Общество и его структура




 

Вопрос:

Какой социальный институт — государство или право — является основным в политике? Чем — средством или целью политики — выступает власть для Аристотеля, чем — для Макиавелли?

 

Ответ:

Государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.

Право - это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности

Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, в определении управления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти.

Политическая власть — это тонкое искусство государственного управления.

Основным в политике является государство.

Аристотель (384 – 322 гг.до н. э.) ученый, мыслитель Древней Греции.

Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Аристотель говорил, что понимание и проведение политики предполагает развитые представления о нравственности, добродетелях, знание этики. Значит, для Аристотеля власть выступает целью политики.

Макиавелли (Machiavelli) Никколо (1469 -1527), итальянский общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. В политических трактатах Макиавелли дано теоретическое описание государства, «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии. Государство признаётся высшим проявлением человеческого духа, а служение государству - целью, смыслом и счастьем человеческой жизни. Разделяя традиционное христианское представление об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли отводит воспитательные функции не церкви (что было нормой средневекового миросозерцания), а государству. В самом известном трактате Макиавелли «Государь» (1532) описываются способы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, он считает, что все средства дозволены для достижения политических целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей, кроме трудностей успеха, есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Для Макиавелли власть выступает средством политики.

 

Наука и техника

 

Вопрос:

Какая техническая революция — неолитическая, промышленная, научно-техническая — когда произошла и к появлению какого типа технологии — аграрной, промышленной, информационной — привела? Появление какой технологии — аграрной, промышленной, информационной — к становлению какого типа общества — индустриального, доиндустриального, постиндустриального — ведет?

 

Ответ:

Неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему был возможен при достижении человеком высокого уровня обработки камня, приемов хозяйственной жизни и элементарных навыков в земледелии и скотоводстве.

Достижения неолита проявлялись в различных сферах: в хозяйственной, деятельной, в общественных отношениях, в родоплеменной организации, в культуре. Приручение животных позволяло использовать их как тягловую силу, а затем применять их шерсть для изготовления одежды и пользоваться их молоком. Несомненным достижением было земледелие. Появление земледелия означало переход от кочевой жизни к оседлой. Появляются первые постоянные поселения.

В общественных отношениях раннеродовая община сменилась позднеродовой во главе с женщиной — прародительницей рода. Подобные отношения называются матриархатом. Таким образом, революционные изменения производительных сил периода неолита в хозяйстве повлияли на трансформацию общественных отношений, создали предпосылки к социальной дифференциации общества, что позднее привело к формированию государственности.

Неолитическая революция привела к появлению аграрной технологии.

Аграрная технология ведет к становлению доиндустриального общества.

Промышленный переворот начался в 80-е годы XVIII в. в Англии, в XIX в. ее примеру последовали другие европейские страны. В Европе развивалось мануфактурное производство. Промышленная революция привела к появлению промышленной технологии. Промышленная технология ведет к становлению индустриального общества.

Научно-техническая революция – понятие, характеризующее ряд процессов в развитии науки и техники, а также обусловленных ими изменений в социокультурной сфере, присущих современной цивилизации произошла. В их основе – превращение науки в ведущий фактор общественного развития. Начало НТР относят к середине ХХ в. Среди предпосылок – крупнейшие научные и технические открытия, возросшее взаимодействие науки с техникой и производством.

В 50—60-е гг. происходит революция связи с автоматикой, то есть появлением и массовым внедрением в производство ЭВМ, компьютерных систем. В эти годы происходит революция, связанная с кибернетикой - наукой об управлении сложными, высокоорганизованными системами. Научно-техническая революция переходит к перестройке промышленных технологий. Приоритетное развитие получают микроэлектроника, технология и другие отрасли, отличающиеся экологичностью, высокой производительностью, экономией в расходовании человеческих ресурсов и сырья. НТР проникает в традиционные отрасли: связь, строительство, банковское дело, сельское хозяйство. Это привело к структурным сдвигам в экономике. Во второй половине ХХ века произошло «умирание» традиционных базовых отраслей промышленности: угольной, металлургической, старой текстильной, старой машиностроительной и других. Произошел значительный рост непроизводительной сферы, переход от трудоемкой к наукоемкой промышленности. Сфера услуг начинает обгонять сферу материального производства.

Научно-техническая революция привела к появлению информационной технологии. Информационная технология ведет к становлению постиндустриального общества.

 

Развитие общества

 

Вопрос:

К каким концепциям истории — формационным или цивилизационным — можно отнести социологическую схему Белла—Тоффлера? (Белл Д. «Постиндустриальное общество». Тоффлер Э. «Третья волна») По какому критерию — географическому, демографическому, технологическому, экономическому, политическому, культурному — выделяется основная структурная единица схемы (формация, цивилизация)?

 

Ответ:

Формация - это определенная стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способом производства. Общественно-экономические формации. Феодальная формация.

Формационное учение развития общества было разработано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и рассматривает пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В настоящее время, формационный подход в объяснении процессов общественного развития применяется вместе с цивилизационным. Синтез подходов заключается в следующем общем положении: развитие формаций представляется как смена ступеней развития: личная и вещная зависимость, характерная для античности и феодализма; личная независимость с вещной зависимостью при капитализме; всестороннее развитие человека как индивидуальности при коммунизме. Последняя ступень развития не нашла подтверждения на практике, предыдущие ступени формационного подхода адекватно отражают исторический процесс. Поэтому в современной научной и учебной литературе встречается не только цивилизационный подход, но и формационное объяснение общественного развития.

Под общественно-экономической формацией понимается исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.

Цивилизация - это определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная цивилизация. Современная цивилизация.

Социологическую схему Белла—Тоффлера? (Белл Д. «Постиндустриальное общество». Тоффлер Э. «Третья волна») можно отнести к формационным концепциям истории. Основная структурная единица схемы (формация) выделяется по технологическому критерию.


Глобальные проблемы

 

Вопрос:

Когда и чем напугал мировую общественность Римский клуб? Есть ли хоть одна внятная модель «устойчивого развития»?

 

Ответ:

Римский клуб - международная неправительственная организация, созданная в 1968г. в Риме по инициативе группы западных ученых. Объединяет до 100 известных ученых, общественных деятелей и представителей деловых кругов капиталистических стран Европы, Азии и Америки, а также некоторых развивающихся стран Африки, участвующих в клубе только в качестве частных лиц. Главная форма деятельности - организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, прежде всего в социально-экономической области. Результаты исследований публикуются в виде так называемых докладов Римскому клубу, вызывающих большой резонанс в общественном мнении западных стран. К участию в исследованиях и их обсуждению привлекаются крупные специалисты в различных областях.

По заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человечеством и средой его обитания: «Мир-2», Д. Форрестером (1971 г.), «Мир-3» Д. Медвузом (1978 г.), «Стратегия выживания» М. Месаровичем и Э. Пестелем и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки, что главной причиной экологического кризиса является научно-технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Отсюда следует вывод о том, что человечество должно предпринять ряд мер, направленных на ограничение технико-экономического развития, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства. Но из этой рекомендации следуют многие сложные социальные и демографические, проблемы, которые неспособно решить современное мировое cooбщество. В частности, такая концепция неприемлема для «развивающихся стран», поскольку прекращение экономического роста означает для них усугубление голода и нищеты, а значит, и развития социальных катаклизмов.

В данных исследованиях выражен конкретно-научный социологический и демографический подходы. Эти подходы, без сомнения, очень важные. Ибо без принятия конкретных мер человечество не может решить глобальных проблем и выйти из наступившего кризиса. Однако, в решении этих проблем нужна какая-то общая идея, можно сказать «философия преодоления кризиса». И философы ставят вопрос о необходимости изменения пути развития современной цивилизации. Как отмечал видный австрийский теолог, профессор Ч. Берг в своем докладе «Природа, человечество и Бог», прочитанном на конференции Всемирного Совета церквей (Женева 1979 г.) «Земля не в состоянии давать пристанище такому типу общества, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники». Мир, сравниваемый Бергом с печально известным «Титаником», идет к катастрофе, неотвратимо приближается к «айсбергу», верхняя часть которого — это экологическая ситуация, безудержная экологическая экспансия, опрометчивая трата невозобновляемых ресурсов, а нижняя — социальные, политические и экономические потрясения и духовное смятение относительно целей жизни. Из этого следует вывод — изменить курс современной техногенной цивилизации, совершить коренной «поворот» в развитии современного общества. Речь идет об изменениях социальных и нравственных установок личности и общества.

Распространение идеологии потребительства наносит огромный ущерб духовному развитию личности. Выход из этой ситуации многими мыслителями представляется в самоограничении производства и потребления, принятии идеологии «нового аскетизма».

Известный мыслитель-гуманист А. Печчеи считает, что поскольку проблема, возникшая на критической стадии развития человечества, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить изнутри самого человека. Следовательно, если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет ввиду, изменение социальных установок личности и общества, переориентацию человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.

 


Список литературы

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 568с.

2. Горбачев В.Г. История философии. Курс лекций. – Учебное пособие. – Брянск: Курсив, 2002. – 336с.

3. Канке В.А. Философия: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 288с.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 736с.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с.

6. Философия: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 576с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: