ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: Сознание и его структура.
План:
1. Вопросы для самоподготовки:
- Определение сознания. Основные подходы к проблеме.
- Предпосылка и условия возникновения сознания.
- Свойства сознания, его функции.
- Структура сознания.
- Сознание и бессознательное, их соотношение.
- Сознание и самосознание.
2. Задания для самостоятельной работы (выполняются письменно):
2.1. Выписать все ключевые понятия темы в словарь:
сознание, бессознательное, самосознание, самоактуализация, самовоспитание, самонаблюдение, самооценка, самость, Я-концепция.
Выписать структуру сознания по А.В. Петровскому и В.П. Зинченко (Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 288с. – С.121-122).
2.3. Какое место в психике занимает сознание и бессознательное? Как они связаны друг с другом? Дать соответствующую оценку приведенным ниже суждениям о бессознательном:
- Бессознательное существует в виде «специфического компонента человеческой психики, содержание которого скрыто как от внешнего наблюдателя, так и от интроспективного анализа самого субъекта, но вместе с тем оно определенным образом влияет, даже иногда детерминирует влияние на сознание и поведение индивида... Здесь уместно вспомнить многочисленные, известные каждому случаи внешней алогичности, иррациональности, что встречаются в поступках любого человека в моменты, когда ее деятельность сопряжена с риском актуализации в сознании болезненных или просто дискомфортных переживаний прошлого».
- Что же касается неосознаваемого психического, будь то подсознание или сверхсознательное... то их функционирование неразрывно связано с деятельностью сознания.
- В процессе эволюции человека и ее последующего культурно-исторического развития под - и сверхсознательное возникли вместе с сознанием, теснейшим образом взаимодействуют с ним. Без сознания они видимо не существуют...
- Опытный врач интуитивно (неусвідомлювано) ставит диагноз, потому что мозг хранит следы признаков (окраски белков глаз, характерная мимика, походка, цвет кожи и т.п.), типичные для каждого заболевания».
О какой решающий фактор возникновения и развития сознания как высшей формы отражения ведется в данных отрывках? В чем их сущность?
- «Источники сознания как процесса отражения действительности, получения и переработки информации, поступающей из объективного мира, создание сложных программ поведения и обеспечение контроля над ним стоит искать не внутри мозга, не в самих механизмах нервных процессов, а в реальном отношении человека к действительности, в его общественной жизни, что является подлинным источником сложнейших форм сознательной деятельности человека».
- Сознание человека общественно обусловлено, определяется, в конечном счете, условиями материальной жизни общества. Общественная обусловленность сознания людей, зависимость ее от конкретно-исторических условий жизни общества выражается в специфических особенностях личности, присущих людям определенной исторической эпохи и определенной общественной группы».
Выполнить психодиагностическую методику «Диагностика реализации потребности в саморазвитии».
Диагностика реализации потребностей в саморазвитии
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:
5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4-скорее соответствует, чем нет;
3-и да, и нет;
2-скорее не соответствует;
1-не соответствует.
Опросник
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10.Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные
результаты.
13.Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15.Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;
- диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития;
- результат от15 до 35 баллов дает основание полагать, что исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития.
3. Контрольные вопросы:
- Каковы филогенетические предпосылки возникновения сознания у человека?
- Как связаны развитие сознания с освоением деятельности и общением?
Структурные элементы сознания по С.Л.Рубинштейном?
- Назовите четыре уровня самосознания.
- Назовите и дайте определение фазовым состояниям сознания.
- Возможен ли переход бессознательного в сознательное и наоборот?
- Какие уровни самосознания за В. В. Столиным?
4. Литература:
1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы Б. Б. Айсмонтас. - М.: Изд - во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 288 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2001. – 336 с.
3. Мамардашвили М. К. признание как философская проблема / М. К. Мамардашвили / / Вопросы философии. – 1990. № 10.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. – 713 с.
5. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. - М., 1989.
6.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 143 с.
7. Швалб Ю. М. Целеполагающее сознание (психологические модели исследования) / Ю. М. Швалб. – К.: Милленниум, 2003. – 152 с.