Междисциплинарная оценка для составления ИПРП.




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@gmail.com

Оценочные процедуры в Службе ранней помощи

(информационно-методические материалы)

Екатеринбург

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Ермолаева Евгения Евгеньевна

 

 

 


В данной брошюре описываются оценочные процедуры, применяемые специалистами в Службе ранней помощи. Даны характеристики первичной оценки, осуществляемой на первичном приеме; подробно описаны алгоритм и компоненты междисциплинарной оценки; промежуточная оценка, необходимая при реализации Индивидуальной программы ранней помощи, итоговая оценка.


 

На первоначальных стадиях развития системы ранней помощи, когда целью ранней помощи было улучшение развития ребенка в различных областях, оценка предполагала изучение факторов, влияющих на развитие ребенка (особенности его рождения, анамнез, история развития), обследование достижений ребенка в различных областях: когнитивная, речевая, социальная, двигательная области (Л.В. Самарина «Применение международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в службе раннего вмешательства»). Чаще всего описание развития ребенка включало в себя описание не столько имеющихся умений, сколько описание трудностей, «неумений» и ограничений, что влияло в дальнейшем на специфику поставленных задач, которые могли быть направлены на формирование отдельных недостающих навыков, не связанных с повседневным функционированием ребенка.

Подход к оценке функционирования ребенка, основанный на диагнозе или нарушениях ребенка, которые у него есть, не обеспечивает достаточной информацией о личности ребенка, его умениях и особенностях его включении в разные жизненные ситуации, пониманием с какими проблемами он сталкивается в своей обычной жизни. Дети, имеющие одинаковые диагнозы, такие как церебральный паралич или аутизм, могут иметь самые разные способности, интересы, умения, сталкиваться с различными трудностями в жизни.

С позиции МКФ-ДП оценка функционирования ребенка должна быть нацелена на исследование жизни ребенка с точки зрения ее нормализации (К. Грюневальд), когда в фокусе внимания оказывается не только сам ребенок, но и его повседневная жизнь, трудности, с которыми он сталкивается. Главная цель такой оценки – получение необходимой информации для построения программы помощи ребенку и семье, чтобы максимально нормализовать их жизнь и улучшить функционирование ребенка в повседневной жизни (Bronfenbrenner, U. (1979).

Анализ функционирования ребенка на основе МКФ-ДП осуществляется в биопсихосоциальной модели. Рисунок ниже показывает соотношение между основными факторами, влияющими на активность и участие ребенка: здоровье, функции и структуры организма, контекстуальные факторы, включающие личностные факторы и факторы окружающей среды. При этом под активностью в МКФ-ДП понимается «выполнение задачи или действия индивидом», «участие – это вовлечение индивида в жизненную ситуацию».

Функционирование ребенка является результатом комплексного взаимовлияния всех элементов этой модели, которые находятся в динамическом взаимодействии друг с другом. Воздействие на один элемент потенциально может изменить другой или другие элементы и состояние системы в целом.

 

Схема 1. Факторы, влияющие на функционирование ребенка

1. Первичная оценка функционирования ребенка для определения нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощипроисходит на первичном приеме, когда родители и ребенок впервые встречаются со специалистами Службы ранней помощи. Главная цель первичного приема – определить есть ли у ребенка ограничения жизнедеятельности и выяснить, нуждается ли ребёнок и его семья в программе ранней помощи. На первичном приеме происходит изучение:

- активности и участия ребенка в различных жизненных ситуациях;

- факторов окружающей среды; влияющих на развитие ребенка;

- особенностей функций и структур организма;

- личностных особенностей ребенка.

 

Существуют правила проведения оценки на первичном приеме:

1. Первичный прием проводят два специалиста Службы: врач и специалист педагогической специальности (психолог, логопед или специальный педагог).

2. Один из специалистов является на приеме ведущим, отвечает за соблюдение последовательности в выполнении всех процедур, решении всех задач первичного приема.

3. Специалисты на протяжении всей встречи взаимодействуют между собой и с родителями, обязательно разъясняют и комментируют им все происходящее.

4. Время проведения первичного приема приблизительно 45 - 60 минут. Если в течение этого времени не все задачи решены, первичный прием может быть продолжен на второй встрече. Перерыв между встречами не должен превышать 1 недели.

5. Встреча проходит в теплом комфортном помещении с использованием игрушек, соответствующих возрасту ребенка. Предусматривается оборудование для оценки двигательных способностей ребенка (модули, специальные приспособления, терапевтические укладки и пр.).

6. Игровое пространство специалисты организуют до прихода семьи.

7. Важно, чтобы ребенок во время первичного приема был спокоен, находился в стадии активного бодрствования.

8. Участие родителей обязательно. Соблюдается правило «общего поля» («треугольник»).

9. Специалисты находятся на одном уровне с ребёнком

10. Специалисты распределяют ответственность за проведение процедур первичной оценки: пока один специалист проводит первичную оценку, второй специалист вместе с родителем включены в наблюдение, практические пробы, беседу.

11. Проводится общее (2 специалиста и семья) обсуждение результатов приёма и общее принятие решения о дальнейших действиях.

Во время приема педиатр развития осуществляет:

- оценку соматического здоровья;

- оценку состояния функций и структур организма и их влияния на развитие ребёнка;

- оценку зрения и слуха.

В течение приема на основе беседы с родителями, результатов наблюдения за свободной игрой ребенка, за взаимодействием в паре «взрослый-ребенок», специальных проб, результатов диагностического анкетирования специалисты исследуют функциональные способности и трудности ребенка в 9 областях (согласно доменам МКФ):

1. Изучение и применение знаний

2. Общие задачи и требования

3. Коммуникация

4. Мобильность

5. Забота о собственном теле и здоровье

6. Бытовая жизнь

7. Межличностное взаимодействие

8. Основные жизненные сферы

9. Участие в общественной жизни

Также специалисты оценивают факторы окружающей среды, то, как они помогают или мешают активности и участию ребенка. Среди данных факторов следующие:

1. Продукция и технологии:

- продукты, лекарства, одежда, обувь, бытовые приборы

- специализированное оборудование для индивидуального использования (протезы, ортезы, и пр.)

- средства передвижения

- оборудование для коммуникации, для приобретения знаний

- обустройство жилья.

2. Поддержка и взаимосвязи:

особенности семьи и ближайших родственников; наличие друзей, знакомых семьи, профессиональных медицинских работников, другие связи.

3. Установки членов семьи в отношении ребенка, его способностей, его трудностей; мотивация для посещения Службы ранней помощи.

Итогом первичного приема является заключение о наличии или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, их степени (легкие, умеренные, тяжелые); о том, нуждается ребенок в ранней помощи или нет. Также в заключении предусмотрен раздел для рекомендаций родителям (особенно в случае, если ребенок не нуждается в сопровождении и имеет кратковременные трудности).

 

Междисциплинарная оценка для составления ИПРП.

Междисциплинарная оценка является обязательной процедурой в Службе ранней помощи. Ее проводят для каждой семьи, если после первичного приема или после периодической оценки в Индивидуальной программе ранней помощи (ИПРП) у специалистов или семьи появилось беспокойство о функционировании ребенка в повседневной жизни. Даже если вновь пришедший ребенок уже имеет диагностированное отставание или инвалидность, все равно необходимо провести углубленную междисциплинарную оценку.

Процесс проведения «оценки» - это скорее процесс открытия нового знания о ребенке и семье, которое поможет понять уникальные компетентности и ресурсы каждой конкретной семьи и ребенка. Подобные знания помогут в дальнейшем развивать значимую и полезную ИПРП, которая будет действительно индивидуализирована и направлена на поддержку ребенка и семьи. Такая оценка идет значительно дальше знания о том, сколько кубиков умеет ребенок ставить один на другой или умеет ли он искать под тканью игрушку, спрятанную туда.

Целями междисциплинарной оценки являются:

- выбор направлений ИПРП

- определение услуг ранней помощи

- определение условий получения услуг (специалисты, форма, частота).

Цели междисциплинарной оценки достигаются через выполнение следующих задач:

- изучение того, как функционирует ребенок в повседневных ситуациях;

- изучение трудностей ребенка и семьи в повседневной жизни и их причин;

- изучение уже имеющихся навыков ребенка;

- изучение мотивационных факторов (того, что интересно ребенку, что он любит, что может побудить его к деятельности).

Междисциплинарную оценку проводят разные специалисты, которые объединяются в мини-команды, в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Если у ребенка имеется нарушение движений и речи, оценку будут проводить физический терапевт и логопед. Если трудности с познанием и общением, - специальный педагог и логопед. Семья обязательно участвует в процессе выполнения оценки и будет познакомлена с итоговым отчетом. При этом оценка – это добровольный процесс. Родители имеют право не участвовать в ней. Вся информация, которой поделились родители или получили специалисты – конфиденциальна и только семья решает, что можно сообщить еще кому-то.

Создание «рабочего союза» с родителями и достижение единого представления о сильных сторонах ребенка, его потребностях и новых обучающих возможностях - необходимые шаги в определении и планировании способов поддержать процесс развития ребенка. Любая оценка должна внести положительный вклад в этот процесс. Углубленная оценка – это очень индивидуальный процесс, ее содержание зависит от ситуации развития ребенка и семейной ситуации.

До начала проведения оценки мини-команда специалистов обсуждает имеющуюся информацию, полученную на первичном приеме:

- запрос семьи;

- состояние здоровья ребенка;

- результаты опросника (KID или CDI-R), чтобы уточнить, каково развитие ребенка в различных областях, других диагностических методов (если есть);

- результаты наблюдения за движениями, общением, игрой ребенка, взаимодействием в паре «взрослый-ребенок».

Подобное обсуждение помогает уточнить первую рабочую гипотезу и составить примерный план того, как оценка может происходить (какие из специалистов будут участвовать в оценке, что необходимо изучить более глубоко, какие методы будут применяться и пр.). На этом обсуждении определяется ведущий специалист, который будет ответственным за оказание помощи данной семье. Далее именно этот специалист встречается с семьей и более подробно обсуждает предстоящую оценку. Он же и в дальнейшем будет ответственным за оказание семье услуг в соответствии с составленной программой.

Есть вопросы, которые нужно обсудить с родителями до начала проведения оценки:

- родители хотят, чтобы оценка была дома или в центре;

- какое время дня для проведения оценки лучшее для ребенка;

- есть ли кто-то еще, кто мог бы участвовать в оценке: родственники, друзья, няня, кто хорошо знает ребенка;

- предположения об уровне развития ребенка и что это значит;

- специфические области, в которых ребенок нуждается в оценке и помощи;

- типы специалистов, которые будут проводить оценку;

- продолжительность проведения оценки;

- объяснение тестов (или других методов), которые будут использоваться и что эти тесты могут или не могут сказать о развитии ребенка;

- что специалист ищет в ответах или действиях ребенка;

- некоторую важную информацию о ребенке, которую уже знает родитель.

Родители также могут активно участвовать в подготовке окружающей среды для проведения оценки:

- принести любимые игрушки ребенка;

- принести ту еду, которую обычно ест ребенок дома;

- принести те приспособления (для сидения или еды), которые родители используют дома;

- одеть ребенка в свободную, удобную одежду.

Для проведения оценки специалисты встречаются с ребенком и семьей два и более раза. При этом они, преследуя выше описанные цели:

- проводят специальные тесты и пробы (для оценки должны быть использованы только надежные, валидные, репрезентативные методики);

- играют с ребенком или могут попросить родителей поиграть с ним;

- наблюдают за ребенком в свободной деятельности;

- беседуют с родителями, обсуждая необходимые вопросы;

- объясняют родителям, что они делают, что они видят.

Кроме этого, междисциплинарная оценка может включать в себя:

- дополнительную оценку здоровья ребенка, углубленное обследование зрения и слуха (в специализированных центрах);

- при наличии разрешения со стороны родителей, знакомство с заключениями и отчетами других специалистов, которые могут быть полезны.

Участвуя в проведении оценки, родители могут:

- активно наблюдать за ребенком и делиться со специалистами своими наблюдениями;

- делиться со специалистами информацией о ребенке, заполняя опросники и анкеты;

- быть рядом с ребенком, поддерживать его;

- предложить игры и занятия, которые помогут исследовать способности ребенка;

- сказать, является ли то, что специалисты видят, типичным для ребенка;

- комментировать процесс оценки и помочь увидеть сильные стороны и потребности ребенка;

- задавать вопросы и делать предположения о том, как идет процесс оценки;

- рассказать есть ли что-то в режиме дня ребенка, что тревожит родителей (кормление, сон, игры, купание и пр.). Например: кормление это всегда стресс, потому что есть проблемы с сосанием или глотанием.

Для проведения процедуры междисциплинарной оценки специалисты могут встречаться с семьей индивидуально или совместно. Выбор варианта проведения оценки опять же зависит от ситуации развития ребенка. Например, для оценки двигательного развития ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями физический терапевт встречается с семьей индивидуально. В то время как для проведения оценки развития ребенка с нарушением зрения и небольшими двигательными нарушениями, педагог и физический терапевт встречаются с семьей совместно. В этом случае педагог и мама играют с ребенком, а физический терапевт наблюдает за ребенком, предлагая педагогу выполнить определенные пробы. Он может попросить педагога поиграть с ребенком в догонялки, чтобы оценить у него координацию движений.

Междисциплинарная оценка включает в себя несколько компонентов:

- дифференциальная диагностика;

- оценка рутин;

- углубленная оценка навыков;

- оценка мотивационных факторов.

В таблице ниже приведены цели, методы и результаты каждого из компонентов междисциплинарной оценки.


 

Компонент оценки Цель Метод Результаты
Дифференциальная диагностика Определить причины ограничений жизнедеятельности, трудности функционирования Медицинская диагностика (МРТ, ЭЭГ, генетические обследования и др.) Диагностические инструменты (ADOS, Шкала крупных моторных функций и др.) Знание о причинах ограничения жизнедеятельности, трудностях функционирования
Оценка рутин Оценить активность и участие ребенка в повседневной жизни. Выявить трудности Интервью «Типичный день» Опросник «Измерение вовлеченности, активности, социального взаимодействия ребенка во время рутин» Информация об активности, участии ребенка в рутинах, о трудностях, удовлетворенность родителей выполнением рутин
Углубленная оценка навыков Оценить функционирование и развитие ребенка по областям развития Реальные пробы Диагностические инструменты (Матрица коммуникации, программа Каролина, и др) Информация об актуальном уровне развития конкретных навыков
Оценка мотивационных факторов Определить интересы, предпочтения ребенка Интервью, Реальные пробы Наблюдение Информация об интересах, предпочтениях ребенка

 

Приступая к дифференциальной диагностике, специалисты выдвигают гипотезы о причинах ограничений жизнедеятельности ребенка. В процессе диагностики данные гипотезы подтверждаются либо опровергаются, результаты диагностики разъясняются родителям.

Другим обязательным компонентом междисциплинарной оценки является оценка рутин. Вот домашние занятия ребенка, которые относятся к рутинным:

1. Просыпается

2. Ходит в туалет/смена подгузника

3. Умывается/купается

4. Одевается/раздевается

5. Кушает/кормление

6. Самостоятельно играет с игрушками/предметами

7. Играет вместе с взрослым человеком

8. Играет с другими детьми

9. Занимается за столом

10. Читает с вами книжки/слушает истории

11. Проводит свободное время

12. Прогулка вне дома/ поход в магазин/поездки

13. Беседует с вами (Интересуется чем-либо/задает вам вопросы)

14. Участвует в домашних делах

15. Перемещение по дому/ на улице

16. Засыпает, спит

Специалисты, используя специальные методы (интервью, опросник, анализ видео), определяют рутины (2 – 3), в которых семья и ребенок испытывают трудности и планируют углублённую оценку навыков ребенка, которые необходимы для выполнения данных рутин.

Для того, чтобы выполнить любую рутину, ребенок использует навыки из различных областей:

Каждый навык, необходимый ребенку для выполнения рутины, может быть отнесен к одному из разделов МКФ. Специалисты оценивают степень ограничения жизнедеятельности в отношении данного навыка, и, таким образом, у них появляется возможность точно сформулировать цель ИПРП в отношении данного навыка (а также сопряженных с ним навыков).

При отсутствии выявленных проблемных рутин, специалисты проводят углубленную оценку актуального развития навыков ребенка по областям жизнедеятельности, исходя из выявленных на первичном приеме областей жизнедеятельности, в которых ребенок испытывает самые большие ограничения жизнедеятельности. Специалисты выбирают не более трех областей развития и оценивают их, используя различные приемы и методы. В результате специалисты определяют актуальный уровень развития конкретного навыка, соотносят его с онтогенезом развития данного навыка и планируют цель ИПРП в соотношении актуального уровня развития и следующего ожидаемого уровня согласно онтогенезу, а не биологическому уровню развития ребенка. В этом случае предварительная оценка рутин помогает определить ресурсные повседневные активности, которые семья будет использовать для обучения конкретным навыкам ребенка.

Междисциплинарная оценка обязательно включает в себя оценку мотивационных факторов. Она начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Способы сбора информации о мотивационных стимулах: опрос родителей; наблюдение (для определения предпочитаемой игры); тестирование (реальные пробы).

В разговоре с родителями можно определить предпочитаемую еду ребенка, напитки, игрушки, музыкальные инструменты, предметы с привлекательными для ребенка сенсорными свойствами, любимые занятия, игры. Наблюдение покажет предпочитаемую игру (игра на социальное взаимодействие, двигательная игра, манипулятивная игра, игра-исследование, игра, требующая решения проблем, игра понарошку). Данные мотивационные стимулы можно использовать при планировании и реализации ИПРП.

 

После проведения междисциплинарной оценки каждым специалистом, мини-команда проводит общую встречу, на которой специалисты знакомят друг друга с полученными результатами, обсуждают их, делают общие выводы. Подобное обсуждение позволяет взглянуть на ситуацию ребенка глазами разных специалистов, что делает представление о ребенке более целостным. Специалисты также должны обсудить с родителями полученные результаты и написать отчет об оценке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: