Что такое функциональный подход?




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@gmail.com

Функциональный подход
в ранней помощи
детям и семьям

(информационно-методические материалы)

 

 

Екатеринбург

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу
ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

Авторы-составители:

Самарина Лариса Витальевна

Ермолаева Евгения Евгеньевна

Комиссарчук Евгения Дмитриевна

 

 

© ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», 2018

 

© Самарина Л.В., Ермолаева Е.Е., Комиссарчук Е.Д.


Что такое функциональный подход?

Функциональный подход – это подход, целью которого является улучшение функционирования ребёнка, на основе его собственной активности и способности к выполнению. Функциональный подход рассматривает целостные повседневные ситуации и способность ребёнка участвовать
в них.

В функциональном подходе ребенок обучается функциональным навыкам: это практические, полезные навыки, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях. Основной задачей специалистов, работающих в функциональном подходе, становится улучшать способности ребенка функционировать в его обычной жизни. Смысл функционального подхода заключается в том, что ребенок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых не хватает ему исходя из возрастных норм и которые когда-то в будущем, возможно, смогут помочь ему успешнее обучаться, а функциональным навыкам, которые непосредственно связаны с его обычной жизнью и могут помочь ему успешно играть, гулять и общаться уже сейчас.

Маленький ребенок учится через многократное повторение одних и тех же действий, распределенных по времени. Поэтому ребенок наиболее эффективно приобретает навыки, встроенные в его обычную бытовую жизнь. Эффективность интенсивных обучающих занятий со специалистом, на которых в короткий промежуток времени ребенку предъявляется большое количество требований, существенно ниже для работы с детьми раннего возраста.

В основе работы специалистов функционального подхода лежит Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).

В детско-подростковой версии этой классификации дается следующее описание (МКФ-ДП, 2016 г.):

«Коды классификации представляют функции и структуры организма, характеристики активности и участия, а также факторы окружающей среды, оказывающие воздействие
на здоровье и жизнедеятельность детей и подростков.»

«МКФ предназначена для использования клиницистами, педагогами, членами семей <…> МКФ-ДП предлагает концептуальные рамки и единый

стандартизированный терминологический язык для обозначения проблем,

проявляющихся в младенческом, детском и подростковом возрасте…».

МКФ охватывает весь комплекс жизнедеятельности
и отражает все изменения, связанные с ростом и развитием человека.

С философской точки зрения Классификация определяет составляющие здоровья и функционирования человека, в ее основе заложены фундаментальные права человека
с инвалидностью и ограничениями жизнедеятельности.

МКФ описывает активность и участие ребенка
по 9 основным доменам (областям):

d1 – Обучение (научение) и применение знаний

d2 – Общие задачи и требования

d3 – Коммуникация

d4 – Мобильность

d5 – Забота о себе

d6 – Бытовая жизнь

d7 – Межличностное взаимодействие

d8 – Основные жизненные сферы (игра)

d9 – Общественная жизнь

По каждому из этих доменов описываются основные умения и навыки, которыми может обладать ребенок. При этом также описываются различные факторы, которые могут влиять
на активность и участие ребенка по каждому из доменов: состояние здоровья, функции и структуры организма, личностные особенности ребенка, факторы окружающей среды. МКФ предлагает рассматривать взаимодействие всех этих факторов, а также их взаимное влияние на активность и участие ребенка в его повседневной жизни в такой схеме:

 

В ранней помощи МКФ рассматривается как вектор работы с детьми и семьями. МКФ предоставляет:

1. Концептуальные рамки или способ осмысления здоровья и ограничений жизнедеятельности

2. Понятие здоровья и того, как взаимодействие между ребенком и его окружением мешает или способствует качеству жизни (совместно с МКБ – Международной классификацией болезней)

3. Функциональную точку зрения: ранняя помощь, основанная на функционировании ребёнка в повседневной жизни в естественной среде

4. Объединяющий язык для обсуждения здоровья
и ограничений жизнедеятельности специалистами междисциплинарной команды

5. Иллюстрирует комплексные отношения между измерениями:

· состояние здоровья

· телесные факторы (функции и структура тела)

· активность (способность совершать действия)

· участие (опыт быть частью общества)

· контекстуальные факторы - факторы среды

· контекстуальные факторы – факторы личности

Функциональный подход (в целом) и использование МКФ
(в частности) является сквозным стержнем, на котором держатся все услуги, оказываемые службой ранней помощи на всех этапах сопровождения семьи: первичный прием, функциональная междисциплинарная оценка, составление индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП)
с функциональными целями и этап реализации индивидуальной программы ранней помощи, основанной на помощи семье
в улучшении и нормализации их повседневной жизни.

Принципы функционального подхода:

· Ребенок осваивает навыки, нужные в повседневной жизни: в ходе программы происходит работа не над отдельными изолированными навыками, в которых ребенок отстает
от сверстников (например, складывать пирамидку из пяти колец, использовать пинцетный захват), а над функциональными навыками, которые могут пригодиться ему уже сегодня в его повседневной жизни (например, пить самостоятельно из чашки; включать и выключать кран во время мытья рук; уметь отказываться, когда мама предлагает не ту игрушку)

· Родители учат ребенка новым навыкам в семейной, домашней среде: основная работа над новыми навыками происходит не в специально организованной обстановке обучения, на занятиях со специалистом, а дома в ходе обычной и привычной ребенку деятельности; а основной задачей специалиста на встречах с семьей является

1) научить родителей таким образом взаимодействовать
и организовывать среду вокруг ребенка, чтобы это помогало развитию и закреплению новых навыков, а также

2) поддержать их в этом процессе и дать рекомендации, если возникли какие-либо трудности

· Ребенок – личность с интересами, потребностями: ребенок не является пассивным получателем помощи,
он активно выражает свои интересы и потребности, и вся работа осуществляется в следовании за его инициативами
и обеспечении его потребностей

· Родители – партнеры и главные «учителя» ребенка: родители и другие заботящиеся о ребенке взрослые являются важнейшими посредниками, через которых функционирование ребенка улучшается – основной акцент в своей работе специалист делает не на взаимодействие с ребенком,
а на информирование, обучение и поддержку родителей

· Программы основаны на сильных сторонах, умениях ребенка и семьи: вместо того, чтобы фокусироваться
на трудностях и дефицитах, программы основываются на уже имеющихся навыках ребенка и успехах семьи, которые активно поощряются и развиваются с помощью специалиста

· Нормализовать жизнь ребенка и семьи: программы помощи направлены на то, чтобы ребенок и семья могли включаться в любые важные для них активности (например, чтобы ребенок мог максимально самостоятельно принимать пищу, собираться на прогулку, посещать детский сад, а семья могла организовать совместный досуг, который был бы для нее желаемым и важным)

· Семейно-центрированность: фокус внимания и работы специалистов направлен не только на ребенка и изменение его функционирования, но и на семью в целом, ее изучение
и улучшение качества ее жизни

· Междисциплинарность: задачей специалистов является улучшение проблемной рутины ребёнка, а так как каждая рутина состоит из навыков, относящихся к разным областям развития, для достижения улучшений может понадобиться участие различных специалистов, но работать они должны вместе на основе командного взаимодействия.


2. Чем функциональный подход отличается
от традиционной реабилитации?

На этапе становления помощи детям раннего возраста
в России (как и в остальном мире) основным подходом, в рамках которого осуществлялась помощь таким детям, была модель реабилитации, основанная на дефицитах. Специалисты, долгие годы, работавшие в рамках этой модели, основное внимание уделяли дефицитам ребенка и навыкам, в которых они отстают от своих сверстников. Основной задачей становилась коррекция дефицитов развития.

Как уже было сказано ранее, функциональный подход существенно отличается от такой традиционной модели реабилитации. Вот основные отличия этих двух подходов:

  Реабилитация, основанная на дефицитах Функциональный подход
Цель развитие у ребенка изолированных специальных навыков активность, участие и включенность, независимость в повседневной жизни, коммуникация, отношения
Где в специальном учреждении, в кабинете со специальными материалами в повседневной жизни: дома, на площадке, в магазине, в детском саду
Как часто, как долго 1-2 раза в год курсом 3 недели или 1-2 раза в неделю несколько лет каждый день несколько раз
Роль специалиста основная: самостоятельно ставит цели и занимается с ребенком коуч, наставник, партнер – равные отношения с семьей
Роль семьи пассивная: привести ребенка   активная: сами выбирают цели, активно учатся, помогают ребенку обучаться
Роль ребенка пассивная: объект действий специалиста активная: включен в повседневную жизнь и учится важным навыкам

 


Функциональная оценка

Функциональная оценка – это продолжительный совместный процесс изучения жизни ребенка, который сочетает в себе наблюдение, задавание важных с точки зрения функционирования ребенка вопросов, выслушивание рассказов семьи и анализ индивидуальных навыков и видов поведения ребенка внутри естественно возникающих ежедневных рутин
и активностей, в различных ситуациях и в разной обстановке.

Здесь важно остановиться на ключевых моментах, характеризующих функциональную оценку:

· Это продолжающийся процесс: начиная от направления семьи и на протяжении всего времени ее нахождения в службе.

· Это совместный процесс: построение и поддержание тесного контакта между членами команды ранней помощи, включая специалистов и членов семьи/заботящихся взрослых.

· Это наблюдение: прямое наблюдение и наблюдение
с использованием видео за ребенком в домашней и другой естественной для него среде.

· Это задавание вопросов: поддержание беседы с семьей
с использованием открытых вопросов, чтобы транслировать уважение, которое способствует семейной центрированности помощи.

· Это выслушивание: внимание к словам членов семьи, необходимое для понимания их приоритетов и идей, основанных на их ресурсах, ценностях и культуре.

· Это анализ: объединение всей информации о ребенке
из всех ресурсов (от родителей, из наблюдения, оценок, основанных на возрастных нормах и т.д.) с целью понимания функционирования ребенка в сравнении с тем, что обычно делают дети его возраста (например, ходит на площадку
и в магазин с мамой, а не находится постоянно дома).

· Это естественно возникающие рутины и активности: активности и рутины, в которых ребенок участвует, в соответствии с семейной культурой, ценностями и окружающим сообществом.

· Это различные ситуации в различной обстановке: навык считается освоенным, когда ребенок способен продемонстрировать его в разных местах и с разными людьми.

Оценка жизнедеятельности не основывается на том, что видится и кажется нужным и функциональным специалисту. Оценка должна предоставлять исчерпывающую информацию
о ребенке в целом, а не об отдельных изолированных навыках или вехах развития. Функциональная оценка – фактически непрерывный процесс, позволяющий как родителям, так
и специалистам лучше понимать ребенка. Функциональная оценка не является тестированием. Она должна рассматриваться как сочетание непрерывного наблюдения
и анализа, под которым понимается формулирование вопросов, сбор и структурирование информации, обсуждение наблюдений и поиск возможных интерпретаций с последующими новыми вопросами.

На практике функциональная оценка фокусируется
на ежедневном естественном поведении, которое легко определить у ребенка. Здесь ребенок не должен набрать какое-то количество баллов, которое отражало бы его уровень, или продемонстрировать определенный вид поведения. Вместо этого специалисты стараются делать акцент на важности того, что уже может и умеет делать маленький ребенок и размышлять о том, как это соотносится с другими возможными формами поведения. Функциональная оценка фокусируется на естественном, практическом поведении ребенка, которое:

· может быть легко зафиксировано родителями и другими взрослыми, которые заботятся о ребенке (бабушка, воспитатель в детском саду и т.д.)

· является центральным для формирования компетентности ребенка

· появляется и оценивается в контексте (деятельности, активности, занятия и т.д.)

· важно для формирования взаимоотношений ребенка
с основным заботящимся о нем взрослым.

Существуют приемы и стратегии, которые позволяют провести функциональную оценку наиболее полно
и качественно:

- Открытые вопросы о том, как обычно протекает день ребенка

Открытые вопросы улучшают контакт с родителями, поскольку мы активно слушаем и обсуждаем, чтобы постараться увидеть всю картину развития ребенка в контексте бытовой жизни его семьи. Мы не просто обозначаем какое-то поведение, а видим смысл за этим поведением.

- Работа в команде

Функциональная оценка включает наблюдение, клиническое обсуждение, интервью с родителями, заполнение протоколов и многие другие активности. Они организуются
в формате командной работы: координатор случая планирует оценку и сопровождает семью на всем ее протяжении, подобранные им специалисты осуществляют оценку – один
из них может беседовать с родителями, пока второй играет
и наблюдает за ребенком.

Чтобы совершенствовать командную работу, важно обсуждать роль каждого специалиста в команде. После окончания оценки обсуждайте, что прошло хорошо, а что можно улучшить. Очень важно никого не осуждать, потому что это процесс обучения для всех его участников. Коммуникация – самый эффективный способ сплотить команду. Уважайте точку зрения, высказанную каждым из членов команды, а также убедитесь, что каждый из них принимает непосредственное участие в процессе. Помните, что родители играют важнейшую роль в наших командах.

- Чем больше практики, тем лучше результат

Внедрить функциональную оценку в тот процесс оценки, который у вас уже существует, - проще, чем кажется. В течение оценки тренируйтесь задавать больше открытых вопросов
и меньше полагаться исключительно на протоколы. Тренируйтесь рассматривать развитие с функциональной точки зрения, основываясь на том, как ребенок будет использовать определенные навыки, чтобы быть успешным в течение дня. Практиковаться также можно с коллегами, когда один из вас задает открытые вопросы (в роли специалиста), а второй на них отвечает (в роли родителя).

Один из способов обеспечить непрерывность функциональной оценки – во время каждого визита семьи отсылаться к вашей программе. Специалист, который регулярно запрашивает и обсуждает информацию с семьей, а также внимательно слушает об опыте семьи, их замечаниях
и комментариях, создает с семьей равные отношения. Это вдохновляет семьи и придает им сил. Это позволяет специалисту и семье максимально эффективно совместно работать над описанием как сильных сторон и достижений ребенка, так
и областей, над которыми требуется продолжать работу. Партнерские отношения с семьей основаны на понимании того факта, что родители обладают уникальной информацией
и знаниями о своем ребенке, которыми они могут поделиться
и которые являются значимыми для дальнейшего планирования вмешательства. Когда родители чувствуют, что их мнение ценится и имеет значение, они с большей охотой
и осознанностью вовлекаются в процесс помощи своему ребенку. Если мы будем использовать процесс и информацию из оценки для максимального вовлечения родителей, мы будем повышать эффективность программы и создавать условия для обучения ребенка, которые могут сохраняться во время всего последующего развития ребенка. Формальные тесты и другие инструменты не дают такого эффекта, и поэтому не могут быть центральными для проведения оценки развития у маленьких детей.

В ходе функциональной оценки крайне важно выяснить, какие моменты в течение дня являются для родителей самыми трудными и какие цели видятся наиболее важными. Если родители будут понимать важность выбранной цели, если её достижение будет субъективно облегчать их повседневную жизнь, то они будут наиболее эффективно и мотивированно помогать ребенку в её освоении. Именно на запрос родителей,
а не на видение специалиста стоит обращать основное внимание при выборе наиболее актуальных целей обучения.


Функциональные цели

Логическим результатом проведения функциональной оценки является составление функциональных целей программы ранней помощи. В этой программе обязательно должны найти отражение цели, выбранные родителями как наиболее значимые в ходе проведения оценки.

Функциональные цели направлены на содействие участию семьи и ребенка в социальной жизни и семейных активностях, которые для них важны. Они должны обеспечивать вовлеченность, самостоятельность и отвечать социально-эмоциональным потребностям ребенка.

Критерии функциональности целей:

· Самый важный критерий функциональности заключается в том, что поведение необходимо – это значит, что без него ребенок не будет способен функционировать в ежедневных рутинах

  Цель, соответствующая критерию Цель, не соответствующая критерию
Формулировка Саша будет участвовать в уходе за собой и подготовке к приему пищи: он будет самостоятельно мыть и вытирать руки после использования туалета и после того, как мама позовет его кушать, 2 раза в день 5 дней подряд. Саша будет различать пять простых фигур.
Комментарий Навык мытья рук нужен Саше, чтобы быть более активным и самостоятельным в своей повседневной жизни и меньше нуждаться в помощи мамы. Навык различения фигур не делает Сашу более самостоятельным и включенным в свою жизнь.

· Ребенку нужен навык на ежедневной основе

 

  Цель, соответствующая критерию Цель, не соответствующая критерию
Формулировка Аня будет пить 3-4 глотка из чашки, не проливая, во время каждого приема пищи 5 дней подряд. Аня будет сопоставлять 10 одинаковых картинок.
Комментарий Навык «пить из чашки» нужен Ане каждый день, когда она принимает пищу. Навык «сопоставлять одинаковые картинки» нужен Ане только во время специально организованных занятий.

 

· Качество жизни будет улучшено

 

  Цель, соответствующая критерию Цель, не соответствующая критерию
Формулировка Артем будет участвовать в стабильном ночном сне: он будет ложиться в 22:00 и оставаться в кроватке самостоятельно до 07:00 в течение 7 дней подряд. Артем будет улучшать координацию взгляд-рука.
Комментарий Умение спокойно вовремя ложиться и не просыпаться раньше времени улучшит качество жизни самого ребенка (он будет достаточно отдыхать и иметь четкий распорядок) и всей семьи (родители будут иметь возможность выспаться или заняться своими делами). Из цели не следует, что качество жизни ребенка изменится в лучшую сторону.

 

· Данный навык поможет в освоении других навыков.

 

Функциональные цели должны быть измеримы, описывать конкретное поведение, которое должно сформироваться,
и содержать в себе так называемый критерий мастерства.
В данном подходе под целью понимается очень конкретное
и детальное описание того, какого именно поведения ждут специалисты и родители от ребенка, в каком контексте
и на каком уровне самостоятельного овладения оно должно сформироваться к запланированной дате пересмотра программы. Как можно заметить из приведенных выше примеров, навыки как таковые не делятся на функциональные
и не функциональные. Эти определения обретают смысл, когда мы говорим о конкретном ребенке в конкретной жизненной ситуации, а также о конкретных условиях применения навыка. Так, улучшение координации взгляд-рука может быть полезным для ребенка, если недостаточная сформированность этого навыка мешает ему, например, ловко пользоваться ложкой
во время еды и открывать кран, чтобы вымыть руки. Однако все условия, обусловливающие функциональность конкретного навыка для конкретного ребенка, должны присутствовать
в самой формулировке цели, чтобы её полезность
и применимость была очевидна для родителей. Тогда функциональная цель могла бы формулироваться таким образом: «Артем будет участвовать в приеме пищи, зачерпывая ложкой достаточное количество пюреобразной пищи, каши или густого супа и самостоятельно донося её до рта, в 80% случаев во время каждого приема пищи 5 дней подряд».

 

Иногда бывает сложно научиться написанию функциональных целей вместо коррекционных целей, основанных на дефицитах, - и это связано с профессиональной средой и её прошлым. Область специальной педагогики, а также смежные с ней медицинские специальности (дефектология, логопедия, физическая терапия и т.д.) изначально формировались в модели, основанной на дефицитах. В этой модели основное внимание уделялось обнаружению
и последующей коррекции дефицитов развития. Специалисты
в своей работе исходили из возрастных норм и старались определить, в каких областях ребенок отстает и каких навыков ему не хватает. Иногда они работали над некоторыми целями годами, полагая, что их достижение необходимо для успешного развития ребенка. Если такой подход и дальше будет применяться при создании программ ранней помощи, то будут упущены крайне ценные возможности повышения активности
и участия ребенка в его обычной, нормальной ежедневной деятельности.

Как уже было сказано ранее, функциональные цели должны включать в себя три компонента.

Во-первых, цель должна включать четкое описание поведения, которое ожидается от ребенка. Поведение должно быть измеримым и легко распознаваемым. Описывая поведение, очень важно следить за используемыми словами и избегать расплывчатых и общих описаний. Вот хорошие примеры описания поведения:

· оставаться в круге;

· отдавать игрушку другу;

· использовать фразы из трех или четырех слов.

Во-вторых, функциональная цель должна полностью описывать контекст, в котором она должна быть применима. Она должна определять активности и рутины, в которых ожидается поведение. Например:

· сидя за столом во время еды, игры или творчества;

· за едой, на круге приветствия и во время свободной игры.

В-третьих, функциональная цель включает критерий, который описывает подходящий ожидаемый уровень владения навыком. Условия, при которых цель будет считаться достигнутой, должны логически проистекать из результатов оценки. Их нужно формулировать с учетом индивидуальных особенностей ребенка и остальных обстоятельств. Например:

· в 80% случаев есть ложкой самостоятельно

· выполнять 2-3 простые инструкции в 4 из 5 раз
с жестовой подсказкой взрослого

Стратегии обучения не должны включаться в цели,
их следует обсуждать отдельно. Цели программы – это то, что будет делать ребенок, а стратегии обучения – то, что будут делать специалисты и родители для того, чтобы ему помочь

При написании целей крайне важно избегать использования терминов и профессионального сленга. Семья
не просто участвует в развитии навыков ребенка – по сути, она основной ресурс для их развития, поэтому семьям должен быть максимально понятен принцип выбора целей
и их формулировки.

 

Существует четыре принципа написания функциональных целей. Рассматривая каждую из выбранных целей
по отдельности применительно к этим четырем признакам, специалист может определить, действительно ли эта цель является функциональной.

1.Цель должна соответствовать приоритетам семьи и всех взрослых, участвующих в заботе о ребенке.

· Полезна ли эта цель для родителей и имеет ли для них значение?

Ответ на этот вопрос требует четких свидетельств того, почему эта цель важна для заботящихся взрослых.

· Относится ли цель к вовлеченности ребенка
в собственную жизнь?

· Относится ли она к области социальных отношений?

· Относится ли она к увеличению независимости ребенка?

2.Цели должны соответствовать реальным жизненным ситуациям.

· Могут ли самые разные люди, окружающие ребенка, содействовать достижению этой цели множество раз в течение дня и в самых разных ежедневных рутинах и активностях?

· Может ли эта цель легко интегрироваться в естественные виды активности и взаимодействий ребенка?

· Понятен ли контекст ситуации? Очевидны
ли приоритетные рутины, условия и активности?

3.Цель должна быть легка для понимания.

· Логична ли цель?

· Могут ли родители и другие взрослые точно понять, что ожидается от ребенка?

· Нет ли в формулировке сложной терминологии?

· Используются ли в формулировке понятные, функциональные глаголы (поведение, которое может однозначно отследить любой человек)?

4.Цель должна быть измерима.

· Указано ли в цели, что именно ребенок должен делать?

· Не получилось ли, что формулировка слишком общая или слишком узкая?

· Смогут ли все понять, когда навык будет освоен (критерий мастерства)?


 

5. Реализация программы, основанной
на функциональном подходе

В функциональном подходе основная работа над развитием навыков происходит в перерыве между встречами со специалистами. Нейробиологические особенности развития мозга маленького ребенка таковы, что наиболее эффективное обучение происходит при многократном и регулярном повторении одних и тех же действий. Тогда навык формируется, закрепляется и обобщается на самые разные ситуации в жизни ребенка.

Рассмотрим пример: на занятии со специалистом ребенок играет с музыкальной игрушкой, которая его очень заинтересовала. Специалист несколько раз показывает, что для того, чтобы заиграла музыка, нужно нажать ладонью на кнопку. Ребенок предпринимает несколько попыток, специалист помогает ему, придерживая за руку, и через некоторое время
у малыша впервые получается нажать на кнопку самостоятельно. Это начало процесса формирования навыка «нажимать на кнопку» и первое его самостоятельное появление. Но говорить о том, что ребенок уже научился нажимать
на кнопку, пока еще рано – ему все еще трудно, и не все его попытки заканчиваются успешно. На следующий день мама, вдохновленная успехами малыша, предлагает ему дома подобную игрушку. В течение всей недели они регулярно играют с этой игрушкой, и с каждым разом у малыша получается все лучше и лучше. Это – процесс закрепления навыка.
К следующему занятию со специалистом у ребенка уже заметно чаще получается самостоятельно нажать на кнопку и извлечь звук. Прогресс не был бы таким очевидным, если бы ребенок играл с такой игрушкой только на занятиях раз в неделю – именно процесс ежедневного закрепления сделал обучение таким эффективным.

Однако, как уже обсуждалось выше, сам по себе навык нажимать на кнопку игрушки не является функциональным, так как не вносит значительных изменений в ежедневную жизнь семьи. Другое дело, если бы ребенок мог нажимать
на выключатель и зажигать себе свет в ванной, а выходя – гасить его, а также самостоятельно вызывать лифт, когда они
с мамой идут на прогулку или возвращаются домой. Поэтому мама дома тренирует навык «нажимать кнопку» не только
с игрушкой, но и с выключателями, лифтом, дверным звонком
и т.д. Специалист на занятиях также подключает элементы обучения этому навыку в самые разные активности – включать свет перед входом в кабинет, нажимать на кнопки разных игрушек (музыкальных и других с причинно-следственной связью, игрушечного пианино и т.д.), включать электронные игрушки и приборы перед их использованием. Таким образом, происходит генерализация, или обобщение навыка – процесс, при котором ребенок начинает использовать новое умение
в самых разных жизненных ситуациях, в разных местах
и с разными людьми. Процесс работы над конкретным навыком заканчивается, когда ребенок уверенно и самостоятельно использует его в любой жизненной ситуации, в которой
он может ему пригодиться.

Ежедневные рутины - это осмысленный контекст для обучения маленьких детей новым навыкам, так как они предсказуемы, функциональны и возникают множество раз
в течение дня. Когда взрослые используют ежедневные рутины в качестве контекста для осуществления вмешательства, они могут встроить его в естественную активность ребенка,
не прерывая тем самым ребенка в процессе его деятельности
и естественного обучения. Когда вмешательство основано
на рутинах, полученные навыки становятся функциональными
и значимыми, осмысленными для ребенка и родителей. Вмешательство может быть включено в процесс игры, ежедневного ухода или других рутин, основанных
на собственной активности ребенка.

Стратегии вмешательства должны помогать:

· изменять окружающую ребенка среду;

· адаптировать игровые и бытовые материалы;

· адаптировать расписание и распорядок дня;

· модифицировать взаимодействие и взгляды взрослого;

· изменять уровень навыков ребенка.

В функциональном подходе наиболее эффективной формой работы является домашнее визитирование. При такой форме работы специалист с заранее установленной регулярностью посещает семью на дому, наблюдая и присоединяясь к ребенку в его естественной среде, а также отслеживая, как происходит взаимодействие между родителями и ребенком в этой среде. Специалист придерживается следующего хода встречи:

· Общие вопросы, например: Как прошла ваша неделя? Как ваши дела? Появились ли у вас какие-то вопросы ко мне?
Эти вопросы позволяют семье сразу поделиться достижениями, которые случились в течение недели, или поделиться своими тревогами.

· Обсуждение целей в приоритетной последовательности.
Если работа над целью продвигается, то специалист обсуждает
с семьей, какие стратегии сработали особенно хорошо и какие шаги можно было бы предпринять дальше. Если родители отмечают трудности в работе над целью, специалист выясняет, чем именно вызвали трудности, задает ряд уточняющих вопросов и вместе с семьей выбирает подходящий способ дальнейшей работы над целью. Специалист также может проводить моделирующее обучение, показывая, как можно тренировать тот или иной навык в естественной среде. Также
он может наблюдать за тем, как члены семьи включают обучающие моменты в свое взаимодействие с ребенком,
и давать обратную связь – что у родителей получается хорошо, а что можно было бы добавить или изменить.

· Отдельный вопрос о том, есть ли какие-то особо сложные моменты в течение дня.

· Вопросы о включенности семьи в социальную жизнь – ходили ли они куда-то или принимали гостей за прошедшую неделю.

· Вопрос о состоянии родителей – насколько они сейчас поглощены заботой о ребенке и удается ли выделить время, которое они могли бы потратить на себя.

Если по каким-либо причинам не удается осуществлять домашние визиты, то встречи со специалистами в службе ранней помощи должны быть максимально приближены
по содержанию к таким визитам. Специалисты также много обсуждают с родителями их работу над целями и активно включают членов семьи в занятия, а также могут организовывать на встречах элементы различных рутин, требующих вмешательства – мытье рук, переодевание (снять ботиночки перед входом в кабинет и надеть при выходе), прием пищи и т.д.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: