и называет последовательно дни недели | ||||
| Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10 | |||||
| Определяет и называет последовательность времен года | |||||
| Решает задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 5. «Речь»
(Архипова, 2005; Власенко, Чиркина, 1992; Волков, 1993; Филичева, Соболева, 1996)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Произносит гласные (вокализирует), гулит | ||||
| Произносит некоторые согласные, лепечет | |||||
| Произносит первые слова. Использует речь для комментирования окружающего | |||||
| Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами | |||||
| 2-й год | Выражает просьбы и комментирует действия, используя словосочетания из двух слов | ||||
| Привлекает внимание с помощью речи | |||||
| Пользуется фразой из 3−4 слов | |||||
| Появляются простые предлоги (в, на, у, с) | |||||
| 3-й год | Произносит слова из трех открытых слогов (машина, сапоги) | ||||
| Фонематическое восприятие хорошо развито: не смешивает слова, близкие по звучанию | |||||
| Говорит о себе в 1-м лице | |||||
| В речи появляются понятия времени и места | |||||
| 4-й год | Пользуется вопросом «Почему?» | ||||
| Сообщает о недавно происшедших событиях | |||||
| Использует сложное предложение из 5−8 слов, с простыми предлогами и союзами (и, на, с) | |||||
| Любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их | |||||
| 5-й год | Правильно произносит шипящие и свистящие звуки | ||||
| Выделяет гласный звук в начале, в середине и в конце слова | |||||
| Использует в речи грамматически согласованную расширенную фразу | |||||
| Замечает ошибки в неверно названном слове (фразе) у себя и других | |||||
| 6-й год | Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры | ||||
| В речи нет пропусков и перестановки слогов и звуков | |||||
| Выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других | |||||
| Подбирает обобщающее слово к произнесенным вслух словам (мебель, обувь, одежда, еда, и т.д.) | |||||
| 7-й год | Речь максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковой стороны | ||||
| Владеет основной системой грамматики: словоизменением, словообразванием, синтаксической структурой предложения | |||||
| Правильно произносит слова со сложной слоговой структурой | |||||
| Составляет связный устный рассказ (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 6. «Игра»
(Лисина, 1986; Эльконин, 1978; Beyer, Gammeltoft, 2000; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Улыбается при взаимодействии с близким человеком | ||||
| Манипулирует одним предметом (вертит, крутит, облизывает, бросает и т.д.) | |||||
| Манипулирует двумя и более предметами одновременно, упорядочивает их (например, строит башню из кубиков, складывает формочки друг в друга и т.д.) | |||||
| Играет в простые социальные игры с предсказуемыми действиями со взрослым (например, «ладушки», «по ровненькой дороженьке», «ку-ку» т.д.) | |||||
| 2-й год | Выполняет функциональные действия с различными игрушками и бытовыми предметами | ||||
| Играет рядом с другим ребенком с собственным набором игровых материалов (параллельная игра) | |||||
| Имитирует игровые действия других детей | |||||
| Появляется символическая игра: ребенок использует предметы-заместители (например, использует палочку вместо ложки) | |||||
| 3-й год | Совершает несколько функциональных и символических действий, не связанных в единый сюжет (например, кормит, возит, моет и т.д.) | ||||
| Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики) | |||||
| Приписывает кукле собственные желания в символической игре | |||||
| Начинает принимать на себя роли взрослых (например, мамы, папы, воспитательницы), но не называет их словесно | |||||
| 4-й год | Совершает игровые действия, отражающие эпизоды из личной жизни (игры «семья», «детский сад») | ||||
| Широко использует предметы-заместители; совершает игровые действия с воображаемыми объектами (например, крутит несуществующий руль) | |||||
| Совершает несколько последовательных символических действий, объединенных в единую логическую цепочку (сюжетная игра). | |||||
| Называет свою роль и роли партнеров по игре | |||||
| 5-й год | Соблюдает правила в простых играх | ||||
| Делится игрушками по собственной инициативе, играет в игры с переходом ходов без напоминаний | |||||
| Проигрывает прочитанные рассказы, показанные картинки, мультфильмы, события общественной жизни | |||||
| Принимает на себя разнообразные роли: папы, доктора, водителя, повара и т.д.; называет их | |||||
| 6-й год | Совершает разнообразные социальные игровые действия, соответствующие принятой роли | ||||
| Использует специфическую ролевую речь, обращенную к партнерам по игре | |||||
| Берет на себя роль другого ребенка | |||||
| Демонстрирует ярко выраженное ролевое поведение, в том числе речь ребенка в игре носит явно ролевой характер | |||||
| 7-й год | Играет в режиссерские игры | ||||
| Четко следует социальным правилам в ролевой игре | |||||
| Свободно играет в игры-драматизации | |||||
| Свободно играет в игры с правилами | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 7. «Крупная моторика»
(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Переворачивается со спинки на живот | ||||
| Сидит в течение 10 минут | |||||
| Самостоятельно ползает | |||||
| Ходит при поддержке за обе руки | |||||
| 2-й год | Перешагивает через препятствия переставным шагом, нагибается и приседает, чтобы взять предмет | ||||
| Залезает на возвышение, взбирается по лестнице | |||||
| Бегает | |||||
| Спускается и поднимается по ступеням без поддержки | |||||
| 3-й год | Прыгает, отрывая обе ноги от пола | ||||
| Пытается стоять на одной ноге | |||||
| Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие | |||||
| Ездит на трехколесном велосипеде | |||||
| 4-й год | Стоит на одной ноге более двух секунд | ||||
| Бьет мяч в цель | |||||
| Спускается по ступенькам попеременным шагом | |||||
| Кидает мяч в руки | |||||
| 5-й год | Прыгает на одной ноге | ||||
| Ловит мяч двумя руками | |||||
| Ездит на велосипеде (3−4-х колесном), совершая плавные повороты | |||||
| Стоит на одной ноге более восьми секунд | |||||
| 6-й год | Попадает мячом в цель с расстояния 1,5 м | ||||
| Прыгает с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола | |||||
| Прыгает с высоты 30 см, приземляясь на корточки | |||||
| Стоит на каждой ноге попеременно, с закрытыми глазами | |||||
| 7-й год | Проходит по прямой линии с открытыми глазами расстояние 2 м | ||||
| Залезает на стул высотой 45 см без помощи рук | |||||
| Сидит на корточках с горизонтально вытянутыми руками в течение 10 секунд | |||||
| Ездит на двухколесном велосипеде (без дополнительных колес) | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 8. «Мелкая моторика»
(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Сжимает предмет в руке | ||||
| Сгибает и выпрямляет руки | |||||
| Перекладывает предмет из одной руки в другую | |||||
| Использует пинцетный захват | |||||
| 2-й год | Стучит предметом о предмет | ||||
| Указывает при помощи указательного пальца | |||||
| Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями или в бутылку | |||||
| Строит башню из 3−4 кубиков | |||||
| 3-й год | Нанизывает крупные бусы | ||||
| Переливает воду из сосуда в сосуд | |||||
| Переворачивает страницы | |||||
| Открывает спичечный коробок | |||||
| 4-й год | Рисует круги | ||||
| Пьет из чашки, держа ее одной рукой | |||||
| Проводит линию, соединяющую две точки | |||||
| Лепит из пластилина «колобок» и «змейку» | |||||
| 5-й год | Режет ножницами | ||||
| Застегивает и расстегивает пуговицы | |||||
| Продевает нитку в иголку | |||||
| Вырезает ножницами по контуру | |||||
| 6-й год | Бросает мяч руками на расстояние 4 метров | ||||
| Рисует простые геометрические формы | |||||
| Рисует домик, солнце, дерево | |||||
| Завязывает узел | |||||
| 7-й год | Рисует человека из восьми частей (голова, шея, туловище, 2 руки, 2 ноги, пальцы) | ||||
| Отбивает мяч от земли 3 раза подряд | |||||
| Пишет (срисовывает) 10 букв | |||||
| Строит конструкции из кубиков, выкладывает из счетных палочек фигуры по образцу | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица возрастных нормативов 9. «Самообслуживание»
(Кипхард, 2006; Зиннхубер, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Штрасмайер, 2002)
| Возраст ребенка (год) | Возраст ребенка (мес.) | Показатель развития | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| 1-й год | Самостоятельно сосет и глотает | ||||
| Позволяет одевать себя, не сопротивляясь | |||||
| Пережевывает пищу | |||||
| Пьет из чашки или стакана с помощью | |||||
| 2-й год | Имитирует работу по дому | ||||
| В течение дня регулярно остается сухим и контролирует свой стул | |||||
| Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки (не обязательно аккуратно) | |||||
| Самостоятельно снимает незастегнутую одежду | |||||
| 3-й год | Пьет через соломинку | ||||
| Вытирает себе руки (салфеткой или полотенцем) | |||||
| Самостоятельно моет руки | |||||
| Дает знать, когда хочет сходить в туалет | |||||
| 4-й год | Ест самостоятельно ложкой и вилкой, почти не пачкаясь | ||||
| Надевает на себя куртку, пальто | |||||
| Обувает ботинки (шнурки завязывать необязательно) | |||||
| Чистит зубы, умывает лицо, под руководством взрослого выполняет все действия в туалете | |||||
| 5-й год | Раздевается самостоятельно, застегивает крупные пуговицы, различает переднюю и заднюю части одежды | ||||
| После игры убирает игрушки без напоминания | |||||
| Самостоятельно пользуется туалетом, моет руки и одевается, пытается завязывать шнурки | |||||
| Ножом намазывает на хлеб масло | |||||
| 6-й год | Выполняет простые поручения по дому | ||||
| Наливает себе напиток из кувшина | |||||
| Полностью самостоятельно одевается на прогулку | |||||
| Может самостоятельно принять душ | |||||
| 7-й год | Правильно пользуется столовыми приборами во время приемов пищи | ||||
| Соблюдает правила дорожного движения для пешеходов (смотрит в обе стороны при переходе через дорогу, подчиняется сигналам светофора) | |||||
| Завязывает шнурки на бантик | |||||
| Самостоятельно застилает постель | |||||
| СУММА БАЛЛОВ |
Таблица 10. «Дезадаптивное поведение»
| Форма дезадаптивного поведения | Балл (начало года) | Балл (конец года) | Коммен- тарий |
| Аутоагрессиивное поведение | |||
| Кусает свою руку | |||
| Бьет, стучит себя по голове | |||
| Бьется головой о стену | |||
| Бьется головой о стол | |||
| Агрессивное поведение | |||
| Плюет на других людей | |||
| Бьет других людей по лицу | |||
| Кусает других людей | |||
| Щипает окружающих | |||
| Тянет, дергает за волосы окружающих | |||
| Стереотипное поведение |
|
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд