Понятие, общая информация




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

БИЗНЕС ПЛАН: ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫПОСТРОЕНИЯ

Понятие, общая информация

1.2 Содержание бизнес-плана

1.3 Способы построения бизнес-плана

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС ПЛАНА

2.1 Методы разработки бизнес плана

Практическая часть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности компании и в то же время нужный инструмент проектно-инвестиционных решений в согласовании с нуждами рынка. В нем характеризуются главные нюансы коммерческого предприятия, анализируются трудности, с коими оно столкнется, и определяются методы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих пред предприятием независимо от его функциональной ориентации.

Посредством планирования определяется и гарантируется целенаправленное развитие компании. В настоящее время, в условиях рынка, недостает одного планирования в масштабе державы, возникли новые формы принадлежности, появляются новые домашние взаимосвязи меж изготовителями и покупателями, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Актуальность бизнес-плана в деятельности российских предпринимателей определяется последующими главными обстоятельствами:

• сегодняшнее поколение бизнесменов в большинстве своем до этого никак не занималось бизнесом, и многие не знакомы в том числе и с принципами организации и планирования производства. Для них это основа планомерной организованной работы.

• изменяющиеся условия рыночной среды требуют учёта разных разновидностей предпринимательского поведения, и подготовки запасных мер для новейших хозяйственных ситуаций.

• изменяющиеся условия рыночной среды требуют учёта разных вариантов предпринимательского поведения, и подготовки запасных мер для новейших хозяйственных ситуаций.

БИЗНЕС ПЛАН: ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫПОСТРОЕНИЯ

 

Понятие, общая информация

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план должен:

· показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;

· оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;

· определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.

Основные функции бизнес-плана:

· является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

· может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

· выступает инструментом привлечения новых инвестиций;

· является инструментом реализации стратегии предприятия.

Одним из важнейших этапов процесса планирования является составление бизнес-плана, необходимого как для внутрифирменного планирования, так и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование плана и вероятность многосторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых событий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать средства в этот проект.

Бизнес-план обязан:

· показать, что продукт либо услуга отыщут собственного покупателя, определить вместимость рынка сбыта и перспективы его развития;

· оценить затраты, необходимые для изготовления и реализации продукции, предоставления на рынке работ либо услуг;

· определить рентабельность будущего производства и показать его эффективность для компании (инвестора), для местного, регионального и муниципального бюджета.

Главные функции бизнес-плана:

· является инвентарем, с помощью которого бизнесмен имеет возможность оценить практические итоги деятельности за установленный период;

· имеет возможность быть использованным для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

· выступает инструментом привлечения новых вложений;

· является инструментом реализации стратегии компании.

· Одним из важнейших шагов процесса планирования считается составление бизнес-плана, нужного как для внутрифирменного планирования, так и для объяснения получения валютных средств из внешнего источника, т. е. получения средств под конкретный проект в виде банковских займов, бюджетных ассигнований, долевого роли остальных компаний в осуществлении плана.

 

1.2 Содержание бизнес плана

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности компании, его финансовые итоги. Так как бизнес-план является инструментом для реализации стратегии компании, то структура документа обязана быть унифицирована. Стандартный бизнес-план обязан включать в себя следующие основные сегменты:

1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем коротко отображается суть плана. От того, как прописано резюме, зависит, появится ли интерес у возможных инвесторов к предприятию.

Резюме обязано содержать:

· цель проекта;

· краткое описание фирмы;

· краткое изложение более привлекательных факторов из всех остальных разделов с упором на позитивные нюансы предлагаемой бизнес-идеи;

· размер привлекаемых вложений и/или кредитных ресурсов;

· главные денежные характеристики, описывающие отдача плана;

· предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;

· номера и даты получения патентов и сертификатов;

· факты, подтверждающие незыблемость деятельности компании, юридические и финансовые гарантии.

 

2. Описание компании:

· главные виды деятельности и характер фирмы; профиль фирмы (производство, торговля либо сфера услуг);

· стадия развития предоставленного бизнеса;

· цели компании и его организационно-правовая выкройка;

· что и как фирма хочет предлагать собственным клиентам;

· главные технико-финансовые характеристики компании за минувшие 5 лет;

· нынешние и перспективные географические рамки деятельности фирмы;

· характеристики конкурентоспособности продуктов и предприятий по определенным рынкам и периодам;

· различия предоставленного компании от остальных фирм.

3. Описание продукции либо услуг:

· физическое описание продукции либо услуг;

· описание способов их применения;

· привлекательные стороны предлагаемой продукции либо услуг, их свежесть;

· степень готовности продукции либо услуг к выходу на рынок;

· перечень экспертов либо потребителей, которые знакомы с продуктом либо предложениями и имеют все шансы дать о них благоприятную рецензию (при наличии такой информации).

4. Анализ рынка и рекламная стратегия.

Цель анализа рынка — объяснить, как предполагаемый бизнес собирается повлиять на рынок и отвечать на складывающуюся на нем ситуацию, чтобы обеспечить сбыт продукта

Анализ рынка охватывает:

· определение спроса и емкости рынка;

· анализ конкурентной борьбы и других действий при формировании предоставленного бизнеса;

· итоги изучения рынка;

· прогнозы размеров продаж;

· отображение маркетинговой стратегии данной фирмы (стратегии реализации, рекламы и продвижения продукта, ценообразования, стимулирования продаж и т. д.).

· Рекламная стратегия включает:

· технологии и итоги сегментации рынка;

· стратегию ценообразования, мониторинг расценок на продукты компании;

· стратегии охвата рынка;

· стратегии исследования новейших продуктов;

· выбор ресурсной стратегии;

· отбор способов и методик распространения продуктов;

· стратегию стимулирования быта продукции;

· отбор стратегии рекламы продукта;

· выбор стратегии развития компании на перспективу.

5. Производственный план

Генеральный производственный план охватывает:

· совместный подход к организации производства;

· необходимое сырье и используемые материалы, их источники и условия поставки;

· технические процессы на производстве;

· необходимое оснащение и его мощность.

· требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-промышленный и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала сообразно мере развития компании).

· План обновления выпускаемой продукции обязан содержать:

· отображение научных подходов, систем, основ, способов и технологии, которые были применены при исследовании стратегии обновления выпускаемой продукции;

· технико-финансовое обоснование инвестиционных планов;

· характеристики конкурентоспособности, свойства и ресурсоёмкость продукции компании и главных конкурентов;

· план НИОКР.

План производства и реализации продукции обязан подключать последующие вопросы:

· расчет производственной силы подразделений компании;

· оперативно-календарные планы;

· план реализации продукции;

· тест применения производственной силы компании;

· план развития производства содержит намерения:

· увеличения технического значения производства;

· увеличения организационного уровня производства;

· общественного развития коллектива;

· мероприятий по охране окружающей среды;

· инвестиционных планов по развитию изготовления.

1.3 Способы построения бизнес плана.

Способы построения бизнес- плана – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие способы хорошо известны и применяются не только в планировании.

Часть способов формализована и доведена до уровня экономико-математических моделей, другие имеют слабое описание. Все эти способы могут применяться отдельно и в комплексе.

Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь о них представление, знать их сущность, возможности применения.

К основным способам бизнес планирования относятся:

1. балансовый;

2. опытно-статистический;

3. нормативный;

4. экономико-математический.

Каждый из указанных способов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

1. Балансовый способ – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности. С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязывание разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

2. Опытно–статистический способ – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой способ планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого способа, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот способ имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.

3. Нормативный способ (способ технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и вещественного труда для определения переменных величин. Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов. Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.

4. Экономико-математические способы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического способа. Применение этой группы способов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих способов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных. Наиболее распространены в современных условиях способы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, способы имитации, теории графов и др.

В последнее время особую популярность приобрели такие способы построения бизнес- плана, как:

· способ чувствительности;

· проверка устойчивости;

· предельного анализа;

· нормы прибыли на вложенный капитал;

· и др.

Эти способы присущи планированию в условиях рыночной экономики и ранее в отечественной практике не рассматривались.

Анализ чувствительности – позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого мероприятия.

1. Анализ чувствительности может использоваться:

• Для выявления факторов наиболее влияющих на результаты реализации планируемого мероприятия (изменение дохода в зависимости от изменения цен на продукцию, сырье, объема выпуска и пр.). Знание этих факторов и их влияния позволяет заранее выявить и учесть, а, следовательно, и уменьшить негативные последствия.

• Для сравнительного анализа проектов при решении вопроса о включении их в план. Для каждого проекта определяется чувствительность к изменению различных факторов: цен, объема продаж, процентных ставок по кредиту. Предпочтение отдается наименее чувствительному критерию.

2. Проверка устойчивости. По форме данный способ похож на анализ чувствительности.

Его главная цель – предвидеть ход развития событий в процессе реализации плана, который могут произойти во внешнем окружении и внутренней среде предприятия.

Суть способа – разработка сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана. Определяются доходы, потери, показатели эффективности.

Достоинством данного способа является то, что он позволяет оценить одновременное влияние нескольких параметров на конечные результаты.

3. Предельный анализ. Данный способ позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия.

Если прибыль – цель предприятия, то предельный анализ – важный способ ее достижения.

Предельный анализ в планировании может быть использован для установления цен на продукцию, объемов продаж и др. Одним из вариантов предельного анализа является точка безубыточности.

Норма прибыли на вложенный капитал – важнейший инструмент планирования. В основе этого способа лежит расчет, показывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. С его помощью определяется целесообразность капитальных вложений, планируются затраты, производится оценка эффективности прошлых плановых решений.

К основным преимуществам данного способа следует отнести его простоту, соответствие главной цели деятельности предприятия, а также то, что он не связан с объемом продаж.

Сегодня при расчете данного показателя используются различные виды капитала, что значительно расширяет зону его применения. Так, норма прибыли на собственный капитал характеризует финансовые результаты работы, на используемый капитал – является показателей деятельности предприятия и т.д.

Дисконтирование – способ приведения будущих расходов к исходному моменту времени (моменту осуществления капиталовложений).

Дисконтирование учитывает изменение стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия.

Следующий элемент способов построения бизнес планирования – показатели плана.

Показатель плана – это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса) экономического объекта.

Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По роли в управлении:

· директивные, обязательные

· расчетные, необязательные для исполнения

2. По экономическому содержанию:

• натуральные

• стоимостные

• трудовые

3. По отношению к деятельности:

• количественные

• качественные

4. По отношению к соизмерителю:

• абсолютные

• относительные, т.е. выраженные по отношению к другому показателю

5. По роли в экономической работе:

• прогнозные

• плановые

• фактические

6. По критерию математических вычислений:

• объемные

• средние

• приростные

• предельные

• индексные

Показатели в масштабах объекта объединяются системой. Система экономических показателей – это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны экономически, технологически, организационно.

Система показателей отражает:

1. организацию, объем и структуру работы;

2. реальные связи объектов хозяйствования;

3. единую стандартизированную и обязательную методику расчета.

Все показатели в системе должны быть сопоставимы по методике расчета, по ценам и другим факторам.

В настоящее время выделяют 2 главных подхода к исследованию бизнес-плана. Идея первого заключена в том, что разработчики плана разрабатывают бизнес-план сами, а рекомендации получают у профессионалов, в неких случаях у возможных инвесторов. Во втором подходе организаторы бизнес-плана выступают в качестве клиентов, и не разрабатывают его сами. Разработкой бизнес-плана в предоставленном случае считаются компании, которые специализируются в области рекламной деятельности. При необходимости обращаются в консалтинговые конторы и к профессионалам.

В зарубежной практике неотъемлемым условием считается непосредственно роль управляющего компании в разработке бизнес-плана. Почти все банки и инвестиционные фонды в том числе и отказываются разглядывать заявки на выделение средств, в случае, ежели данное условие не соблюдается.

Однако независимо от способов исследования бизнес-плана в процессе его составления подлежат взаимному учету и согласовыванию интересов и условия сопричастных сторон:

1. заказчика бизнес-плана, который считается самостоятельным инвестором либо употребляет привлеченный капитал. Его интерес – успешное осуществление плана и получение заработка;

2. инвестора, интересом которого является возврат вложенных средств и приобретение дивидендов;

3. покупателей, использующих продукцию, интерес каких – удовлетворение необходимости в товарах;

4. органов власти, которые определяют потребности и первоочередные задачи становления бизнеса. Главная цель их работы – удовлетворение публичных необходимостей.

Есть некие особенности при исследовании бизнес-намерений для разных организаций. К примеру, для одноточечной (состоящей из одного предприятия) и многоточечной (состоящей из 2-ух и более компаний) организации. При планировании работы таковой компании поначалу разрабатывается собственный план для каждой компании, а потом все данные планы сводят в совместный бизнес-план. Если бизнес лишь начинается, то в план включаются только расчетные характеристики. Ежели бизнес уже есть, то в плане отражаются отчетные данные за базовый год, с коими сравниваются планируемые характеристики.

Бизнес-план организаций с большим инвестиционным проектом, который имеет необходимость в наружном финансировании, – более сложный разряд бизнес-плана. Тут на первом месте стоят показатели, описывающие собственно вкладывательный проект. Дальше излагаются обычные сегменты бизнес-плана, связанные с вкладывательным планом.

Особенность диверсифицированных организаций – целенаправленное воплощение нескольких видов деятельности. Это, безусловно, обязано сказаться на бизнес-планах таковых организаций. Зачастую в этих организациях отдельные виды деятельности реализуются в особых подразделениях, филиалах (бизнес-единицах). В данном случае организация считается многоточечной, и бизнес-план оформляется соответственно.

Особенность бизнес-плана непроизводственных организаций заключается в том, что, в отличии от развернутого плана производства, в нем в сжатом виде излагается предполагаемый список услуг либо дел, которые будут предоставляться. Основной задачей в предоставленном случае считается объяснение критерий предоставления услуг либо исполнения дел, присутствие сертификатов, лицензий, разрешений. Вместо плана производства – эксплуатационный план, в котором намечаются средства и ресурсы, нужные для ведения бизнеса в предполагаемый период, а также потребность в используемых материалах, рабочей мощности, и т. д. Остальные разделы плана оформляются подобно планам производственных организаций.

Индивидуальностью бизнес-плана строительной организации является то, что планирование проводится в условиях неопределенности. Для строительных фирм одной из причин неопределенности считается объем заказов, кой появляется в итоге проведения маркетинговых акций. Второй причиной неопределенности является неравномерность поступления заказов, что особенно принципиально на исходном шаге производства.

Не стоит забывать, что есть конкретная разница между бизнес-планированием в России и за рубежом.

Российская экономика менее стабильна, более расположена к большим переменам, скачкам и колебаниям. Потому если в европейской и южноамериканской практике уже долгие годы употребляются бизнес-планы, описывающие развитие компании на протяжении 10, 15, 20, а то и 30 лет, то для российских компаний горизонт планирования традиционно не переступает за пределы 2-3 лет.

 

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС ПЛАНА

 

Сводная информация

В России отсутствуют какие-либо обязательные стандарты составления бизнес планов. Все без исключения «стандарты» (реализованные в виде инструкций, рекомендаций, информационных материалов) носят исключительно рекомендательный характер. Т.е., применение «стандартов» не носит обязательный характер.

Однако за рубежом дело обстоит немного иначе. В ряде стран существуют стандарты бизнес-планирования. Это, скажем, как DIN 69901, V-Modell (Германия), CEPM (Индия), C-PMBOK (Китай), PROMAT (Южная Корея), AFITEP (Франция), NASA Project Management (США), BSI BS 6079, APM Body of Knowledge, OSCEng (Великобритания), VZPM, Hermes method (Швейцария), CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада), P2M (Япония), South African NQF4 (ЮАР), ANCSPM (Австралия) и др. Есть также и группа международных стандартов, например, - PMI, IPMA.

Кроме того, основное содержание бизнес-плана, вне зависимости от методики, будет являться тем же самым. Дело лишь в том, что конкретная методика бизнес-планирования делает больший упор на тех или иных показателях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: