Диагностика реализации потребностей в саморазвитии




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

Тема: Сознание и его структура.

План:

1. Вопросы для самоподготовки:

- Определение сознания. Основные подходы к проблеме.

- Предпосылка и условия возникновения сознания.

- Свойства сознания, его функции.

- Структура сознания.

- Сознание и бессознательное, их соотношение.

- Сознание и самосознание.

 

2. Задания для самостоятельной работы (выполняются письменно):

 

2.1. Выписать все ключевые понятия темы в словарь:

сознание, бессознательное, самосознание, самоактуализация, самовоспитание, самонаблюдение, самооценка, самость, Я-концепция.

 

Выписать структуру сознания по А.В. Петровскому и В.П. Зинченко (Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 288с. – С.121-122).

 

2.3. Какое место в психике занимает сознание и бессознательное? Как они связаны друг с другом? Дать соответствующую оценку приведенным ниже суждениям о бессознательном:

- Бессознательное существует в виде «специфического компонента человеческой психики, содержание которого скрыто как от внешнего наблюдателя, так и от интроспективного анализа самого субъекта, но вместе с тем оно определенным образом влияет, даже иногда детерминирует влияние на сознание и поведение индивида... Здесь уместно вспомнить многочисленные, известные каждому случаи внешней алогичности, иррациональности, что встречаются в поступках любого человека в моменты, когда ее деятельность сопряжена с риском актуализации в сознании болезненных или просто дискомфортных переживаний прошлого».

- Что же касается неосознаваемого психического, будь то подсознание или сверхсознательное... то их функционирование неразрывно связано с деятельностью сознания.

- В процессе эволюции человека и ее последующего культурно-исторического развития под - и сверхсознательное возникли вместе с сознанием, теснейшим образом взаимодействуют с ним. Без сознания они видимо не существуют...

- Опытный врач интуитивно (неусвідомлювано) ставит диагноз, потому что мозг хранит следы признаков (окраски белков глаз, характерная мимика, походка, цвет кожи и т.п.), типичные для каждого заболевания».

 

О какой решающий фактор возникновения и развития сознания как высшей формы отражения ведется в данных отрывках? В чем их сущность?

- «Источники сознания как процесса отражения действительности, получения и переработки информации, поступающей из объективного мира, создание сложных программ поведения и обеспечение контроля над ним стоит искать не внутри мозга, не в самих механизмах нервных процессов, а в реальном отношении человека к действительности, в его общественной жизни, что является подлинным источником сложнейших форм сознательной деятельности человека».

- Сознание человека общественно обусловлено, определяется, в конечном счете, условиями материальной жизни общества. Общественная обусловленность сознания людей, зависимость ее от конкретно-исторических условий жизни общества выражается в специфических особенностях личности, присущих людям определенной исторической эпохи и определенной общественной группы».

Выполнить психодиагностическую методику «Диагностика реализации потребности в саморазвитии».

Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

 

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:

 

5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4-скорее соответствует, чем нет;

3-и да, и нет;

2-скорее не соответствует;

1-не соответствует.

Опросник

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10.Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные

результаты.

13.Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе.

 

Обработка и интерпретация результатов

 

Подсчитайте общую сумму баллов.

Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;

- диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития;

- результат от15 до 35 баллов дает основание полагать, что исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития.

 

3. Контрольные вопросы:

 

- Каковы филогенетические предпосылки возникновения сознания у человека?

- Как связаны развитие сознания с освоением деятельности и общением?

Структурные элементы сознания по С.Л.Рубинштейном?

- Назовите четыре уровня самосознания.

- Назовите и дайте определение фазовым состояниям сознания.

- Возможен ли переход бессознательного в сознательное и наоборот?

- Какие уровни самосознания за В. В. Столиным?

 

4. Литература:

 

1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы Б. Б. Айсмонтас. - М.: Изд - во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 288 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2001. – 336 с.

3. Мамардашвили М. К. признание как философская проблема / М. К. Мамардашвили / / Вопросы философии. – 1990. № 10.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. – 713 с.

5. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. - М., 1989.

6.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 143 с.

7. Швалб Ю. М. Целеполагающее сознание (психологические модели исследования) / Ю. М. Швалб. – К.: Милленниум, 2003. – 152 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: