Основные критерии выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов.




Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основные критерии выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов…………………………………………………….4

Задача. «Определение наилучшего поставщика на основе расчета его рейтинга»………………………………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………………9

Список использованных источников…………………………………………….11


Введение

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия.

Закупочная логистика объединяет комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объемом готовой продукции, движение приобретаемых материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними, занимающаяся управлением материальными потоками, в процессе организации обеспечения материальными ресурсами, а именно: сырьем, полуфабрикатами, первичными ресурсами; производственными или вспомогательными материалами, т.е. тем, из чего делают и на чем работают.

Вопросы и задачи которые рассматривает закупочная логистика и логист по закупкам в своей деятельности взаимосвязаны и разнообразны. Основной целью, которой добивается закупочная логистика - это удовлетворение с максимальной эффективностью потребности предприятия в продукции, материалах.


Основные критерии выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Данное решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

Выбор поставщика начинается с получения и оценки предложений. Процедура получения и оценки от потенциальных поставщиков организуется:

- с помощью конкурсных торгов;

- на основе письменных переговоров между поставщиками и потребителями.

Критерии выбора поставщика. Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными.

Главными критериями, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика являются:

1. Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответствует ли она спецификации.

2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.).

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т. е. транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.

Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами.

Основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время:

1) Метод рейтинговых оценок. Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим

2) Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). По существу это - разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

3) Метод доминирующих характеристик. Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода - в простоте, а недостаток - в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

4) Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы - о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Задача. «Определение наилучшего поставщика на основе расчета его рейтинга».

В процессе поиска потенциальных поставщиков был сформирован список из четырех фирм: A, B, C и D. Специалисты предприятия выбрали наиболее предпочтительные для предприятия критерии, по которым анализируются фирмы- поставщики: надежность поставки, цена, качество товара, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика. Все поставщики были оценены по каждому критерию по десятибалльной шкале (поставщику, в лучшей степени удовлетворяющему данному критерию, выставляется более высокая оценка). Результаты оценки представлены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка поставщиков по критериям, балл

№ п/п Критерии выбора поставщика Фирмы- поставщики
А B C D
  Надежность поставки        
  Цена        
  Качество товара        
  Условия платежа        
  Возможность внеплановых поставок        
  Финансовое состояние поставщика        

Также каждому критерию экспертным путем специалисты предприятия установили коэффициент значимости, величина которого зависит от важности того или иного критерия. Для рассматриваемого предприятия значения коэффициентов значимости на основе мнения менеджеров предприятия распределились следующим образом – см. таблицу 2.

Таблица 2 Коэффициент значимости критериев выбора, балл

№ п/п Критерии выбора поставщика Значение коэф. значимости
Продолжение таблицы 2
  Надежность поставки 0,30
  Цена 0,25
  Качество товара 0,15
  Условия платежа 0,15
  Возможность внеплановых поставок 0,05
  Финансовое состояние поставщика 0,10
  Итого 1,00

Требуется рассчитать рейтинг каждого из поставщиков и выбрать наилучшего поставщика.

Методические указания к решению:

Рейтинг поставщика определяется суммированием произведений коэффициента значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитав рейтинг разных поставщиков и сравнив полученные результаты, определяют наилучшего партнера (поставщика с максимальным рейтингом).

Решение:

Поставщик А:

(9*0,30)+(6*0,25)+(7*0,15)+(7*0,15)+(9*0,05)+(6*0,10)=7,35

Поставщик В:

(9*0,30)+(8*0,25)+(6*0,15)+(8*0,15)+(10*0,05)+(7*0,10)=8

Поставщик С:

(8*0,30)+(9*0,25)+(6*0,15)+(5*0,15)+(8*0,05)+(8*0,10)=7,5

Поставщик D: (8*0,30)+(10*0,25)+(8*0,15)+(9*0,15)+(6*0,05)+(7*0,10)=8,45

Учитывая расчеты рейтинга, лучшим поставщиком оказался поставщик D.

Заключение

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей торговой организации в товарах с максимально возможной экономической эффективностью. Эта цель может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

· выдерживание обоснованных сроков закупки товаров и материалов

· обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них

· соблюдение требований производства и торговли по качеству материалов и товаров

Основными задачами, решаемыми закупочной логистикой, являются:

· определение предмета (структуры) закупок;

· выбор поставщика;

· определение объема закупок;

· условия закупок.

Службы закупок в компании могут быть построены централизованно и децентрализованно. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является тот факт, что пользователь лучше знает потребности отдела, чем кто-либо другой.

При осуществлении закупок централизованным путем назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: