Обратите внимание на её глаза и волосы. Если они прорисованы детально, то перед вами именно Полхов-майданская матрёшка Она представляет собой крестьянский примитив, написанный анилиновыми красками по чёрному контуру. Его наносят первым с помощью туши. Матрёшку одевают в юбку, передник и броский платок. Руки не пишут, чтобы не отвлекать внимания от многолепесткового цветка шиповника с бутонами, который украшает передник.
В Полховском Майдане матрёшки издавна отличались яркими бордовыми, фиолетовыми, красными и зелёными цветами. Для них характерна обводка деталей рисунка и роспись анилиновыми красками. Главная отличительная черта этих кукол — красный цветок шиповника на переднике.
4 Сергиев-посадская матрешка. Вы узнаете её по лаконичности оформления гуашью ярких локальных цветов и чёрным контурам. Овал лица и руки покрываются телесным цветом, глаза рисуют без ресниц, нос отмечают двумя точками. В оформлении лица прослеживаются традиции иконописной школы. Загорской росписи характерно изображение таких элементов национального костюма, как сарафан с передником в цветочек и платок, повязанный узлом. Художники часто изображают меня, держащей в руках петуха, букет цветов или лукошко с ягодами. Так они передают элементы быта крестьян.
5. Секреты мастерства.
Процесс изготовления матрешки сложен и требует от ее создателей мастерства, знания традиций, терпения. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Дерево, из которого делается заготовка, обязательно срубается зимой, когда в древесине мало сока. Ствол обрабатывается и хранится в теплом, хорошо проветриваемом помещении в течение 2 лет. О готовности материала хороший токарь судит по запаху. Изготовление матрешки начинается с вытачивания донышка. Выточенную деталь сушат неделю, а затем к ней притачивают верх. Качество токарной работы зависит от уровня (степени) мастерства токаря. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Хорошая (качественная) заготовка имеет небольшой зазор, матрешки легко входят друг в друга и хорошо (плотно) закрываются. Перед росписью заготовку ошкуривают еще раз до идеального состояния и грунтуют яйцом или разбавленным клеем ПВА. После этого карандашом наносят основной рисунок и начинают расписывать. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. Обычно используют гуашь, акварель, акрил или темпер. Матрешки, расписанные гуашью или акварелью, лачат, нанося от 3 до 10 слоев лака. Акварельные и акриловые краски хорошо впитываются в древесину, работы, сделанные ими, не поддаются исправлению, поэтому они требуют от расписчиц высокого мастерства, хорошего знания техники, точности. О качестве матрешки судят по чистоте красок, правильности рисунка.
|
классификация Е.Ю.Мартыновой, для выявления сходства и различия русских матрёшек, изготавливаемых мастерами различных промыслов. >
Виды матрешек | Полх-Майдановская | Семеновская | Сергиев Посад |
Образ | Красавица | Казачка | Крестьянка |
Внешность | Стройная, высокая, праздная, нежная | Коренастая, крепкая, суровая, нарядная | Пышная, приземистая, сердобольная, грустная |
Лицо | Круглое | Яйцеобразное | Грушевидное |
Волосы | Кудрявые, черные | Прямые, черные | Коричневые, прямые |
Глаза | Большие, добрые с ресницами | Взгляд с поворотом влево | Печальные, большие |
Платок | Однотонная шаль | Платок с цветочным рисунком, сложной каймой | Темный платочек, часто без рисунка с линейной каймой |
Одежда | Темная юбка | Платье с круговым рисунком | Сарафан и кофта |
Отделка | Изящные цветы или плоды в овале передника | Цветочный орнамент с верховным письмом | Выжигается геометрический и линейный рисунок |
Цвет | Все цвета теплой гаммы. Преобладает желтый, малиновый, оранжевый, контраст, светлого и темного | Яркое сочетание чистых красок зеленой, красной и желтой | Темная бордово-коричневая гамма с мелкими вкраплениями светлых красок и черных линий |
Руки | Отсутствуют | Опущены вдоль тела | Округло расположены навстречу друг другу |
Румяна | Отсутствует | Четко очерченные, яркие, небольшие | Крупные во всю щеку, слегка размытые к краям |
|