Методические рекомендации по проведению классного часа
«Республика Коми»
Тема: 100-летие Республики Коми.
Цель – привлечение внимания детей к истории и природе Республики Коми.
Участники – обучающиеся общеобразовательных организаций Вологодской области, члены детских и молодежных общественных объединений, молодежь в возрасте от 8 до 12 лет.
Место проведения организаторы определяют самостоятельно.
Оборудование и материалы: карта России, мультимедийный проектор, экран, изображения орнаментов «солнце» и «чайка» (Приложение 1 к методическим рекомендациям), макеты почтовой марки (Приложение 2 к методическим рекомендациям), цветные карандаши, краски, фломастеры, кусочек природного угля (по возможности).
Длительность занятия: 45 минут.
Порядок проведения и рекомендации организаторам
Занятие включает в себя четыре этапа: организационный, основной, этап закрепления информации и подведение итогов.
Форма проведения занятия – беседа.
Занятие проводит учитель (далее – ведущий), если оно проводится в общеобразовательной организации, также в качестве ведущего может выступать библиотекарь, специалист по работе с детьми и молодежью, педагог дополнительного образования и др.
В процессе проведения занятия ведущий задает участникам вопросы, в случае если участники затрудняются с ответом, информацию дает ведущий.
Для более эффективного зрительного восприятия материалов занятия участниками организаторам можно использовать электронную презентацию для показа фотографий. Фотографии помогут эффективнее усваивать материал. Ссылка на google-диск с электронной презентацией:https://disk.yandex.ru/i/bpc_AXkYA7eHlQ.
Необходимо заранее распечатать изображения орнаментов «солнце» и «чайка» по количеству команд (можно в черно-белом цвете). Изображения – в приложении 1 к методическим рекомендациям.
|
Почтовые марки (Приложение 2 к методическим рекомендациям) необходимо заранее распечатать по количеству участников занятия.
Также рекомендуется приготовить небольшие призы для поощрения детей за активное участие в занятии (конфеты, закладки, ручки, наклейки, открытки и т. д.).
Организационный этап
Время: 5 минут.
Ведущий. Добрый день!
Наша встреча посвящена живописному северному краю – Республике Коми. В 2021 году ей исполняется 100 лет. За это время республика стала развитым регионом, в который любят приезжать туристы. Но в тоже время республика очень колоритная и сохранила свою самобытность.
Начинаем путешествие по Республике Коми.
Республика Коми. Какие ассоциации возникают в голове, когда вы слышите это название?
Дети отвечают. Ведущийтакже называет свои ассоциации.
Ведущий. Да, действительно, в Республике Коми гораздо холоднее, чем в других уголках России, например, в Москве, в Вологодской области, в Казани или Екатеринбурге. Республика Коми входит в Северо-Западный федеральный округ (показывает расположение на карте России), столица Коми – город Сыктывкар. Республика очень протяженная с севера на юг, составляет примерно 1200 километров. И когда в Сыктывкаре на деревьях начинают появляться первые листья, на другом краю республики – в Усинске и Воркуте – можно кататься на лыжах.
Учитель показывает города на карте.
Если лететь в Сыктывкар из Москвы на самолете, вы потратите 2 часа, если из Санкт-Петербурга – 1,5 часа.
|
Основной этап
Время: 20 минут.
Ведущий. Ребята, Республика Коми – очень необычная: и с точки зрения географического расположения, и с точки зрения культуры и истории. Чтобы разговор о Республике Коми был еще интереснее, предлагаю превратить занятие в маленькое соревнование. Мы поговорим о ней в формате «правда-ложь». Вы разделитесь на команды и придумаете название своей команде. Я буду называть утверждение, а каждая команда сообща в течение 10 секунд принимает решение, верное это утверждение или нет. Если вы считаете, что утверждение верное, поднимаете картинку с изображением орнамента «солнце». Если команда не согласна с утверждением, то поднимает картинку с изображением орнамента «чайка». Команда, которая правильно определит, правда или ложь, получает 1 балл. В конце занятия мы подсчитаем баллы и та команда, которая наберет больше всего баллов, будет признана победителем.
Дети делятся на команды по 5–6 человек. Ведущий выдает каждой команде пару орнаментов, записывает названия команд, чтобы отображать полученные баллы.
Ведущий. Итак, утверждение первое: в Республике Коми есть свой язык, на котором жители Коми разговаривают и изучают его в школе. Правда или нет?
Команды совещаются и через 10 секунд по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Это правда. Коми-язык (или коми-кыв) изучают в школе в обязательном порядке. Многие жители Коми разговаривают и на коми-языке, и на русском одновременно. Многие слова очень интересны по звучанию.
|
Слова демонстрируются в электронной презентации.
Ведущий.Вы видите этикетные слова. Попробуйте угадать толкование каждого слова.
Ви́дзао́лан! – Здравствуй!
Чоло́м! – Привет!
Аттьо́! – Спасибо!
Во́дзовы́ло! – Пожалуйста!
Нянь да сов! – Приятного аппетита!
Бур вой! – Спокойной ночи!
Бурасы́в! – Доброе утро!
Дети вслед за ведущимпроизносят слова вслух или по отдельности. Угадывают значение.
Ведущий. Как вам названия частей лица? Кстати, лицо на коми-языке звучит как «чужом».
Ю́рси – волосы
Син – глаза
Пель – уши
Ныр – нос
Дети повторяют.
Ведущий. Переходим ко второму утверждению: в Республике Коми зафиксирована самая низкая температура в Северном полушарии.
Команды совещаютсяи через 10 секунд по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Это неверное утверждение. Официально признанный абсолютный минимум в Северном полушарии был зафиксирован в 1933 году в с. Оймякон в Якутии, он составил −67,7°С. Но в Республике Коми гораздо холоднее, чем в Вологодской области. Там очень неустойчивая погода. Например, летом температура может долго держаться около 15°С, 20°С и иногда доходить до 25–30°С на несколько дней.
Ведущий. На очереди третье утверждение. В Республике Коми есть одно из семи чудес России – столбы выветривания Маньпупунёр. Это правда или нет?
Команды совещаютсяв течение 10 секунд и по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Это правда.
Этот памятник природы в республике окутан легендами и суевериями народа манси. Возраст столбов выветривания – 200 миллионов лет. Их 7, а высота каждого составляет от 30 до 42 метров. Все они имеют причудливые очертания и чем-то похожи на великанов.
Ведущий. Как вы думаете, как возникли эти столбы?
Дети предлагают свои версии.
Ведущий. Трудно поверить, что эти загадочные столбы образовались всего лишь из-за разрушения гор. Тем не менее это так. Столбы образовались за многие миллионы лет в результате выветривания Уральских гор. Окружавшие их слабые породы разрушились, а эти оказавшиеся более твердыми породы выстояли и образовали это чудо природы.
В радиусе сотни километров нет никаких населенных пунктов. Многие туристы мечтают добраться до этих каменных великанов, но сделать это не так просто. Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей доступен только при заброске и выброске на вертолете. В случае пешего похода доступен только опытным, хорошо подготовленным туристам. Пеший маршрут занимает обычно около двух недель.
Ведущий. Четвертое утверждение: большая часть территории Коми расположена в зоне тайги. Это правда?
Команды совещаются в течение 10 секунд и по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Республика Коми действительно большей частью находится в зоне тайги. Очень большие территории тайги не исследованы, и поэтому тайга в Коми носит название реликтовой.
Нетронутый уголок природы – «легкие Европы» – находится под охраной ЮНЕСКО с 1995 года. Печоро-Илычский заповедник и Национальный парк «Югыдва» – это «Девственные леса Коми».
Уникальный лесной массив признан природным феноменом во всем мире. Исключительная красота реликтовой тундры, величие северной тайги, чистейшие ручьи собраны в замысловатую мозаику лесов Коми.
Только здесь можно увидеть естественные природные процессы без вмешательства человека. Дикая природа как она есть. Тут проходит граница флоры между Европой и Сибирью, делая леса Коми поистине уникальным творением природы.
Ведущий.Ребята, утверждение пятое:Республика Коми – центр золотодобычи в России. Это так?
Команды совещаются в течение 10 секунд и по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Это неверное утверждение. Экономика Коми базируется на добыче и переработке горючих полезных ископаемых, таких как нефть, газ, уголь. Также в республике добываются черные, цветные и драгоценные металлы.
Города Республики Коми промышленные. Кто знает города Республики Коми?
Дети отвечают. В случае если дети не знают названий городов, учитель называет сам и рассказывает о развитии промышленности в них.
Сыктывкар – столица и самый крупный город Республики Коми.
Ухта – промышленный центр республики. Второй по численности город в Республике. На реке Ухта началась первая в России добыча нефти.
Воркута – город за полярным кругом, центр угледобычи. Во время Великой Отечественной войны воркутинский уголь поставляли на оборонные предприятия и в блокадный Ленинград.
Учитель показывает или раздает детям кусочки каменного угля (при наличии).
Ведущий. Вот как выглядит каменный уголь. Это ценное полезное ископаемое, которое используется в качестве топлива.
Усинск – нефтяная столица Республики Коми.
Интересный факт. В Усинске есть интересная достопримечательность –металлический памятник комару. Если присмотреться, то он выглядит необычно. Дело в том, что монумент посвящен покорителям Севера и только потом их вечным спутникам – комарам. Поэтому в нем можно найти черты не только насекомого, но и рабочего-нефтяника – очки и кепку. А носик насекомого больше похож на трубу, по которой нефть извлекают из земли.
Ведущий.Внимательно слушаем шестое утверждение: городе Печоре, который находится в Республике Коми, проходит фестивальрыбного пирога, который входит в десятку лучших гастрономических событий России. Верно это или нет?
Команды совещаются в течение 10 секунд и по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Верно. Праздник рыбного пирога, или фестиваль «Черинянь-гаж», проходит каждое лето в деревне Бызовая, в 18 километрах от Печоры. Черинянь-гаж в переводе с коми-языка означает «праздник рыбного пирога» («чери» — «рыба», «нянь» — «хлеб»).
Черинянь пекут с самыми разными видами рыб (сиг, язь, щука, лещ, хариус, семга), часто запекая в тесте всю рыбину целиком с чешуей. Еще в начинку добавляют яйца, зелень, крупы, лук. Чериняни могут быть открытыми и закрытыми, в каждой местности, поселке и городе свои традиции.На празднике можно поучаствовать в квесте, соревнованиях по ловле рыбы, турнире силачей и, конечно, попробовать рыбники с разнообразными начинками, а также уху и другие блюда кухни Коми.
Будет несправедливо, если мы не расскажем о кухне Коми. Несметные богатства лесов, рек и озер Коми нашли свое отражение в национальной кухне. Дичь, рыба, грибы и ягоды – главные составляющие кулинарной традиции коми. Блюда коми кухни придутся по душе всем, кто любит сочные и яркие вкусы! Это не только черинянь, но и суп с солеными груздями, строганина из мяса оленя, соленый хариус.
Ведущий. Кстати, в Коми есть еще один интересный традиционный праздник – Луд (в переводе «луг»), очень масштабный и красивый. Праздник начинается вечером и продолжается до полудня следующего дня. Главное зрелище праздника – большие хороводы. Кульминация праздника – встреча солнца. После встречи солнца происходит омовение утренней росой.
Ведущий. Седьмое утверждение: в Национальном музее Республики Коми хранится экспонат, геологическая датировка которого – 7 000 лет. Это так?
Ведущийпоказывает фотографию экспоната на слайде презентации.
Правда это или нет?
Команды совещаются и по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Попробуйте угадать, что это? Какие у вас версии?
Дети отвечают.
Ведущий.На самом деле это лыжа, и не просто лыжа, а лыжа Йиркапа. Считается, что Коми – родина первых лыж. По древней легенде коми-зырян, эта лыжа принадлежит охотнику Йиркапу, которую он сделал из «ас пу» (дерева с душой). Нос лыжи украшен резной головкой лося.
Ведущий.Наконец, восьмое утверждение: вПечоро-Илычском заповеднике Республики Коми есть лосеферма. Как вы думаете, это правда?
Команды совещаются в течение 10 секунд и по хлопку ведущего поднимают картинку с орнаментом.
Ведущий. Это правда. Первая в мире опытная лосиная ферма была организована еще во времена СССР в 1949 году при Печоро-Илычском заповеднике в поселке Якша. И она до сих пор действует!
Ведущий. Как вы думаете, для чего была создана лосеферма именно в Коми?
Дети отвечают.
Ведущий. Как вы уже знаете, Республика Коми находится в таежной зоне. Лосиная ферма на Печоре была создана для того, чтобы проверить опытным путем возможность создания из лося нового вида домашнего животного специально для таежной зоны. Эта задача была выполнена еще в 60-х годах прошлого века. По результатам работ было показано, что лось может быть домашним животным и очень полезен именно в таежной зоне. Однако сейчас необходимости одомашнивания лосей уже нет, так как в стране и во всем мире устоялась тенденция сохранять животных в их естественной среде обитания. Но ферма работает. Лосей, содержащихся на ферме, можно использовать в хозяйственных целях, так как они уже являются одомашненными. В тоже время, у них сохранились все элементы поведения, свойственные животным в природе. Поэтому посетители могут наблюдать за ними, как за дикими лосями.
Ведущий. Друзья, в Республике Коми много интересно: северное сияние, Печоро-Илычский заповедник, чистейшая река Печора, национальный парк Югыд-Ва, самое большое болото Океан.
Не хватит одного занятия, чтобы познакомиться с богатством и красотами республики. Лучше всего запланировать поездку в Республику Коми и заранее продумать, в какое время года вы хотите там побывать и на что посмотреть.
Этап закрепления
Время: 15 минут.
Вариант для детей в возрасте от 8 до 10 лет.
Ведущий.Предлагаю закрепить наши знания о Республике Коми, и сделаем мы это красочно. Давайте каждый из вас придумает дизайн почтовой марки Республики Коми и нарисует на ней то, что он считает самым главным, самым интересным. Вы можете нарисовать то, что вам больше всего запомнилось или то, что вам хотелось бы увидеть.
Ведущий раздает макеты почтовых марок каждому участнику (Приложение 2 к методическим рекомендациям).
Участники рисуют на марках изображение, используя цветные карандаши, фломастеры, краски.
После занятия можно оформить выставку почтовых марок, провести конкурс и определить победителя с помощью голосования.
Вариант для детей в возрасте от 11 до 12 лет.
Ведущий. Ребята, предлагаю закрепить наши знания о Республике Коми. Я назову фразу, а ваша задача – продолжить ее на ваше усмотрение.
Итак, фраза: Я поеду в Республику Коми, чтобы…
Дети по очереди отвечают (варианты: увидеть северное сияние, добраться до столбов выветривания, попробовать черинянь, гулять по тайге и т. д.)
Этап подведения итогов
Время: 5 минут.
Ведущий.Ребята, пришло время подсчитать баллы.
Ведущий называет количество баллов каждой команды. Команду-победительницу (их может быть несколько) поздравляют аплодисментами. По возможности команду-победительницу можно поощрить небольшими призами.
Ведущий.Наше путешествие по Коми подошло к концу. Спасибо вам за эту встречу!
Приложение 1
к методическим рекомендациям
Орнамент «солнце»
Покажите картинку, если согласны с утверждением.
Орнамент «чайка»
Покажите картинку, если не согласны с утверждением.
Приложение 2
к методическим рекомендациям
Макет почтовой марки